Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

Василев П. Психология на управленческата дейност в учебно-възпитателните заведения. София: Софийски университет «Климент Охридски», 1985. 310 с.

 

В книге (курсе лекций) известного болгарского психолога Петра Василева содержится многогранный анализ деятельности руководителей педагогических коллективов.

Исследование предваряется историческим обзором, отражающим становление психологии управления с попыткой определить ее объект, предмет, основные задачи и направления.

Значительное место в лекциях отведено психологии личности руководителя, ее влиянию на формирование и развитие отношений как внутри, так и вне учебного заведения. С помощью контент-анализа многочисленных и различных по характеру документов (в том числе в свободной форме изложенных 300 учителями средних школ описаний идеального, по их мнению, директора) автор предпринял попытку смоделировать оптимальную структуру личностных качеств эффективного руководителя школы или училища, включающую качества нравственные, организационные, профессионально-педагогические, интеллектуальные, политические и волевые.

Интересно изложена проблема стилей руководства. Помимо традиционно рассматриваемых стилей (директивный, коллегиальный, либеральный) автор выделяет так называемые анти-стили: бюрократический, деспотический, диктаторский, анархический, технократический и т.д. Емкой характеристике соответствующих типов способствует методически хорошо продуманная работа с разнообразным эмпирическим материалом. Исследованы также формы контакта между директором, учителями (в особенности классными руководителями) и учащимися, предлагаются обоснованные рекомендации по организации оптимальных форм общения.

При рассмотрении неформальной структуры коллектива особое внимание уделяется социально-психологическому климату, выделены его параметры с целью разработки специфических анкет и опросников. При этом автор, как и в других разделах, широко использует результаты советской социально-психологической науки, но, следуя устоявшейся в болгарской литературе

 

168

 

традиции, настаивает на терминах «социальная психика» и «социально-психический климат» и к тому же считает последнее понятие видовым по отношению к родовому понятию «психический климат», куда входит и совокупность эмоциональных и прочих субъективных состояний, непосредственно порождаемых физическими условиями труда — влажностью, температурой, вибрацией и т.д. В этом пункте концепция П. Василева и некоторых других болгарских (а также советских) коллег представляется нам несколько противоречивой и достаточно спорной.

Далее в лекциях подробно рассмотрены понятие ученического самоуправления и роль в его формировании учителей, классных руководителей и руководства школы, с помощью специально разработанных методик вскрываются характерные ошибки в отношениях между учителями и ученическим активом. Автор показывает, в частности, насколько снижают эффективность работы невнимание со стороны многих учителей, и особенно классных руководителей, к складывающейся в классе неформальной структуре, недифференцированная передача инструкций и вытекающая отсюда «приказная» форма отношений. Так, результаты самонаблюдения и хронометража, проведенного тридцатью классными руководителями по специально разработанной методике, свидетельствуют о том, что работе с классным активом, с выделившимися в группу «лидерами мнения» уделяется не более 3 % времени.

Отдельные главы (лекции) посвящена социально-психологическому исследованию отношений школы с другими государственными учреждениями, в частности с базовыми предприятиями (учащихся с рабочими-наставниками, руководителей школы с руководителями предприятия).

В качестве приложения даны рекомендации по проведению методических занятий с классными руководителями и директорами школ в плане повышения их профессиональной квалификации, а также примеры воспроизведения структуры личностных качеств (исторических деятелей) с помощью контент-анализа мемуарной литературы.

В целом книга представляет собой весьма разностороннее, фундаментальное исследование, изложенное в доступной и как бы «открытой» манере. Автор сам обращает внимание на недостаточную разработанность целого ряда представленных в курсе проблем, предварительный характер многих результатов. Во многих случаях автор, только обозначая проблемы, намечая кажущиеся ему продуктивными пути исследования, знакомя с уже имеющимися результатами (собственными и полученными другими учеными), приглашает читателя к самостоятельному развитию темы. Поэтому знакомство с опубликованным П. Василевым курсом лекций могло бы быть полезно для отечественных специалистов по социальной, педагогической психологии и психологии управления.

 

А.А. Мкртчян, А.П. Назаретян

Москва