166
КОРОТКО О КНИГАХ
КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ
Williams
R., Maclean С. Computing in schools.
Книга Роджера Вильямса и Колина Маклина
посвящена проблеме использования персональных компьютеров в повседневной работе
учителя в классе и, что самое главное, в самой деятельности учащихся.
Содержание 25 глав книги
может быть условно разбито на четыре части.
В первой части (гл. 1—8)
обсуждаются общекультурные и социально-экономические аспекты процесса
компьютеризации школьного образования, требования к школьным ЭВМ как
оборудованию, возможности микроэлектроники, собственно педагогические вопросы
использования персонального компьютера в школе, свойства прикладных
педагогических программ. Авторы указывают, что компьютер должен отвечать
требованиям педагогической среды и обеспечивать контролируемое научение.
В книге поставлена важная
проблема разработки обучающих программ. Подчеркивается, что нельзя
рекомендовать к нормативному использованию те из них, которые не включают в
себя описание типа машин, приемов работы с конкретным компьютером, методики
использования самих программ и потенциальных возможностей применения всего
пакета в учебных ситуациях. Специалисты по обучению должны снабжать программный
продукт соответствующими методическими указаниями, материалами и советами,
разработками, рабочими тетрадями, картами и таблицами для учеников. Иными
словами, учитель должен получить в руки целый «обучающий пакет», исключающий
случайности в процессе обучения (и научения) и ориентированный на определенный
тип машин. Авторы особо подчеркивают, что изготовление такого пакета требует не
только кооперации усилий самих педагогов и совместных работ психологов и
программистов, но прежде всего наличия адекватной
педагогической теории.
Вторая часть книги (гл.
8—17, 21—23) посвящена дидактическим вопросам применения компьютера. Они
рассматриваются как с точки зрения организации урока, осуществления учета,
контроля, оценки знаний, фронтальной и индивидуальной регистрации текущей
успеваемости учащихся, так и в плане обеспечения учителя приемами работы с ЭВМ
по различным предметным дисциплинам и с детьми разного
возраста.
Большинство моделей программ
обучения в качестве серьезных оснований содержит ясно выраженные цели и
планируемые результаты (не только ознакомление с определенной областью знания,
но развитие соответствующих навыков и освоение конкретного содержания). Задача
педагога — интегрировать отобранные элементы в некоторую целостную программу
учебной работы, которая могла бы одновременно обеспечить фронтальные и индивидуальные
формы усвоения. Именно учитель решает, какая часть курса должна осваиваться с
помощью компьютера. Для этого может понадобиться предварительная апробация
«обучающего пакета», поскольку реально оценить эффективность нового содержания
и средств овладения этим содержанием вне педагогической практики не
представляется возможным. Является ли конкретная программа наилучшим способом
репрезентации данного аспекта содержания? Выигрывает ли запрограммированная
задача или тема по сравнению с другой, более традиционной формой представления?
Открываются ли перед учениками возможности моделирования ситуаций, которые не
могут быть построены натурно, или возможности исследования процессов, которые
не могут быть воспроизведены в условиях урока и классной комнаты? Этими и
подобными вопросами должен задаваться учитель, перед которым стоит задача
оценки программы компьютерного обучения как «обучающего пакета». Мерой
эффективности курса, по мнению авторов, может служить индивидуальный уровень
овладения каждым школьником целями и планируемыми результатами подготовленной
программы.
В книге сформулирован ряд
общих принципов, которые необходимо учитывать при организации обучения с
помощью компьютера. Если восприятие учащимися учебного материала не улучшилось,
если их понимание не изменилось в качественном
167
смысле, если не углубились их
навыки и умения, то тогда к каким другим положительным результатам привело
компьютерное обучение? Возможно, оно оказало заметное влияние на развитие общей
мотивации, или сформировало у отдельных учащихся стойкий стимул к учению, или
существенно повысило уровень их вербальных умений и т.д. Если оценка учителя не
содержит указания ни на один положительный момент, предлагаемая программа не
должна использоваться.
По мнению авторов, приемы
компьютерного обучения могут эффективно применяться для усвоения любой школьной
дисциплины и существует огромное разнообразие методик
(некоторые примеры приводятся авторами), которые только выиграют от включения
компьютера в обучающий процесс.
Проблемы компьютерного
всеобуча и преподавания информатики кратко освещаются в третьей части (гл.
18—20). Их решение заключается в правильном соотношении компьютерного обучения
как в плане сбалансированной нагрузки на оборудование, так и с точки зрения
квалифицированных консультаций со стороны учителей и специалистов. Только при
этом условии, считают авторы книги, можно достаточно целенаправленно
воздействовать на развитие у детей специальных «компьютерных» и других
творческих способностей.
В завершающих главах (24,
25) анализируются тенденции и факторы, сдерживающие процесс компьютеризации
школы. Подчеркивается, что имеющееся компьютерное образование не может
удовлетворить всем требованиям, которые сегодня к нему предъявляет школа.
Реалистический подход к существующим и еще не полностью очевидным трудностям
означает понимание сложности задач создания надежной техники, валидных дидактических разработок, эффективных «обучающих
пакетов» с тем, чтобы огромные затраты были оправданы, планируемые результаты
получены, продемонстрированы и адекватно описаны.
Таким образом, в
рецензируемой книге весьма доступно обсуждается ряд важных проблем
компьютеризации школьного обучения. Книга предназначена для самого широкого
круга читателей и прежде всего для специалистов,
педагогов и психологов, работающих в области использования компьютера в
обучении.
Л.Ю. Невуева,
В.В. Рубцов
Москва