Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

 

Williams R., Maclean С. Computing in schools. Edinburgh, 1985. 234 p.

 

Книга Роджера Вильямса и Колина Маклина посвящена проблеме использования персональных компьютеров в повседневной работе учителя в классе и, что самое главное, в самой деятельности учащихся.

Содержание 25 глав книги может быть условно разбито на четыре части.

В первой части (гл. 1—8) обсуждаются общекультурные и социально-экономические аспекты процесса компьютеризации школьного образования, требования к школьным ЭВМ как оборудованию, возможности микроэлектроники, собственно педагогические вопросы использования персонального компьютера в школе, свойства прикладных педагогических программ. Авторы указывают, что компьютер должен отвечать требованиям педагогической среды и обеспечивать контролируемое научение.

В книге поставлена важная проблема разработки обучающих программ. Подчеркивается, что нельзя рекомендовать к нормативному использованию те из них, которые не включают в себя описание типа машин, приемов работы с конкретным компьютером, методики использования самих программ и потенциальных возможностей применения всего пакета в учебных ситуациях. Специалисты по обучению должны снабжать программный продукт соответствующими методическими указаниями, материалами и советами, разработками, рабочими тетрадями, картами и таблицами для учеников. Иными словами, учитель должен получить в руки целый «обучающий пакет», исключающий случайности в процессе обучения (и научения) и ориентированный на определенный тип машин. Авторы особо подчеркивают, что изготовление такого пакета требует не только кооперации усилий самих педагогов и совместных работ психологов и программистов, но прежде всего наличия адекватной педагогической теории.

Вторая часть книги (гл. 8—17, 21—23) посвящена дидактическим вопросам применения компьютера. Они рассматриваются как с точки зрения организации урока, осуществления учета, контроля, оценки знаний, фронтальной и индивидуальной регистрации текущей успеваемости учащихся, так и в плане обеспечения учителя приемами работы с ЭВМ по различным предметным дисциплинам и с детьми разного возраста.

Большинство моделей программ обучения в качестве серьезных оснований содержит ясно выраженные цели и планируемые результаты (не только ознакомление с определенной областью знания, но развитие соответствующих навыков и освоение конкретного содержания). Задача педагога — интегрировать отобранные элементы в некоторую целостную программу учебной работы, которая могла бы одновременно обеспечить фронтальные и индивидуальные формы усвоения. Именно учитель решает, какая часть курса должна осваиваться с помощью компьютера. Для этого может понадобиться предварительная апробация «обучающего пакета», поскольку реально оценить эффективность нового содержания и средств овладения этим содержанием вне педагогической практики не представляется возможным. Является ли конкретная программа наилучшим способом репрезентации данного аспекта содержания? Выигрывает ли запрограммированная задача или тема по сравнению с другой, более традиционной формой представления? Открываются ли перед учениками возможности моделирования ситуаций, которые не могут быть построены натурно, или возможности исследования процессов, которые не могут быть воспроизведены в условиях урока и классной комнаты? Этими и подобными вопросами должен задаваться учитель, перед которым стоит задача оценки программы компьютерного обучения как «обучающего пакета». Мерой эффективности курса, по мнению авторов, может служить индивидуальный уровень овладения каждым школьником целями и планируемыми результатами подготовленной программы.

В книге сформулирован ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при организации обучения с помощью компьютера. Если восприятие учащимися учебного материала не улучшилось, если их понимание не изменилось в качественном

 

167

 

смысле, если не углубились их навыки и умения, то тогда к каким другим положительным результатам привело компьютерное обучение? Возможно, оно оказало заметное влияние на развитие общей мотивации, или сформировало у отдельных учащихся стойкий стимул к учению, или существенно повысило уровень их вербальных умений и т.д. Если оценка учителя не содержит указания ни на один положительный момент, предлагаемая программа не должна использоваться.

По мнению авторов, приемы компьютерного обучения могут эффективно применяться для усвоения любой школьной дисциплины и существует огромное разнообразие методик (некоторые примеры приводятся авторами), которые только выиграют от включения компьютера в обучающий процесс.

Проблемы компьютерного всеобуча и преподавания информатики кратко освещаются в третьей части (гл. 18—20). Их решение заключается в правильном соотношении компьютерного обучения как в плане сбалансированной нагрузки на оборудование, так и с точки зрения квалифицированных консультаций со стороны учителей и специалистов. Только при этом условии, считают авторы книги, можно достаточно целенаправленно воздействовать на развитие у детей специальных «компьютерных» и других творческих способностей.

В завершающих главах (24, 25) анализируются тенденции и факторы, сдерживающие процесс компьютеризации школы. Подчеркивается, что имеющееся компьютерное образование не может удовлетворить всем требованиям, которые сегодня к нему предъявляет школа. Реалистический подход к существующим и еще не полностью очевидным трудностям означает понимание сложности задач создания надежной техники, валидных дидактических разработок, эффективных «обучающих пакетов» с тем, чтобы огромные затраты были оправданы, планируемые результаты получены, продемонстрированы и адекватно описаны.

Таким образом, в рецензируемой книге весьма доступно обсуждается ряд важных проблем компьютеризации школьного обучения. Книга предназначена для самого широкого круга читателей и прежде всего для специалистов, педагогов и психологов, работающих в области использования компьютера в обучении.

 

Л.Ю. Невуева, В.В. Рубцов

Москва