188
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
К ВОПРОСУ О ЛАТЕНТНОМ
ПЕРИОДЕ НАУЧЕНИЯ
Достаточно известно, что начальная стадия обучения
имеет важнейшее значение: успех порождает положительное отношение к учению, а
неудача — отрицательное.
Педагогические
наблюдения позволяют заключить, что в случае, когда человек только приступает к
освоению совершенно новой для него системы знаний или умений, наблюдается
своеобразный латентный период, во время которого, как можно предположить,
происходит формирование системы, обеспечивающей выполнение деятельности
осваиваемого вида (см.: Гомоюнов К.К.
Совершенствование преподавания технических дисциплин: Методологические аспекты
анализа учебных текстов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 206 с). Эти факты известны в
отношении двигательных умений (плавание, езда на велосипеде, прыжок через коня
и т.п.). Дальше наступает стадия совершенствования. Однако такое же развитие
событий наблюдается при освоении учащимися совершенно новых для них областей
знания, например прикладной электроники. Практика показывает, что
продолжительность латентного периода у некоторых учащихся оказывается очень
большой. Иногда случается, что, «изучив» весь курс и успешно сдав экзамен
(репродуктивно), учащийся не владеет свободно учебным материалом. Субъективно
учащийся испытывает неуверенность в том, что он «знает» изучаемую дисциплину,
или даже страх перед экзаменом. Объективно состояние учащегося легко
распознается по тому, может ли он отвечать на вопросы, сформулированные
нестандартно. Уяснение факторов, как способствующих, так и препятствующих
сокращению продолжительности латентного периода, а также выработка методов,
ускоряющих формирование системы знаний, имеет важное значение
для дидактики и практики обучения. Знание о том, как степень усвоения
дисциплины зависит от времени ее изучения, предостережет преподавателя от
необоснованных претензий к учащимся, а последних — от ощущения безнадежности и
занижения самооценки.
К.К. Гомоюнов
Ленинград