Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

187

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.К. БАБАНСКОГО

 

7 января 1987 г. исполнилось 60 лет доктору педагогических наук, члену КПСС профессору Юрию Константиновичу Бабанскому. Ю.К. Бабанский родился в 1927 г. в с. Первомайское Киевского района Ростовской области. В 1945 г. он поступил в Ростовский педагогический институт на физико-математический факультет и закончил его с отличием в 1949 г. В 1948 г., еще будучи студентом, ЮК. Бабанский стал секретарем комитета ВЛКСМ Ростовского пединститута и проработал на этом посту до 1951 г., после чего был зачислен в аспирантуру этого института. В 1955 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание у учащихся VIVII классов интереса к изучению физики и техники».

 С 1954 по 1958 г. Ю.К. Бабанский работал старшим преподавателем, с 1958 по 1969 г.— проректором по учебной работе, а с 1969 по 1975 г.— заведующим кафедрой педагогики Ростовского пединститута. В 1974 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Оптимизация процесса обучения». В том же году на общем собрании Академии педагогических наук СССР Ю.К. Бабанский был избран ее действительным членом.

В 1975 г. Ю. К. Бабанский был переведен на работу в Москву, где до 1977 г. он занимал должность ректора ИПК преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов при АПН СССР. С 1976 г он одновременно работал академиком-секретарем отделения теории и истории педагогики АПН СССР. С 1979 г. Ю.К. Бабанский — вице-президент АПН СССР.

Ю.К. Бабанский, крупный специалист в области современной педагогики, ведет большую работу по совершенствованию обучения и воспитания школьников. Им разработана общая теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, обосновывающая принципы и способы деятельности учителей по выбору оптимальных педагогических решений. В работах Ю.К. Бабанского сформулированы критерии отбора оптимального объема содержания изучаемых в школе основ современной науки, особенно много внимания уделено психологически обоснованным процедурам выбора наиболее рациональных методов и форм обучения.

Основные положения теории и практики оптимизации опубликованы Ю.К. Бабанским в монографиях «Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников)» (1973), «Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект)» (1977), «Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методический аспект)» (1982), «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» (1985).

В своих исследованиях и конкретных методических разработках Ю.К. Бабанский широко использует систему психологических знаний для поиска оптимальных решений задач обучения и воспитания в современной школе. Его статьи неоднократно публиковались в нашем журнале.

Ю.К. Бабанский является научным редактором

 

188

 

и соавтором двух учебников по педагогике для студентов педвузов. Целый ряд его статей и брошюр посвящен актуальным вопросам реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Научно-организационную и исследовательскую работу Ю.К. Бабанский сочетает с большой общественно-политической деятельностью. Он является депутатом Московского городского Совета народных депутатов, председателем совета по педагогическим наукам при правлении Всесоюзного общества «Знание», председателем президиума Центрального совета педагогического общества РСФСР, председателем экспертного совета по педагогическим наукам ВАК при Совете Министров СССР. Ю.К. Бабанский руководит лабораторией по обобщению опыта учебно-воспитательной работы в школах Москвы.

Ю.К. Бабанский награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также медалями.

Редакция журнала «Вопросы психологии» поздравляет юбиляра, желает ему доброго здоровья и долгих лет плодотворной работы на благо советской науки.