Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ЗАСЕДАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.М. ТЕПЛОВА

 

В. В. УМРИХИН

Москва

 

27 октября 1986 г. в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР состоялось заседание, посвященное 90-летию со дня рождения выдающегося советского психолога Бориса Михайловича Теплова (1896—1965). Оно было организовано Московским отделением Общества психологов СССР. Вел заседание А.В. Брушлинский. В научных докладах учеников и последователей Б.М. Теплова были представлены воспоминания об ученом, раскрыты отдельные стороны его научного наследия, показаны перспективы их дальнейшего развития, а также дана историко-психологическая оценка творчества Б.М. Теплова и возглавлявшейся им научной школы.

К.М. Гуревич поделился своими воспоминаниями о яркой личности Б.М. Теплова, в тесном контакте с которым он проработал более 17 лет. Полная самоотдача в работе, самокритичность, высокая требовательность к другим и к себе в сочетании с чуткостью и подлинным демократизмом в общении с людьми, особым вниманием к молодым, начинающим исследователям — таковы важнейшие черты стиля творческой деятельности ученого, служившие ориентиром научной работы его учеников и последователей.

Н.С. Лейтес в своем докладе обратил внимание на необычность творческого пути Б.М. Теплова. Наряду с ориентацией на лабораторное изучение простейших психологических и психофизиологических функций, отвечающее высшему уровню требований к эксперименту и количественным методам анализа, для творчества Б.М. Теплова характерна и принципиально иная ориентация — на целостное рассмотрение описательных материалов о высших потенциях и проявлениях личности. Особое направление в его творческих исканиях составляла разработка вопросов истории психологии. Общность «почерка автора», обусловленная неизменным интересом Б.М. Теплова к реалиям, к доказательным фактам и др., не делает, однако, менее заметной разобщенность между разными направлениями исследований. Источник указанной противоречивости, вероятно, коренился в самой личности ученого. Однако его индивидуальные особенности выражались не только в отмеченных противоречиях, но и в том уровне открытости миру, интеллигентности и человечности, когда можно говорить о гармонии личности. Необычность и сложность творческого пути Б.М. Теплова, равно как и ставшие классическими достижения на каждом из направлений его работ, во многом зависели от внутреннего единства, своеобразия его личности.

В докладе Э.А. Голубевой показан путь дальнейшей разработки одного из пунктов созданной Б.М. Тепловым концепции индивидуальных различий — закона об обратном соотношении силы нервной системы и чувствительности. Проведенные в возглавляемой докладчиком лаборатории исследования, направленные на комплексное изучение способностей (включающее психофизиологический, психологический и отчасти социально-психологический планы анализа), свидетельствуют о том, что для некоторых возрастных периодов и некоторых условий деятельности слабость, чувствительность нервной системы является важной типологической предпосылкой развития определенных компонентов различных специальных способностей: языковых, музыкальных, педагогических. Поскольку же в них обнаруживается общая интегральная характеристика — коммуникативность, можно считать, что открытый Б.М. Тепловым закон получил определенное подтверждение

 

181

 

и в сфере общения, являющегося наряду с трудом и познанием важной областью преобразующей человеческой деятельности.

В докладе И.В. Равич-Щербо подводятся некоторые итоги дальнейшей разработки еще одного важного пункта концепции Б.М. Теплова — проблемы генетической обусловленности физиологических основ индивидуально-психологических различий. Работа руководимой И.В. Равич-Щербо лаборатории показала, что в случае, когда исследуются признаки, в реализации или в формировании которых принимают участие специфически человеческие факторы (речь, осознанная саморегуляции и др.), роль генетической изменчивости в формировании вариативности (индивидуальных особенностей) такого рода признаков гораздо ниже по сравнению с признаками, в формировании или в реализации которых специфически человеческие факторы почти не участвуют.

В.М. Русалов проанализировал понятие «задаток» и предложил более широкую его трактовку, включающую телесные, хромосомные, биохимические, физиологические и нейрофизиологические особенности человеческого организма, которые являются не только предпосылками, но и активным фактором развития индивидуально-психологических особенностей. Докладчик выделил основные этапы развития задатков в онтогенезе, рассмотрел два уровня их организации (задатки формальных свойств и более сложных психологических образований — интеллекта, характера и др.) и выделил три типа формальных свойств индивидуального поведения: динамико-энергетические, формально-эмоциональные и формально-программные.

В выступлении А.П. Анохина раскрыта эффективность использования многомерных генетических методов в дифференциально-психофизиологическом исследовании. Показано, что не только отдельные, единичные характеристики ЭЭГ, но и наиболее значимые интегральные факторы биоэлектрической активности мозга обнаруживают высокую степень генетической детерминированности. Предложено обозначать их как общемозговые нейрогенетические факторы. В дальнейшем предполагается переход от димензионального подхода к типологическому за счет выделения типов биоэлектрической активности мозга и изучения их наследственной природы.

М.С. Егорова обратила внимание на отсутствие преемственности в исследованиях темперамента на разных стадиях онтогенетического развития человека. Выход из такой ситуации, однако, возможен благодаря обращению к психогенетике. Исследования в этой области показывают, что только в трех группах особенностей темперамента ребенка, относящихся соответственно к сфере активности, общительности и эмоциональности, проявляется генетическая обусловленность. Применительно к темпераменту взрослого человека эти данные противоречивы в силу использования иных методов исследования. Применение же унифицированных методических процедур показывает, что у взрослого активность и общительность генетически детерминированы, но в меньшей степени. То же с некоторыми оговорками можно сказать и о нейротизме как компоненте эмоциональной сферы. Помимо меньшей «генетичности» этих признаков у взрослого меньше и их удельный вес в его поведенческих проявлениях. Отсюда и возникает иллюзия, что темперамент взрослого человека не поддается изучению.

Сообщение И.А. Левочкиной посвящено изучению роли природных предпосылок музыкальных способностей. При обследовании выборки учащихся Хорового училища им. А.В. Свешникова доминирующим признаком оказалась слабость нервной системы. Внутри самой выборки обнаружена тенденция к выраженности всех компонентов музыкальных способностей у лиц с более слабой нервной системой. В то же время у музыкантов-инструменталистов успешность изучения основных музыкальных дисциплин связана с преобладанием силы нервной системы. Причина различий кроется прежде всего в особенностях музыкальной деятельности, которые у «хоровиков» требуют наличия коммуникативного компонента. Все основные показатели успешности музыкальной деятельности испытывают зависимость от свойства лабильности, что побуждает предположительно рассматривать его как природную предпосылку музыкальности. Свойство активированности связано с большей легкостью, эмоциональностью, артистичностью музыкантов. Таким образом, эти результаты подтверждают сформулированное Б.М. Тепловым положение о важной роли задатков в развитии музыкальных способностей.

В.В. Умрихин остановился на проблемах историко-психологического анализа зарождения и развития научной школы Б.М. Теплова, породившей новое междисциплинарное направление в науках о человеке — дифференциальную психофизиологию. Коллектив этой школы сплотился на базе созданной Б.М. Тепловым исследовательской программы, отражавшей прогрессивные тенденции развития как психологии,

 

182

 

так и физиологии высшей нервной деятельности. Докладчик проанализировал вклад этой школы в развитие науки и показал, что, выйдя на новые рубежи познания физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, школа Б.М. Теплова из исследовательского коллектива переросла в научное направление, объединяющее целый ряд исторически преемственных научных подразделений, которые по-прежнему плодотворно развивают идеи Б.М. Теплова.

В целом заседание еще раз убедительно продемонстрировало высокую теоретическую ценность многогранного научного наследия Б.М. Теплова, продуктивность и жизнеспособность его идей, их актуальность для современной психологической науки.