Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

АППАРАТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Е.С. РАПАЦЕВИЧ, В.И. ПАЧИНИН

 

Актуальность исследования мнемической деятельности человека не требует специального доказательства. К настоящему времени уже создан определенный арсенал Методических приемов изучения основных процессов памяти. Наибольшее распространение получили бланковые методики, уступающие в некоторых отношениях аппаратурным методикам. К сожалению, у нас не налажено производство аппаратурных методик исследования данной проблемы. Психологические же лаборатории и кафедры психологии вузов нашей страны остро нуждаются в унифицированных, стандартизированных и малогабаритных аппаратурных методиках диагностики и развития памяти.

Мы предприняли попытку создать малогабаритный, недорогостоящий полифункциональный аппарат для исследования памяти ретроспективным и проспективным методами1.

Аппарат состоит из блока программирования последовательных рядов зрительных сигналов, блока индикации и блока контроля правильности ответов — воспроизведения усвоенной информации.

Внешняя конструкция аппарата содержит три части: пульт экспериментатора, пульт испытуемого и демонстрационное табло. Аппарат изготовлен на микросхемах средней степени интеграции К155.

На табло располагаются 25 индикаторов типа АЛС 324БМ для демонстрации цифровых рядов и 25 окошек с электрическими лампочками, в которых под матовым стеклом могут располагаться буквы, геометрические фигуры, слова и т.д. Эти объекты высвечиваются в момент загорания лампочек и становятся доступными для восприятия испытуемым. В случае необходимости одни объекты убираются с табло и на их место наносятся какие-либо другие изображения или знаки.

При работе аппарата в режиме исследования мнемических процессов ретроспективным способом экспериментатор с помощью блока программирования может запрограммировать и продемонстрировать испытуемому любую последовательность цифровых, буквенных, буквенно-цифровых и других сигналов. Длина последовательного ряда сигналов может регулироваться от опыта к опыту в пределах от 9 до 25 сигналов. Продолжительность высвечивания цифр, букв, фигур и других объектов, временной интервал между ними устанавливаются экспериментатором в пределах от 0,5 до 3 с.

В задачу испытуемого входит — после внимательного восприятия и запоминания последовательного ряда предъявленных сигналов воспроизвести их в том порядке, в каком автоматически демонстрировал аппарат. Для этого в распоряжение испытуемого предоставляются 25 кнопок с меняющимися обозначениями. Так, в опыте с запоминанием и воспроизведением цифр возле кнопок наносятся цифровые обозначения 1—25, в опыте с буквенными сигналами — буквенные обозначения, а в опыте

 

155

 

с фигурами — изображение фигур. Испытуемый запоминает и воспроизводит сигналы до тех пор, пока не сможет три раза подряд правильно воспроизвести заданную их последовательность.

Блок индикации предназначен для визуального предъявления сигналов ряда.

Электрическая схема блока контроля включает в себя формирователи кода, схему сравнения, схему индикации количества и правильности ответов.

Разработанный нами аппарат можно успешно применять и для исследования мнемических процессов по методу проспективного воспроизведения сигналов, т.е. путем их прогнозирования. Эта идея была реализована нами в 1975 г. на более низком техническом уровне [2]. В настоящее время она получила дальнейшее развитие.

Когда аппарат работает в данном режиме, испытуемый перед началом опыта получает следующую инструкцию: «На табло горит лампочка № 1. Одна из 25 непронумерованных кнопок вашего пульта при нажатии погасит ее и зажжет лампочку № 2 (или какую-нибудь другую). При нажатии же одной из оставшихся 24 кнопок будет погашена вторая лампочка и зажжена третья и т.д. Иными словами, каждая из 25 кнопок гасит одну предыдущую и зажигает одну последующую лампочку. В вашу задачу входит — последовательно зажечь и погасить все 25 лампочек, запомнив при этом, какие кнопки в отдельности гасят предыдущую и зажигают последующую лампочку. Необходимо запомнить последовательность нажатий только результативных кнопок, чтобы безошибочно за 25 нажатий зажечь и погасить все лампочки на табло. Задание считается выполненным тогда, когда вам удастся троекратно без единой ошибки зажечь и погасить все лампочки».

Следует отметить, что блок программирования позволяет регулировать длину предвосхищаемого ряда сигналов в каждом опыте в пределах от 9 до 25 сигналов, а также дает возможность запрограммировать в одном и том же ряду многократное появление одного и того же сигнала. Программирование последовательности сигналов (кнопок) осуществляется как на основе таблицы случайных чисел, так и в соответствии со строгими алгоритмами.

Испытуемый воспроизводит ряд до тех пор, пока не сможет воспроизвести без ошибок трижды подряд. Время поиска кнопок не лимитируется.

Аппарат учитывает число нажатий каждой кнопки при воспроизведении ряда в отдельности и всех рядов вместе. В нем налажен автоматический учет времени воспроизведения каждого ряда в отдельности и всех рядов в сумме (за опыт), включая интервалы между ними.

При работе аппарата в упомянутом режиме можно успешно изучать оперативную память, процессы запоминания, сохранения и воспроизведения нужных сигналов и действий и быстрого забывания ненужных сигналов и действий, которые препятствуют решению основной задачи. Все эти процессы чередуются и переплетаются между собой, обусловливая своеобразную перманентность оперативной памяти (1).

Таким образом, разработанная нами аппаратурная методика позволяет более точно по сравнению с бланковыми методиками дозировать информацию для запоминания, хранения и воспроизведения, обеспечивая более совершенные учет и регистрацию ответных действий испытуемого. На наш взгляд, сравнительный анализ данных, полученных ретроспективным и проспективным способами, даст возможность получить интересные данные о памяти оператора, о том, как эффективнее воспринимать и запоминать информацию — по частям, в целом или комбинированно. Такие данные могут представить интерес для теории программированного обучения в плане определения оптимального шага, кадра обучающей программы и т.д.

Однако данный аппарат предназначается не только для НИР в научно-исследовательских лабораториях и на кафедрах вузов, но и для проведения семинарских и практических занятий по психологии памяти.

 

1. Задачи и методы профессиональной психодиагностики / Под ред. В.И. Войтко, Ю.З. Гильбуха. Киев, 1981. 121 с.

2. Рапацевич Е. С. Приборы для обучения дошкольников // Вопр. психол. 1975. № 4. 141 с.

 

Поступила в редакцию 21.I 1985 г.



1 Деление методов исследования памяти на ретроспективные и проспективные следует понимать чисто условно. Ретроспекция (от лат. retro — назад и spekto — смотрю) — мысленное обозрение ранее воспринятых явлений и событий, проспекция (от лат. pro — вперед и spekto — смотрю) — предвосхищение явлений и событий. В этом смысле предложенный Эббингаузом метод исследования памяти является ретроспективным, а наш метод можно назвать проспективным (точнее ретропроспективным), так как воспроизведение информации по нашей методике осуществляется в форме ее предвосхищения на основе запоминания сигналов, возникающих в результате определенных действий испытуемого, и самих действий.