Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

144

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ В ГРУППЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА

 

Т.М. ЩЕГЛОВА

 

Проведение в жизнь реформы общеобразовательной и профессиональной школы требует внимания работников высшей школы к вопросам профессионально-педагогической направленности студентов и факторам, влияющим на процесс ее формирования. Среди таких факторов исследователи выделяют организацию учебной и профессиональной деятельности студентов, общение, воздействия со стороны коллектива и преподавателей. Однако в психологической литературе отмечается, что для студенческого возраста характерна большая значимость окружения сверстников по сравнению со старшими, а также то, что у студентов влияние коллектива на личность, по сравнению со школой, ослабевает [2], [3]. Таким образом, в студенческой среде влияние личности на своих сверстников имеет особенно большое значение; как правило, в академической группе такой личностью является ее лидер1.

 

145

 

Проблема влияния лидеров студенческой группы на профессионально-педагогическую направленность ее членов изучалась обычно в рамках влияния коллектива на профессионально значимые качества будущих учителей. Целью нашего исследования было изучение динамики взаимодействия лидера и группы относительно профессиональных ценностей и выделение условий эффективного влияния лидера на педагогическую направленность членов студенческой группы в зависимости от ряда показателей: а) лидерства (официальный — неофициальный); б) вид его направленности относительно профессии (собственно педагогическая, направленность на предмет и ситуативная); в) сформированность коллектива и его профессионального профиля (по факультетам).

В соответствии с целью и задачами исследования мы использовали разнообразные методы коллективного рейтинга и самооценки, анкетирования, беседы, анализа документации, математико-статистические, а также методику Н. В. Кузьминой и модифицированные нами методики Е.М. Никиреева и М.X. Титмы.

Понимание лидера как члена группы, обладающего единством наивысшего авторитета и наибольшей популярности в ней, потребовало изучения обоих этих феноменов. Популярность личности оценивалась нами по данным социометрии, которая включала десять вопросов, затрагивающих основные стороны жизнедеятельности студенческой группы: учебную, научную, профессиональную, общественную, эмоционально-личностную и др. Социометрические звезды определялись наибольшим количеством баллов по всем критериям. Целесообразность изучения абсолютных лидеров отмечает и А.В. Петровский [5]. Авторитетность лидера выявлялась при помощи коллективного рейтинга. Студентам предлагалось оценить себя и каждого из своих товарищей по ряду качеств, одним из которых была авторитетность личности. Использовалась трехбалльная оценка: оценка «2» ставилась, если данный человек авторитетен для эксперта, оценка «1» означала, что оцениваемый студент авторитетен для эксперта лишь в отдельных ситуациях, оценка «0» ставилась студентам, не имеющим авторитета в глазах эксперта.

Для выделения лидеров студенческой группы мы выбирали несколько (4—6 человек) наиболее популярных студентов и столько же наиболее авторитетных членов в каждой группе и сопоставляли их лидерские показатели между собой. Количество выбранных для изучения «звезд» определялось числом испытуемых, имевших в группе значительный перевес в социометрических выборах по сравнению с основной частью членов группы. В ряду авторитетности такое число выделить труднее, так как разница показателей в нем более сглажена. Испытуемые, объединившие в себе оба эти показателя, выделялись нами как лидеры студенческой группы.

Профессионально-педагогическую направленность личности мы изучали через соответствие ее интересов содержанию профессии. В зависимости от степени такого соответствия выделяются три вида направленности студентов относительно педагогической профессии [4]: педагогическая направленность, с преобладанием мотива работы с детьми, направленность на учебный предмет с доминированием интереса к профилирующему предмету и ситуативная направленность, обусловленная мотивами, не имеющими прямого отношения к содержанию педагогической деятельности. При определении вида направленности студента ведущими критериями выступили мотивы выбора профессии учителя и профессиональные планы студентов.

Особенности структуры профессиональной направленности студентов мы изучали через выявление их интересов к отдельным сторонам профессиональной деятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Когнитивный уровень профессиональной направленности студентов педвуза определялся с помощью модифицированной нами методики М.X. Титмы [6], выявляющей степень осознанной значимости для личности отдельных сторон профессиональной деятельности: например, возможность воздействовать на развитие других людей, руководить, познавать новое и т.п. Эмоциональный уровень направленности студентов определялся при помощи модифицированной нами методики Е.М. Никиреева (см. [8]). Поведенческий уровень профессионально-педагогической направленности студентов определялся при помощи метода коллективного рейтинга и самооценки.

Для установления динамики взаимодействия лидера и коллектива относительно профессиональных ценностей студентов мы проследили влияние лидера студенческой группы на направленность ее членов на разных курсах обучения в вузе. При лонгитюдном изучении было замечено, что наиболее устойчивым влиянием в академической группе пользуются официальные лидеры I курса обучения. На втором году обучения в группах, как правило, появляются новые лидеры, которые вносят заметные,

 

146

 

но неустойчивые изменения в направленность интересов членов группы. На II курсе происходит как бы примеривание коллективных ценностей и норм; отсюда рост числа и разнообразия лидеров, резкие скачки в интересах группы. К III курсу происходит утверждение академической группы как коллектива. На старших курсах педагогического вуза приоритет в системе отношений «личность—коллектив» принадлежит коллективу, интересы которого наиболее полно отражают неофициальные лидеры студенческой группы.

Таким образом, наибольшее влияние на профессиональную направленность членов студенческой группы на младших курсах вуза оказывают лидеры, на старших — коллектив. На начальном этапе формирования коллектива влияние лидера обусловлено сформированными ранее нормами и ценностями в структуре его направленности, на этапе зрелого коллектива — нормами и ценностями, сложившимися в академической группе, ярким выразителем которых является лидер.

Сопоставление по курсам лидеров, обладающих и не обладающих официальным статусом, показало, что в изученных нами группах (24 группы педагогического, индустриально-педагогического, художественно-графического факультетов) лидерство носит преимущественно официальный характер. На I курсе они составили 73 % от общего числа лидеров курса, на II курсе — 66, на III — 56, на IV — 53 и на V курсе — 47%.

Сопоставление по курсам студентов с различными видами направленности среди лидеров и рядовых членов показало, что на всех курсах собственно педагогическая направленность личности оказывается доминирующей. Пик влияния лидеров с направленностью на предмет приходится на I и IV курсы обучения в вузе и связывается с ведущей ролью учебной деятельности на данных этапах обучения: I курс — вхождение в специальность, новые предметы; IV курс — специализация, участие в научной работе, теоретическая подготовка к практике в школе.

В ходе исследования направленности студентов индустриально-педагогического, художественно-графического и географического факультетов педагогического вуза была выявлена различная степень выраженности у них резервных профессиональных намерений (термин П.А. Шавира). Наиболее широко они представлены у студентов художественно-графического факультета, которые выражали желание после окончания вуза работать скорее в художественной школе, чем в общеобразовательной; их привлекает также оформительская работа в различных учреждениях, возможность заниматься только искусством. Студенты географического факультета, кроме педагогической деятельности, отмечают возможность научно-исследовательской работы по своей специальности. Профессиональные намерения студентов индустриально-педагогического факультета, как правило, ограничиваются педагогической деятельностью в силу специфики профиля: работой учителем труда и мастером производственного обучения.

Таким образом, чем теснее профиль факультета связан с педагогической деятельностью, тем выше в студенческих группах факультета уровень педагогической направленности их членов (табл. 1), а также влияние лидеров с собственно педагогической направленностью личности. Так, например, на I курсе представленность на факультетах лидеров с собственно педагогической направленностью составила: на художественно-графическом — 32 % от общего числа лидеров курса, на географическом факультете — 40 % и на индустриально-педагогическом — 60 %.

Лидеры академических групп оказывают влияние на профессионально-педагогическую направленность студентов в системе воздействий со стороны института, факультета, курса. При снижении влияния общефакультетских организаций, администрации факультета возрастает роль лидеров малой группы в формировании профессиональной направленности ее членов. Выявлено также, что на факультетах с хорошо поставленной воспитательной работой различие в интересах групп одного курса значительно меньше, чем в группах факультета, где воспитательная работа организована слабее и инициатива в общественной деятельности в основном исходит из первичных малых групп.

 

Таблица 1

 

Соотношение на факультетах студентов-первокурсников с различной направленностью относительно профессии (в %)

 

Вид направленности

Факультеты

худграф

геофак

ИПФ*

Собственно педагогическая

23

35

57

На предмет

48

47

29

Ситуативная

29

18

14

* ИПФ — индустриально-педагогический факультет

 

147

 

Возможности целенаправленного формирования профессионально-педагогической направленности студентов посредством оптимизации в группе структуры руководства и лидерства мы изучали в формирующем эксперименте. Для этого мы участвовали в выборе официального актива студенческих групп I курса трех факультетов с целью выдвижения на лидерские позиции студентов с педагогической направленностью личности. Результаты последующих срезов показали, что в экспериментальных группах не все предложенные нами кандидатуры стали лидерами. Однако в этих группах к концу I курса лидеров с собственно педагогической направленностью оказалось почти в два раза больше, чем в контрольных группах; а на II курсе в экспериментальных группах установился оптимальный состав лидеров: староста, комсорг и профорг, объединившие в себе высокий официальный и неофициальный статус и показавшие высокий уровень профессиональной направленности. Это отразилось и на росте количества студентов с профессионально-педагогической направленностью в экспериментальных группах (табл. 2).

Основные положительные изменения профессионально-педагогической направленности студентов экспериментальной группы отмечены прежде всего на когнитивном и эмоциональном уровнях, что говорит о преобладании непосредственных форм влияния лидеров на членов группы (посредством убежденности, внушения, эмоциональной идентификации с лидером и т.п.).

 

Таблица 2

 

Динамика профессиональной направленности студентов контрольных и экспериментальных групп (в %)

 

Вид направленности

Группы

экспериментальные

контрольные

I курс

II курс

I курс

II курс

Собственно педагогическая

На предмет

Ситуативная

38

42

20

52

34

14

38

41

21

37

43

20

 

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые психолого-педагогические рекомендации по организации и управлению структурой руководства и лидерства в студенческой группе.

1. Кураторам студенческих групп I курса (преподавателям, администрации факультета, общественным организациям) рекомендуется начать учебно-воспитательную работу в академической группе с выявления интересов ее членов, мотивов их поступления в вуз, профессиональных планов, используя при этом методы анализа документации, беседы, анкетирования и специальные методики.

2. Преподаватель, являющийся куратором учебной группы, должен участвовать в выборе официального актива группы первокурсников, так как целенаправленное формирование актива студенческой группы способствует как выдвижению лидеров, совмещающих в себе официальный и неофициальный статус личности, так и более эффективному формированию профессиональной направленности студентов под их воздействием. Кроме того, первоначальное влияние лидеров наиболее ярко отражается на становлении групповых ценностей.

3. При выдвижении кандидатур на официальный пост в группе следует ориентироваться прежде всего на морально-деловые качества студента, лежащие в основе его авторитета, вид его направленности и лишь затем на его популярность, так как «звезды» первых дней существования группы в дальнейшем, как правило, не занимают лидерских позиций.

4. Наиболее благоприятным для формирования основных групповых ценностей является влияние официальных лидеров с педагогической направленностью личности. Положительное влияние на направленность студентов I и IV курсов оказывают лидеры с направленностью на предмет в силу особенностей учебно-профессиональной деятельности студентов на этих курсах.

Важно сохранить правильное соотношение студентов с различными видами направленности в групповом лидерстве Желательно наличие лидеров с разнообразными интересами, но при преобладании среди них студентов с ведущим интересом к педагогической деятельности.

5. При выборе официального актива студенческой группы важно учитывать специфику факультета: более разнообразить типы лидеров на факультетах с узкопедагогическим профилем (педагогический, индустриально-педагогический) и опираться на лидеров с собственно педагогической направленностью личности на факультетах, профиль которых шире педагогической деятельности (художественно-графический, музыкально-педагогический, физического воспитания и т.п.)

6. Недостатки лидерского влияния в академической группе в определенной мере компенсирует правильно организованная

 

148

 

работа факультетских организаций по формированию профессиональной направленности студентов.

7. Контроль за развитием внутриколлективных отношений и профессионально-педагогической направленности студентов позволит своевременно производить корректировку лидерского влияния через переизбрание официального актива группы, введение новых групповых целей и т.п.

Учет данных рекомендаций поможет администрации факультетов педвуза совершенствовать структуру лидерства в академических группах с целью более успешного формирования профессионально-педагогической направленности студентов. Необходимость внимания к лидерскому процессу в академической группе обусловлена и тем обстоятельством, что в условиях студенческого коллектива официальный лидер выполняет также функции руководства. В.И. Ленин писал по поводу роли непосредственных руководителей коллектива: «На коммунистов, занимающих должность внизу иерархической лестницы, обратить особое внимание, ибо они часто важнее на деле, чем стоящие наверху» [1; 155].

 

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45.

2. Вдовина Н. Р. Воздействия «стандартов» воспитания на формирующуюся личность // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1976. С. 16—22.

3. Князев В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. канд. дис. М., 1981. 185 с.

4. Никиреев Е. М., Фатыхова Р. М. Общение как фактор формирования профессиональной направленности личности студента педвуза // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя советской школы. М., 1983. С. 59—67.

5. Петровский А. В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 29—41.

6. Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. 198 с.

7. Шавир П.А. О профессиональном самоопределении старшеклассников // Советская педагогика. 1978. № 9. С. 68—74.

8. Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 73—75.

 

Поступила в редакцию 12.VIII 1985 г.



1 Лидер — член малой группы, обладающий единством наивысшего авторитета и наивысшей популярности. Авторитет дает личности потенциальную возможность оказывать влияние на других, а популярность создает реальные условия для взаимодействия лидера с окружающими. Таким образом, авторитет является содержательной, а популярность — динамической стороной лидерского влияния.