Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ЯЗЫКЕ ЛОГО

 

Goodyear P. LOGO: A guide to learning through programming. Chichester e. a.: Ellis Horwood. 1984. 206 p.

 

Рецензируемая книга посвящена проблемам применения языка программирования Лого в школьном обучении. Учебный язык Лого представляет собой наиболее известный пример вклада психологической науки в компьютеризацию школы: он был разработан крупным американским специалистом в области искусственного интеллекта С. Пэйпертом на основе теории Ж. Пиаже после

 

147

 

нескольких лет исследований под руководством швейцарского психолога. Автор книги имеет значительный опыт как исследовательской, так и практической работы по обучению детей с помощью Лого.

В первой части проанализированы причины и основные тенденции применения компьютеров в обучении и определено место Лого в этом общем контексте, рассмотрена концепция, лежащая в основе Лого. По мнению автора, Лого, в отличие от традиционных автоматизированных систем, создает условия для «дивергентного обучения», т. е. обучения, которое не ограничивается одним или в лучшем случае несколькими заранее заданными «сценариями», а может активно строиться каждым школьником на основе его индивидуальных особенностей и предпочтений.

Вторая часть книги представляет собой своего рода краткий учебный курс по программированию на Лого. При этом рассматривается не конкретная реализация этого языка (автор не ставит своей задачей заменить подробный учебник или руководство для пользователя), а условная система обозначений, вымышленный диалект Лого (впервые использованная в работе Г. Абелсона и А. ди Сесса, 1982) — «нотация черепашьих процедур». Синтаксические особенности наиболее распространенных версий описаны в приложении. Одна из глав второй части посвящена «черепашьей графике», вторая — работе со списками.

Наибольший интерес представляет, по нашему мнению, третья часть книги «Обучение с помощью Лого». В этой части обсуждается подготовка детей к работе на ЭВМ с помощью механической «черепахи», программируемых игрушек и других средств, способы ввода управляющих команд начинающим «программистом», пути помощи школьникам, изучающим Лого. Описываются возможные проекты, совместная разработка и реализация которых учащимися признается наиболее эффективным методом, обеспечивающим глубокое усвоение этого языка программирования и формирование навыков процедурного, «модульного» мышления; дается обзор исследований по применению Лого в школьном обучении.

Опираясь на собственный опыт и опыт других исследователей, П. Гудьер приходит к выводу, что чрезвычайно важным компонентом обучения школьников программированию и работе с ЭВМ является целенаправленное использование метафор и аналогий. По его мнению, это помогает ребенку объединить усвоенные понятия в целостную систему и связать их с уже имеющимися знаниями. В частности, учащиеся легче понимают, что такое переменная, если уподобить ее ящику с этикеткой (названием переменной), в котором может храниться то или иное значение, «черепашку» полезно представить в виде животного, которое «понимает» и выполняет ограниченное число команд и т. д.

Отмечается также, что почти неизбежным следствием применения компьютеров является потеря учителем контроля над учебным процессом: школьники начинают ставить и решать собственные задачи, активно протекает обучение детьми друг друга. Один из возможных выходов состоит в жесткой регламентации учебного процесса. Однако П. Гудьер предостерегает против абсолютизации подобного подхода. По его мнению, действия учителя должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы каждый школьник овладел всем репертуаром исследовательских стратегий, а не ограничивался одной из них. Вместе с тем оптимальное соотношение между «свободным» и «заранее структурированным» обучением не является фиксированным — оно должно определяться в каждом конкретном случае отдельно

Оценивая книгу в целом, следует отметить, что значительная часть представленного в ней материала уже описана, и в ряде случаев более подробно, в других литературных источниках. В частности, теоретическая позиция автора практически идентична подходу, изложенному в работе С. Пэйперта (1980). Однако, во-первых, автор дополняет этот материал интересными новыми данными — как собственными наблюдениями и выводами, так и обзором слабо отраженных в широкой литературе работ, в том числе психологических исследований, проводимых в нью-йоркском колледже Бэнк Стрит, Чилтернского проекта в Великобритании. Во-вторых, П. Гудьеру удалось дать целостную картину тех возможностей и проблем, которые связаны с применением Лого в школьном обучении. В книге представлены все основные аспекты — описан сам язык, рассмотрены пути организации учебного процесса, систематизирован опыт, накопленный в различных странах. Поэтому рецензируемая книга может быть полезной широкому кругу психологов и педагогов и для первоначального знакомства с проблематикой, и для практического использования при обучении школьников основам информатики.

 

В.Н. КАПТЕЛИНИН

Москва