177
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б. М. ТЕПЛОВА
Н. И. ЧУПРИКОВА
Москва
Двухтомник
избранных трудов действительного члена АПН СССР Б.М. Теплова является
публикацией, которая, несомненно, привлечет внимание не только специалистов
психологов, но и более широкого круга читателей.
Творческое
наследие Б.М. Теплова велико и многообразно. Как справедливо пишут редакторы —
составители двухтомника, «его труды обогатили многие отрасли психологической
науки: общую психологию, психофизиологию, педагогическую, военную психологию,
инженерную психологию и психологию труда, историю науки. Он принадлежал к тому
кругу ученых, которые разработали научно-методические основы советской
психологии». Между тем работы Б.М. Теплова, написанные в разные годы и по разным
вопросам, до сих пор не были представлены вместе. Двухтомник восполняет этот
пробел, что важно по меньшей мере в двух отношениях.
Во-первых,
читатель получил возможность достаточно полно познакомиться со всеми основными
аспектами творчества Б.М. Теплова, включая особенности его собственной научной
работы как ученого, о чем дают представление включенные в двухтомник конспекты
и комментарии к книге А. Анастази и разбор взглядов
М. Вертхеймера. Ряд из вошедших в двухтомник работ
Б.М. Теплова были до сих пор либо недостаточно известны, либо мало доступны
широкому читателю, так как публиковались лишь в специальных изданиях.
Во-вторых,
не менее важно и то обстоятельство, что при одновременном знакомстве с
вошедшими в двухтомник работами возникает впечатление их глубокого внутреннего
единства и взаимосвязи, впечатление цельности научного мировоззрения и научных
поисков крупного ученого. Раскрытие этой цельности — задача, которая далеко
выходит за рамки краткой рецензии. Поэтому ограничимся лишь некоторыми замечаниями.
В
1952 г. на совещании по психологии Б.М. Теплов выступил с докладом «Об
объективном методе в психологии», который впервые с тех пор публикуется в
рецензируемом двухтомнике. В этом программном докладе высказано много глубоких
положений о принципах, на которых должна строиться подлинно научная психология
как материалистическая наука о психике. Чтение этого доклада вместе с другими
работами Б.М. Теплова ясно показывает, что его основные положения ни в какой
мере не являлись «данью времени» или тем более простыми декларациями. По
существу, через все работы Б.М. Теплова красной нитью проходит стремление к
объективности и строгости как психологического
эксперимента, так и психологических выводов и психологического знания вообще.
Практически в каждой своей работе Б.М. Теплов раскрывается как крупный теоретик
и методолог науки. И это та методология, которая непосредственно включена в
задачи конкретных исследований, что бывает далеко не часто. Поэтому работы Б.М.
Теплова в высшей степени актуальны для развития психологической науки.
Столь
же актуальным является глубокий и подлинный историзм, присущий многим работам
Б.М. Теплова, в том числе и тем, которые прямо как будто не посвящены истории
психологии. Так, например, обширная статья «Некоторые вопросы изучения общих
типов высшей нервной деятельности человека и животных»
представляет собой прекрасный пример детального исторического анализа сложного,
противоречивого и далеко не прямого пути становления основных понятий о
свойствах нервной системы в Павловской школе.
178
Наконец,
двухтомник хорошо показывает постоянное и неизменное стремление Б.М. Теплова к
преодолению определенной «абстрактности» психологии, стремление сделать более
тесными ее связи с жизнью и практикой. Он писал о музыкантах и музыкальных
способностях, об уме, воле и памяти выдающихся полководцев и об особенностях
практического мышления, анализировал с точки зрения психолога образы
художественной литературы. Исследования в области дифференциальной
психофизиологии вели его к анализу проблем психологической диагностики. Поэтому
труды Б.М. Теплова представляют интерес не только для психологов, но и для
широкого круга лиц, интересующихся вопросами культуры, историей и методологией
науки, философией, педагогикой и физиологией мозга, теорией музыки и военным
искусством.
Необходимо
отметить, что фактическое содержание работ Б.М. Теплова часто значительно
превосходит сложившиеся о них представления и оценки. Например, «Психология
музыкальных способностей» традиционно рассматривается только или в основном под
углом зрения своего прямого названия, т. е. как труд по проблеме способностей,
одаренности и их развития. Между тем это также фундаментальный труд по
проблемам психофизики и психологии слуха, своего, рода энциклопедия по
исследованиям слуховых ощущений и восприятий, охватывающая период с конца XIX в. до
конца 30-х гг. XX столетия и до сих пор не
потерявшая своего познавательного значения.
Поистине удивительна работа Б.М. Теплова «Ум полководца», где в
сравнительно небольшом объеме сконцентрированы постановка и решение многих
самых кардинальных проблем психологической науки. Эта работа
хорошо известна, но и в ней имеются положения, заслуживающие большего внимания,
чем это обычно делается при обсуждении теоретических и методологических основ
психологии. Важно помнить, как решал Б.М. Теплов проблему активности человека,
потому что это решение последовательно детерминистично,
в нем нет абстрактного противопоставления активности и
реактивности и с полной ясностью и определенностью утверждается, что
жизненную ценность имеет лишь та активность, которая основывается на глубоком и
всестороннем отражении действительности. Поскольку проблема активности в
настоящее время широко обсуждается, приведем соответствующие места из работы
Б.М. Теплова. «Действия полководца не могут быть просто свободными акциями (здесь и далее курсив автора); они должны быть прежде всего реакцией
на намерения и действия противника, сохраняя, однако, при этом величайшую
инициативность и величайшую силу военного натиска.
...Умение
проявлять активность, инициативность и силу волевого натиска и в то же время
тончайшим образом «сочетаться с противником», гибко реагировать, отвечать на
все его действия и даже намерения отличает всех подлинно больших полководцев».
А
далее Б.М. Теплов показывает, что именно утрата умения «сочетаться с
противником», т. е. утрата необходимой реактивности, привела Наполеона к потере
его способности побеждать.
Подбор
работ, вошедших в двухтомник, осуществлен его редакторами-составителями Н.С. Лейтесом и И.В. Равич-Щербо очень
продуманно, с серьезным пониманием всего сделанного Б.М. Тепловым. Здесь
представлено практически все самое существенное из сделанного
им в науке, за исключением лишь довоенных работ по проблеме ощущений,
восприятию и цветомаскировке. Хотя объем изданий
такого рода ограничен, все же можно пожалеть, что этим работам Б.М. Теплова не
было отведено хотя бы несколько страниц.
Все
работы, опубликованные в двухтомнике, снабжены краткими, но содержательными комментариями в которых освещаются обстоятельства написания
и публикации каждой работы и раскрывается ее основной научный смысл. Очень
существенно, что комментарии содержат сведения о последующей разработке идей
Б.М. Теплова в советской психологии.
Двухтомник
открывается статьей его редакторов-составителей об основных вехах жизненного
пути Б.М. Теплова. В этой статье, как и в комментариях, дается оценка того
вклада, который внесли в науку работы Б.М. Теплова. Все это — вводная статья и
комментарии — является хорошим ориентиром для понимания и углубленного изучения
его работ. Помогают в этом и хорошо сделанные именной и предметный
указатели.
Издания
такого рода важны и необходимы. Они позволяют хранить творческое наследие
ученых, внесших вклад в развитие отечественной науки, и делают это наследие
доступным широкому читателю.