Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б. М. ТЕПЛОВА

 

Н. И. ЧУПРИКОВА

Москва

 

Двухтомник избранных трудов действительного члена АПН СССР Б.М. Теплова является публикацией, которая, несомненно, привлечет внимание не только специалистов психологов, но и более широкого круга читателей.

Творческое наследие Б.М. Теплова велико и многообразно. Как справедливо пишут редакторы — составители двухтомника, «его труды обогатили многие отрасли психологической науки: общую психологию, психофизиологию, педагогическую, военную психологию, инженерную психологию и психологию труда, историю науки. Он принадлежал к тому кругу ученых, которые разработали научно-методические основы советской психологии». Между тем работы Б.М. Теплова, написанные в разные годы и по разным вопросам, до сих пор не были представлены вместе. Двухтомник восполняет этот пробел, что важно по меньшей мере в двух отношениях.

Во-первых, читатель получил возможность достаточно полно познакомиться со всеми основными аспектами творчества Б.М. Теплова, включая особенности его собственной научной работы как ученого, о чем дают представление включенные в двухтомник конспекты и комментарии к книге А. Анастази и разбор взглядов М. Вертхеймера. Ряд из вошедших в двухтомник работ Б.М. Теплова были до сих пор либо недостаточно известны, либо мало доступны широкому читателю, так как публиковались лишь в специальных изданиях.

Во-вторых, не менее важно и то обстоятельство, что при одновременном знакомстве с вошедшими в двухтомник работами возникает впечатление их глубокого внутреннего единства и взаимосвязи, впечатление цельности научного мировоззрения и научных поисков крупного ученого. Раскрытие этой цельности — задача, которая далеко выходит за рамки краткой рецензии. Поэтому ограничимся лишь некоторыми замечаниями.

В 1952 г. на совещании по психологии Б.М. Теплов выступил с докладом «Об объективном методе в психологии», который впервые с тех пор публикуется в рецензируемом двухтомнике. В этом программном докладе высказано много глубоких положений о принципах, на которых должна строиться подлинно научная психология как материалистическая наука о психике. Чтение этого доклада вместе с другими работами Б.М. Теплова ясно показывает, что его основные положения ни в какой мере не являлись «данью времени» или тем более простыми декларациями. По существу, через все работы Б.М. Теплова красной нитью проходит стремление к объективности и строгости как психологического эксперимента, так и психологических выводов и психологического знания вообще. Практически в каждой своей работе Б.М. Теплов раскрывается как крупный теоретик и методолог науки. И это та методология, которая непосредственно включена в задачи конкретных исследований, что бывает далеко не часто. Поэтому работы Б.М. Теплова в высшей степени актуальны для развития психологической науки.

Столь же актуальным является глубокий и подлинный историзм, присущий многим работам Б.М. Теплова, в том числе и тем, которые прямо как будто не посвящены истории психологии. Так, например, обширная статья «Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных» представляет собой прекрасный пример детального исторического анализа сложного, противоречивого и далеко не прямого пути становления основных понятий о свойствах нервной системы в Павловской школе.

 

178

 

Наконец, двухтомник хорошо показывает постоянное и неизменное стремление Б.М. Теплова к преодолению определенной «абстрактности» психологии, стремление сделать более тесными ее связи с жизнью и практикой. Он писал о музыкантах и музыкальных способностях, об уме, воле и памяти выдающихся полководцев и об особенностях практического мышления, анализировал с точки зрения психолога образы художественной литературы. Исследования в области дифференциальной психофизиологии вели его к анализу проблем психологической диагностики. Поэтому труды Б.М. Теплова представляют интерес не только для психологов, но и для широкого круга лиц, интересующихся вопросами культуры, историей и методологией науки, философией, педагогикой и физиологией мозга, теорией музыки и военным искусством.

Необходимо отметить, что фактическое содержание работ Б.М. Теплова часто значительно превосходит сложившиеся о них представления и оценки. Например, «Психология музыкальных способностей» традиционно рассматривается только или в основном под углом зрения своего прямого названия, т. е. как труд по проблеме способностей, одаренности и их развития. Между тем это также фундаментальный труд по проблемам психофизики и психологии слуха, своего, рода энциклопедия по исследованиям слуховых ощущений и восприятий, охватывающая период с конца XIX в. до конца 30-х гг. XX столетия и до сих пор не потерявшая своего познавательного значения.

Поистине удивительна работа Б.М. Теплова «Ум полководца», где в сравнительно небольшом объеме сконцентрированы постановка и решение многих самых кардинальных проблем психологической науки. Эта работа хорошо известна, но и в ней имеются положения, заслуживающие большего внимания, чем это обычно делается при обсуждении теоретических и методологических основ психологии. Важно помнить, как решал Б.М. Теплов проблему активности человека, потому что это решение последовательно детерминистично, в нем нет абстрактного противопоставления активности и реактивности и с полной ясностью и определенностью утверждается, что жизненную ценность имеет лишь та активность, которая основывается на глубоком и всестороннем отражении действительности. Поскольку проблема активности в настоящее время широко обсуждается, приведем соответствующие места из работы Б.М. Теплова. «Действия полководца не могут быть просто свободными акциями (здесь и далее курсив автора); они должны быть прежде всего реакцией на намерения и действия противника, сохраняя, однако, при этом величайшую инициативность и величайшую силу военного натиска.

...Умение проявлять активность, инициативность и силу волевого натиска и в то же время тончайшим образом «сочетаться с противником», гибко реагировать, отвечать на все его действия и даже намерения отличает всех подлинно больших полководцев».

А далее Б.М. Теплов показывает, что именно утрата умения «сочетаться с противником», т. е. утрата необходимой реактивности, привела Наполеона к потере его способности побеждать.

Подбор работ, вошедших в двухтомник, осуществлен его редакторами-составителями Н.С. Лейтесом и И.В. Равич-Щербо очень продуманно, с серьезным пониманием всего сделанного Б.М. Тепловым. Здесь представлено практически все самое существенное из сделанного им в науке, за исключением лишь довоенных работ по проблеме ощущений, восприятию и цветомаскировке. Хотя объем изданий такого рода ограничен, все же можно пожалеть, что этим работам Б.М. Теплова не было отведено хотя бы несколько страниц.

Все работы, опубликованные в двухтомнике, снабжены краткими, но содержательными комментариями в которых освещаются обстоятельства написания и публикации каждой работы и раскрывается ее основной научный смысл. Очень существенно, что комментарии содержат сведения о последующей разработке идей Б.М. Теплова в советской психологии.

Двухтомник открывается статьей его редакторов-составителей об основных вехах жизненного пути Б.М. Теплова. В этой статье, как и в комментариях, дается оценка того вклада, который внесли в науку работы Б.М. Теплова. Все это — вводная статья и комментарии — является хорошим ориентиром для понимания и углубленного изучения его работ. Помогают в этом и хорошо сделанные именной и предметный указатели.

Издания такого рода важны и необходимы. Они позволяют хранить творческое наследие ученых, внесших вклад в развитие отечественной науки, и делают это наследие доступным широкому читателю.