186
К 80 ЛЕТИЮ СО
ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. М. ГУРЕВИЧА
В этом году
исполняется 80 лет одному из ведущих советских психологов доктору
психологических наук, профессору Константину Марковичу Гуревичу. Его научная и
педагогическая деятельность в области психологии началась более 55 лет назад.
К.М. Гуревич родился 19 октября 1906 г. в городе Самаре (ныне Куйбышев). В 1931
г. он окончил психотехническое отделение педагогического факультета
Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.
После окончания аспирантуры Московского государственного института психологии в
1940 г. им была защищена диссертация по проблемам воли. В дальнейшем по этой же
проблеме написана глава учебника для педвузов (под ред. А.А. Смирнова и др.). С
1949 г. К.М. Гуревич — сотрудник НИИ общей
187
и педагогической
психологии АПН СССР.
Начав
работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б.М.
Теплова по проблемам индивидуально-психофизиологических различий человека, К.М.
Гуревич заинтересовался вопросами профессиональной пригодности с позиций теории
основных свойств нервной системы. Значительным вкладом в разработку
теоретических и прикладных проблем профессиональной пригодности явилась книга К.М.
Гуревича «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы».
Этот труд был удостоен первой премии АПН СССР. В 1971 г. за эту работу К.М. Гуревичу
была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Основные идеи
монографии получили дальнейшее развитие и экспериментальное воплощение в
последующих работах К.М. Гуревича и его учеников (сборники
«Психофизиологические вопросы становления профессионала», 1974 и 1976 гг.,
серии статей в психологических журналах, брошюры).
С
1968 по 1983 г. К.М. Гуревич руководит лабораторией психофизиологических основ
профессиональной деятельности, а с 1983 по 1985 — лабораторией
психодиагностики.
К.М.
Гуревич проявил себя как ученый, творчески решающий важнейшие теоретические и
прикладные вопросы психологии, для него характерен новаторский подход ко многим
традиционным для психологии проблемам. Им и под его редакцией опубликовано
более 80 научных работ, получивших высокую оценку не только со стороны
психологов, но и практических работников. Его работы переведены в ГДР, ВНР,
НРБ, ЧССР. К.М. Гуревичем подготовлены статьи для «Психологического словаря»
(М., 1983) и «Краткого психологического словаря» (М., 1985).
В
последние годы основные научные интересы К.М. Гуревича сосредоточены в области
психодиагностики. Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ
основных теоретических и методологических концепций зарубежной
психодиагностики, в частности, тестирования интеллекта, по-новому поставлены
многие вопросы тестологии (проблема надежности и валидности, правомерности использования статистической
нормы как критерия сравнения результатов тестирования и др.). Конструктивно
подходя к рассмотрению проблем психодиагностики, К.М. Гуревич Теоретически
обосновал новый подход к созданию методик, который назвал нормативным. Суть его
в том, что при разработке психодиагностических методов необходимо
ориентироваться на социально-психологический норматив, представляющий собой
систему требований, которую общность предъявляет каждому из ее членов. Эти
требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, норм,
отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать
самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и
т.д. Этот подход последовательно реализован при разработке школьного теста умственного
развития, который проходит сейчас экспериментальную проверку.
Широкое
признание получили работы по психодиагностике, опубликованные К.М. Гуревичем и
под его редакцией. Среди них «Психологическая диагностика, ее
проблемы и методы» (ред. К.М. Гуревич и В.И. Лубовский.
— М., 1975), коллективная монография «Психологическая диагностика» (ред. К.М.
Гуревич. — М., 1981), серия статей в журнале «Вопросы психологии», перевод
книги А. Анастази «Психологическое тестирование»
(ред. К.М. Гуревич и В.И. Лубовский. — М., 1982), брошюра для учителей и родителей «Что такое
психологическая диагностика» (М., 1985).
Плодотворную
научную деятельность К.М. Гуревич сочетает с преподавательской работой, читает
спецкурс для студентов на факультете психологии МГУ, ведет занятия по
математической статистике для аспирантов и сотрудников НИИ ОПП АПН СССР. Под
руководством К.М. Гуревича защищены 15 кандидатских
диссертаций.
За
большие заслуги в развитии психологической науки К.М. Гуревич награжден медалью
«800 лет Москвы», медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня
рождения В.И. Ленина, медалью «За трудовую доблесть», медалью «Ветеран труда».
Широкая
эрудиция, принципиальность, доброжелательность, огромное личное обаяние
снискали К.М. Гуревичу уважение и авторитет в среде психологов и искреннюю
любовь всех, кому посчастливилось работать рядом с ним. К.М. Гуревич полон сил,
новых замыслов, находится в постоянном творческом поиске.
Советская
психологическая общественность сердечно поздравляет Константина Марковича
Гуревича, желает ему крепкого здоровья, неиссякаемой бодрости, воплощения
задуманного, счастья и благополучия.