Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

К 80 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. М. ГУРЕВИЧА

 

В этом году исполняется 80 лет одному из ведущих советских психологов доктору психологических наук, профессору Константину Марковичу Гуревичу. Его научная и педагогическая деятельность в области психологии началась более 55 лет назад. К.М. Гуревич родился 19 октября 1906 г. в городе Самаре (ныне Куйбышев). В 1931 г. он окончил психотехническое отделение педагогического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. После окончания аспирантуры Московского государственного института психологии в 1940 г. им была защищена диссертация по проблемам воли. В дальнейшем по этой же проблеме написана глава учебника для педвузов (под ред. А.А. Смирнова и др.). С 1949 г. К.М. Гуревич — сотрудник НИИ общей

 

187

 

и педагогической психологии АПН СССР.

Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б.М. Теплова по проблемам индивидуально-психофизиологических различий человека, К.М. Гуревич заинтересовался вопросами профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Значительным вкладом в разработку теоретических и прикладных проблем профессиональной пригодности явилась книга К.М. Гуревича «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы». Этот труд был удостоен первой премии АПН СССР. В 1971 г. за эту работу К.М. Гуревичу была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Основные идеи монографии получили дальнейшее развитие и экспериментальное воплощение в последующих работах К.М. Гуревича и его учеников (сборники «Психофизиологические вопросы становления профессионала», 1974 и 1976 гг., серии статей в психологических журналах, брошюры).

С 1968 по 1983 г. К.М. Гуревич руководит лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а с 1983 по 1985 — лабораторией психодиагностики.

К.М. Гуревич проявил себя как ученый, творчески решающий важнейшие теоретические и прикладные вопросы психологии, для него характерен новаторский подход ко многим традиционным для психологии проблемам. Им и под его редакцией опубликовано более 80 научных работ, получивших высокую оценку не только со стороны психологов, но и практических работников. Его работы переведены в ГДР, ВНР, НРБ, ЧССР. К.М. Гуревичем подготовлены статьи для «Психологического словаря» (М., 1983) и «Краткого психологического словаря» (М., 1985).

В последние годы основные научные интересы К.М. Гуревича сосредоточены в области психодиагностики. Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ основных теоретических и методологических концепций зарубежной психодиагностики, в частности, тестирования интеллекта, по-новому поставлены многие вопросы тестологии (проблема надежности и валидности, правомерности использования статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования и др.). Конструктивно подходя к рассмотрению проблем психодиагностики, К.М. Гуревич Теоретически обосновал новый подход к созданию методик, который назвал нормативным. Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов необходимо ориентироваться на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, которую общность предъявляет каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и т.д. Этот подход последовательно реализован при разработке школьного теста умственного развития, который проходит сейчас экспериментальную проверку.

Широкое признание получили работы по психодиагностике, опубликованные К.М. Гуревичем и под его редакцией. Среди них «Психологическая диагностика, ее проблемы и методы» (ред. К.М. Гуревич и В.И. Лубовский. — М., 1975), коллективная монография «Психологическая диагностика» (ред. К.М. Гуревич. — М., 1981), серия статей в журнале «Вопросы психологии», перевод книги А. Анастази «Психологическое тестирование» (ред. К.М. Гуревич и В.И. Лубовский. — М., 1982), брошюра для учителей и родителей «Что такое психологическая диагностика» (М., 1985).

Плодотворную научную деятельность К.М. Гуревич сочетает с преподавательской работой, читает спецкурс для студентов на факультете психологии МГУ, ведет занятия по математической статистике для аспирантов и сотрудников НИИ ОПП АПН СССР. Под руководством К.М. Гуревича защищены 15 кандидатских диссертаций.

За большие заслуги в развитии психологической науки К.М. Гуревич награжден медалью «800 лет Москвы», медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медалью «За трудовую доблесть», медалью «Ветеран труда».

Широкая эрудиция, принципиальность, доброжелательность, огромное личное обаяние снискали К.М. Гуревичу уважение и авторитет в среде психологов и искреннюю любовь всех, кому посчастливилось работать рядом с ним. К.М. Гуревич полон сил, новых замыслов, находится в постоянном творческом поиске.

Советская психологическая общественность сердечно поздравляет Константина Марковича Гуревича, желает ему крепкого здоровья, неиссякаемой бодрости, воплощения задуманного, счастья и благополучия.