Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

УЧЕБНИК ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

И. К. ШАХРИМАНЬЯН

Москва

 

Мухина В.С. Детская психология. 2 изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

 

Студенты педагогических институтов получили добротный, содержательный, живо и ярко написанный учебник по детской психологии.

Духовное развитие человека от рождения до поступления в школу — один из важнейших (если не главный) этапов становления личности. Это положение в книге В.С. Мухиной прослеживается от введения до последних страниц, ему подчинено изложение всего материала, содержащего не только большой объем познавательно важных сведений, но и значительный воспитательный потенциал.

В основе учебника лежит поэтапное рассмотрение психического развития ребенка, что позволило автору представить детскую психологию как науку, имеющую свой предмет, свои проблемы, свой методический аппарат. Закономерности развития психики ребенка, способы присвоения им материальной и духовной культуры человечества, процесс формирования психических свойств — все это, по мысли автора, входит в состав предмета возрастной психологии.

Первый раздел учебника — «Общие вопросы детской психологии»— включает в себя три главы. Именно здесь убедительно показана самостоятельность и особое значение такой отрасли психологического знания, как детская психология. Главным лейтмотивом этого раздела является показ диалектики возникновения, развития и разрешения противоречий, которые определяют онтогенетическое движение психики ребенка. Продуктивной является идея о том, что в равные промежутки времени психика проходит различные «расстояния» в развитии, качественно преобразуясь.

Главы 4 и 5 посвящены анализу особенностей психического развития младенца и ребенка раннего возраста. Эти главы составляют раздел второй: «Психологические особенности развития в младенчестве и раннем возрасте». Здесь сразу же с первых строк автор обнаруживает свое пристрастное отношение к детству как особому этапу человеческой жизни, как особой ценности; эта пристрастность сохраняется до заключительных строк книги и создает тот настрой, который дает возможность прочесть учебник на одном дыхании. Содержание этого раздела направлена на доказательство принципиального значения социального опыта в сенсорном, умственном, эмоциональном и речевом развитии ребенка. В раздел включены новейшие данные психологических исследований по раннему онтогенезу. Показано значение любви взрослого для нормального развития личности ребенка.

Главы 6 и 7 посвящены анализу игры как ведущей деятельности дошкольника, а также таким продуктивным видам деятельности, как учение и труд в дошкольном детстве. Эти главы формируют раздел третий: «Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте». Игра представлена здесь как школа социальных отношений, как условие развития знаковой функции и рефлексивных способностей. Совершенно новым является анализ полифункциональных предметов и детских игрушек, их возможностей, которые открывает в играх ребенок, и их значения для его умственного и социального развития.

Следует одобрить увеличение материала книги по теме «Развитие изобразительной деятельности и содержание детского рисунка». Как специалист в этой области, В.С. Мухина глубоко проанализировала

 

180

 

роль взрослого в развитии творческой деятельности детей. Проведенный анализ содержания детских рисунков помогает проследить становление индивидуальных интересов каждого ребенка.

Главы 8—12 посвящены анализу условий развития личности дошкольника; особенностей развития мотивов поведения и формирование самосознания ребенка; специфике развития и формирования нравственных качеств личности, чувств и воли ребенка. Эти главы объединены в четвертый раздел «Развитие личности дошкольника». Показана роль ближайшего окружения в формировании относительно постоянных, социально значимых проявлений личности, значения сознания ребенком своего Я, своей уникальности. Проанализированы особенности взаимодействия внешней социальной ситуации (как условия развития) и внутренней позиции самого ребенка. Результатом этого взаимодействия являются истинно человеческие способности к сопереживанию, осознание своего долга, появление самостоятельности ребенка, другие собственно человеческие характеристики, формирующие его индивидуальное бытие. В этом разделе также представлен материал о закономерностях развития личности ребенка и условиях успешного формирования его нравственной позиции. Показываются условия, способствующие правильному развитию самосознания детской личности. Здесь же представлен материал об отношении ребенка к своему имени, о развитии потребности в признании, о половой идентификации ребенка, о его индивидуальном прошлом, настоящем и будущем, о развитии его представления о своих правах и обязанностях. Эти вопросы имеют не только теоретическое, но и непосредственно практическое значение при определении путей полноценного формирования детской личности. К сожалению, этот материал подан недостаточно полно, и хочется выразить пожелание в дальнейшем углубить и расширить эту часть учебника.

Главы 13—15 посвящены анализу особенностей развития речи, сенсорному развитию, а также развитию мышления, внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Эти главы формируют последний раздел — «Умственное развитие дошкольника». В нем излагаются результаты достижений в области исследования развития познания в детском возрасте.

В заключении обсуждается психологическая, готовность к обучению ребенка е школе. Здесь показана перспектива развития личности ребенка в жизни. Дошкольное детство понимается как начало индивидуальной жизни человека. В. С. Мухина пишет: «Постепенно осознавая себя среди других людей как носителя определенного пола, возраста, нации, ребенок начинает осознавать свое бытие как типичное («мы — дети», «мы — мальчики», «мы — школьники», «мы — русские») и как индивидуальное («Я», «именно Я есть», «именно Я буду»). Тем самым в заключении в последний раз подтверждает стержневая идея книги: личность с самого начала есть индивидуальное бытие общественных отношений.

То, что на протяжении всей книги делается упор на значение воспитания и обучения как факторов, определяющих психическое развитие ребенка, абсолютно обосновано назначением самой работы — перед нами учебник для будущих воспитателей. И именно из такого рода книг все заинтересованные в успешном воспитании могут извлечь идеи и практические советы о том, как строить общение с ребенком, чего ждать от него в том или ином возрасте, чего ждать от конкретного уникального Пети, Андрюши, Вани.

Учебник «Детская психология» по сравнению с прежней книгой (Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975. 239 с.) значительно дополнен. Новый материал имеет принципиальное теоретическое и практическое значение. Книга стала еще более авторской: по контексту просматривается научная позиция автора, широко иллюстрируемая материалами собственных исследований. Привлечение результатов исследования учеников и непосредственных протокольных данных заслуживает специального одобрения, так как это показывает вовлеченность молодых специалистов в широкий научный поиск и оперативное внедрение результатов их исследования.

В заключение хочется поблагодарить автора за неординарную книгу — учебник по детской психологии. Книга глубоко гуманистична. Она не только учебник по развитию ребенка, но и учебник по развитию любви к ребенку. «Декларация прав ребенка», включенная и проинтерпретированная всем содержанием книги, является ее органичной частью. Книгу отличает глубокое осознание ответственности старшего поколения за благополучное развитие нового поколения, за создание условий для развития самостоятельной, социально активной личности.