Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОЛОГИЯ — ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ

 

Генчо Пирьов. Психологиятафундаментална наука за човека: Избрани трудове. София: Изд. на Българската академия науките, 1982.—295 с.

 

Монография содержит вступление, знакомящее читателей с научной деятельностью проф. Г.Д. Пирева, и четыре части: психология как фундаментальная наука, проблемы психологии личности, проблемы психического развития и библиография трудов члена-корреспондента БАН проф. Генчо Пирева.

В первой части книги обосновывается тезис о психологии как о фундаментальной науке, сюда вошли материалы о предмете психологии, методологических основах психологического исследования, о системе психологических наук, о системе методов психологических исследований, о взаимоотношении между психологией и другими науками, о единстве теории и практики в психологии. Предложены пять критериев, на основании которых можно определить фундаментальный характер конкретной науки: а) специфический предмет, не входящий в задачи других наук; б) определенная методология; в) система методов исследования, характерных для этой науки и адекватных ей; г) внутренняя структура, определяющаяся степенью дифференциации и интеграции с другими науками; д) разработка основных проблем с целью решения вопросов теории и практики. По нашему мнению, вопрос о критериях не решен удовлетворительно. С одной стороны, часть упомянутых критериев относится к любой науке (не только к фундаментальной), с другой — не сформулированы некоторые специфические критерии определения психологии как фундаментальной науки. Бесспорен вклад автора в классификацию методов психологических исследований на основании четырех критериев: доминирующая проблематика, определяющая роль методов, характер связи психологии с практикой и с другими науками. В монографии ставится проблема отбора, классификации методов психологии, дается краткое их описание.

Во второй и третьей частях монографии рассматриваются две комплексные проблем мы, подчеркивающие фундаментальный характер психологической науки: проблема личности и проблема психического развития.

 

177

 

Во второй части, содержащей шесть глав, рассматриваются проблемы типологических особенностей личности, вопросы формирования и воспитания творческой личности, ее всестороннего и гармонического развития. Сравнительно подробно рассмотрены вопросы изучения способностей и таланта. Сделан обзор исследований, реализованных с помощью методов и с разных теоретических позиций как в западных, так и в социалистических странах, в том числе и в Болгарии. Рассматриваются исследования некоторых специальных способностей: математических, литературных, языковых, музыкальных, технических и др. Формируются основные требования к воспитанию творческой личности, определяются методы исследования способностей.

В третьей части монографии рассматриваются некоторые проблемы психического развития, и прежде всего проблема детерминации психического развития человека. Ставятся вопросы о факторах, источниках и критериях развития с позиции марксистско-ленинской методологии, рассматривается роль внутренних противоречий как движущих сил развития, подчеркивается роль воспитания и активности самого индивидуума, его деятельности, посредством которой он присваивает общественный опыт, и др. В последней части книги привлекает внимание оригинальная периодизация психического развития детей и результаты сравнительного исследования интеллектуальной деятельности у представителей разных национальностей в возрасте от 3 до 20 лет. Исследование проводилось в Болгарии, Югославии и США с помощью болгарской адаптации шкалы БинеТэрмена. На основании качественного и количественного анализа данных делается вывод об отсутствии прямой зависимости уровня интеллекта от собственно национальных особенностей.

Библиография трудов проф. Г.Д. Пирева насчитывает 586 наименований. Большое число работ опубликовано на языках народов других стран.

В целом книга представляет значительный интерес в области общей, возрастной и педагогической психологии и может быть рекомендована всем, кто интересуется фундаментальными проблемами психологической науки.

 

Л.Н. Десев

София