177
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
КУБА
Э. А.
ФАРАПОНОВА, |
ХОРХЭ АРАХУЭР
ПРОЕНСА |
Москва |
Гавана |
Республика Куба,
освободившись от эксплуатации и угнетения, встала на путь проведения глубоких
социальных преобразований. Реализуется широкая программа развития народного
образования, в осуществлении которой активное участие принимают психологи
страны.
В области педагогической психологии (руководитель департамента
педагогической психологии Альберто Лабарере) научно-исследовательская
работа осуществляется по следующей тематике: 1) «Интенсификация познавательной
деятельности учащихся начальных классов при выполнении школьных заданий» (Пиляр Рико). 2) «Развитие
умений решать задачи школьниками начальных классов» (Альберто Лабарере). 3) «Формирование элементов теоретического
мышления у младших школьников» (Кэтеван Буадзе). 4) «Изучение влияния различных воспитательных
мероприятий на формирование школьных коллективов» (Антонио Кузяр). 5) «Исследование взаимоотношений в коллективах
школьников начальных классов» (Амелита Амадор). 6) «Изучение
самооценки школьников» (Герардо Роллоф). 7) «Мотивы учебной
деятельности учащихся начальной школы» (Гиермо
Ареас).
В департаменте педагогической психологии работает группа
исследователей проблем детской психологии (руководитель
178
Хосефина Лопес). Темы исследований: «Изучение развития
наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста» (Хосефина Лопес), «Формирование
нравственных качеств у дошкольников» (Мария-Тереза Бурке), «Овладение
детьми дошкольного возраста средствами моделирования» (Анна-Мария Северно).
Помимо
научно-исследовательской работы департамент готовит методические пособия для
преподавателей психологии педагогических институтов Кубы и университетов,
издает учебные пособия, принимает активное участие в республиканских и
международных конференциях. Так, были подготовлены доклады на конференции
педагогов социалистических стран (Москва, 1971; Варшава, 1977 и др.): «Школа и
образование в революционной Кубе» (Л. Турнер); «Применение
достижений психологии в учебно-воспитательной работе учителя» (Пиляр Рико, Антонио Кузяр, Амелита Амадор); а также на совещание
психологов социалистических стран (Потсдам, 1978): по методологическим
проблемам изучения личности (группа изучения личности Гаванского университета),
по изучению временной перспективы у подростков и юношей (Г. Пинеда), по изучению соотношения моральных и
профессиональных аспектов идеала и самооценки учащихся, по изучению
психологических особенностей неадекватной самооценки у подростков и
старшеклассников (Гонсалес Рей Фернандо), по
изучению установок и ценностных ориентации учащихся (Виктория Охальдо).
В
настоящее время четыре университета, три университетских центра и десять высших
педагогических институтов Республики Куба имеют кафедры педагогики и психологии.
На этих кафедрах преподаватели помимо учебной работы проводят научные
исследования по проблемам педагогической психологии, ведут пропаганду
психологических знаний среди учителей, родителей и широких слоев населения
республики. Этой работой также руководит департамент педагогической психологии
Министерства образования Кубы.
При
министерстве работает Центральный институт педагогических наук (генеральный
директор — доктор Макс Фигероа Араухо),
имеющий несколько отделов: методологии, коммунистического воспитания,
психологии и технических средств обучения. В институте развернуты исследования
по широкому кругу проблем.
Результаты
исследований кубинских психологов по проблемам деятельности и личности учителя
были представлены на III конференции педагогов
социалистических стран (Варшава, 1977): «Роль учителя и проблема его подготовки
в период строительства социализма на Кубе» (Макс Фигероа
Араухо), «Влияние школы на формирование качеств преподавателя средней школы в условиях развития
народного образования на Кубе» (Лидия Турнер
Марти, Клара Менендес Перес, Лус
Марина Борреро, Одила Ново Отеро).
Воспитание
всесторонне развитого и творчески активного человека невозможно без включения
учащихся в учебно-трудовую деятельность. Это принципиальное положение
реализуется в школах всех социалистических стран. Для системы народного
образования Республики Куба характерна неразрывная связь труда и учебы на всех
этапах обучения — от начальной до высшей школы.
Осуществлен эксперимент, который назван «Школу — в поле». В течение ряда лет в
звене среднего образования практикуется перевод городских школ в сельские
местности с тем, чтобы учащиеся и учителя могли решать в каждом школьном курсе
и задачи трудового обучения, чтобы учебная работа сочеталась с выполнением учениками,
объединенными в бригады, производственных задач, решаемых на кофейных,
цитрусовых и других плантациях. Эта форма сочетания обучения с производительным
трудом и культурным отдыхом учащихся, согласуясь с принципами социалистической
педагогики, в наибольшей мере соответствует реальным условиям, существующим в
республике. Куба — активно развивающаяся индустриальная страна, однако в связи
с тем, что производство сахара, цитрусовых пока еще недостаточно
механизировано, она вынуждена широко использовать ручной труд людей. Куба
является очень «молодой» страной: из 8,5 млн. населения почти 3,5 млн.
составляют дети до 16 лет. Новые формы организации работы школы весьма
плодотворны для формирования у учащихся положительного
отношения к труду, стремления работать для пользы общества, развивая такие
качества личности учащихся, как трудолюбие, сознательность, активность. Неразрывная связь обучения и труда обеспечивают развитие умений
самостоятельно организовывать, планировать свой труд, умений трудиться сообща,
внося свой вклад в общее дело, проявляя инициативу, творчество и т. д. Такая
форма сочетания обучения и труда повышает самостоятельность и активность
учащихся, создает условия для более целенаправленной и активной учебной
деятельности учащихся, развивает их познавательные и творческие возможности.