Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

63

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 

Б. С. КРУГЛОВ

 

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готовность девушек и юношей к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью педагогической работы.

В настоящее время в средней общеобразовательной школе уже в течение двух лет преподается курс «Этика и психология семейной жизни». Этот курс направлен не только на ознакомление учащихся с основами брачно-семейных отношений, но и на формирование у них психологической готовности применить на практике, в своем поведении те знания, которые они получают на уроках. В связи с этим возникает вопрос: какие факторы являются определяющими для воспитания будущих партнеров по брачно-семейной жизни? Ответ на него следует искать в анализе действия существующих брачно-семейных отношений и тех регуляторных механизмов, которые определяют эти отношения.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание учащимися социальной роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них гражданского правового сознания.

Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной степени определяет его деятельность и поведение в любой сфере общественных отношений, составной частью которых являются и семейные отношения. Однако нам представляется необходимой конкретизация данного понятия, исходя из закономерностей поведения людей именно в сфере брачно-семейных отношений, где понятие нравственности приобретает особый смысл. Практика постоянно доказывает ненадежность брака, основанного по принципу: «Был бы человек хороший, а любовь со временем появится!»

Существенным недостатком этого принципа является то, что брак как психологическое явление включает в качестве обязательного условия не только саму по себе нравственность, но избирательность индивидуальной половой

 

64

 

любви. Только такая любовь делает брак нравственным, а следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком. Но эти категории, будучи суть моральными, выражают в конечном итоге экономическую необходимость [5]. И уже в силу этого общество крайне заинтересовано в контроле за брачно-семейными отношениями, который оно осуществляет посредством социальных норм. Эти нормы устанавливаются на различных уровнях социальной структуры и регулируют практически все области брачно-семейных отношений, начиная от выбора партнера по брачному союзу и кончая поведением партнеров при расторжении брачных отношений и распаде семьи.

Контроль и управление брачно-семейными отношениями осуществляется в основном с помощью моральных и правовых норм. Моральные (нравственные) нормы, как известно, являются формой выражения общественного мнения. Они выступают элементами нравственного сознания и в этом своем качестве мотивируют поступки человека, направляют и определяют их цели и задачи. В соответствии с этим в индивидуальном сознании каждая моральная норма носит субъективный характер: правило поведения, общественное требование, заключенное в ней, может существенно видоизмениться, преломиться в сознании индивида в зависимости от его интересов и целей. Таким образом многообразие моральных ситуаций, с одной стороны, и индивидуальные особенности интериоризации моральных норм, с другой, накладывают на моральную регуляцию общественных отношений момент неопределенности [4].

В разные исторические эпохи, в различных социальных, этнических и религиозных группах взаимоотношения между общественным и индивидуальным нравственным сознанием складываются по-разному. Это находит свое отражение и в особенностях моральной регуляции отношений между полами: например, то, что признавалось безнравственным в былые времена, теперь не подвергается моральному осуждению, и наоборот. Так, Ф. Энгельс, анализируя одну из форм половой жизни — групповой брак, распространенный среди коренных жителей Австралии, писал: «Поверхностному наблюдателю он (групповой брак.Б.К) представляется в виде непрочного единобрачия, а в некоторых случаях — в виде многоженства наряду с неверностью, допускавшейся от случая к случаю... Там, где европеец усматривает безнравственность и беззаконие, на самом деле господствует строгий закон» [2; 49].

Относительная нестабильность моральных норм, а следовательно, и определенная изменчивость нравственного сознания приводят к тому, что изменяются и нравственные санкции общества, регулирующие половые отношения людей, вступающих в брак, и нравственное поведение супругов. Все это оказывает значительное влияние на стабильность брака как общественного института, а главное на воспроизводство населения и воспитание подрастающего поколения.

В настоящее время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом (подробно об этом см. [5]). Все это привело к изменению представлений о сущности брака и задачах семьи как социального института. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Сама по себе эта тенденция закономерна, она, как писал Ф. Энгельс

 

65

 

в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», отражает прогрессивный ход развития общественных отношений. Однако на определенном этапе эволюции в области брачно-семейных отношений их индивидуализация приводит, по мнению социологов, к тому, что «во многих сферах деятельности семьи и всеобщие нормы стали заменяться весьма индивидуализированными нормами-соглашениями… Для поддержания этих норм требуются большие усилия, так как обычно они более субъективны, подвержены влиянию эмоций, в меньшей мере связаны с жестко регламентированными образцами поведения, предписываемыми обществом. Таким образом, представляется, что многие семьи в силу объективных причин ушли от традиционных способов нормативного регулирования брачно-семейных отношений, но пока что не смогли найти оптимальные способы индивидуального регулирования в каждом конкретном случае» [5; 59].

Возросшее значение субъективных индивидуальных факторов в функционировании брачно-семейных отношений увеличивает автономию семьи по отношению к средствам общественного воздействия. С одной стороны, это означает усиление роли индивидуальных моральных регуляторов поведения членов семейного коллектива, что, в свою очередь, требует от них наличия высокой уровня личностного развития, а с другой — ослабление воздействия единых для общества норм, управляющих деятельностью семьи. Могут возникать ситуации, при которых общественные нормы, определяющие брачно-семейные отношения, перестают быть для отдельных индивидов обязательными. Это, в свою очередь, может привести не только к ослаблению функций семьи как единицы общественной организации, но и в некоторых случаях к ослаблению ее воспитательного воздействия на подрастающее поколение. С точки зрения излагаемого здесь подхода, это означает, что общественная значимость брачно-семейных отношений приобретает новый смысл и как бы уступает место исключительно отношениям, характерным для неформальной малой группы.

Однако не всякая малая группа имеет в своей деятельности общественную направленность, формирует у своих членов чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Здесь первостепенное значение приобретает соответствие норм, регулирующих поведение членов малой группы, нормам, установленным в обществе в качестве необходимого условия его успешного функционирования. В этом, на наш взгляд, содержится весьма важное психологическое различие между отношениями внутри обычной неформальной малой группы (отношениями, построенными преимущественно на основе взаимной симпатии, общих интересов) и отношениями между членами семейного коллектива.

Брак, в отличие от других форм взаимоотношения полов, предполагает прежде всего зафиксированные в законе отношения мужчины и женщины и, следовательно, правовые отношения со всеми вытекающими из этого последствиями. Главное из них то, что вступившие в брак индивиды сразу же из сферы групповых и межиндивидуальных отношений попадают в сферу отношений, регулируемых обществом на государственном уровне.

Правовое регулирование общественных отношений обладает по сравнению с другими формами регулирования той спецификой, что государство, как способ организации общественных отношений, стремится обеспечить целостность общественной системы, выделяя из совокупности интересов различных групп и общностей наиболее существенные и необходимые для функционирования и укрепления данных общественных отношений.

В нашей стране нормы права в области брачно-семейных отношений отражают основные социалистические моральные принципы отношений между полами и взаимоотношений между супругами и детьми. Их роль состоит в усилении и конкретизации ответственности индивидов перед обществом за выполнение своих социальных функций в качестве членов семейного коллектива

 

66

 

как элемента общественного устройства. Поэтому наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом. Произвольное поведение супругов ограничено рамками правовых норм и приобретает тем самым общественное значение. На эту особенность брачных отношений в отличие от других видов отношений между людьми указывал К. Маркс: «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его... Брак поэтому не может подчиняться произволу вступившего в брак, а, наоборот, произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности брака» [1; 162].

Таким образом, с точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак, к выполнению им роли супруга (супруги) является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения этих своих действий. Последнее воплощено прежде всего в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Это означает, что кроме моральных обязательств друг перед другом, кроме выполнения каждым из супругов морального долга их поведение определяется также гражданской ответственностью и гражданским долгом, что связано в первую очередь с повышением общей ответственности за свои поступки.

Отмеченная нами выше тенденция к ослаблению регулирующего воздействия единых для всего общества норм брачно-семейных отношений на деятельность современной семьи неизбежно может сказаться на уровне психологической подготовки молодежи к их будущей семейной жизни. Более того, можно предположить, что зафиксированные социологами изменения в современном состоянии брака и семьи (увеличение числа разводов, сокращение рождаемости детей в отдельных регионах и одновременное возрастание числа ранних браков) можно объяснить тем, что отдельные группы современной молодежи, будучи физиологически и социально-психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее не полностью достигают необходимого для этого уровня личностного развития, ибо психологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов. Совершенно очевидно в связи с этим, что система подготовки молодежи к их будущей семейной жизни наряду с половым просвещением и половым воспитанием, наряду с формированием культуры и навыков межличностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и формирование определенного уровня гражданско-правового сознания.

Значительная работа по воспитанию правового сознания проводится в школе при изучении курса «Основы Советского государства и права». Однако этот курс нередко изучается в отрыве от некоторых сторон окружающей учеников действительности и, в частности, комплекса проблем, связанных с подготовкой их к семейной жизни. В силу этих и других причин, как показывает практика педагогической работы и психологические исследования, не у всех учащихся «Основы Советского государства и права» формируют понимание роли нормативной регуляции в их поведении и соответствующее положительное отношение к нормативным требованиям.

Одной из важных причин такого положения дел с формированием правового гражданского сознания у молодежи является, как показали наши исследования [3], то, что при изучении в школе курсов «Основы Советского государства и права» и «Этика и психология семейной жизни» не учитываются некоторые психологические особенности

 

67

 

осознания учащимися различных видов социальных норм.

Любое нормативное требование может выполнить свою задачу регулятора поведения только при наличии у человека положительного отношения к нему. Подобное отношение возникает, как известно, в том случае, если объект отношения обладает определенной ценностью для личности. С этой точки зрения воспитание как целенаправленный педагогический процесс должно включать и усвоение ребенком ценностного значения различных видов социальных норм, что позволяет обеспечить и формирование адекватного к ним отношения. Можно предположить, что сформированное положительное отношение юношей и девушек к правовым нормам, к праву в целом как к ценности может служить также и определенным показателем их готовности к семейной жизни, иначе говоря, показателем их гражданской зрелости.

Между тем в проведенном нами исследовании, посвященном изучению особенностей отношений юношей и девушек — учащихся старших классов средней школы и ПТУ — к правовым нормам, было обнаружено, что только у 55 % из них сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61 % из этого числа оно носит устойчивый и сознательный характер, который обеспечивает регуляцию их поведения. У остальных (39 %) положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредствуется у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации.

У значительной части (45 %) старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву, к правовым нормам, регулирующим их поведение, оказалось не сформированным. Из всех обследованных 36 % юношей и девушек обнаружили устойчивое отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности.

Вместе с тем материалы исследования показали, что, в то время как число учащихся, имеющих достаточные знания из области права среди старшеклассников (IXX классы) и учащихся ПТУ I и II года обучения остается примерно на одинаковом уровне независимо от возраста, число учащихся, имеющих представления о праве как необходимой ценности для их личности, уменьшается по мере их взросления. Анализ полученных в исследовании данных показывает, что изменение характера отношения к правовым нормам связано с особенностями формирования ценностных ориентации в области социальных норм. Однако именно в этот период организация учебно-воспитательной работы такова, что не способна нейтрализовать отрицательные моменты, воздействующие на формирование отношения молодого человека к этим нормам. Приведем в связи с этим некоторые факты, полученные в исследовании.

Основная масса участвовавших в нашем эксперименте юношей и девушек (83 %) получала информацию о праве от учителей на уроках, из бесед, организуемых в учебных заведениях, при чтении книг, журналов, просмотре телепередач и кинофильмов. В тех же случаях, когда правовые вопросы обсуждались в их семьях, беседы с близкими носили негативный по отношению к праву характер в пользу других видов социальных норм.

Также примечательными являются данные, полученные нами при исследовании содержания предпочтений юношей и девушек к различным видам социальных норм. При анализе полученных результатов было обнаружено, что первое место среди норм, противоречащих правовой регламентации, занимают те, которые в глазах учащихся как бы защищают их индивидуальную неприкосновенность (87 % юношей и девушек отдали этим нормам предпочтение по сравнению с правовыми нормами защиты личности). На втором месте оказались житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности (47 %); третье место заняли нормы, выражающие правила ложного товарищества (33 %).

Таким образом, это означает, что

 

68

 

формирование личности молодого чело века и отдельных ее сторон происходит в условиях воздействия различных видов социальных норм. Психологически эти нормы могут осознаваться индивидом иногда лишь как внешнее воздействие или как его собственные нормы поведения, как его личные ценности.

Они могут также восприниматься и осознаваться либо рядоположенно как равнозначимый набор ценностей, либо выстраиваться в иерархическую систему, при этом часто независимую от установленного для них в обществе ценностного значения.

При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятый масштаб должного и возможного поведения, т.е. как обладающие свойствами правовых норм. В результате эти нормы представляют для него единственно возможные образцы, правила общественного поведения и тем самым могут иметь большую ценность по сравнению с действительно правовыми нормами. Таким путем создаются условия, при которых молодой человек, избирая способ поведения, опирается исключительно или по преимуществу на собственные нормы (нормы практической морали), сложившиеся у него под воздействием узкожитейских представлений и правил поведения, подменяя ими существующие нормы права и общественной морали. Подобные действия свидетельствуют прежде всего об отсутствии правильного понимания социальной сущности своего поведения, своих поступков и, следовательно, недостаточной гражданской и правовой зрелости этой части учащейся молодежи.

Данные нашего исследования позволяют сделать ряд выводов и относительно проблем подготовки молодежи к семейной жизни. Прежде всего следует отметить отсутствие правильного отношения к праву как к необходимой личной ценности у некоторой части молодежи. Следовательно, можно предположить, что и в дальнейшем правовые нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, не будут служить для этих людей действенными ориентирами, определяющими их поведение в качестве супругов и родителей. Становится очевидным, что понимание социальной сущности брака и семьи, гражданского долга могут быть значительно искажены в результате воздействия некоторых групповых норм в сторону прежде всего удовлетворения сугубо индивидуальных, эгоистических потребностей в межличностном общении на уровне неформальной малой группы.

Это связано с наличием определенных недостатков в системе воспитательной работы, направленной на подготовку молодежи к будущей семейной жизни.

Решение всех этих проблем видится в такой организации учебно-воспитательного процесса, когда различные его направления будут объединены одной составляющей — формированием у учащихся гражданской ответственности за свои действия, пониманием общественной значимости каждого своего поступка. С этой целью представляется целесообразным организация в системе обучения в общеобразовательной школе и ПТУ общего цикла по изучению основ философских, этических и правовых знаний. В процессе изучения всех этих дисциплин необходимо вести специальную работу по формированию правильного отношения учащихся к различным видам социальных норм, пониманию их ценности в жизни каждого из них и общества в целом. Это возможно сделать путем раскрытия перед учащимися ценностного значения различных нормативных систем социального регулирования поведения человека.

 

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

3. Круглов Б. С. Психолого-педагогические аспекты усвоения учащимися правовых знаний // Психология формирования личности и проблемы обучения: Сб. науч.тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М., 1980. С. 77—81.

4. Хайкин Я. З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972. 279 с.

5. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. 223 с.

 

Поступила в редакцию 31.V  1985 г.