Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

В ПРЕЗИДИУМЕ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ, ДЕФЕКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ1

 

А. А. БОДАЛЕВ

 

Концепция ускорения социально-экономического развития и научно-технического прогресса, сформулированная на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и развитая в Политическом докладе, новой редакции Программы КПСС, Основных направлениях экономического и социального развития СССР, решениях XXVII съезда КПСС, выдвигает в центр сложных и глубоких процессов, характеризующих изменения, происходящие в нашей стране, перестройку психологии, сознания и поведения человека.

Перед советским обществом стоит задача создания единой системы непрерывного образования. Начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы; поставлен вопрос о перестройке высшего и среднего специального образования. Как подчеркивается в Политическом докладе, «интересы дела требуют более глубоко поставить изучение научных основ современного производства, ведущих направлений его интенсификации. И что особенно неотложно, обеспечить компьютерную грамотность учащихся. В общем, необходимо полнее реализовать ленинский принцип соединения обучения с производительным трудом, решительнее добиваться повышения эффективности обучения, коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду, воспитания сознательных строителей нового общества» (Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. С. 48—49).

Критические замечания в адрес отраслевой науки, высказанные на съезде, целиком и полностью должны быть отнесены и к ученым, работающим в области психологии, возрастной физиологии, дефектологии, призванных с позиций своих наук обеспечивать теоретическую, экспериментальную и методическую проработку вопросов, связанных с необходимостью усиления темпов и глубины реализации реформы школы.

Отделение психологии и возрастной физиологии, входящие в него институты располагают значительным научным и кадровым потенциалом, однако деятельность ряда лабораторий и довольно большого числа научных сотрудников, да и научно-организационная деятельность Бюро отделения еще не полностью отвечают требованиям партии по ускорению социально-экономического развития страны, осуществлению крутого поворота к практике. Все еще недопустимо медленно мы продвигаемся вперед в разработке таких насущных проблем, как создание основ всестороннего развития личности, разработка методического инструментария для целей психодиагностики, психологические условия активизации процесса учения, психология и психофизиология компьютеризации, психологические основы профессиональной подготовки учащихся и ряда других проблем. Сотрудники институтов отделения зачастую не могут отойти от устоявшихся взглядов на формы своих контактов со школой и с учителем, и не только собирать

 

6

 

с их помощью материалы по интересующим их темам, но и обеспечивать своими разработками совершенствование тех или иных звеньев процесса обучения и воспитания во всех типах учебно-воспитательных учреждений, в том числе и в сельской малокомплектной школе. Мы уделяем недопустимо слабое внимание анализу и интеграции с позиций наших наук передового педагогического опыта, накопленного в нашей стране и в братских странах социализма. Мы еще недостаточно работаем над созданием фундаментальных работ, действительно обеспечивающих прорыв в будущее нашей школы.

Требования партии к науке в области воспитания и образования обязывают нас с позиций высоких эталонов, заданных съездом, оценить все сделанное в минувшем пятилетии, привести в действие все не использованные еще резервы, в том числе внедрение творческих находок в педагогическую практику.

В отчетный период институты отделения вместе с учеными из других НИИ АПН СССР активно осуществляли разработку комплексных проблем: «Обучение детей с шестилетнего возраста», «Повышение качества обучения: совершенствование программ и учебников, методов и средств обучения, нормализация учебной нагрузки школьников», «Подготовка к общественно полезному труду и профориентации школьников», «Целостный процесс воспитания гражданина СССР в общеобразовательной средней школе». Кроме того, НИИ общей и педагогической психологии участвовал в разработке проблемы «Совершенствование качества подготовки и повышения квалификации учителей».

В рамках первой проблемы проводились комплексные исследования особенностей психического развития 6-летних детей, находящихся в разных условиях обучения и воспитания, и физиолого-гигиенические исследования по обоснованию режима обучения детей 6-летнего возраста.

Совместными усилиями физиологов, гигиенистов, психологов и педагогов были созданы основы организации учебных занятий и режима продленного дня для детей, начавших обучение с 6-летнего возраста, которые нашли отражение в большом ряде рекомендаций, адресованных учителям и воспитателям детсадов, а также работникам институтов усовершенствования учителей. Была написана глава в монографию «Обучение и воспитание детей 6-летнего возраста в школе»; монография «Особенности психического развития детей 6- и 7-летнего возраста». Кроме того, подготовлен для работы с детьми 6-летнего возраста «Режим 6-летнего ребенка в семье»; определены требования к организации учебно-воспитательного процесса и приема детей в школу; разработаны физиолого-гигиенические рекомендации «Охрана здоровья учащихся первых классов (начавших обучение с 6 лет)»; доработана программа по физической культуре для учащихся IIV классов.

Существенный вклад в реализацию реформы школы сделан исследованиями по комплексной программе «Повышение качества обучения: совершенствование программ, учебников, нормализация учебной нагрузки школьников». Исследование педагогических аспектов общей и учебной нагрузки школьников велось в единстве с физиолого-гигиеническим изучением режима дня, состояния здоровья и психологических особенностей школьников. Было изучено развитие интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер личности школьников, обучающихся по усовершенствованным программам. При этом было показано, что недостаточная сформированность одной из указанных сфер психического развития ребенка порождает учебную перегрузку учащихся, которая сопровождается выраженным утомлением, и что высокая «физиологическая цена» успешного обучения при чрезмерной нагрузке и совокупности других неблагоприятных факторов приводит к снижению здоровья учащихся, росту функциональных психоневрологических отклонений. Результаты исследований позволили установить границы максимальной продолжительности учебных занятий в школе

 

7

 

и самоподготовки учащихся VIIX классов.

Институтами отделения разработан комплекс рекомендаций по нормализации учебной нагрузки учащихся, подготовлены монографии: «Нормализация учебной нагрузки в школе», «Мотивы учебной деятельности, интеллектуальная сфера и особенности личности школьников в условиях обучения по усовершенствованным программам». Рекомендации по нормализации учебной нагрузки внедрены в экспериментальных школах АПН СССР.

В рамках этой же проблемы изучались психологические предпосылки создания и проверки учебников. В результате определено психологическое содержание структурных компонентов учебника, предложены принципы создания единого учебного комплекта, которые могут быть использованы при их создании. Разработана система формирования у учащихся умений целенаправленно и продуктивно работать с текстом. Сформулированы рекомендации по работе с книгой для учащихся, учителей и родителей. Результаты отражены в пособии для составителей программ и авторов учебников.

Ученые отделения активно участвовали в научной разработке комплексной проблемы «Целостный процесс воспитания гражданина СССР в общеобразовательной средней школе». В исследовании сформулированы значимые психолого-педагогические принципы нравственного и гражданского воспитания личности в раннем юношеском возрасте, что принципиально важно для научно обоснованной и психологически грамотной работы учителя по гражданскому воспитанию. Содержание сделанного нашло отражение в монографии «Особенности формирования личности в переходный от подросткового к юношескому возрасту период»; в главах общеакадемической монографии, интегрирующей результаты коллективного труда.

В рамках комплексной проблемы «Подготовка к общественно полезному труду и профориентация школьников» изучались психологические условия формирования готовности учащихся к труду, условия профессионального становления личности учащихся ПТУ и физиолого-гигиенические основы повышения эффективности трудового и профессионального обучения подростков. В результате этой работы учеными НИИ общей и педагогической психологии создана и апробирована экспериментальная программа курса «Творчество в моей профессии», подготовлены монографии «Психологические основы подготовки школьников к труду», «Психологические вопросы вступления в профессию, наставничество», методические рекомендации «Формирование готовности к труду школьников, учащихся ПТУ и молодых рабочих».

В исследованиях, проведенных сотрудниками НИИ физиологии детей и подростков, было дано физиолого-гигиеническое обоснование повышения эффективности трудового и профессионального обучения школьников и подготовлена монография «Гигиена трудового обучения в УПК». Сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии был проведен психолого-педагогический анализ особенностей трудового воспитания и обучения в сельских малокомплектных школах, в результате которого были подготовлены методические рекомендации «Трудовое воспитание в сельских малокомплектных школах». Исследованиями по названной комплексной проблеме выявлены структура педагогической деятельности учителя и психологические показатели эффективности его труда. Определены психологические условия работы учителя, способствующие развитию мотивационной сферы школьников. Разработана классификация психологических трудностей в деятельности учителей, в том числе малокомплектных сельских школ. Полученные результаты отражены в пособии для учителей «Методы формирования мотивации учебной деятельности школьников»; методических рекомендациях «О путях повышения эффективности труда учителей сельских малокомплектных школ» и в ряде других работ.

Силами трех институтов отделения в рамках программы АПН СССР и АМН СССР «Здоровье, воспитание и

 

8

 

обучение детей и подростков» (руководитель А.Г. Хрипкова) осуществлялась многоплановая работа по координации исследований в области психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены и дефектологии, проводимых в научно-исследовательских институтах Минздрава СССР и Минпроса СССР, а также в педагогических и медицинских вузах страны.

В целом по координационной программе «Здоровье, воспитание и обучение детей и подростков» НИИ физиологии детей и подростков подготовлены 10 монографий, 5 сборников научных трудов, 7 методических рекомендаций; в НИИ общей и педагогической психологии подготовлены 3 монографии, сборник научных трудов, 8 методических рекомендаций, 2 учебных пособия, 1 диагностическая методика, глава в академическую монографию, материалы в пособие для учителя «Этика и психология семейной жизни». Материалы совместных исследований по дефектологии опубликованы в 10 сборниках научных трудов, двух пособиях, методических письмах и рекомендациях, ряде научных статей. Подготовлены 6 сборников научных трудов, 2 коллективные монографии, методическое пособие.

В отчетный период бюро отделения уделяло большое внимание подведению итогов исследований, проводившихся в X пятилетке в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР и заданиями ГКНТ. Откликаясь на эти постановления, ученые НИИ ОПП разработали рекомендации для органов просвещения и профтехобразования по учету психологических особенностей подростков и юношества при подготовке их к семейной жизни (руководитель И.В. Дубровина), подготовили «Методические рекомендации по определению содержания и форм подачи учебного материала с целью формирования навыков опознания визуальных объектов (на материале решения математических и физико-технических задач)»; успешно осуществили выполнение государственной темы «Экспериментальное выявление возможностей акустического анализатора у глухих детей для восприятия ими устной речи» (руководитель Т.А. Власова), выполняли план-заказ МП СССР «Разработка методов начального обучения на основе теории содержательного обобщения» (руководитель В.В. Давыдов).

Много времени бюро отделения посвятило планированию, организации хода работы, оценке результатов сделанного в институтах в течение XI пятилетки по НИР и ОЭР в домах младенца, яслях, детсадах, обычных и специальных школах.

В соответствии с планом НИР АПН СССР на XI пятилетку исследования всех лабораторий Института общей и педагогической психологии (руководитель А.М. Матюшкин) были ориентированы на разработку фундаментальных методологических и теоретических проблем психологии, на решение конкретных практических задач, поставленных реформой школы, и на использование полученных при этом результатов в практике общеобразовательной и профессиональной школы. Научно-исследовательская работа НИИ общей и педагогической психологии проводилась по 3 проблемам, включающим 21 тему. Фундаментальные исследования охватывали основные закономерности психического развития ребенка в условиях обучения и воспитания на всех возрастных этапах. Они велись на трех уровнях — психофизиологическом, общепсихологическом и социально-психологическом. С целью решения актуальных психолого-педагогических проблем осуществлялись исследования по теоретическим проблемам психического развития в дошкольном и школьном обучении; была продолжена разработка концепции развивающего обучения; предложена новая оригинальная концепция развития личности с позиций социальной психологии (А.В. Петровский); сформулированы принципы периодизации развития личности (Д.И. Фельдштейн); разработаны и реализованы теоретические положения о значимой роли общения в формировании личности в дошкольном детстве (М.И. Лисина), в процессе обучения младшего школьника, в процессах воспитания

 

9

 

в семье и школе. Продолжалась разработка теоретических проблем психологии деятельности (А.В. Петровский); исследовались структура и этапы самоопределения личности в профессиональной деятельности (Т.В. Кудрявцев); выявились условия формирования личности в общественно полезной деятельности подростков (Д.И. Фельдштейн); прослеживались факторы и структура саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин). Ставились и научно освещались фундаментальные проблемы генетической психофизиологии и психофизиологии индивидуальных различий и психофизиологических предпосылок становления способностей и характера (И.В. Равич-Щербо, Э.А. Голубева), решались проблемы обеспечения работы службы психологической помощи школе и семье (И.В. Дубровина, А.А. Бодалев). Наработанные Институтом общей и педагогической психологии в XI пятилетке результаты были систематизированы и обобщены в 47 монографиях, 16 методических рекомендациях, 10 сборниках научных трудов, 11 пособиях и 8 методических письмах, в том числе: А.А. Бодалев (ред.) «Человек как объект и субъект общения»; А.А. Бодалев, В.В. Столин «Психологическая консультация — семье»; А.В. Петровский «Личность в системе коллективных отношений»; М.И. Лисина, А.Г. Рузская «Развитие общения детей со сверстниками»; А.Н. Соколов «Исследования по психофизиологии мышления»; Э.А. Фарапонова «Психологические основы подготовки школьников к труду»; И.В. Равич-Щербо «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека»; В.Э. Чудновский «Критика основных направлений в буржуазной возрастной и педагогической психологии»; Э.А. Голубева «К диагностике общих способностей и темперамента человека»; Н.И. Чуприкова «Восприятие и следовые процессы»; А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин «Особенности психического развития детей 6- и 7-летнего возраста»; коллективная монография «Психология современного подростка» (ред. Д.И. Фельдштейн) и др. Институт был участником выставки на ВДНХ СССР и его материалы были отмечены дипломом и тремя медалями. Отмечая положительное в его работе, и прежде всего резко возросшую ориентацию выполняемых в нем трудов на помощь школе, необходимо указать на основные недостатки в его работе.

Наиболее крупными из них были следующие.

В течение XI пятилетки институт слабо выполнял роль головной организации и не координировал исследования в области возрастной и педагогической психологии в стране. Недостаточной была в первые годы пятилетки и доля участия института в совместной работе институтов АПН; только в последние два года институт действительно активно включился в разработку комплексных тем. Неудовлетворительно осуществлялись планирование и конкретная реализация задач реформы в работе экспериментальной школы.

В планах института на XII пятилетку предусмотрено выполнение исследований как по фундаментальным проблемам психологии, так и по основным задачам, поставленным реформой школы, намечены меры по устранению указанных недостатков.

В XI пятилетке исследования НИИ физиологии детей и подростков (руководитель А.Г. Хрипкова) проводились по 17 темам и были сконцентрированы на решении важнейших теоретических задач физиологии развития ребенка, выявлении адаптационных возможностей организма школьников на разных этапах обучения в школе, а также прикладных вопросов совершенствования методов физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, разработке физиолого-гигиенических рекомендаций по режиму обучения в школе детей 6-летнего возраста и других возрастных контингентов учащихся, по нормализации учебной нагрузки в старших классах, по предупреждению развития вредных привычек у школьников и привития им, наоборот, привычек, характерных для здорового образа жизни.

Институтом была наработана обширная и полезная для науки, для совершенствования

 

10

 

практики обучения и воспитания продукция.

В настоящее время этому хорошо работающему на школу институту надо пожелать следующее: необходимо углубить теоретические исследования в области возрастной физиологии с тем, чтобы к концу XII пятилетки в обобщенной системе представить основные закономерности онтогенетического развития ребенка и завершить физиологическое обоснование возрастной периодизации. Существенное внимание должно быть уделено дальнейшему углубленному физиолого-гигиеническому обоснованию режима учебных занятий учащихся, особенно в сельской малокомплектной школе, а также в связи с введением компьютерного обучения в школе.

Необходимо продолжение разработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактике подростково-юношеского алкоголизма, а также всесторонняя экспериментальная проверка рекомендаций по медико-гигиеническому воспитанию учащихся IXI классов.

Еще более значительное место в исследованиях института должно занять совершенствование содержания средств и методов физического воспитания школьников с целью их подготовки к труду и защите Родины; при этом необходимо и впредь всемерно учитывать и анализировать передовой опыт учителей, развивать и совершенствовать наиболее перспективные методики развития двигательных качеств у детей всех возрастных групп. Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего совершенствования внеурочных занятий школьников физической культурой.

В XI пятилетке НИИ дефектологии (руководитель Т.А. Власова) проводил работу по пяти проблемам. В исследованиях уточнены принципы диагностики отклонений в развитии детей; получены новые данные о возможностях развития остаточных функций у детей с нарушениями слуха и зрения; изучены особенности развития познавательных процессов и некоторые характеристики формирования личностных качеств учащихся с нарушениями слуха, интеллекта, речи; исследовано своеобразие речевого, умственного, эстетического, нравственного развития аномальных детей дошкольного возраста. На этой основе разработаны пути дальнейшего совершенствования коррекционно направленной учебно-воспитательной работы во всех типах специальных школ и дошкольных учреждений для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. По плану Осуществления Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы подготовлены 89 типовых и переходных учебных планов специальных школ всех типов. Планы утверждены коллегией Министерства просвещения СССР в 1985 г. Ведется интенсивная работа над проектами программ спецшкол. Минпросом СССР утверждены программы двух типов школ, программы для других типов школ будут также рассмотрены коллегией МП СССР в ближайшие месяцы.

В минувшей пятилетке Институт дефектологии оперативно и качественно выполнял все задания, связанные с дальнейшим улучшением обучения и воспитания различных групп аномальных детей.

К настоящему времени институтом накоплен большой экспериментальный материал, касающийся анализа причин возникновения аномалий развития и методов их коррекции, и это дает основание требовать от него больших теоретико-методологических обобщений.

Имеется также необходимость усиления конкретных исследований по трудовой и профессиональной подготовке учащихся всех типов специальных школ. Следует отметить, что в планах НИР этого института на XII пятилетку предусмотрено особое внимание уделить анализу состояния учебных знаний, умений и навыков учащихся специальных школ, и в частности в области трудовой и профессиональной подготовки с учетом требований, предъявляемых новыми учебными планами и программами, в соответствии с основными положениями школьной реформы, а также оперативному обобщению передового опыта школ и его распространению.

 

11

 

Суммарно продукция институтов отделения в XI пятилетке выражается в следующих цифрах: подготовлены 78 монографий, 16 сборников научных трудов, 49 пособий, 56 методических писем и рекомендаций, 20 программ, 2 книги для родителей, брошюра и учебник.

Отделение психологии и возрастной физиологии отвечает за деятельность редакций и содержание журналов «Дефектология» и «Вопросы психологии». Бюро анализировало работу редколлегии обоих журналов.

В целом работа журнала «Дефектология» оценивается положительно. При этом основными недостатками признано почти полное отсутствие в нем теоретических статей, содержащих системное обобщение данных, полученных в разных областях дефектологии, малое внимание редакции к проблемам диагностики различных форм нарушения психофизиологических функций; недооценка нейрофизиологических и компьютерных методов диагностики; не соответствующая значению проблемы профилактики возникновения аномалий представленность ее на страницах журнала.

Бюро отделения в целом положительно оценивает и работу редколлегии журнала «Вопросы психологии». Вместе с тем редколлегии журнала было предложено обратить внимание на необходимость дальнейшего расширения публикаций по фундаментальным проблемам психологии, проблемных и обобщающих работ, определяющих перспективные направления исследований в современной психологии; расширить число публикаций, ориентированных на решение актуальных практических проблем, поставленных реформой школы и необходимостью ускорения социально-экономического развития страны. Рекомендовано расширить число комплексных совместных публикаций, выполненных психологами совместно с педагогами, методистами, учителями и ориентированных непосредственно на внедрение в практику.

Бюро отделения постоянно держало под контролем вопросы подготовки научных кадров и повышения квалификации научных сотрудников в НИИ отделения.

Положение с подготовкой аспирантов в институтах отделения в последние годы значительно улучшилось по сравнению с первыми годами пятилетки. Вместе с тем остается низкой подготовка заочных аспирантов, в первую очередь в НИИ дефектологии.

В XI пятилетке сотрудниками НИИ отделения было защищено 16 докторских диссертаций: 6 — в НИИ общей и педагогической психологии, 4 — в НИИ физиологии детей и подростков, 6 — в НИИ дефектологии.

К этому, пожалуй, следует добавить, что за период 1981 —1985 гг. под руководством членов отделения также было защищено большое число кандидатских (101) и некоторое количество докторских (9) диссертаций.

Ученые нашего отделения в минувшей пятилетке участвовали в проведении совместных исследований с учеными из других стран. Так, Институт общей и педагогической психологии проявил высокую активность в проведении таких крупных мероприятий, как семинары ЮНЕСКО «Познавательная активность и развитие способностей в обучении», советско-финский семинар «Развитие познавательной активности в обучении», международное совещание психологов СССР и ГДР по проблемам психодиагностики в школе и, наконец, советско-американский симпозиум по проблемам психологии развития. Хуже обстояло в институте дело с выполнением плановых тем сотрудничества. Из-за непродуманного планирования их в начале пятилетки и такого же непродуманного подбора партнеров из 12 тем фактически выполненными оказались на конец пятилетки лишь 6. Остальные темы пришлось снять или выполнить частично.

Международное сотрудничество НИИ физиологии детей и подростков осуществлялось по двум темам: с ГДР — «Физическое воспитание школьников IVVII классов с учетом их морфофункциональных особенностей», с ВНР — «Развитие двигательных способностей школьников на уроках физической культуры».

 

12

 

Институт дефектологии осуществлял международное сотрудничество с ВНР, ГДР, Республикой Куба по теме «Содержание и методы обучения, воспитания и трудовой подготовки детей с недостатками умственного и физического развития; разработка терминов и понятий в дефектологии, употребляемых в социалистических странах; участие в подготовке реферативной картотеки по специальной педагогике», а также с МНР по теме «Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в специальных школах МНР». В 1983 г. институт провел III Международную конференцию дефектологов.

Бюро отделения положительно оценило работу НИИ физиологии детей и подростков и НИИ дефектологии по выполнению планов международного сотрудничества.

В целях совершенствования работы в области международного сотрудничества бюро Отделения рекомендовало включить работу по планам международного сотрудничества в годовые и пятилетние планы институтов; потребовало усилить контроль ученых советов НИИ за промежуточными научными результатами международного сотрудничества; усилить пропаганду достижений советской науки; улучшить накопление информации о партнерах; усилить внимание к практическому внедрению результатов совместных исследований; при подведении итогов более полно учитывать все результаты (прямые и косвенные) реального сотрудничества с иностранными партнерами.

Активно участвовали в разных формах сотрудничества с научными коллективами из других стран и члены нашего отделения. Широко была развернута в отчетной пятилетке пропаганда научно-педагогических знаний, в которой полезно участвовали как члены отделения, так и ученые институтов.

В отчетный период при отделении работали три научных совета: объединенный координационный совет АМН СССР и АПН СССР «Здоровье, воспитание и обучение детей и подростков»; научный совет «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности»; научный совет «Проблемы школьной гигиены и физического воспитания».

По восходящей шла в 1981 —1985 гг. научно-исследовательская, а также научно-организаторская деятельность членов отделения, правда, не все из них нашли для себя место в научных программах академии.

Подводя общий итог деятельности бюро отделения и институтов, входящих в его состав, в XI пятилетке можно констатировать значительную перестройку их деятельности в соответствии с требованиями Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Но она явно недостаточна, когда мы к ней прилагаем оценочные эталоны, заданные XXVII съездом партии.

Все-таки недостаточно и не систематически осуществлялась координация внутри- и межинститутских исследований.

Очень незначительно использовался творческий потенциал некоторых членов отделения для оказания практической, теоретической и методической помощи институтам, отдельным научным группам и коллективам, занятым конкретными исследованиями (а некоторые члены отделения вообще не участвовали в научно-исследовательской работе, проводимой институтами).

Контроль за ходом опытно-экспериментальной работы в экспериментальных школах НИИ отделения и помощь им в этой работе не носили систематического планового характера.

Недопустимо мало внимания уделялось с позиций наук, представленных в отделении, анализу и обобщению передового педагогического опыта.

В целях устранения указанных недостатков бюро отделения необходимо:

1. Организовать действительно комплексные межинститутские и внутриинститутские исследования по Основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы, обеспечить диктуемые интересами дела оптимальное соотношение фундаментальных экспериментальных и

 

13

 

прикладных разработок, а также характер их тематики.

2. Обеспечить участие всех членов отделения в научно-исследовательской работе его институтов и в общеакадемических комплексных программах. Добиваться, чтобы каждая лаборатория, каждый сотрудник давали на высоком уровне качества запланированную продукцию.

3. Осуществлять систематический контроль за ходом опытно-экспериментальной работы в экспериментальных школах институтов отделения и оказывать действенную помощь на всех стадиях этой работы.

4. Систематически с позиций наук, представленных в отделении, заслушивать на его рабочих совещаниях информацию по анализу и обобщению передового педагогического опыта и публиковать наиболее интересные результаты в журналах.

5. Осуществлять систематический контроль за ходом участия институтов в исследованиях по общеакадемическим комплексным программам: «Содержание и методы обучения в советской школе», «Воспитание всесторонне развитой личности», «Школьный учебник», «Учитель советской школы», «ЭВМ в школе», «Соединение обучения с производительным трудом школьников», «Школа и здоровье», «Профессионально-техническое образование молодежи».

6. Повышать требовательность к институтам по выполнению ими роли головных учреждений, координирующих и интегрирующих работу соисполнителей по важнейшим темам возрастной и педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также дефектологии.

7. Обеспечить оперативное и четкое выполнение решений, принимаемых общим собранием отделения, постановлений Президиума АПН СССР, приказов и указаний МП СССР.

Прошедший XXVII съезд КПСС потребовал от ученых крутого перелома в их деятельности. Большая ответственность ложится сегодня на ученых Академии педагогических наук СССР, на ученых институтов отделения психологии и возрастной физиологии, поскольку предметом их исследований является человек, его подготовка к жизни и труду в социалистическом обществе.

Ученые — психологи, физиологи, дефектологи — внесут достойный вклад в осуществление школьной реформы, в выполнение исторических решений XXVII съезда партии.

 

Поступила в редакцию 28.V 1986 г.



1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на собрании Отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР 21 мая 1986 г.