5
В ПРЕЗИДИУМЕ АКАДЕМИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ, ДЕФЕКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ
ФИЗИОЛОГИИ1
А. А. БОДАЛЕВ
Концепция ускорения социально-экономического
развития и научно-технического прогресса, сформулированная на апрельском (1985
г.) Пленуме ЦК КПСС и развитая в Политическом докладе, новой редакции Программы
КПСС, Основных направлениях экономического и социального развития СССР,
решениях XXVII съезда КПСС, выдвигает в центр сложных и глубоких
процессов, характеризующих изменения, происходящие в нашей стране, перестройку
психологии, сознания и поведения человека.
Перед советским обществом
стоит задача создания единой системы непрерывного образования. Начата реформа
общеобразовательной и профессиональной школы; поставлен вопрос о перестройке
высшего и среднего специального образования. Как подчеркивается в Политическом
докладе, «интересы дела требуют более глубоко поставить изучение научных основ
современного производства, ведущих направлений его интенсификации. И что
особенно неотложно, обеспечить компьютерную грамотность учащихся. В общем, необходимо полнее реализовать ленинский принцип соединения
обучения с производительным трудом, решительнее добиваться повышения
эффективности обучения, коренного улучшения подготовки молодежи к
самостоятельной жизни и труду, воспитания сознательных строителей нового
общества» (Материалы XXVII
съезда КПСС. М., 1986. С. 48—49).
Критические замечания в
адрес отраслевой науки, высказанные на съезде, целиком и полностью должны быть
отнесены и к ученым, работающим в области психологии, возрастной физиологии,
дефектологии, призванных с позиций своих наук обеспечивать теоретическую,
экспериментальную и методическую проработку вопросов, связанных с
необходимостью усиления темпов и глубины реализации реформы школы.
Отделение психологии и
возрастной физиологии, входящие в него институты располагают значительным
научным и кадровым потенциалом, однако деятельность ряда лабораторий и довольно
большого числа научных сотрудников, да и научно-организационная деятельность
Бюро отделения еще не полностью отвечают требованиям партии по ускорению
социально-экономического развития страны, осуществлению крутого поворота к
практике. Все еще недопустимо медленно мы продвигаемся вперед в разработке
таких насущных проблем, как создание основ всестороннего развития личности,
разработка методического инструментария для целей психодиагностики,
психологические условия активизации процесса учения, психология и
психофизиология компьютеризации, психологические основы профессиональной
подготовки учащихся и ряда других проблем. Сотрудники институтов отделения
зачастую не могут отойти от устоявшихся взглядов на формы своих контактов со
школой и с учителем, и не только собирать
6
с их помощью материалы по интересующим
их темам, но и обеспечивать своими разработками совершенствование тех или иных
звеньев процесса обучения и воспитания во всех типах учебно-воспитательных
учреждений, в том числе и в сельской малокомплектной школе. Мы уделяем недопустимо
слабое внимание анализу и интеграции с позиций наших наук передового
педагогического опыта, накопленного в нашей стране и в братских странах
социализма. Мы еще недостаточно работаем над созданием фундаментальных работ,
действительно обеспечивающих прорыв в будущее нашей школы.
Требования
партии к науке в области воспитания и образования обязывают нас с позиций
высоких эталонов, заданных съездом, оценить все сделанное в минувшем пятилетии,
привести в действие все не использованные еще резервы,
в том числе внедрение творческих находок в педагогическую практику.
В отчетный
период институты отделения вместе с учеными из других НИИ АПН СССР активно
осуществляли разработку комплексных проблем: «Обучение детей с шестилетнего
возраста», «Повышение качества обучения: совершенствование программ и
учебников, методов и средств обучения, нормализация учебной нагрузки
школьников», «Подготовка к общественно полезному труду и профориентации
школьников», «Целостный процесс воспитания гражданина СССР в
общеобразовательной средней школе». Кроме того, НИИ общей и педагогической
психологии участвовал в разработке проблемы «Совершенствование качества
подготовки и повышения квалификации учителей».
В рамках первой
проблемы проводились комплексные исследования особенностей психического
развития 6-летних детей, находящихся в разных условиях обучения и воспитания, и
физиолого-гигиенические исследования по обоснованию режима обучения детей
6-летнего возраста.
Совместными
усилиями физиологов, гигиенистов, психологов и педагогов были созданы основы
организации учебных занятий и режима продленного дня для детей, начавших
обучение с 6-летнего возраста, которые нашли отражение в большом ряде
рекомендаций, адресованных учителям и воспитателям детсадов, а также работникам
институтов усовершенствования учителей. Была написана глава в монографию
«Обучение и воспитание детей 6-летнего возраста в школе»; монография
«Особенности психического развития детей 6- и 7-летнего возраста». Кроме того,
подготовлен для работы с детьми 6-летнего возраста «Режим 6-летнего ребенка в
семье»; определены требования к организации учебно-воспитательного процесса и
приема детей в школу; разработаны физиолого-гигиенические рекомендации «Охрана
здоровья учащихся первых классов (начавших обучение с 6 лет)»; доработана программа
по физической культуре для учащихся I—IV классов.
Существенный
вклад в реализацию реформы школы сделан исследованиями по комплексной программе
«Повышение качества обучения: совершенствование программ, учебников,
нормализация учебной нагрузки школьников». Исследование педагогических аспектов
общей и учебной нагрузки школьников велось в единстве с физиолого-гигиеническим
изучением режима дня, состояния здоровья и психологических особенностей
школьников. Было изучено развитие интеллектуальной и мотивационно-потребностной
сфер личности школьников, обучающихся по усовершенствованным программам. При
этом было показано, что недостаточная сформированность одной из указанных сфер
психического развития ребенка порождает учебную перегрузку учащихся, которая
сопровождается выраженным утомлением, и что высокая «физиологическая цена»
успешного обучения при чрезмерной нагрузке и совокупности других
неблагоприятных факторов приводит к снижению здоровья учащихся, росту
функциональных психоневрологических отклонений. Результаты исследований
позволили установить границы максимальной продолжительности учебных занятий в
школе
7
и самоподготовки учащихся VII—X классов.
Институтами
отделения разработан комплекс рекомендаций по нормализации учебной нагрузки
учащихся, подготовлены монографии: «Нормализация учебной нагрузки в школе»,
«Мотивы учебной деятельности, интеллектуальная сфера и особенности личности
школьников в условиях обучения по усовершенствованным
программам». Рекомендации по нормализации учебной нагрузки внедрены в
экспериментальных школах АПН СССР.
В рамках этой же
проблемы изучались психологические предпосылки создания и проверки учебников. В
результате определено психологическое содержание структурных компонентов
учебника, предложены принципы создания единого учебного комплекта, которые
могут быть использованы при их создании. Разработана система формирования у учащихся умений целенаправленно и продуктивно работать
с текстом. Сформулированы рекомендации по работе с книгой для учащихся,
учителей и родителей. Результаты отражены в пособии для составителей программ и
авторов учебников.
Ученые отделения
активно участвовали в научной разработке комплексной проблемы «Целостный
процесс воспитания гражданина СССР в общеобразовательной средней школе». В
исследовании сформулированы значимые психолого-педагогические принципы
нравственного и гражданского воспитания личности в раннем юношеском возрасте,
что принципиально важно для научно обоснованной и психологически грамотной
работы учителя по гражданскому воспитанию. Содержание
сделанного нашло отражение в монографии «Особенности формирования личности в
переходный от подросткового к юношескому возрасту период»; в главах общеакадемической монографии, интегрирующей результаты
коллективного труда.
В рамках
комплексной проблемы «Подготовка к общественно полезному труду и профориентация
школьников» изучались психологические условия формирования готовности учащихся
к труду, условия профессионального становления личности учащихся ПТУ и
физиолого-гигиенические основы повышения эффективности трудового и
профессионального обучения подростков. В результате этой работы учеными НИИ
общей и педагогической психологии создана и апробирована экспериментальная
программа курса «Творчество в моей профессии», подготовлены монографии
«Психологические основы подготовки школьников к труду», «Психологические
вопросы вступления в профессию, наставничество», методические
рекомендации «Формирование готовности к труду школьников, учащихся ПТУ и
молодых рабочих».
В исследованиях,
проведенных сотрудниками НИИ физиологии детей и подростков, было дано
физиолого-гигиеническое обоснование повышения эффективности трудового и
профессионального обучения школьников и подготовлена монография «Гигиена
трудового обучения в УПК». Сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии
был проведен психолого-педагогический анализ особенностей трудового воспитания
и обучения в сельских малокомплектных школах, в результате которого были
подготовлены методические рекомендации «Трудовое воспитание в сельских
малокомплектных школах». Исследованиями по названной комплексной проблеме
выявлены структура педагогической деятельности учителя и психологические
показатели эффективности его труда. Определены психологические условия работы
учителя, способствующие развитию мотивационной сферы школьников. Разработана
классификация психологических трудностей в деятельности учителей, в том числе
малокомплектных сельских школ. Полученные результаты отражены в пособии для
учителей «Методы формирования мотивации учебной деятельности школьников»; методических
рекомендациях «О путях повышения эффективности труда учителей сельских
малокомплектных школ» и в ряде других работ.
Силами трех
институтов отделения в рамках программы АПН СССР и АМН СССР «Здоровье,
воспитание и
8
обучение детей и подростков» (руководитель
А.Г. Хрипкова) осуществлялась многоплановая работа по
координации исследований в области психологии, возрастной физиологии, школьной
гигиены и дефектологии, проводимых в научно-исследовательских институтах
Минздрава СССР и Минпроса СССР, а также в
педагогических и медицинских вузах страны.
В целом по
координационной программе «Здоровье, воспитание и обучение детей и подростков»
НИИ физиологии детей и подростков подготовлены 10 монографий, 5 сборников
научных трудов, 7 методических рекомендаций; в НИИ общей и педагогической
психологии подготовлены 3 монографии, сборник научных трудов, 8 методических
рекомендаций, 2 учебных пособия, 1 диагностическая методика, глава в
академическую монографию, материалы в пособие для учителя «Этика и психология
семейной жизни». Материалы совместных исследований по дефектологии опубликованы
в 10 сборниках научных трудов, двух пособиях, методических письмах и
рекомендациях, ряде научных статей. Подготовлены 6 сборников научных трудов, 2
коллективные монографии, методическое пособие.
В отчетный
период бюро отделения уделяло большое внимание подведению итогов исследований,
проводившихся в X пятилетке в соответствии с
постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР и заданиями ГКНТ. Откликаясь
на эти постановления, ученые НИИ ОПП разработали рекомендации для органов
просвещения и профтехобразования по учету
психологических особенностей подростков и юношества при подготовке их к
семейной жизни (руководитель И.В. Дубровина), подготовили «Методические
рекомендации по определению содержания и форм подачи учебного материала с целью
формирования навыков опознания визуальных объектов (на материале решения
математических и физико-технических задач)»; успешно осуществили
выполнение государственной темы «Экспериментальное выявление возможностей акустического
анализатора у глухих детей для восприятия ими устной речи» (руководитель Т.А.
Власова), выполняли план-заказ МП СССР «Разработка методов начального обучения
на основе теории содержательного обобщения» (руководитель В.В. Давыдов).
Много времени бюро
отделения посвятило планированию, организации хода работы, оценке результатов
сделанного в институтах в течение XI пятилетки по
НИР и ОЭР в домах младенца, яслях, детсадах, обычных и специальных школах.
В
соответствии с планом НИР АПН СССР на XI пятилетку
исследования всех лабораторий Института общей и педагогической психологии
(руководитель А.М. Матюшкин) были ориентированы на разработку
фундаментальных методологических и теоретических проблем психологии, на решение
конкретных практических задач, поставленных реформой школы, и на использование
полученных при этом результатов в практике общеобразовательной и
профессиональной школы. Научно-исследовательская работа НИИ общей и педагогической
психологии проводилась по 3 проблемам, включающим 21 тему. Фундаментальные
исследования охватывали основные закономерности психического развития ребенка в
условиях обучения и воспитания на всех возрастных этапах. Они велись на трех
уровнях — психофизиологическом, общепсихологическом и
социально-психологическом. С целью решения актуальных психолого-педагогических
проблем осуществлялись исследования по теоретическим проблемам психического
развития в дошкольном и школьном обучении; была продолжена разработка концепции
развивающего обучения; предложена новая оригинальная концепция развития
личности с позиций социальной психологии (А.В. Петровский);
сформулированы принципы периодизации развития личности (Д.И. Фельдштейн); разработаны и реализованы теоретические
положения о значимой роли общения в формировании личности в дошкольном детстве
(М.И. Лисина), в процессе обучения младшего
школьника, в процессах воспитания
9
в семье и школе. Продолжалась разработка
теоретических проблем психологии деятельности (А.В. Петровский); исследовались
структура и этапы самоопределения личности в профессиональной деятельности
(Т.В. Кудрявцев); выявились условия формирования личности в общественно
полезной деятельности подростков (Д.И. Фельдштейн);
прослеживались факторы и структура саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин). Ставились и научно освещались фундаментальные
проблемы генетической психофизиологии и психофизиологии индивидуальных различий
и психофизиологических предпосылок становления способностей и характера (И.В. Равич-Щербо, Э.А. Голубева),
решались проблемы обеспечения работы службы психологической помощи школе и
семье (И.В. Дубровина, А.А. Бодалев). Наработанные Институтом общей и педагогической психологии в XI пятилетке результаты были
систематизированы и обобщены в 47 монографиях, 16 методических рекомендациях,
10 сборниках научных трудов, 11 пособиях и 8 методических письмах, в том числе:
А.А. Бодалев (ред.) «Человек как
объект и субъект общения»; А.А. Бодалев, В.В. Столин «Психологическая консультация — семье»; А.В.
Петровский «Личность в системе коллективных отношений»; М.И. Лисина, А.Г. Рузская «Развитие общения детей со
сверстниками»; А.Н. Соколов «Исследования по психофизиологии мышления»; Э.А. Фарапонова «Психологические основы подготовки школьников к
труду»; И.В. Равич-Щербо
«Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека»; В.Э. Чудновский «Критика основных направлений в буржуазной
возрастной и педагогической психологии»; Э.А. Голубева
«К диагностике общих способностей и темперамента человека»; Н.И. Чуприкова «Восприятие и следовые процессы»; А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин
«Особенности психического развития детей 6- и 7-летнего возраста»;
коллективная монография «Психология современного подростка» (ред. Д.И. Фельдштейн) и др. Институт был участником выставки на ВДНХ СССР и его материалы были отмечены дипломом и тремя
медалями. Отмечая положительное в его работе, и прежде
всего резко возросшую ориентацию выполняемых в нем трудов на помощь школе,
необходимо указать на основные недостатки в его работе.
Наиболее
крупными из них были следующие.
В течение XI пятилетки институт слабо выполнял роль
головной организации и не координировал исследования в области возрастной и
педагогической психологии в стране. Недостаточной была в первые годы пятилетки
и доля участия института в совместной работе институтов АПН; только в последние
два года институт действительно активно включился в разработку комплексных тем.
Неудовлетворительно осуществлялись планирование и конкретная реализация задач
реформы в работе экспериментальной школы.
В планах
института на XII пятилетку предусмотрено
выполнение исследований как по фундаментальным
проблемам психологии, так и по основным задачам, поставленным реформой школы,
намечены меры по устранению указанных недостатков.
В
XI пятилетке исследования НИИ
физиологии детей и подростков (руководитель А.Г. Хрипкова)
проводились по 17 темам и были сконцентрированы на решении важнейших
теоретических задач физиологии развития ребенка, выявлении адаптационных
возможностей организма школьников на разных этапах обучения в школе, а также
прикладных вопросов совершенствования методов физического воспитания учащихся
общеобразовательных школ, разработке физиолого-гигиенических рекомендаций по
режиму обучения в школе детей 6-летнего возраста и других возрастных
контингентов учащихся, по нормализации учебной нагрузки в старших классах, по
предупреждению развития вредных привычек у школьников и привития им, наоборот,
привычек, характерных для здорового образа жизни.
Институтом была
наработана обширная и полезная для науки, для совершенствования
10
практики обучения и воспитания
продукция.
В настоящее
время этому хорошо работающему на школу институту надо пожелать следующее:
необходимо углубить теоретические исследования в области возрастной физиологии
с тем, чтобы к концу XII пятилетки в
обобщенной системе представить основные закономерности онтогенетического
развития ребенка и завершить физиологическое обоснование возрастной
периодизации. Существенное внимание должно быть уделено дальнейшему
углубленному физиолого-гигиеническому обоснованию режима учебных занятий учащихся,
особенно в сельской малокомплектной школе, а также в связи с введением
компьютерного обучения в школе.
Необходимо
продолжение разработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактике подростково-юношеского алкоголизма, а также всесторонняя
экспериментальная проверка рекомендаций по медико-гигиеническому воспитанию
учащихся I—XI классов.
Еще
более значительное место в исследованиях института должно занять
совершенствование содержания средств и методов физического воспитания
школьников с целью их подготовки к труду и защите Родины; при этом необходимо и
впредь всемерно учитывать и анализировать передовой опыт учителей, развивать и
совершенствовать наиболее перспективные методики развития двигательных качеств
у детей всех возрастных групп. Особого внимания заслуживают вопросы
дальнейшего совершенствования внеурочных занятий школьников физической
культурой.
В XI пятилетке НИИ дефектологии (руководитель Т.А. Власова) проводил
работу по пяти проблемам. В исследованиях уточнены принципы
диагностики отклонений в развитии детей; получены новые данные о возможностях
развития остаточных функций у детей с нарушениями слуха и зрения; изучены
особенности развития познавательных процессов и некоторые характеристики
формирования личностных качеств учащихся с нарушениями слуха, интеллекта, речи;
исследовано своеобразие речевого, умственного, эстетического, нравственного
развития аномальных детей дошкольного возраста. На этой основе
разработаны пути дальнейшего совершенствования коррекционно направленной
учебно-воспитательной работы во всех типах специальных школ и дошкольных
учреждений для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. По
плану Осуществления Основных направлений реформы общеобразовательной и
профессиональной школы подготовлены 89 типовых и переходных учебных планов
специальных школ всех типов. Планы утверждены коллегией Министерства
просвещения СССР в 1985 г. Ведется интенсивная работа над проектами программ
спецшкол. Минпросом СССР утверждены программы двух
типов школ, программы для других типов школ будут также рассмотрены коллегией
МП СССР в ближайшие месяцы.
В минувшей
пятилетке Институт дефектологии оперативно и качественно выполнял все задания,
связанные с дальнейшим улучшением обучения и воспитания различных групп
аномальных детей.
К настоящему
времени институтом накоплен большой экспериментальный материал, касающийся
анализа причин возникновения аномалий развития и методов их коррекции, и это
дает основание требовать от него больших теоретико-методологических обобщений.
Имеется также
необходимость усиления конкретных исследований по трудовой и профессиональной
подготовке учащихся всех типов специальных школ. Следует
отметить, что в планах НИР этого института на XII пятилетку предусмотрено особое
внимание уделить анализу состояния учебных знаний, умений и навыков учащихся
специальных школ, и в частности в области трудовой и профессиональной
подготовки с учетом требований, предъявляемых новыми учебными планами и
программами, в соответствии с основными положениями школьной реформы, а также
оперативному обобщению передового опыта школ и его распространению.
11
Суммарно
продукция институтов отделения в XI пятилетке
выражается в следующих цифрах: подготовлены 78 монографий, 16 сборников научных
трудов, 49 пособий, 56 методических писем и рекомендаций, 20 программ, 2 книги
для родителей, брошюра и учебник.
Отделение
психологии и возрастной физиологии отвечает за деятельность редакций и
содержание журналов «Дефектология» и «Вопросы психологии». Бюро анализировало
работу редколлегии обоих журналов.
В целом работа
журнала «Дефектология» оценивается положительно. При этом основными
недостатками признано почти полное отсутствие в нем теоретических статей,
содержащих системное обобщение данных, полученных в разных областях
дефектологии, малое внимание редакции к проблемам диагностики различных форм
нарушения психофизиологических функций; недооценка нейрофизиологических и
компьютерных методов диагностики; не соответствующая значению проблемы
профилактики возникновения аномалий представленность ее на страницах журнала.
Бюро отделения в
целом положительно оценивает и работу редколлегии журнала «Вопросы психологии».
Вместе с тем редколлегии журнала было предложено обратить внимание на
необходимость дальнейшего расширения публикаций по фундаментальным проблемам
психологии, проблемных и обобщающих работ, определяющих перспективные
направления исследований в современной психологии; расширить число публикаций,
ориентированных на решение актуальных практических проблем, поставленных
реформой школы и необходимостью ускорения социально-экономического развития
страны. Рекомендовано расширить число комплексных совместных публикаций,
выполненных психологами совместно с педагогами, методистами, учителями и
ориентированных непосредственно на внедрение в практику.
Бюро отделения
постоянно держало под контролем вопросы подготовки научных кадров и повышения
квалификации научных сотрудников в НИИ отделения.
Положение с
подготовкой аспирантов в институтах отделения в последние годы значительно
улучшилось по сравнению с первыми годами пятилетки. Вместе с тем остается
низкой подготовка заочных аспирантов, в первую очередь в НИИ дефектологии.
В XI пятилетке сотрудниками НИИ отделения было защищено 16
докторских диссертаций: 6 — в НИИ общей и педагогической психологии, 4 — в НИИ
физиологии детей и подростков, 6 — в НИИ дефектологии.
К этому,
пожалуй, следует добавить, что за период 1981 —1985 гг. под руководством членов
отделения также было защищено большое число кандидатских (101) и некоторое
количество докторских (9) диссертаций.
Ученые нашего
отделения в минувшей пятилетке участвовали в проведении совместных исследований
с учеными из других стран. Так, Институт общей и педагогической психологии
проявил высокую активность в проведении таких крупных мероприятий, как семинары
ЮНЕСКО «Познавательная активность и развитие способностей в обучении»,
советско-финский семинар «Развитие познавательной активности в обучении»,
международное совещание психологов СССР и ГДР по проблемам психодиагностики в
школе и, наконец, советско-американский симпозиум по проблемам психологии
развития. Хуже обстояло в институте дело с выполнением плановых
тем сотрудничества. Из-за непродуманного планирования их в начале пятилетки и
такого же непродуманного подбора партнеров из 12 тем фактически выполненными
оказались на конец пятилетки лишь 6. Остальные темы пришлось снять или
выполнить частично.
Международное
сотрудничество НИИ физиологии детей и подростков осуществлялось по двум темам:
с ГДР — «Физическое воспитание школьников IV—VII классов с учетом их морфофункциональных
особенностей», с ВНР — «Развитие двигательных способностей школьников на уроках
физической культуры».
12
Институт
дефектологии осуществлял международное сотрудничество с ВНР, ГДР, Республикой
Куба по теме «Содержание и методы обучения, воспитания и трудовой подготовки
детей с недостатками умственного и физического развития; разработка терминов и
понятий в дефектологии, употребляемых в социалистических странах; участие в
подготовке реферативной картотеки по специальной педагогике», а также с МНР по
теме «Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в
специальных школах МНР». В 1983 г. институт провел III Международную конференцию дефектологов.
Бюро отделения
положительно оценило работу НИИ физиологии детей и подростков и НИИ
дефектологии по выполнению планов международного сотрудничества.
В
целях совершенствования работы в области международного сотрудничества бюро
Отделения рекомендовало включить работу по планам международного сотрудничества
в годовые и пятилетние планы институтов; потребовало усилить контроль ученых
советов НИИ за промежуточными научными результатами международного
сотрудничества; усилить пропаганду достижений советской науки; улучшить
накопление информации о партнерах; усилить внимание к практическому внедрению
результатов совместных исследований; при подведении итогов более полно
учитывать все результаты (прямые и косвенные) реального сотрудничества с
иностранными партнерами.
Активно
участвовали в разных формах сотрудничества с научными коллективами из других
стран и члены нашего отделения. Широко была развернута в отчетной пятилетке
пропаганда научно-педагогических знаний, в которой полезно участвовали как
члены отделения, так и ученые институтов.
В отчетный
период при отделении работали три научных совета: объединенный координационный
совет АМН СССР и АПН СССР «Здоровье, воспитание и обучение детей и подростков»;
научный совет «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности»;
научный совет «Проблемы школьной гигиены и физического воспитания».
По восходящей
шла в 1981 —1985 гг. научно-исследовательская, а также научно-организаторская
деятельность членов отделения, правда, не все из них нашли для себя место в
научных программах академии.
Подводя общий
итог деятельности бюро отделения и институтов, входящих в его состав, в XI пятилетке можно констатировать значительную перестройку их
деятельности в соответствии с требованиями Основных направлений реформы
общеобразовательной и профессиональной школы. Но она явно недостаточна, когда
мы к ней прилагаем оценочные эталоны, заданные XXVII съездом партии.
Все-таки
недостаточно и не систематически осуществлялась координация внутри- и
межинститутских исследований.
Очень
незначительно использовался творческий потенциал некоторых членов отделения для
оказания практической, теоретической и методической помощи институтам,
отдельным научным группам и коллективам, занятым конкретными исследованиями (а
некоторые члены отделения вообще не участвовали в научно-исследовательской
работе, проводимой институтами).
Контроль
за ходом опытно-экспериментальной работы в экспериментальных школах НИИ
отделения и помощь им в этой работе не носили систематического планового
характера.
Недопустимо мало
внимания уделялось с позиций наук, представленных в отделении, анализу и
обобщению передового педагогического опыта.
В целях
устранения указанных недостатков бюро отделения необходимо:
1. Организовать
действительно комплексные межинститутские и внутриинститутские
исследования по Основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной
школы, обеспечить диктуемые интересами дела оптимальное соотношение фундаментальных экспериментальных и
13
прикладных разработок, а также характер
их тематики.
2. Обеспечить
участие всех членов отделения в научно-исследовательской работе его институтов
и в общеакадемических комплексных программах.
Добиваться, чтобы каждая лаборатория, каждый сотрудник давали на высоком уровне
качества запланированную продукцию.
3. Осуществлять
систематический контроль за ходом
опытно-экспериментальной работы в экспериментальных школах институтов отделения
и оказывать действенную помощь на всех стадиях этой работы.
4.
Систематически с позиций наук, представленных в отделении, заслушивать на его
рабочих совещаниях информацию по анализу и обобщению передового педагогического
опыта и публиковать наиболее интересные результаты в журналах.
5. Осуществлять
систематический контроль за ходом участия институтов в
исследованиях по общеакадемическим комплексным
программам: «Содержание и методы обучения в советской школе», «Воспитание
всесторонне развитой личности», «Школьный учебник», «Учитель советской школы»,
«ЭВМ в школе», «Соединение обучения с производительным трудом школьников»,
«Школа и здоровье», «Профессионально-техническое образование молодежи».
6. Повышать
требовательность к институтам по выполнению ими роли головных учреждений,
координирующих и интегрирующих работу соисполнителей по важнейшим темам
возрастной и педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной
гигиены, а также дефектологии.
7. Обеспечить оперативное
и четкое выполнение решений, принимаемых общим собранием отделения,
постановлений Президиума АПН СССР, приказов и указаний МП СССР.
Прошедший XXVII съезд КПСС потребовал от ученых крутого перелома в их
деятельности. Большая ответственность ложится сегодня на ученых Академии
педагогических наук СССР, на ученых институтов отделения психологии и
возрастной физиологии, поскольку предметом их исследований является человек,
его подготовка к жизни и труду в социалистическом обществе.
Ученые —
психологи, физиологи, дефектологи — внесут достойный вклад в осуществление
школьной реформы, в выполнение исторических решений XXVII съезда партии.
Поступила в
редакцию 28.V 1986 г.
1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на собрании
Отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР
21 мая 1986 г.