Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕФОРМЫ ШКОЛЫ

 

С. Г. ШУМАН

БРЕСТ

 

В конце декабря 1985 г. в г. Бресте состоялась научно-практическая конференция «Психолого-педагогические условия и пути реализации требований реформы школы». Учителя г. Бреста и Брестской области работают под девизом «От творчески работающего учителя к творчески работающему школьному коллективу».

 

184

 

В докладе заведующего отделом народного образования Брестского облисполкома Г.Д. Богната указывалось на необходимость резкого повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, как того требует реформа школы. В деятельности учителей слабо осуществляется индивидуальный подход к детям, у многих учащихся не формируются потребности в труде и общественно полезной деятельности. Докладчик подчеркнул также, что в воспитательной работе необходимо учитывать возрастно-половые особенности детей. К сожалению, ни в одном учебнике педагогики и психологии не говорится о том, как надо строить воспитательную работу с учетом половых различий мальчиков и девочек.

С октября 1984 г. в г. Бресте работает городская психолого-педагогическая служба, занимающаяся проблемами изучения и устранения причин нежелательного поведения школьников, разработкой методик изучения личности. Составная часть этой общественной организации — служба семьи, изучающая причины семейных конфликтов и осуществляющая поиск средств их устранения.

О развитии педагогического мастерства на базе глубокой психолого-педагогической подготовки студентов и преподавателей говорил проректор Брестского пединститута В.А. Степанович. Отсутствие достаточного психологического образования у преподавателей с неизбежностью порождает формализм в обучении и воспитании студентов, мешает их полноценной подготовке к профессиональной деятельности. Вся система вузовского образования должна соответствовать требованиям реформы, которые являются едиными для всех типов учебных заведений.

На конференции был рассмотрен интересный опыт деятельности школьной психолого-педагогической службы в Завершской восьмилетней школе Дрогичинского района Брестской области, о которой рассказала зам. директора этой школы М.Н. Янущик. Школьная служба организует индивидуальную и массовую психолого-педагогическую учебу родителей, изучает опыт семейного воспитания и его ошибки, которые порождают негативное поведение школьников; учителя и родители разрабатывают планы совместных действий по исправлению нежелательных форм поведения детей.

Учитывая дефицит мужского воспитательного влияния в этой школе, учителя привлекают отцов к воспитательной работе. Многие родители руководят микрокружками на дому (фотодела, вышивки, коврового ткачества и др.). Работники службы помогают наладить отношения между детьми и родителями, ведут тщательное изучение педагогически запущенных подростков, разрабатывают рекомендации для классного руководителя и учителей, работающих с тем или иным ребенком. В школе организуются конференции по обмену опытом семейного воспитания, проводятся устные журналы, диспуты, вечера вопросов и ответов, занятия по решению проблемных ситуаций и др. Все это позволило создать единый коллектив единомышленников — учителей и родителей, улучшить морально-психологический климат в семьях, качественно изменить отношение родителей к школе. Работа психолого-педагогической службы привела к тому, что в этой школе нет второгодников, нет детей, стоящих на учете в инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних, нет серьезных нарушений дисциплины, дети принимают активное участие в общественных делах, эффективно работает школьное самоуправление

На конференции было сделано сообщение о начавшейся подготовке в Брестском пединституте школьных педагогов-психологов из учителей, читающих курс «Этика и психология семейной жизни», и организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ города. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос об открытии при педагогическом институте курсов по подготовке школьного педагога-психолога или соответствующего отделения на одном из факультетов.

Все представленные на конференцию доклады (79 докладов), в которых отразились результаты творческого поиска отдельных учителей и школьных коллективов, показали хорошее понимание их авторами современных педагогических проблем, умение применять психологические знания в педагогической практике. Прошедшая конференция убедила ее участников в необходимости объединения усилий психологов, преподавателей высшей и средней школы в целях значительного повышения производительности педагогического труда.