Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СОВЕЩАНИЕ-СЕМИНАР ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ УНИВЕРСИТЕТОВ И ВУЗОВ СТРАНЫ

 

А. Д. ЛОГВИНЕНКО, Р. А. ФОКИНА

МОСКВА

 

Совещание проходило на факультете психологии МГУ с 16 по 26 декабря 1985 г. Его цель состояла в обсуждении задач высшей школы, вытекающих из решений апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС и материалов совещания в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса (11 —12 июня 1985 г.).

Совещание было открыто выступлением проректора МГУ Ф.М. Волкова и докладом зам. министра высшего и среднего специального образования СССР А.П. Шапошниковой.

Работа совещания проходила в форме пленарных (6) и секционных (11) заседаний. В докладах, представленных на пленарных заседаниях, большое внимание было уделено психологическим проблемам активизации человеческого фактора. Б.Ф. Ломов отметил, что современный этап НТР диктует психологам необходимость сосредоточить внимание на разработке средств умственного развития человека, воплощающих в себе последние достижения науки и техники, в частности компьютеры. В этой связи возникает необходимость создания и развития особого научного направления — педагогической информатики. И.Т. Фролов подчеркнул, что развитие новых технологий требует более широкого внимания к развитию «непроизводственных сфер», ставит на повестку дня задачу комплексного изучения человека. Г.Г. Квасов обозначил основные направления разработки проблемы личности. Г.М. Андреева, осветив специфику социально-психологического подхода, провела анализ новых проблем, встающих перед социальной психологией в связи с задачей активизации человеческого фактора. А.В. Петровский остановился на теоретических психологических и педагогических аспектах проблемы формирования активности жизненной позиции личности.

Вице-президент АПН СССР Ю.К. Бабанский отметил возрастающую роль педагогики в современных условиях, что определяет необходимость интенсификации процесса преподавания педагогики в вузах, разработки новых методических пособий. И.Т. Левыкин дал анализ социально-психологических проблем совершенствования образа жизни. Подробно им освещены вопросы перестройки общественного сознания. Ю.М. Забродин рассмотрел основные причины, определяющие перспективы развития практической психологии, указал на необходимость разработки специальных методов практической психологии. Выступление И.В. Дубровиной было посвящено вопросам создания школьной психологической службы. Определена главная задача деятельности школьного психолога, указаны основные направления, формы и методы его работы. Е.А. Климов отметил необходимость концептуального упорядочения профориентационной работы в стране. Н.Н. Поддьяков осветил основные теоретические подходы к развитию и воспитанию дошкольников, наметил пути их практической реализации в системе конкретных мероприятий. В докладе Н.Ф. Талызиной было подчеркнуто, что компьютеризация должна осуществляться на основе научно обоснованной психолого-педагогической модели обучения. Г.Г. Дилигенский рассмотрел структуру общественной психологии, место и роль сознательных, предсознательных и подсознательных процессов, выделил аспекты изучения массового сознания. В.Н. Кудрявцев указал на необходимость сближения и интеграции юридических и психологических знаний. П.В. Симонов проанализировал современные представления о структуре и функциях неосознаваемого психического, его роли в жизнедеятельности человека. Л.М. Дробижева очертила круг проблем, возникающих

 

180

 

на стыке этнографии и психологии, указала на необходимость расширения исследований по этнопсихологической тематике. В докладе И.С. Кона «Проблемы психологии половых различий» подчеркнуто большое отставание психологии по этому вопросу, указаны трудности решения проблемы половой дифференциации.

Ю.Ф. Поляков охарактеризовал современное состояние медицинской психологии, ее статус и тенденции развития. В докладе В.В. Новикова подведены итоги 15-летней работы отраслевой социально-психологической службы, очерчены перспективы ее дальнейшего развития. В докладе С.П. Крягжде приведена обобщенная психологическая схема управления развитием профессиональных интересов при выборе профессии учащимися. В.В. Столин представил результаты деятельности центра психологической помощи семье, очертил круг проблем, требующих незамедлительного решения, в частности проблему юридического статуса психологической службы, подготовки кадров. Ряд докладов был посвящен проблемам использования ЭВМ в психолого-педагогических исследованиях.

О.К. Тихомиров дал методологический анализ психологических проблем, возникающих в связи с проникновением вычислительной техники во все сферы производства, обучения и в быт. В. Г. Абрамов охарактеризовал современные тенденции в развитии компьютерной техники индивидуального пользования. А.Д. Логвиненко дал краткую характеристику форм использования ЭВМ в психологии. Доклад А.М. Новикова был посвящен проблемам совершенствования системы профессионально-технического обучения.

На заседаниях подсекций рассмотрены вопросы совершенствования преподавания психологии и педагогики в вузах. На подсекции «Психология в университетах» обсуждена и одобрена программа по психологии для непсихологических курсов университетов. Перед участниками совещания выступил один из авторов обсуждавшейся программы В.В. Петухов. В ответах на вопросы участников дискуссии приняли участие А.А. Бодалев, В.В. Столин, А.Д. Логвиненко, А.Г. Асмолов.

Под председательством Н.Ф. Талызиной и И.Ф. Харламова состоялось заседание подсекции «Педагогика в университетах». Выступавшими был очерчен круг проблем, возникающих при подготовке учителей на педагогических потоках университетов. Особое место в работе секции заняло обсуждение программы по вопросам координации деятельности психологов и педагогов, по созданию методических материалов для педагогических потоков. Выдвинуто предложение о создании совета при Минвузе СССР по разработке новой программы по педагогике. На совместном заседании подсекций «Психология и педагогика в сельскохозяйственных вузах», «Психология и педагогика в технических и экономических вузах» обсуждались вопросы, связанные с оптимизацией преподавания психологии в данных вузах. Докладчики Е.В. Ткаченко, И.И. Лобач подчеркивали необходимость совершенствования технической оснащенности процесса преподавания психологии, отмечали положительное влияние этого фактора на учебный процесс. В.П. Зинченко указал на настоятельную необходимость создания специального учебника по психологии для технических вузов страны. На заседании подсекции «Психология в медвузах» участники совещания проанализировали состояние преподавания психологии в медицинских вузах, обсудили проблемы дифференциации и интеграции научного знания. С глубоким интересом заслушаны тезисы О.М. Тутунджяна по проблеме педиатрической педагогики, На подсекции «Психология и педагогика в институтах физической культуры» были рассмотрены вопросы совершенствования учебного процесса. Отмечались недостатки сложившейся практики физической подготовки, в частности увлечение развитием физических характеристик спортсмена и тренера в ущерб личностным (Я.А. Худадов). В ходе дискуссии определены основные функции психолога в команде; намечены пути повышения эффективности психолого-педагогической подготовки студентов институтов физкультуры.

Основной целью работы подсекции «Психология и педагогика в институтах культуры, музыкальных, художественных, театральных» было уточнение задач психологии и педагогики в художественных вузах, обмен опытом по различным аспектам внедрения психолого-педагогических знаний в условиях этих вузов.

Остро протекали дискуссии на заседаниях секции «Внедрение достижений психологической науки в народное хозяйство». А.И. Китов заострил внимание присутствовавших на обсуждении вопроса о вкладе психологии в совершенствование общественной практики, подчеркнул, что основной задачей психологических исследований на данном этапе является изучение преломления экономических отношений в сознании человека. Р.А. Злотников указал, что cлабая

 

181

 

ориентация на психологические факторы есть основная причина несовершенства хозяйственного механизма. Г.В. Суходольский раскрыл роль инженерной психологии в практике, привел конкретные примеры эффективного внедрения результатов исследования в жизнь. Этой же теме посвящены доклады Ю.К. Стрелкова, А.Б. Леоновой. Э.Г. Симерницкая охарактеризовала вклад нейропсихологии в нейрохирургическую клинику. А.Ф. Северина, ознакомив участников совещания с деятельностью Советов народных депутатов по укреплению семьи, отметила всевозрастающую роль психологов в решении этой проблемы. Участниками совещания указывалось на усиление внимания психологов, занятых разработкой фундаментальных проблем, к вопросам внедрения достижений науки в практику.

На заседаниях одной из наиболее представительных секций «Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии» рассматривались вопросы, существенно обострившиеся в процессе решения задач ускорения социально-экономического развития общества. В докладе Н.Ф. Талызиной был дан подробный анализ проблем, стоящих перед советской психологией в связи с реформой школы. П.Я. Гальперин представил результаты использования теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в практике обучения. В.В. Давыдов остановился на проблеме периодизации психического развития и показал, что основанием для такой периодизации может быть только категория деятельности. А.М. Матюшкин проанализировал тенденции развития советской психологии, в качестве важнейшей позитивной ее особенности отметил выход психологии на междисциплинарный уровень. Это, по мнению автора, определяет перспективы развития психологии как науки и увеличивает эффективность использования психологических знаний при решении социально-экономических задач. Доклад В.С. Мухиной был посвящен проблемам развития личности ребенка. И.И. Ильясов разобрал основные концепции учения в зарубежной психологии и педагогические следствия из них. Л.Ф. Обухова и Г.В. Бурменская дали критический обзор американской психологии развития ребенка.

На секции «Современные проблемы социальной психологии» участники совещания были ознакомлены с перспективными направлениями социально-психологических исследований. Доклад А.И. Донцова был посвящен актуальным проблемам социально-психологического исследования коллектива. Р.Л. Кричевский остановился на социально-психологических проблемах лидерства и руководства, особо подчеркнув большое практическое значение данной проблематики. С.А. Беличева осветила социально-психологические аспекты предупреждения правонарушений несовершеннолетних. И.А. Зимняя посвятила доклад психологии пропагандистского воздействия в условиях высшей школы.

В докладах Л.А. Петровской, В.X. Миккена, Н.Ю. Хрящевой, Г.А. Ковалева, представленных на заседании секции «Активные методы социально-психологической подготовки в деятельности психолога», рассматривались как общие; методологические, так и конкретно-методические проблемы. Было указано на опасность неквалифицированного применения различных форм активного социально-психологического обучения.

Основная цель работы секции «Психодиагностика и консультирование» состояла в ознакомлении участников совещания с одной из форм психологической помощи — психологическим консультированием и проблемами психологической диагностики.

Глубокий интерес участников совещания вызвали доклады, представленные на заседаниях секции «Актуальные проблемы общей психологии» Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркнула особую ценность эмпирических исследований проблемы «характер и личность».

Особый интерес участников совещания вызвала работа секции «Психология и педагогика высшей школы». Внимание докладчиков и участников дискуссии было сосредоточено как на рассмотрении теоретических аспектов проблемы подготовки специалистов в высшей школе, так и на обзоре результатов эмпирических исследований в этой области. П.Р. Атутов посвятил доклад состоянию и перспективам разработки педагогических и методических основ трудового обучения Т.Н. Мальковская посвятила свой доклад вопросам изучения ценностных ориентации современной учащейся молодежи. Актуальным проблемам современной дидактики посвятил свой доклад В.В. Краевский. Содержание образования в свете задач формирования творческих специалистов рассматривалось в докладе И.Я. Лернера. В.И. Звягинский остановился на проблемах становления вузовской педагогики как науки. В.А Кан-Калик посвятил доклад проблеме формирования у студентов-педагогов навыков педагогического общения. Н.Д. Никандров осветил данные о

 

182

 

подготовке специалистов в капиталистических странах. В докладах Б.В. Зейгарник и Е.И. Рудневой был обобщен опыт работы с аспирантами и соискателями в МГУ. П.А. Ярмоленко обобщил опыт подготовки студентов на педагогических отделениях университетов. В.В. Гульдан остановился на методических вопросах проведения психолого-психиатрической экспертизы. Г.Т. Новайтис рассказал об опыте психологического консультирования разводящихся пар. А.Г. Шмелев рассмотрел компьютерную психодиагностику в аспекте технологического перевооружения практических психологов с целью освобождения их от рутинной работы.

В.И. Лубовский охарактеризовал состояние и сложности психологической диагностики в системе школьного обучения. В.В. Столин подчеркнул особенности психотерапевтической модели консультативной помощи, выделил основные ошибки, встречающиеся в консультировании.

Открывая секцию «Психологические аспекты компьютеризации», В.Я. Ляудис остановилась в своем докладе на противоречивом влиянии внедрения ЭВМ в школьное обучение. О.К. Тихомиров дал характеристику новых проблем, возникающих в результате взаимодействия психологов и информатики. Н.Б. Березанская раскрыла влияние индивидуальных стилей деятельности пользователей ЭВМ на эффективность их деятельности. Л.П. Гурьева сообщила об изменениях в структуре профессиональной деятельности в условиях автоматизации некоторых ее компонентов. Выступивший в заключение заседания В.П. Зинченко подчеркнул важность разработки проблем общей психологии для создания эффективных систем искусственного интеллекта.

Совместно проведенное заседание секций «Проблемы психологической коррекции» и «Психологическая служба и охрана психического здоровья» открылось докладом Б.В. Зейгарник, в котором указывалось на необходимость координации исследований в русле психиатрии и медицинской психологии с позиций системно-деятельностного подхода. Е.Д. Хомская посвятила свой доклад нейропсихологическому подходу к проблемам психодиагностики. Л.С. Цветкова осветила перспективы нейропсихологической реабилитации, подчеркнула ее связь с нейропсихологической диагностикой. В докладах Л.О. Вассермана, Ю.Ф. Полякова и других обсуждались вопросы, касающиеся применения тестовых методов в психодиагностике.

Работа секционных и пленарных заседаний сочеталась с экскурсиями в ведущие психологические и педагогические научно-исследовательские учреждения Москвы, с работой «круглых столов», встречами с ответственными работниками редакций журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Семья и школа». Перед участниками совещания выступили: А.В. Брушлинский, В.В. Лучков, В.А. Рыбаков, Л.В. Тодоров, В.С. Шустиков.

В заключительном слове председатель оргкомитета совещания А.А. Бодалев отметил позитивный вклад участников совещания в разработку теоретических и практических аспектов подготовки специалистов в высшей школе.