Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

ПЕРВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Tajfel H. (ed.). The social dimension — Cambridge: University Press, 1984. V. 1 — P. 1—360. V. 2 — P. 361—716.

 

Рецензируемый двухтомник суммирует важнейшие направления исследований и отражает главные тенденции развития социальной психологии в Западной Европе за последние 20 лет. Энциклопедический характер издания проявляется и в рубрикации его частей, и в подборе авторов, и в широкой представленности различных западноевропейских государств. Название двухтомника символично, а его смысловая нагрузка многозначна. Во-первых, «социальное измерение» означает перефокусировку внимания исследователей с внутриличностных психологических явлений на межличностные и собственно социальные. Тем самым в сферу психологических исследований все более решительно начинают входить реальные проблемы повседневной жизни людей, которые ранее оставались за бортом «строго научного» анализа, например такие проблемы, как дружба и любовь, утрата близких и связанные с этим психологические кризисы, социальная справедливость или несправедливость и т.п. Во-вторых, этим термином западноевропейские социальные психологи стремятся подчеркнуть необходимость учета социального контекста и при изучении традиционной общепсихологической проблематики — развития мышления, восприятия, эмоций, формирования самосознания в детском и подростковом возрасте и т. д. В-третьих, «социальное измерение» означает самый способ анализа психологических явлений, когда в основу кладется именно изучение социальной обусловленности процесса или его социальных же последствий.

Редактор-составитель сборника Генри Тэшфел (1920—1982), для которого этот труд оказался посмертным, являлся одним из признанных лидеров Европейской Ассоциации экспериментальной социальной психологии, бросившей вызов упрощенным, механическим моделям объяснения сложных форм человеческого поведения, характерным для многих американских направлений. Г. Тэшфел — автор одной из самых популярных в настоящее время на Западе «теории социальной идентичности». Среди авторов энциклопедии — 47 ведущих исследователей, представляющих большинство стран Западной Европы. Шесть частей двухтомника включают 33 главы, имеется также краткое введение, посвященное памяти Г. Тэшфела.

Авторы шести глав, составивших первую часть двухтомника, рассматривают широкий круг психических процессов, развитие которых не может быть правильно понято без обращения к анализу различных форм социального взаимодействия: в семье, со сверстниками, со взрослыми, с более широким социальным окружением. Благодаря «социальному измерению» традиционной психолого-педагогической проблематики кардинально пересматриваются некоторые существующие точки зрения на закономерности психического развития ребенка, формирование самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

Во всех шести главах второй части затрагиваются достаточно новые и малоисследованные аспекты межличностного взаимопонимания и общения. Например, обсуждается очень важный вопрос: каковы те семейные условия, которые необходимы для развития полноценной, психически здоровой личности, и наоборот — каким образом неблагоприятные семейные условия обусловливают или обостряют различные формы психической патологии? Обращается внимание на важность изучения невербальных форм поведения, что дает возможность, по мнению одного из авторов — К. Шерера, проникнуть за рациональный фасад человеческих действий и выяснить глубинную, чувственно-эмоциональную их подоплеку. Подробно обсуждается проблема человеческой

 

174

 

агрессивности. Аргументируется необходимость объединения патопсихологических и социально-психологических подходов к таким важным, но малоизученным моментам человеческого существования, как утрата близких и обусловленные этим состояния психологического кризиса.

Авторы четырех глав, из которых состоит третья часть, доказывают, очень важный в общетеоретическом плане вывод о том, что любая индивидуальная деятельность социальна по происхождению, имеет социальные последствия и, как таковая, должна стать одним из центральных пунктов именно социально-психологического анализа. Подробно анализируются процессы социальной и психологической дифференциации.

Четвертая часть, которой открывается второй том, посвящена представлениям о социальной реальности. Здесь рассматривается проблема социальной установки как механизма регуляции социального взаимодействия, а также менее традиционная проблема каузальной атрибуции. Содержащая острую критику в адрес ряда социальных институтов современного западного общества, эта часть книги представляет особый интерес прежде всего как попытка исследования психологическими средствами актуальных общественно-политических проблем, дающая возможность более полного понимания взаимосвязи закономерностей психологического и социального порядка.

Пятая часть представляет собой прямую полемику с классической американской традицией исследования групповой динамики. Здесь подвергается критическому пересмотру целый ряд теоретических представлений, понятий и методов социально-психологического исследования. Внимание сосредоточивается на сравнительно новых проблемах, например таких, как групповая поляризация, соотношение большинства и меньшинства и активная роль последнего, процесс социальной идентификации и его роль в образовании малых групп и т. п. Авторы ратуют за необходимость «социального измерения» психологических характеристик малых групп, за необходимость учета той фактической позиции, которую занимают в более широком социальном контексте малые группы, выступающие предметом социально-психологических исследований.

В заключительной части двухтомника обсуждаются проблемы межгрупповых отношений. Семь ее глав посвящены поло-ролевым стереотипам, межгрупповым различиям в восприятии и оценке социальных объектов, роли сходства между группами в установлении дружественных или враждебных отношений, соотношению экономических и психологических аспектов межгруппового взаимодействия, межгрупповым аспектам ведения переговоров, психологическим вопросам билингвизма и проблеме социальной справедливости.

Рецензируемый двухтомник представляет интерес для советского читателя по целому ряду причин: во-первых, по его остро критической социальной направленности; во-вторых, по его не менее критической методологической направленности; в-третьих, определенный интерес могут представлять также некоторые из содержащихся в двухтомнике прогнозов развития социальной психологии. Следует, однако, отдавать полный отчет в том, что доминирующей теоретико-методологической основой двухтомника является когнитивизм, претендующий на приоритет в психологическом анализе внутренних, познавательных форм человеческой активности. Именно когнитивные схемы и закономерности привлекаются в ряде случаев для объяснения социальных процессов, причем именно в качестве детерминант последних. В конечном итоге происходит абсолютизация психологического фактора, психологизация общественных отношений в целом. Это главное противоречие когнитивистской методологии. В полной мере отражая это противоречие, рецензируемая книга дает достаточно полное представление об основных итогах и перспективах развития западноевропейской социальной психологии и в этом смысле может быть полезной для советского читателя.

 

В. С. Агеев

Москва