Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

187

 

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

 

В. КОЛГА,

С. Д. ПОЛЯКОВ

Таллин

Ульяновск

 

2—5 июля 1985 г. в Таллине проходила летняя школа проблемной группы АПН СССР «Личность и коллектив» под руководством X.Й. Лийметса (Таллинский педагогический институт им. Э. Вильде) и Л.И. Новиковой (НИИ общих проблем воспитания АПН СССР). Традиционная летняя школа этого года прошла под девизом «Интеграция научного знания и практика обучения и воспитания в свете школьной реформы».

В докладе Н.Т. Абрамовой (Москва) «Проблема интеграции научного знания: современная ситуация» были выделены формы, уровни и механизмы интеграции научного знания. Б.С. Гершунский (Москва) говорил о внутри- и межпредметной интеграции, об интеграции на уровне законов, закономерностей, категорий и понятий педагогической науки. В докладе директора средней школы № 825 Москвы В.А. Караковского обсуждались вопросы интеграции педагогической теории и практики.

Интересными были выступления И.Э. Краав (Тарту), X.Й. Лийметса и А.В. Мудрика (Москва), в которых говорилось о сложном переплетении собственно психологического и педагогического знания в трудах финского педагога-психолога М. Коскениеми, В.В. Давыдова и Л.А. Петровской. Акцент был сделан на том, что интеграция психологии и педагогики дает возможность получить как новое психологическое, так и новое педагогическое знание.

 

188

 

Участники школы разделились на 7 дискуссионных групп, каждая из которых занималась обсуждением определенной проблемы. В первой группе обсуждался вопрос «Как могла бы выглядеть теория воспитания в качестве интегральной дисциплины: требует ли школьная реформа новой теории воспитания?» (организаторы группы Ю. Орн, Таллин и Л. И. Новикова, Москва). Дискутанты отметили, что существующая теория воспитания страдает функционализмом и поэтому мало пригодна при решении практических вопросов школьной жизни. Воспитание определялось как процесс развития личности, что предполагает превращение каждого ученика в субъекта этого процесса.

В группе дидактики (организатор Л. Васильченко, Тарту) обсуждалась возможная структура дидактики как интегральной дисциплины. Участники группы подчеркнули, что существующая теория дидактики переживает определенный кризис. Выход из положения возможен при ее интеграции в общую теорию воспитания подрастающего поколения.

В группе П.У. Крейтсберга (Тарту) обсуждалась монография В.С. Леднева «Содержание общего среднего образования: проблема структуры» (М., 1980), в которой сделана попытку интегрировать философские, науковедческие, психологические и педагогические знания для обоснования определенной структуры содержания образования. Дискутанты отметили неготовность современной педагогики к такой интеграции, что мешает сформулировать заказ педагогики другим наукам.

Проблемная группа «Интеграция жизнедеятельности в классе» (организатор И. Унт, Тарту) сосредоточила свою работу на двух вопросах: класс как коллективный субъект воздействий на личность школьника и интеграция в учебном процессе. Было отмечено, что в последнее время класс для значительной части школьников перестает быть центром жизнедеятельности. Создание такого центра возможно при условии, если в классной жизни реализуются отношения, соответствующие идеалам нашего общества, если класс является интегратором информации, получаемой из разных источников, если классный руководитель координирует и корректирует воздействия школьных и внешкольных факторов.

Группа, работавшая под руководством В. Колга (Таллин) и С. Д. Полякова (Ульяновск), заключила, что в теоретическом плане эти требования в большой мере реализованы в книге А.В. Мудрика «О воспитании старшеклассников» (М., 1981). В книге синтезированы социологические и социально-психологические знания, а также данные возрастной и практической психологии для решения педагогических проблем воспитания старшеклассников. Такой подход делает книгу интересной как для учителей, так и для самих школьников.

При обсуждении итогов работы группы «Проблемы профориентации в системе социологического, психологического и педагогического знания» (руководитель О.А. Муст, Тарту) было зафиксировано отсутствие единой позиции при подходе к вопросам профориентации в различных отраслях знаний; указывалось на необходимость связи самопознания с подготовкой школьников к профессиональному выбору, а также необходимость анализа ориентации родителей в отношении жизненных планов детей.

Седьмая рабочая группа обсуждала проблему «Школа как интегратор жизнедеятельности школьника» (руководители А.В. Мудрик, Москва и У.В. Кала, Таллин). Было отмечено, что выполнение школой функции интеграции жизнедеятельности детей предполагает реализацию ряда частных функций — таких, как трансформация (усиление—ослабление воздействия внешних факторов в какой-либо сфере жизнедеятельности), генерирование (влияние рожденных в школе форм жизнедеятельности на окружающую социальную среду), преобразование школой одних форм жизнедеятельности ребенка в другие.