187
ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В
ПЕДАГОГИКЕ
В. КОЛГА, |
С. Д. ПОЛЯКОВ |
Таллин |
Ульяновск |
2—5 июля 1985 г. в Таллине проходила летняя школа проблемной группы АПН СССР
«Личность и коллектив» под руководством X.Й. Лийметса
(Таллинский педагогический институт им. Э.
Вильде) и Л.И. Новиковой (НИИ общих проблем воспитания АПН СССР).
Традиционная летняя школа этого года прошла под девизом «Интеграция научного
знания и практика обучения и воспитания в свете школьной реформы».
В докладе Н.Т. Абрамовой (Москва)
«Проблема интеграции научного знания: современная ситуация» были выделены
формы, уровни и механизмы интеграции научного знания. Б.С. Гершунский (Москва) говорил о внутри-
и межпредметной интеграции, об интеграции на уровне
законов, закономерностей, категорий и понятий педагогической науки. В докладе
директора средней школы № 825 Москвы В.А. Караковского
обсуждались вопросы интеграции педагогической теории и практики.
Интересными
были выступления И.Э. Краав (Тарту), X.Й.
Лийметса и А.В. Мудрика (Москва),
в которых говорилось о сложном переплетении собственно психологического и
педагогического знания в трудах финского педагога-психолога М. Коскениеми, В.В. Давыдова и Л.А. Петровской. Акцент был сделан на том,
что интеграция психологии и педагогики дает возможность получить как новое
психологическое, так и новое педагогическое знание.
188
Участники школы разделились
на 7 дискуссионных групп, каждая из которых занималась обсуждением определенной
проблемы. В первой группе обсуждался вопрос «Как могла бы выглядеть теория
воспитания в качестве интегральной дисциплины: требует ли школьная реформа
новой теории воспитания?» (организаторы группы Ю. Орн,
Таллин и Л. И. Новикова, Москва). Дискутанты отметили, что существующая теория воспитания
страдает функционализмом и поэтому мало пригодна при решении практических
вопросов школьной жизни. Воспитание определялось как процесс развития личности,
что предполагает превращение каждого ученика в субъекта этого процесса.
В группе дидактики
(организатор Л. Васильченко, Тарту) обсуждалась возможная структура
дидактики как интегральной дисциплины. Участники группы подчеркнули, что
существующая теория дидактики переживает определенный кризис. Выход из
положения возможен при ее интеграции в общую теорию воспитания подрастающего
поколения.
В группе П.У. Крейтсберга (Тарту) обсуждалась монография В.С. Леднева «Содержание общего среднего образования: проблема
структуры» (М., 1980), в которой сделана попытку
интегрировать философские, науковедческие, психологические и
педагогические знания для обоснования определенной структуры содержания
образования. Дискутанты отметили неготовность
современной педагогики к такой интеграции, что мешает сформулировать заказ
педагогики другим наукам.
Проблемная группа
«Интеграция жизнедеятельности в классе» (организатор И. Унт, Тарту)
сосредоточила свою работу на двух вопросах: класс как коллективный субъект
воздействий на личность школьника и интеграция в учебном процессе. Было
отмечено, что в последнее время класс для значительной части школьников
перестает быть центром жизнедеятельности. Создание такого центра возможно при
условии, если в классной жизни реализуются отношения, соответствующие идеалам
нашего общества, если класс является интегратором информации, получаемой из
разных источников, если классный руководитель координирует и корректирует
воздействия школьных и внешкольных факторов.
Группа, работавшая под
руководством В. Колга (Таллин)
и С. Д. Полякова (Ульяновск), заключила, что в теоретическом плане эти
требования в большой мере реализованы в книге А.В. Мудрика
«О воспитании старшеклассников» (М., 1981). В книге синтезированы
социологические и социально-психологические знания, а также данные возрастной и
практической психологии для решения педагогических проблем воспитания
старшеклассников. Такой подход делает книгу интересной как для учителей, так и
для самих школьников.
При
обсуждении итогов работы группы «Проблемы профориентации в системе
социологического, психологического и педагогического знания» (руководитель О.А.
Муст, Тарту) было зафиксировано отсутствие единой позиции при подходе к
вопросам профориентации в различных отраслях знаний; указывалось на
необходимость связи самопознания с подготовкой школьников к профессиональному
выбору, а также необходимость анализа ориентации родителей в отношении жизненных
планов детей.
Седьмая рабочая группа
обсуждала проблему «Школа как интегратор жизнедеятельности школьника»
(руководители А.В. Мудрик, Москва и У.В.
Кала, Таллин). Было отмечено, что выполнение
школой функции интеграции жизнедеятельности детей предполагает реализацию ряда
частных функций — таких, как трансформация (усиление—ослабление воздействия
внешних факторов в какой-либо сфере жизнедеятельности), генерирование (влияние
рожденных в школе форм жизнедеятельности на окружающую социальную среду), преобразование
школой одних форм жизнедеятельности ребенка в другие.