Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СОВЕЩАНИЕ ПСИХОЛОГОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

 

В. Г. ЩУР

Москва

 

16—20 декабря 1985 г. в Москве в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР состоялось II Совещание психологов социалистических стран. В работе совещания приняли участие психологи ВНР, Вьетнама, ГДР, Кубы, НРБ, СССР, ЧССР. Обсуждение основной проблематики проходило на пяти секциях и двух «круглых столах», А. Коссаковски (ГДР) была прочитана вечерняя лекция «Психологи мира в борьбе за мир».

На пленарном заседании были заслушаны доклады Б.Ф. Ломова (Москва) и А.М. Матюшкина (Москва). В докладе Б.Ф. Ломова «Научно-технический прогресс и средства развития человека» отмечалось, что наиболее значительным достижением нашего времени является создание ЭВМ в качестве орудий умственного труда. ЭВМ в роли средств умственного развития, компьютеризация разных сфер общественной жизни — это качественный скачок исторического масштаба, имеющий не меньшее значение, чем письменность и книгопечатание. Трудно переоценить роль компьютеров в создании единой системы сбора, хранения и использования научно-технической информации, в обеспечении возможности доступа каждого человека к этой информации. Но особое значение компьютеризация имеет в развитии умственных способностей человека. В докладе подробно, на большом числе примеров показана возможность оптимизации и развития функциональной и операциональной сторон умственных способностей с помощью технических средств. Помимо когнитивной функции психики компьютеры могут быть полезны также для развития регулятивной и коммуникативной функций — при целеобразовании, планировании, кооперации и организации деятельности.

В системной детерминации процесса психического (в частности, умственного) развития важную роль играет целенаправленное обучение, поэтому вопрос о средствах развития здесь имеет особое значение. Техническое устройство, используемое в обучении, выступает одновременно в двух функциях: с позиции учителя — это орудие его труда, с позиции ученика — орудие его учебной деятельности. В целом компьютеризация обучения позволит более полно и эффективно реализовать синтез усвоения, повторения и применения знаний и обеспечит взаимосвязь между разными учебными предметами и др. К сожалению, до сих пор еще нет научно обоснованной перспективной программы внедрения достижений научно-технического прогресса в учебный процесс.

Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (школьной реформы в целом) должно решаться в рамках совершенствования именно средств развития человека. Это направление должно стать главным.

Пленарный доклад А.М. Матюшкина «Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции развития психологической науки» был посвящен задачам коренной переориентации психологической науки в соответствии с нуждами общественной практики. Важнейшей предпосылкой этого поворота является непосредственный выход психологии на уровень междисциплинарных исследований в области гуманитарных и естественных наук. В то же время необходимость координации усилий специалистов разных профилей при решении актуальных практических задач обнаружила в психологической науке новые и недостаточно разработанные области исследования. Междисциплинарные исследования особенно значимы в практике обучения и воспитания подрастающих поколений. Участие в решении актуальных проблем, поставленных перед психологической наукой общественной практикой (в том числе реформой школы), открыло новую проблематику и наметило новые тенденции в развитии самой науки, прежде всего в таких ее областях, как общая психология, социальная психология, психофизиология.

 

177

 

Суть этих изменений состоит в преодолении жестких границ между областями исследований перечисленных дисциплин, в расширении номенклатуры фундаментальных проблем, возникающих на стыке разных областей. Эти основные тенденции развития современной психологии лежат в основе все большей интеграции психологических знаний, обеспечивающей формулирование новых проблем, разработку новых исследовательских методик, возможности эффективного использования психологических знаний в решении актуальных практических задач.

Работа I секции была посвящена методологическим и теоретическим проблемам современной психологии. С докладом «Теория, эксперимент, практика в психологии» выступил Ю.М. Забродин (Москва). Основной акцент докладчик сделал на задачах практической психологии и ее взаимоотношениях с фундаментальными исследованиями. Объективно существующие практические задачи социального развития общества ставят психологию перед необходимостью перехода от «предметного» анализа отдельных (абстрагированных) аспектов психологической реальности к планомерному воздействию и управлению целостными явлениями и объектами, которые существуют в этой реальности. Это предполагает разработку особых методов — методов применения, а не только добывания психологических знаний. В этом специфика и существо задач научно-практической психологии. Докладчиком были выделены основные функции практического психолога: от элементарных форм консультирования — к оценке, далее — экспертизе, контролю, проектированию, управлению и оптимизации социальных отношений и деятельности.

Докладчик подчеркнул, что развитие практической психологии немыслимо без опережающего развития фундаментальных исследований. Их продуктивная взаимосвязь может быть реализована при опоре на два основных принципа: а) единства теории, эксперимента и практики и б) системности в исследовании и решении практических задач.

В докладе Ф. Гонсалеса (Куба) «Психология личности и ее отношения с разными областями прикладной психологии» была дана развернутая критика традиционных буржуазных концепций личности, рассматривающих ее как закрытую систему, своеобразную «монаду», функционирующую по имманентным законам. Данное представление не позволяет учитывать обусловленность существования и развития личности во всем многообразии ее реальных жизненных отношений. Автором была предложена регулятивная модель личности, включающая в себя три уровня: волевой, уровень норм и поведенческих стереотипов, психофизиологический уровень; каждый из этих уровней характеризуется определенными функциональными показателями. Детальное расчленение и практическое использование предлагаемой модели, а также соотнесенная с ней целостная система методических средств позволили целенаправленно и эффективно решить ряд прикладных задач в области обучения и воспитания кубинских школьников, например в формировании нравственного поведения подростков, профессиональной мотивации у старшеклассников, адекватных самооценок личности, имеющих важное значение для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе.

В докладе Ш.А. Надирашвили (Тбилиси) «Общепсихологическая теория установки» была рассмотрена история становления и современное состояние концепции установки. Спектр экспериментальных исследований феномена установки в различных видах психической активности (восприятие, речемыслительные процессы, воображение и др.) достаточно широк. В теоретическом плане наиболее актуальными проблемами являются совершенствование методов изучения природы установки, проблема взаимоотношения установки и сознания, вопросы психологической индивидуальности и др. В заключение Ш.А. Надирашвили рассмотрел место категории «установки» в системе методологических категорий советской психологии.

Заседание II секции было посвящено обсуждению проблем личности в системе общественных отношений. М. Кодым (ЧССР) в докладе «Психологические основы формирования социалистической личности и ее сознания» предложил рассматривать проблему личности не только как общетеоретическую, но прежде всего как чрезвычайно важную практическую задачу. Становление личности в современном обществе — это сложный социальный процесс, отражающий динамику изменений в общественном бытии и общественном сознании людей. Вклад психологов в формирование сознания социалистической личности связан, в первую очередь, с разработкой и оценкой эффективности методов общественного воспитания, методов оптимизации психологического климата в различных коллективах, методов самовоспитания и саморегуляции поведения индивида. В докладе была дана краткая характеристика некоторых из этих методов. Особое внимание автор уделил методу активного социального обучения, теоретические

 

178

 

основы которого разработал Й. Лингарт (ЧССР). Главная направленность этого метода — повышение социальной компетентности человека в различных сферах его жизнедеятельности — в профессиональных занятиях, во взаимоотношениях с другими людьми, в развитии собственной личности и др. По словам докладчика, участие психологии в разработке методов активного общественного воздействия на процесс развития личности человека социалистического общества позволит нашей науке стать подлинной производительной силой в материальном и духовном производстве.

В докладе Е.В. Шороховой (Москва) «Теоретический и практический потенциал социальной психологии» указывалось на своеобразие современной ситуации развития психологии, которое связано с общей гуманизацией наук о человеке. Стало очевидным, что социальное и экономическое развитие общества связано с необходимостью учета психологического фактора. Докладчик выделил ряд направлений социально-психологических исследований по оптимизации основных характеристик человеческого фактора — сознательности, активности, творчества, организованности и коллективности. Повышение роли данного фактора связано, по словам докладчика, с социально-психологическим обеспечением кадровой работы, включающей подбор, воспитание и расстановку кадров.

Ф. Патаки (ВНР) в докладе «Социально-психологические проблемы девиантного поведения» изложил результаты работы группы специалистов (психологов, социологов, антропологов, юристов и др.) по систематическому изучению причин и форм отклоняющегося поведения с целью выработки практических рекомендаций по их преодолению. Исследовались следующие вопросы: а) историческая динамика девиантного поведения; б) актуальный генезис форм девиантного поведения; в) определение общего подхода к изучению и программа преодоления этих явлений. Результаты исследований показали, что изменение общественных условий не приводит непосредственно к исчезновению тех или иных форм отклоняющегося поведения. Хотя в социалистическом обществе исчезли многие из причин такого поведения, однако некоторые образцы прежней буржуазной культуры остались и продолжают функционировать в виде национальных стереотипов поведения, ценностных ориентации, образцов аффективного реагирования на конфликты и др. Существенным выводом из работы является указание на то, что отдельные формы девиантного поведения не существуют изолированно, а образуют некоторые устойчивые сочетания. В заключение Ф. Патаки призвал всех психологов социалистических стран к объединению усилий по искоренению причин девиантного поведения.

В докладе А.В. Петровского (Москва) «Развитие личности с позиций социальной психологии» излагалась разрабатываемая им социально-психологическая концепция возрастной периодизации развития личности. По мнению докладчика, недопустимо отождествление двух достаточно самостоятельных процессов — психического развития и социально-психологического развития личности. Личность является субъектом общественных отношений, и ее развитие связано с прохождением личности через разные типы социальных общностей (диффузная группа, ассоциация, коллектив). Определяющим условием социального становления личности является противоречие между потребностью в персонализации и отношением общности к этой потребности.

А.Р. Ратинов (Москва) в докладе «Личность и социально отклоняющееся поведение» опровергает точку зрения, связывающую феномен «жестокости» с нарушением аффективной сферы личности. По мысли автора, этот феномен связан, в первую очередь, с ценностными отношениями личности к другим людям и миру в целом.

В докладе Ф. Генова (НРБ) «Психологическая структура личности» были представлены результаты обследования 70 тыс. человек в возрасте до 60 лет, что явилось основой для разработки программы психического и физического развития личности человека. В основе предлагаемой программы лежит структурная модель личности, определяемой как особое психологическое образование, возникающее под воздействием определенных социальных условий. Личность как интегративное образование обеспечивает активность, регуляцию и саморегуляцию поведения человека. Структурная модель имеет 11 подструктур, в центре которой находится интеллект в качестве системообразующего фактора. Автор особо подчеркнул необходимость разработки такой теоретической модели структуры личности, которая отвечает реальным (а не идеально представляемым) социальным условиям жизни человека.

На особую роль психологии в политической жизни страны указал в своем докладе Ю.В. Шерковин (Москва). Им были рассмотрены наиболее существенные проблемы формирования политического сознания человека социалистического общества.

В докладе До Лонга (Вьетнам) «Национальные особенности становления коллектива

 

179

 

и личности» рассматривалась своеобразная замедленность исторических процессов во вьетнамском обществе, связанная с тем, что жизнедеятельность подавляющего числа людей имела общинную форму организации. В результате каждый член общины характеризовался замкнутыми групповыми формами деятельности и общения, что препятствовало его обособлению и развитию индивидуальности. В ходе 20-летней национально-освободительной борьбы во вьетнамском обществе сложились новые типы коллективных отношений, которые фактически положили конец общинной обособленности. Все это привело к образованию системы подлинных коллективов с едиными ценностными ориентациями, т.е. к появлению объективных социальных условий становления личности нового типа.

Тематика докладов на III секции была связана с психологией труда и эргономикой. Доклад П. Тимпе (ГДР) был посвящен психологическим аспектам информатики и анализу деятельности пользователей ЭВМ и операторов автоматизированных систем управления. Вычислительные средства все ближе приближаются к рабочим местам, что порождает новые психологические проблемы. Большое внимание было уделено анализу индивидуальных особенностей пользователей и операторов, изложены некоторые приемы «настройки» технических средств на особенности стиля деятельности пользователей. Аналогичные задачи стоят перед эргономическим и психологическим обеспечением экспертных систем и систем искусственного интеллекта. П. Тимпе подчеркнул творческий характер этих задач и предостерег против рецептурного способа их решения.

В докладе В.М. Мунипова «Современное состояние и тенденции развития эргономики» были рассмотрены взаимоотношения между эргономикой и психологией. Автор отметил большой удельный вес психологических знаний и методов в современной эргономике. Примером этого является то, что теория и методология эргономики развиваются на базе общепсихологической теории деятельности и успешно используются и конкретизируются при этом представления о динамике взаимоотношений между внешними и внутренними средствами (способами) трудовой деятельности.

Доклад В.П. Зинченко (Москва) был посвящен эргономическим проблемам информатики, которая создает новые системы внешних средств информационного обеспечения и обслуживания человеческой деятельности: управленческой, трудовой, учебной, игровой, а в последнее время и эстетической. Эргономика создает проекты различных форм человеческой деятельности, опираясь на накопленные наукой данные о внешних и внутренних формах деятельности, выявляет скрытые резервы, таящиеся в учете человеческого фактора. Следовательно, по отношению к проектированию и оптимизации человеческой деятельности задачи информатики и эргономики являются взаимодополнительными. Докладчик отметил ряд областей, где успешно развивается сотрудничество между специалистами в области информатики и эргономики, а также очертил области, где такое сотрудничество необходимо. В заключение В.П. Зинченко дал характеристику таких сложных составляющих человеческого фактора, как мастерство, умение, знание, понимание, сознание, и поставил задачу определения правильного соотношения между ними в контексте реформы школы, в том числе и высшей.

В дискуссии по проблемам секции выступили: В.Ф. Венда (Москва), Б.Г. Джапаридзе (Москва), Ю.К. Стрелков (Москва), К. Ригель (ЧССР), Г.Н. Кечхуашвили (Тбилиси), М. А. Котик (Тарту), Л.И. Ларионова (Иркутск), В.В. Новиков (Ярославль).

Работа IV секции была посвящена проблемам психодиагностики. В докладе В. Черны (ЧССР) «Психодиагностика и ее применение в социалистических странах» основное внимание было уделено двум вопросам: а) содержанию работы Национального предприятия по производству психодиагностических и дидактических тестов (Братислава); б) проблемам кооперации и интеграции деятельности психологов социалистических стран в области развития и совершенствования психологической диагностики.

К особенностям психодиагностики на современном этапе развития психологии принадлежит то, что создание достоверных и эффективных методов требует участия многих специалистов разного профиля (психологов, математиков, дидактов, медиков и др.). Именно по этой причине в ЧССР было создано специализированное диагностическое предприятие с целью разработки, конструирования, стандартизации, а также распространения психодиагностических методов, отвечающих нуждам развивающегося социалистического общества. Национальное предприятие явилось первым и единственным в своем роде создателем новой концепции тестов, методологическим центром теоретических разработок в этой области, гарантом квалифицированного производства психодиагностических методов.

 

180

 

С момента своего создания Национальное предприятие сотрудничает с ведущими специалистами разных стран в области психодиагностики. В 1979 г. в Братиславе проходила международная конференция «Психодиагностика и ее современные проблемы», в работе которой приняли участие Общества психологов СССР, ГДР, ПНР, НРБ, ВНР, ЧССР. Результатом этой работы явилось соглашение о конкретных формах сотрудничества между социалистическими странами в области исследования, создания и распределения психодиагностических методов; в рамках этого соглашения Национальному предприятию отведена очень важная роль по координации и интеграции деятельности психологов социалистических стран.

Я. Громи (ЧССР) в докладе «Методологические проблемы адаптации психодиагностических тестов в социалистических странах» особо подчеркнул актуальность кооперации деятельности специалистов в области психодиагностики. Неоднородность и недостаточная координированность применяемых диагностических методов делает невозможным сравнение и оценку получаемых результатов, затрудняет сотрудничество в производстве и распространении этих методов. Хорошей основой для координации и действенной интеграции усилий специалистов социалистических стран может стать опыт работы Национального предприятия «Психодиагностические и дидактические тесты». В заключение Я. Громи призвал всех психологов к созданию специального учебника по психодиагностике.

В докладе В. Смекала (ЧССР) «Актуальные методологические проблемы психодиагностики» рассматривался вопрос об особой природе психодиагностических знаний. Психодиагностическая работа имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности, которые необходимо выявлять, а главное — специально обучать их анализу. Основные нерешенные проблемы психодиагностики автор продемонстрировал на блок-схеме законченного цикла работы: формулирование психодиагностических задач (в форме социального заказа) — определение общей стратегии работы — выбор адекватного психодиагностического метода — регистрация диагностических показателей — предварительная интерпретация данных — синтез данных в форме заключительного диагноза.

Р. Георгиева (НРБ) в докладе «Проблема регуляции психической напряженности в практике производственной психологической службы» рассмотрела две основные формы работы психолога на предприятии: в качестве эргономиста-проектировщика (организация внешней среды); в качестве психолога-консультанта (по вопросам управления, индивидуального консультирования и др.). Докладчик предложил определенную последовательность действий психолога на предприятии. Вначале — организация кабинета психической релаксации, снятия эмоциональных напряжений и др.; затем — выявление и квалификация причин, вызывающих эти феномены; дальше — создание рекомендаций по устранению выявленных причин.

Проблеме количественной оценки волевого усилия был посвящен доклад В. Иванникова (Москва). По мысли автора, «волевое усилие» есть критерий выделения собственно волевых действий. Им была предложена экспериментальная модель («задержка дыхания»), на основе которой определялась величина волевого усилия, что позволило провести сопоставительное обследование по данному параметру групп спортсменов и студентов.

В докладе Л. Пожара (ЧССР) «Применение психологических знаний в процессе воспитания аномальных детей» были освещены результаты экспериментального изучения морального поведения нормальных и аномальных детей, имеющих дефекты речи, слуха, зрения и др. Эксперименты строились на привычных для ребенка ситуациях его общения со взрослым, в которых анализировались проявления такого морального качества, как честность. Неожиданным результатом (статистически достоверным) для экспериментаторов оказалось то, что процент честных детей среди аномальных существенно выше, соответственно, нечестных ниже, чем среди нормальных детей. На основании качественного анализа автор приходит к выводу, что аномальные дети значительно раньше осознают себя, свое отличие от нормальных детей, для них более значимы ситуации общения, поэтому они избегают тех форм поведения (в том числе и морального), которые могли бы разрушить эти ситуации.

В обсуждении проблем психодиагностики приняли участие: К.М. Гуревич (Москва), В.И. Слободчиков (Москва), В.В. Лебединский (Москва), Б.П. Баранов (Москва), Л.И. Вассерман (Ленинград), В.В. Плотников (Орел), Я. Лингарт (ЧССР).

На V секции обсуждались проблемы личности в системе образования и воспитания. В докладе Е.А. Климова (Москва) «Психологическое содержание труда и некоторые вопросы воспитания» особо подчеркивалось, что в проблеме подготовки молодежи к трудовой деятельности необходимо,

 

181

 

чтобы соответствующая работа строилась сообразно определенным принципам: а) формирование полной психологической структуры труда, которая помимо общей операционально-технической стороны должна обязательно включать такие психологические характеристики, как мотивационная основа труда, ориентировка во внутренних и внешних средствах труда и др.; б) воспитание равного уважения к различным видам профессионального труда, что обеспечивает создание социальной равноценности всякого вида труда; в) формирование знаний и отношений в мире профессий как органичного звена мировоззрения; г) подготовка к профессиональному труду как искусство активизации жизненной позиции и самоопределения личности.

Й. Ломпшер (ГДР) в докладе «Психологический анализ формирования учебной деятельности» проанализировал предмет и структуру учебной деятельности, построенную на основе концепции содержательного обобщения. Докладчик подчеркнул, что психолого-педагогический анализ учебной деятельности должен исходить из представления о ней как о целостной форме человеческой активности. Подлинное понимание развития учебной деятельности, психической регуляции ее, закономерностей становления личности в ходе этой деятельности предполагает теоретическое и экспериментальное воспроизведение условий ее реализации, что является существенной, предпосылкой формирования у учащихся систем научных понятий и личностных способностей.

Современное состояние деятельностной теории учения и развития проанализировал П.Я. Гальперин (Москва). Основное внимание докладчик уделил перспективам развития созданной им теории поэтапного формирования умственных действий. По словам автора, обеспечение полноты условий и наличие достаточной мотивации с необходимостью приводят к усвоению любой формы действия. В заключение П.Я. Гальперин особо подчеркнул, что психология должна перейти от исследования того, что есть (наличие существующего), к формированию желаемого (социально требуемого) с заранее заданными свойствами.

Н.Ф. Талызина (Москва) в докладе «Реформа школы и задачи педагогической психологии» остановилась на проблемах внедрения достижений педагогической психологии в практику, отметив, что внедрять следует не отдельные частные результаты, а целостную концепцию. Это предполагает, во-первых, обобщение накопленных результатов и, во-вторых, осознание нерешенных, назревших проблем. Автор считает, что наиболее подготовленной к внедрению является деятельностная теория учения. Тем не менее требуется специальная проработка проблем ведущей деятельности, которая, по мнению автора, не так привязана к возрастам, как считалось до сих пор. Н.Ф. Талызина указала на то, что деятельностный подход в построении учебного процесса одновременно обеспечивает и возможность личностного подхода, если личность понимать как систему отношений к другим людям, как меру ответственности перед ними. Докладчик остановился также на проблеме обеспечения психологических условий, определяющих выбор разных видов труда в школе, а также введение продуктивных видов деятельности в учебном процессе.

Доклад Н.Н. Поддьякова «Современные психолого-педагогические исследования по дошкольному воспитанию в СССР» был посвящен проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста. Особое внимание было уделено анализу внутренних противоречий психической деятельности, выступающих как движущая сила психического развития ребенка. Докладчиком были выделены специфические формы этих противоречий в области умственного, эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Результаты специально проведенных психологических исследований послужили основой для разработки новых принципов организации педагогического процесса в детском саду, направленного на всестороннее воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Л.Н. Проколиенко (Киев) в докладе «Всестороннее гармоническое развитие личности в условиях современной школы» обратила внимание на необходимость гармонизации внешней регламентации поведения учащегося и его собственной активности; их несогласованность приводит к разрушению единства целей, мотивов, способов деятельности личности. Задача современной школы состоит в обеспечении этого единства, которое является наиболее важным условием становления личности как общественного существа, способного жить для других.

В докладе И.С. Якиманской (Москва) рассматривались вопросы развития познавательной активности школьников в процессе обучения. Познавательная активность — это прежде всего избирательность в процессе усвоения знаний, умений, навыков, который всегда индивидуален. Ребенок не просто носитель знаний и способов их получения, а субъект познавательной активности,

 

182

 

имеющий собственный опыт учения и избирательно относящийся к его содержанию.

А.К. Маркова (Москва) в докладе «Психологические проблемы эффективной деятельности учителя» рассмотрела специфику труда учителя, показатели его эффективности, основные проблемы психологического анализа деятельности педагога. В докладе особо подчеркивалось, что психологический анализ педагогической деятельности до сих пор ориентирован преимущественно на подготовку к ней, а не на саму деятельность как таковую. Профессиональная деятельность учителя специфична по многим основаниям: ее объектом является развивающийся человек, активный соучастник самого процесса; цели, задачи, способы работы не заданы каждый раз в готовом виде; результаты отсрочены во времени и др. Поэтому эффективность педагогического процесса не может иметь однозначной оценки. Выделено три группы показателей эффективности: процессуально-содержательные, результативные, косвенные (например, отсутствие трудностей).

В докладе Т.В. Кудрявцева (Москва) изложены психологические основы профессионального самоопределения учащихся ПТУ. По словам докладчика, проблема взаимосвязи психического развития и профессионального становления личности практически не разработана. Одной из причин этого является то, что педагогическая и возрастная психология остается по преимуществу «психологией общеобразовательной школы». Т.В. Кудрявцев подверг анализу существующие трудности профессионального становления учащихся — случайное возникновение профессиональных намерений, репродуктивный характер профессионального общения и др. Докладчик выдвинул и обосновал основные положения предложенной им концепции профессионального становления личности. В русле этой концепции были изложены психологические особенности стадиальности и динамики профессионального становления.

В рамках рабочего совещания по координации исследований были проведены два «круглых стола» по проблемам: «Психологическая служба семьи» (руководитель — В.В. Столин) и «Психология и информатика» (руководитель — О.К. Тихомиров).

Открывая дискуссию, В.В. Столин (Москва) сформулировал две наиболее важные темы обсуждения: формы психологической помощи семье и научное обеспечение психологической службы семьи.

Л.Я. Гозман (Москва) остановился на некоторых нерешенных вопросах психологической помощи в семейных консультациях. К их числу относятся: отсутствие знаний о позитивных формах функционирования семьи, соответственно преобладание знаний о негативных явлениях семейной жизни; достаточная осведомленность в том, чего психолог-консультант не должен делать (решать проблемы за членов семьи, давать директивные советы и др.), в то же время нечеткие представления о том, что должен делать психолог, и ряд других вопросов.

Е.В. Новикова (Москва) предложила рассматривать семью как своеобразный вариант гомеостаза, устойчивость которого нарушается в результате семейных конфликтов. Методы и способы работы психолога, таким образом, должны быть ориентированы на обретение семьей новой формы целостности; это предполагает конкретный анализ сложившейся структуры данной семьи, поиск ее внутренних резервов и т. д.

В выступлениях А.С. Спиваковской, Е.Т. Соколовой, В.А. Смехова (Москва) были раскрыты некоторые вопросы методического обеспечения и техники консультирования. Так, при работе с детьми из группы риска обязательным условием является подключение к этой работе родителей. Только в этом случае возможно всестороннее воздействие на процесс развития ребенка, а не просто снятие того или иного симптома. В консультационной работе с детьми можно выделить ряд этапов: медико-психологическая диагностика; установочное собрание родителей; индивидуальные и групповые занятия; контроль и оценка эффективности. Особенно важен вопрос о применении диагностических приемов, которые имеют свою специфику на разных этапах работы. Несомненно, что они должны быть органично вплетены в процесс консультирования, но в большинстве случаев носить скрытый от клиента характер; соответственно и результаты диагностики психолог выдает клиенту в виде своих гипотез.

В. Смекал (ЧССР) рассказал о принципах организации и методах работы службы семьи в ЧССР. Работа службы осуществляется по трем направлениям: а) психиатрическое консультирование (психические расстройства); б) брачное и добрачное консультирование (семейные конфликты, подготовка молодых супругов и др.); в) психологическое консультирование (оказание конкретной помощи). В работе используется широкий репертуар диагностических методик и приемов терапии (клинические методы, коллективный тест Роршаха, гештальттерапия, школы родителей и др.).

Г. Новайтис (Вильнюс), Т. А. Бирюкова

 

183

 

(Горький), В.А. Сонин (Смоленск), В.П. Левкович (Москва) проинформировали участников дискуссии о сложностях организации и функционирования службы семьи. По мнению выступавших, расширение сети психологических служб — показатель общей культуры общества. Помощь семье должна начинаться задолго до ее фактического создания — еще в школьном возрасте необходимо раскрыть перед детьми этику семейных отношений, сформировать ролевое соответствие своему полу и др. Наиболее острая проблема современной службы семьи — это кадровое обеспечение; один психолог не может быть специалистом по всем вопросам семейной жизни.

Подводя итоги дискуссии, В.В. Столин указал на всевозрастающую потребность в семейном консультировании. Подавляющее число клиентов семейной консультации (83 %) удовлетворены результатами помощи; 87 % — рекомендовали бы своим знакомым обращение в консультацию. Работа службы семьи должна носить комплексный характер, так как семейные процессы имеют не только психологические, но и социокультурные, экономические и другие закономерности. В заключение В.В. Столин перечислил ряд нерешенных проблем: до сих пор мало конкретных научных исследований по проблемам семьи и брака, не разработаны социально-психологические модели современной нормальной семьи — фактически психолог-консультант ориентируется на известный ему реально-практический опыт, не разработаны формы группового анализа семейных проблем и др.

На «круглом столе» «Психология и информатика» дискуссию открыл О.К. Тихомиров. Перечисляя круг проблем, связанных с соотношением психологии и информатики, О.К. Тихомиров раскрыл активизирующее воздействие информатики на разработку теоретических проблем психологии. По его мнению, появилась новая область психологических исследований, которую можно назвать психологией компьютеризации. Подробно было рассказано о применении психологических знаний к анализу и разработке автоматизированных систем. Далее был перечислен круг задач этого направления.

В.П. Зинченко в своем выступлении остановился на некоторых сложных проблемах, возникающих в связи с задачами достижения компьютерной грамотности. Он указал на существующую опасность преждевременной (в онтогенезе) и чрезмерной (в профессиональной деятельности) символизации предметной деятельности средствами информатики. Это может привести к дереализации мира — к утрате ребенком его наивного реализма и утрате взрослым предметности его деятельности. В.П. Зинченко призвал к дальнейшему развитию представлений о функциональной структуре предметного и социального действия, сохраняющих генетическую связь с реальностью, с реальными пространственно-временными формами.

Проф. Й. Лингарт (ЧССР) остановился на психологических проблемах программирования, понимаемого им в широком смысле как формализация, составление алгоритма. Он подробно остановился на программировании процесса обучения, в частности на методах составления обучающих программ. По его мнению, должна программироваться не индивидуальная деятельность ученика, а его совместная деятельность в группе и с учителем.

В.И. Каптелинин (Москва) поставил проблемы выделения психологических параметров, по которым должно оцениваться овладение компьютерной грамотностью. В.Э. Мильман (Москва) высказал мнение о том, что сначала нужно внедрить ЭВМ, а потом анализировать эффект. При этом он добавил, что разработка психологических проблем компьютеризации находится в зоне ближайшего развития всей психологической науки.

Е.И. Машбиц (Киев), продолжая обсуждение вопроса внедрения информатики в школьное обучение, указал на сомнительность преимущества «алгоритмического мышления», которое обосновывается некоторыми учеными. Способности действовать по алгоритму сейчас явно недостаточно: необходимо учить не действиям по алгоритму, а составлению алгоритмов, что имеет отношение к развитию творчества. Далее Е.И. Машбиц подчеркнул, что внедрение ЭВМ в обучение требует пересмотра всех психолого-педагогических и дидактических теорий, а это диктует необходимость разрабатывать новые теории учебной деятельности.

В.Я. Ляудис (Москва) в своем выступлении подчеркнула необходимость разработки более адекватных моделей общения в обучении. По ее данным, введение ЭВМ в процесс обучения изменяет социальную роль учителя, его позицию по отношению к ученику.

Подводя итоги дискуссии, О.К. Тихомиров указал, что, несмотря на важность проблемы внедрения ЭВМ в обучение, это всего лишь одна из областей компьютеризации.

Большой интерес участников совещания вызвала вечерняя лекция А. Коссаковски

 

184

 

(ГДР) «Психологи мира в борьбе за мир». Автор указал, что важная роль в борьбе за предотвращение ядерной катастрофы принадлежит представителям психологической науки, которые подходят к проблеме сохранения мира как с общечеловеческих, так и со специфических для своей науки позиций. Психологи наряду с врачами во многих странах пользуются высоким авторитетом, и их позиция влияет на формирование общественного мнения. Сама профессиональная этика психолога требует активного участия в борьбе за мир. Усилия по совершенствованию условий жизни человека, по сохранению его психического и физического здоровья, по преодолению индивидуальных и социальных конфликтов лишатся всякого смысла, если человечество погибнет в ядерной войне.

Психологи социалистических стран могут эффективно участвовать в решении двух наиболее актуальных задач: 1) способствовать повышению политического влияния социалистической мировой системы (повышению уровня экономического развития, обороноспособности стран и др.); 2) активно участвовать в движении за мир, используя психологические знания таким образом, чтобы человечество смогло осознать все последствия ядерной войны, при этом подвергая резкой критике взгляд на войну как на роковое явление человеческой жизни, определяемое самой природой человека. Главные исследовательские цели психологов в этом движении должны быть связаны с поиском аргументов в пользу мира, против войны.

На заключительном пленарном заседании в общей дискуссии выступили Ф. Патаки (ВНР) В.К. Шабельников (Алма-Ата), А.В. Петровский (Москва), Я.Л. Коломинский (Минск), В.Г. Леонтьев (Новосибирск), Н.И. Судаков (Смоленск).

Подводя итоги работы, А.М. Матюшкин отметил, что психология переживает новый этап своего развития, обусловленный задачами практического использования психологических знаний.

Участники совещания единогласно приняли рекомендации, включающие также предложения ранее проведенного совещания руководителей психологических учреждений социалистических стран с целью дальнейшего совершенствования координации психологических исследований.