174
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ AHAЛИЗ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
А.А. БОДАЛЕВ, Р.Л. КРИЧЕВСКИЙ
Москва
Мудрик А. В. Общение как фактор
воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.— 112 с.
Рецензируемая монография представляет собой первую в
отечественной педагогике попытку всесторонне и последовательно рассмотреть
общение учащихся, его роль в воспитании коллектива и личности, способы
целенаправленного воздействия на общение через учебно-воспитательный процесс
школы. Книга написана на основе многолетнего исследования общения школьников,
которое велось автором в различных учебно-воспитательных учреждениях, в
различных регионах нашей страны. В ней представлены результаты теоретического,
эмпирического и опытно-экспериментального изучения проблемы, что позволяет
оценить работу как фундаментальную, вносящую оригинальный вклад в теорию и
практику воспитания подрастающего поколения.
В первую очередь следует
отметить теоретическую обоснованность разработки проблемы общения в
рецензируемой монографии. Автор сжато, но емко излагает методологические основы
исследования общения, заложенные в трудах
К. Маркса и Ф. Энгельса, а также важнейшие подходы к изучению этой проблемы в
советской философии и психологии, раскрывая их значение для собственно
педагогического исследования общения школьников. Анализируя подходы к проблеме
общения школьников в дореволюционной и советской педагогике, автор показывает
наличие в прогрессивной русской педагогике (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.
Толстой) серьезного интереса к социальной стороне воспитания — взаимоотношениям
воспитателей и воспитанников. Работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого свидетельствуют о том, что социалистическая
педагогика, утверждая принцип коллективного воспитания, большое внимание
уделяла проблеме межличностных отношений в воспитательном коллективе. Более
того, Н.К. Крупская уже в 20-е гг. ставила вопрос о необходимости учить детей
общаться и намечала пути его решения в работе пионерской организации.
Все эти материалы впервые
публикуются в широкой печати и открывают совершенно новый аспект истории
отечественной педагогики; можно лишь сожалеть, что в монографии им уделено
очень мало места.
Проанализировав имеющиеся в
современной педагогике работы по проблематике общения, автор формулирует задачи
собственного исследования: изучение воспитательных функций и роли общения как
фактора воспитания коллектива и личности школьников, выявление путей
педагогического воздействия на общение учащихся. Вся книга написана как
последовательное раскрытие собственной концепции автора.
Специальный раздел посвящен
воспитательным функциям общения школьников: нормативной, познавательной,
эмоциональной и актуализирующей. Их выявление лежит в основе разработки путей
воздействия на общение школьников.
Большой интерес представляют
развернутые характеристики процесса общения учащихся. Описывая их, автор
дифференцирует ролевое (деловое) и межличностное (свободное) общение,
подчеркивает их диалектическую взаимосвязь, выделяет основные средства общения
и типы диалогов (фактический, информационный, дискуссионный, исповедный),
рассматривает пространство общения и проблему его персонификации школьниками.
При этом школьник рассматривается как субъект общения с присущими ему
потребностями в эмоциональном контакте и уединении и способами их реализации.
Особое внимание уделяется социальным установкам школьника в сфере общения, к
числу которых автор относит образ «я», самоуважение, атракцию,
эмпатию и т.д.
Автор вводит понятие
эмоционально-смысловой доминанты содержания общения школьников разного
возраста, которая становится
175
системообразующим признаком выделяемых в
книге возрастных типов общения. В психолого-педагогической литературе впервые
дается характеристика общения школьников с I по X класс по единому
логическому основанию, по целому ряду сквозных параметров. Выделяя специфику
общения в возрастных группах I—III, IV— V, VI—VII и VIII—X классов, автор
подчеркивает, что она имеет характер лишь общей тенденции, свойственной тому
или иному возрасту, и не отменяет групповых и индивидуальных вариаций в рамках
каждого из них. Специально оговаривается, что возрастные типы общения во многом
зависят от влияния целенаправленного процесса воспитания школьников,
соотносимого с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Большое внимание в монографии
уделено вопросам педагогического воздействия на общение учащихся. На основе
опытной работы, содержание и методы которой отражены в рецензируемой книге,
автор выделяет три основных направления этого воздействия: целенаправленное
создание условий для общения школьников в коллективе, корректировка общения
школьников и подготовка их к общению.
В книге показаны конкретные
формы организации содержательного ролевого общения в коллективах учащихся
разного возраста и способы опосредствованного влияния на их межличностное
общение; описаны пути интенсификации межвозрастного
общения в школьном коллективе; приведены способы обогащения содержания общения
ребят, расширения круга их общения, преодоления межличностных конфликтов.
Наиболее эффективные приемы корректировки общения по отношению к каждому
возрасту проиллюстрированы типовыми случаями.
Особенно важен раздел
монографии, касающийся подготовки школьников к общению. Эта проблема еще весьма
слабо разработана в психологии; в педагогике же это вообще первая попытка поставить
ее и решить на теоретическом и методическом уровнях. В книге с содержательной и
методической сторон раскрывается система подготовки к общению, которая включает
в себя развитие мышления и речи школьников, формирование у них социальных
установок и коммуникативных умений. Практическая ценность предлагаемой системы
подготовки к общению во многом обусловлена тем, что она построена на основе
использования возможностей, предоставляемых учебно-воспитательным процессом
современной общеобразовательной школы. Раскрывая каждый компонент предлагаемой
системы, автор показывает и те социальные приемы, с помощью которых у учащихся
можно развивать определенные особенности мышления, наиболее важные для
эффективного общения,— дивергентностъ, флексибильность и др., формировать коммуникативные умения и
социальные установки (ролевые игры, этюды, «мозговой штурм», групповые
дискуссии и т.д.). Эффективность разработанной системы педагогического влияния
на общение учащихся подтверждена приводимыми в книге результатами специальных
исследований, выполненных в ряде школ Москвы и РСФСР.
Монография А.В. Мудрика, безусловно, не свободна от недостатков. Так, автор
очень мало внимания уделил такому важному аспекту изучавшейся проблемы, как
развитие у школьников перцептивных способностей. О необходимости подобного рода
работы в книге упоминается лишь скороговоркой, хотя приводимый автором
фактический материал позволяет глубже раскрыть этот вопрос. Явно недостаточно
рассмотрена в монографии такая фундаментальная потребность, как потребность в
общении, слабо прослежено ее развитие у школьников. Более полно следовало бы
осветить механизмы общения в различных возрастных группах школьников, собрав
имеющиеся у автора по этому вопросу данные в отдельный раздел. Вызывает
сожаление, что в рецензируемой книге не нашли отражения многие материалы
автора, публиковавшиеся ранее в ведомственной печати, не доступной широкому
читателю.
В целом же рецензируемая
монография заслуживает самой положительной оценки: содержащиеся в ней
теоретические разработки и конкретные эмпирические данные вносят несомненный
вклад в исследование многообразных аспектов проблематики человеческого общения.