Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

ПРОЯВЛЕНИЕ НЕВРОТИЗМА В ПОЧЕРКЕ

 

Д. П. БАРАМ

 

Целью настоящей работы является анализ взаимосвязи между уровнем невротизма и изменчивостью размаха движений руки при письме. Такая постановка вопроса актуальна. Она базируется на литературных данных, свидетельствующих, с одной стороны, о наличии отрицательной связи между уровнем невротизма и координацией несложных движений [6; 173], а с другой — о связи между динамикой размаха графических движений и основными свойствами нервной системы [8].

Испытуемыми были учащиеся старших классов, поскольку известно, что именно для данной возрастной группы характерен наибольший диапазон различий признаков почерка по сравнению как детьми младшего школьного возраста [10; 262], так и взрослыми [2; 65].

Уровень невротизма определялся по личностному опроснику Айзенка [1]. Были отобраны две крайние группы испытуемых — «стабильные» и «невротичные», в каждую из которых были включены 10 девушек и 10 юношей, всего в исследовании участвовали 40 человек. Выделение групп по половому признаку было продиктовано данными о том, что у девочек и женщин почерк по ряду существенных признаков заметно отличается от почерка мальчиков и мужчин [11], [12], [13] и др.

Определение изменчивости размаха графических движений проводилось попарным измерением величин расположенных рядом письменных знаков (по методике Д. М. Зуева-Инсарова [4]). В качестве материала использовались ответы испытуемых на тест Айзенка и методику Джевечки [3], написанные на обычном листе школьной тетради. Использовалось попарное сравнение величин букв и букв, букв и цифр, цифр и цифр. Показателями изменчивости размаха движений руки при письме служили кривые разностей указанных величин.

Статистическая достоверность различий между «стабильными» и «невротичными» испытуемыми по вариабельности графических движений определялась с помощью непараметрических критериев Вилкоксона-Манна-Уитни (V) и Розенбаума (Q).

Результаты исследования показывают, что по разности величин смежно расположенных одноименных знаков (буква — буква, цифра — цифра) различий между группами «невротичных» и «стабильных» испытуемых не обнаруживается. Достоверные различия на высоком уровне значимости между этими группами отмечаются при сравнении разности величин разноименных знаков (цифра — буква), причем наиболее ярко и последовательно эти различия проявляются у юношей.

На рисунке показан фрагмент кривых величин разности размеров между цифрами и буквами. Нетрудно заметить, что у «невротичных» испытуемых кривые изменчивости графических движений, как правило, расположены гораздо выше, чем у «стабильных» [5].

Определение изменчивости размаха графических движений проводилось измерением величин письменных знаков (по методике

 

162

 

Д. М. Зуева-Инсарова) [4], написанных испытуемыми на листе школьной тетради при ответах на каждый из 57 вопросов теста Айзенка [1] и при оценке 14 школьных дисциплин в анкете Джевечки [3]. Причем мы измеряли величины только тех письменных знаков, которые были попарно и рядом расположены в протоколах испытуемых. Затем благодаря попарному сравнению величин букв и букв, букв и цифр, цифр и цифр нами были получены их (этих величин) разности. В протоколах, где были записаны ответы на вопросы теста Айзенка, сравнивались величины цифр (входящих в состав порядкового номера вопроса) и букв (элементов словесных ответов), а также сопоставлялись размеры рядом расположенных букв. В анкетных бланках Джевечки (самостоятельно составленных и заполненных каждым испытуемым) таким же образом производилось сравнение величин букв и цифр, а также цифр между собой. Полученные кривые разностей данных величин письменных знаков рассматривались нами как показатели изменчивости размаха движений руки при письме.

Статистическая достоверность различий вариабельности графических движений «невротичных» и «стабильных» испытуемых определялась критериями Вилкоксона-Манна-Уитни (V) и Розенбаума (Q).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что величина разности показателей попарного сравнения размеров цифр и букв значительно больше у «невротичных» юношей и девушек, чем у «стабильных». Эти различия особенно отчетливы в протоколах анкетирования по методике Джевечки (см. рисунок). Статистическая достоверность различий по данным параметрам, как правило, на высоком уровне. Лишь у девушек уровень значимости этих различий по показателям, взятым из протоколов теста Айзенка, оказался невысоким. Между тем разности размеров смежно расположенных букв с буквами и цифр с цифрами в значительной степени не отличаются между собой. Статистическая достоверность этих различий не обнаружена.

Сущность вышеизложенных результатов исследования отражена на рисунке, где показан фрагмент кривых величин разности размеров только между буквами и цифрами (записанных в анкетах) испытуемых «невротичной» и «стабильной» групп. Нетрудно заметить, что у «невротичных» испытуемых кривые изменчивости графических движений, как правило, расположены гораздо выше, чем таковые у «стабильных». В целом, анализ экспериментальных данных нашей работы позволяет утверждать, что у лиц раннего юношеского возраста с высоким или низким уровнем невротизма соответственно более или менее выражена вариабельность амплитуды движений руки при письме смежных букв и цифр. Это статистически достоверное различие более отчетливо проявилось у юношей.

 

Характеристика динамики графических движений при написании цифр и букв «невротичными» и «стабильными» лицами раннего юношеского возраста.

 

Мы считаем, что такому результату нашего исследования, очевидно, способствовали следующие особенности организации эксперимента. Во-первых, испытуемыми были лица юношеского возраста. Мы полагали, что у представителей данного возрастного периода может быть обнаружена взаимосвязь между уровнем невротизма и изменчивостью графических движений. Такое предположение основывалось, в частности, и на следующих экспериментальных фактах о возрастных особенностях почерка.

Так, одной из особенностей развития письма старшеклассников является больший диапазон различий признаков почерка, чем у младших школьников [10; 262], и др. А у взрослых людей профессиональные навыки и весь жизненный опыт значительно нивелируют проявления индивидуально-психологических свойств в особенностях их почерка (см. [2; 65]).

Во-вторых, образцы почерка в нашем эксперименте брались у испытуемых в эмоциогенных условиях. Действительно, испытуемые школьники впервые в жизни участвовали в психологическом эксперименте, при этом они давали ответы на вопросы

 

163

 

об особенностях их поведения и чувств, а также с различных точек зрения оценивали свое отношение ко всем учебным дисциплинам. По-видимому, побуждаемое извне осознание и описание некоторых особенностей своего внутреннего мира способствовали появлению психологической напряженности испытуемых. Причем, полагаясь на современные знания о стрессе, можно предположить, что во время опроса и анкетирования у «невротичных» испытуемых возникла эмоциональная напряженность, а у «стабильных» юношей и девушек образовалась операциональная (см. [7]).

В-третьих, для определения вариабельности амплитуды графических движений испытуемых мы применили попарное сравнение размеров рядом написанных ими в протоколах исследования букв и цифр.

Однако почему же в нашем эксперименте взаимосвязь между выраженностью невротизма и изменчивостью размаха руки при письме обнаружена только в случае попарного сравнения величин цифр и букв? Возможно, при переходе испытуемого от начертания числа к написанию слова (или наоборот) происходила функциональная перестройка его психической деятельности, вызванная тем, что в этот момент исследуемый вынужден был принимать решение, как (положительно или отрицательно) ответить на вопрос теста Айзенка или как количественно оценить в анкете Джевечки свои учебные интересы. По мнению Я. Стреляу и некоторых других исследователей, у «невротичных» и «стабильных» лиц различные стили саморегуляции (см. [9; 136]).

Представляет научный интерес и следующий вопрос: почему у «невротичных» и «стабильных» девушек не столь выразительны различия взаимосвязи между выраженностью, невротизма и амплитудой графических движений, как это было обнаружено у юношей? Думается, что причина этого явления кроется в некоторых характерологических чертах женского пола, таких, как аккуратность и старательность при выполнении быстрых и точных микродвижений.

Такое толкование данных нашего исследования во многом является гипотетичным и поэтому нуждается в экспериментальной проверке. Однако, исходя из основного результата данной работы, можно сделать вывод о том, что у лиц раннего юношеского возраста существует положительного характера взаимосвязь между уровнем невротизма и изменчивостью размаха графических движений.

Итак, полученные нами результаты могут быть, как представляется, объяснены следующим образом. При написании одноименных знаков (цифр или букв) испытуемый, как правило, совершает деятельности одного типа — записывает номер задания или отвечает на вопрос. При написании разноименных знаков (переход от цифры к букве) происходит функциональная перестройка деятельности — механическая запись номера сменяется ответом на вопрос психологической анкеты, требующей от школьника анализа особенностей собственной личности, склонностей, интересов, что, как известно, является для старшеклассников особо эмоционально значимым. Можно думать, что подобное эмоциональное значение ситуации в основном действует на «невротичных» испытуемых, в наибольшей степени, как известно, подверженных влиянию эмоционального стресса. Наличие функциональной перестройки в условиях повышенной эмоциональной напряженности и могло повлиять на размах руки при письме.

Несколько более «смазанные», менее выраженные результаты девушек, на наш взгляд, связаны с неоднократно отмеченной в литературе большей точностью и четкостью выполнения женщинами быстрых микродвижений.

Практическое значение полученных нами результатов, очевидно, заключается в возможности использования анализа изменчивости размаха графических движений при смежном написании буквы и цифры во время психической напряженности для диагностики невротизма.

 

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Киев, 1980. — 156 с.

2. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. М., 1959.— 264 с.

3. Джевечка А. В. Соотношение учебных интересов учащихся старших классов с особенностями их памяти и мышления: Канд. дис. Вильнюс, 1981. — 178 с.

4. Зуев-Инсаров Д. М. Строение почерка и характер.  М., 1934. — 115 с.

5. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма.  М., 1950. — 84 с.

6. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964. — 284 с.

7. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976. — 111 с.

8. Рождественская В. И., Голубева Э. А., Ермолаева-Томина Л. Б. Роль силы нервной системы в динамике работоспособности при разных видах деятельности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. VI / Под ред. В. Д. Небылицына. М., 1969. C. 138—145.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии.  М., 1982. — 231 с.

10. Феофанов М. Психология письма.  М., 1930. — 304 с.

 

Поступила в редакцию 1.Х 1984 г.