Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

75

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

КАРТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ И ПРОФТЕХУЧИЛИЩА

 

А.С. ЕГОРОВ, Б.И. ШАХ

 

Эффективность профконсультационной работы в общеобразовательных и профессиональных школах в значительной мере определяется тем, насколько полно программа изучения личности молодого человека охватывает ее существенные (в плане оценки профориентации) стороны и структурные компоненты и насколько рационально сочетаются в обследовании учащихся методы лонгитюдного наблюдения, анамнеза с методами функциональной диагностики.

В связи с этим возникает вопрос о способе и форме регистрации, накопления и хранения информации, необходимой для профконсультационного заключения. Потребность в этом продиктована практикой [1]. Однако, прежде чем составление психологической карты учащегося для оценки его профориентации станет обязанностью учителей, мастеров ПТУ, необходима определенная научная работа по отбору содержания названного документа и эксперимент по его использованию с целью коррекции как самой карты, так и методик по сбору соответствующей информации и вынесению на ее основе профдиагностических заключений. По своему юридическому статусу карта должна быть приравнена к аттестату зрелости и другим свидетельствам об образовании.

В основу разработки упомянутой карты и методики ее заполнения должны быть положены существующие аналоги и опыт работы с такого рода документами. Рассмотрим содержание и структуру некоторых известных нам профориентационных карт.

Карта, предлагаемая А. В. Путинцевым [3], представляет собой довольно краткую форму учета интересов и способностей учащихся начиная с IV класса. Эта карта не предусматривает оценки психофизиологических особенностей индивида и медицинских данных о нем. Она рассчитана на заполнение ее учителями-предметниками, руководителями кружков и факультативов и не содержит, хотя бы краткого, методического обоснования ее составления с описанием критериев оценки выделенных признаков.

«Лист профессиональной консультации», разработанный Л. А. Иовайшей [2], базируется на изучении школьника по состоянию здоровья и физического развития, мотивам, интересам, ценностям, склонностям, идеалам, намерениям; успеваемости, способностям; труду, общественной деятельности, спорту; дисциплинированности и воли; внутренней и внешней культуре; темпераменту и типологическим свойствам нервной системы. Заполнение этой карты основывается на данных, полученных от учителей-предметников (психологические сведения о школьниках классный руководитель обобщает и готовит материал для консультации с учащимися). Вывод о профессиональной направленности учащегося делает классный руководитель. Скорее всего, здесь речь идет не о направленности ученика на конкретную профессию, а о выявлении склонности его к какому-то типу деятельности или большой группе профессий, относящихся к этому типу. Кроме того, данный автор не излагает ни признаков проявления оцениваемых свойств, ни системы критериев их оценки. Предлагаемые характеристики личности имеют общий, результирующий характер, и поэтому не

 

76

 

ясно, как собирать и обобщать информацию.

«Профконсультационная карта» группы авторов во главе с Б. А. Федоришиным [4] в большей мере отвечает современным требованиям профконсультационного обследования, чем названные выше. Она предусматривает возможность подробного исследования интересов и склонностей, а также ряда основных личностных качеств учащихся. Заполнение такой карты требует уже не только знаний, которыми располагает учитель-предметник, но и обязательного участия психолога-профконсультанта, на основе выводов которого будут даны рекомендации о профессиональной деятельности учащегося. Однако и здесь алгоритм составления заключения относительно профориентации не раскрыт. Кроме того, в данной профконсультационной карте при оценке профориентации не учитываются сведения о физическом развитии подростка, а также о его способности адаптироваться в условиях высоты, укачивания, монотонии, вибрации, шума, действия высоких и низких температур. Информация же о переносимости каждого из вышеназванных факторов, равно как и данные, характеризующие физическое развитие, могут внести существенные изменения в профрекомендацию. То же самое можно сказать и в отношении индивидуальной карты личности учащегося, разработанной болгарскими коллегами [6].

Итак, при разработке проекта карты личности школьника и учащегося профтехучилища надо учитывать: необходимость объяснительной записки с изложением целей и задач ее ведения, а также возможностей использования при определении профориентации в целях профконсультации или профотбора; описание методов сбора и накапливания необходимой информации на различных уроках, а также в различных видах деятельности учащегося (спортивной, учебной, общественно-политической, трудовой). Сама карта1 должна включать, как минимум, общие сведения об учащемся; данные о его здоровье; данные, характеризующие физическое развитие и работоспособность; сведения относительно основных психофизиологических функций и качеств личности; устойчивости организма к действию некоторых факторов производственной сферы; предпочтениях и склонностях к занятию каким-либо видом деятельности, а также круге интересов; характеристику умений и навыков умственного и физического труда, приобретенных в связи с изучением программы и сверх этого; профдиагностическое заключение-рекомендацию о видах профессиональной деятельности, режиме и условиях труда; сведения о профадаптации.

В раздел I предлагаемой нами карты входят общие сведения об учащемся: ф. и. о., пол, возраст, а также некоторые данные о его родителях (профессия, специальность, занимаемая должность, образование). В отдельных случаях эти данные играют большую роль при профессиональном ориентировании ребенка (традиции семьи, наличие обоих родителей или отсутствие одного из них).

Раздел II содержит медицинские сведения об учащемся. Его заполняет врач школы или ПТУ. Для этого отведена колонка слева. Здесь фиксируются: перенесенные в прошлом тяжелые заболевания и имевшие место осложнения; стадия заболевания (компенсация, ремиссия или декомпенсация); наличие хронических заболеваний (врожденных и приобретенных); отклонения в развитии органов движения (плоскостопие, косолапость, ограничение подвижности, хромота), позвоночника (сколиозы); состояние внутренних органов (пороки, недоразвитие), сердечно-сосудистой и нервной систем, зрения (миопия, дальнозоркость, косоглазие, дальтонизм, сужение поля зрения, ведущий глаз), слуха (пониженный слух на одно или оба уха). Регистрируются также отклонения в развитии или заболевания органов обоняния и вкуса, что особенно важно при выборе профессий, связанных с пищевой, химической или фармакологической

 

77

 

областями профессионализации. В графе «Речь» следует отметить дефекты речи (логоневрозы, шепелявость). Характеризуя устойчивость к воздействию факторов внешней среды и обитания, необходимо специально выделить переносимость действия различных раздражителей (цветочная пыльца, шерсть, химические реагенты), а также возможности адаптироваться в условиях высоты, укачивания, монотонии, вибрации, шума, высоких и низких температур.

В графе «Вредные привычки» отмечается употребление алкоголя или никотина.

Раздел III раскрывает данные физического развития учащегося. Его заполняет преподаватель физкультуры на основании результатов выполнения учащимся нормативов ГТО, а также специальных тестов на оценку быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. В заполнении этого раздела принимает также участие медперсонал школы или училища (там, где речь идет о физиометрических показателях развития и оценки работоспособности на основе функциональной пробы PWC-170). В графе «Нормативы ГТО» (левая колонка) отмечаются скоростные характеристики (бег на 60—100 м), выносливость (бег на 500—800 м, лыжи — 3000—5000 м), сила (регистрируются результаты подтягивания на перекладине и количество отжимов из положения лежа в упоре на руках), сила кистей (правой и левой рук). Средняя колонка в этом разделе отводится для показателей физического развития. В правой (третьей) колонке записывается заключение о профориентации по каждому из фиксируемых показателей физического развития учащегося.

Раздел IV карты психологический состоит из двух частей: часть А включает данные наблюдений, часть Б результаты психологического обследования учащегося. Часть А заполняется учителями, преподавателями и мастерами производственного обучения. Характеризуемые здесь психофизиологические функции и качества личности перечисляются в понятных терминах. Например, память на факты, мысли, образы и т.п., внимание; быстрота включения в работу и переключаемость, сосредоточенность, отвлекаемость.

Часть А имеет три рубрики по вертикали и три колонки по горизонтали. Рубрики располагаются в левой колонке.

1. Функции и психические качества личности: память (на факты, мысли, образы, движения, последовательность событий и временные интервалы, карты-схемы пути); мышление (понимание материала, установление закономерностей, наблюдательность; решение алгоритмических, эвристических, репродуктивных и конструктивных задач); внимание (быстрота включения в работу и переключаемость, сосредоточенность и отвлекаемость); волевые черты характера (дисциплинированность, терпеливость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, целенаправленность и усидчивость, решительность и смелость (склонность к риску), чувство долга и ответственность, внушаемость, самостоятельность и независимость суждений и действий; речь (устная и письменная), ее языковый фонд и речевые формулировки; коммуникативность.

2. Сведения об умениях и навыках в области умственного и физического труда, приобретенных в рамках программы обучения и сверх нее.

3. Сведения о предпочтениях и склонностях к занятию каким-либо видом деятельности, а также о круге интересов. В конце части А записывается профдиагностическое заключение. В средней колонке отводится место для оценки вышеперечисленных функций и психических качеств личности учащегося преподавателями (гуманитарного и физико-математического циклов, рисования и черчения, физкультуры, труда и спецдисциплин), руководителями кружков и секций, классным руководителем или мастером производственного обучения. Третья (правая) колонка отведена для заключения о профориентации по каждому из характеризуемых функций и психических качеств учащегося.

 

78

 

Часть Б раздела IV также имеет вид таблицы, но содержит свою рубрикацию.

1. Перечисляются психофизиологические и психические функции и качества, подлежащие экспресс-обследованию: мышление (понимание материала, установление закономерностей, наблюдательность, решение алгоритмических и эвристических задач); память (запоминание числового ряда, слов, временных интервалов, амплитуды движений и заданного усилия, карты-схемы пути, оперативная память); перцепция (глазомер); внимание (концентрация и устойчивость, распределенность и переключаемость, помехоустойчивость); психомоторика (точность и быстрота сенсомоторных и моторных реакций, координированность, тремор рук, реакция экстраполяции); личность (акцентуации и факторы личности, ценностные ориентации, волевые черты характера, эмоциональная устойчивость).

2. Названы методики для определения уровня основных профессионально важных психофизиологических и психических качеств. В некоторых случаях рекомендуется использование нескольких методик. Применение какой-либо из названных методик зависит как от ее наличия у психодиагноста, так и от его профессиональной подготовки, поэтому в данной статье мы не перечисляем методики, а приводим лишь примеры возможного их использования. Для исследования мышления: сюжетные картинки (субтест Векслера), методика составления фраз, понимание переносного смысла пословиц и метафор, тест Ранена, методика установления закономерностей, методика «Компасы».

3. Запись результатов психологического обследования. Она заполняется специалистом (психологом или профконсультантом, прошедшим соответствующую подготовку) на основании психодиагностического обследования.

4. Заключение о профпригодности по каждой из обследуемых психофизиологических и психических функций и каждому качеству личности. Это предполагает: а) указание на рекомендуемые и нерекомендуемые виды профессиональной деятельности и б) указание на возможные способы развития и компенсации профессионально важных функций и качеств.

Раздел V «Данные об адаптации на производстве» состоит из трех частей: критерии адаптации, признаки адаптации и конкретные данные об адаптации. В числе критериев адаптации мы рассматриваем профессиональный критерий (признаки адаптации — выполнение нормы выработки, качество работы и трудовая дисциплина); социально-экономический (признаки адаптации — зарплата, взаимоотношения с коллегами и руководителями, повышение профессионального уровня, перемена специальности, профессии или места работы); медико-психологический (признаки адаптации — профзаболевания, травмы, неврозы, самочувствие, удовлетворенность работой).

Раздел V заполняют работники профкабинета предприятия. Внесенные ими сведения являются необходимым материалом для получения обратной связи относительно эффективности профориентационной работы. На их основе после обобщения могут быть внесены коррективы в тот или иной элемент проводимой работы по профессиональной ориентации и профотбору.

Алгоритм вынесения заключения о профориентации представляет собой цепь последовательных сопоставлений соответствующего раздела карты с теми требованиями, которые профессии предъявляют к состоянию органов, систем и функций организма, к уровню развития качеств личности и черт ее характера. Для этой цели должны быть построены классификации профессий, аналогичные по своей структуре и языку описания карте профпригодности. По этой же схеме должна даваться характеристика соответствующих разделов профессий в части, касающейся медицинских противопоказаний и психофизиологических характеристик содержания, условий и режима труда [5]. Заключение о профориентации подростка, в отличие от такового для взрослого человека, не имеет в ряде случаев

 

79

 

столь категоричного характера. Здесь нужно иметь в виду, что за время обучения профессии в системе профтехобразования или в учебно-производственных комбинатах ряд нарушений функций организма подростка, недостатков его физического развития, склонность к простудным заболеваниям могут быть преодолены как в силу естественных причин (рост, созревание), так и специальных мероприятий (лечение, закаливание, общеразвивающая физкультура, диета). Другими словами, оценка профориентации подростка выражает динамический подход к состоянию его профессионально важных функций и качеств и предполагает наряду с констатацией степени соответствия — несоответствия требованиям определенных групп профессий также выдачу рекомендаций относительно путей и способов коррекции имеющихся отклонений в психофизическом развитии организма.

Очевидно, что работа с картой профориентации выпускника даст возможность уточнить ряд данных, характеризующих психическое развитие учащихся в различных регионах страны; позволит скорректировать психологические методики изучения личности школьников, а также подойти к созданию возрастных и половых нормативов развития психических функций и качеств личности.

Работа с названной картой несомненно потребует повышение уровня психологических знаний у всех лиц, связанных с ее заполнением, обработкой и интерпретацией полученных данных, явится стимулом для совершенствования психологических знаний учителей и лиц, ответственных за проведение профориентационной работы.

 

1. Барькарь А. Профориентация и трудоустройство молодежи в республике // Социалистический труд. 1983. № 7. C. 74—79.

2. Методические разработки по планированию профориентационной работы в школе и оформлению кабинета профориентации. Таллин, 1976.— 48 с.

3. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.— 115 с.

4. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1960.— 158 с.

5. Шапкин В.В., Алишев Н.В., Егоров А.С. Программа научных исследований по совершенствованию системы профессиональной ориентации // Сов. Педагогика. 1984. № 5. C. 80—85.

6. Носоки за усъвършенствуване на профеионалото ориентиране на учениците. София, 1980, с. 30—41.

 

Поступила в редакцию 25.VI 1985 г.



1 Внешне она похожа на таблицу, имеющую шапку, боковик и прографки.