51
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
ДЕТЬМИ 6—7 ЛЕТ
НГУЕН КЕ ХАО
В Социалистической
Республике Вьетнам в настоящее время осуществляется реформа образования.
Проблема начального обучения вообще и проблема обучения детей с шести лет в частности стали актуальными для
общеобразовательной школы нашей страны. Решение этих проблем требует
экспериментального исследования учебно-воспитательного процесса в начальных
классах.
В постановлении Политбюро ЦК
КПВ о реформе образования перед психолого-педагогической наукой ставится задача
разработки теории обучения и воспитания подрастающих поколений
социалистического общества путем соединения новейших мировых достижений с
передовым практическим опытом учителей Вьетнама
[1]. Педагогические исследования в СРВ направлены сейчас на дальнейшее
совершенствование обучения школьников. В этом контексте надо отметить, что
«современное начальное обучение отличается от прежнего тем, что его содержание, методы и соответствующие
организационные формы обучения направлены на создание более благоприятных
условий для развития учащихся» [4; 20].
В
психолого-педагогических исследованиях, проводимых в СССР, имелись две
тенденции: коллектив Л.В. Занкова создавал новую
систему обучения, которая должна обеспечить более высокий, чем обычно, уровень
общего психического развития младших школьников; коллектив Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова на экспериментальной основе
разрабатывал новые принципы построения учебной деятельности школьников,
благодаря которым существенно повышается уровень их психического развития.
Наше исследование опирается
на теоретическое положение о том, что «подлинное решение проблем современного
школьного образования со стороны его логико-психологических основ предполагает
изменение типа мышления, проектируемого содержанием учебных предметов и
методами их преподавания. Совершенствование последних должно
осуществляться в плане этой главной перспективы
— перспективы формирования у школьников научно-теоретического мышления» [2; 5]. В системе всего общего
образования начальная школа занимает, как подчеркивают многие специалисты,
важнейшее место. Она является фундаментом, на котором строятся все остальные
звенья этой системы.
Опираясь
на теорию В.В. Давыдова [2], коллектив
под руководством профессора Хо Нгок Дая уже несколько лет проводит экспериментальное
психолого-педагогическое исследование процессов обучения детей 6-летнего
возраста по всем учебным предметам с целью выявления резервов умственного
развития современных вьетнамских детей и поиска путей совершенствования начального
обучения в условиях строительства социализма в нашей стране.
Во многих странах
проводились обширные исследования, направленные на модернизацию курса школьной
математики, и в связи с этим изучались возрастные особенности интеллекта
младших школьников. Эти исследования Хо Нгок Дай подразделил на два типа: «К
первому относятся педагогико-математические изыскания
(Г. Папи в Бельгии, Л. Феликс, Н. Пикард
во Франции, А.И. Маркушевич в СССР и др.), к другому — психолого-педагогические (Дж. Брунер в США,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов в СССР и др.). Если
педагоги интересуются в основном вопросами структуры программы и перечнем ее
понятий, то
52
психологи изучают по
преимуществу характер деятельности детей по усвоению этих понятий, а также возрастные познавательные возможности школьников» [5; 69].
Наше экспериментальное
обучение математике проводилось в русле второго направления — психолого-педагогического изыскания
совершенствования обучения математике в начальных классах школы. Проводя такое
обучение детей 6-летнего возраста, мы делали акцент на том вопросе, который
специально выделил А.Н. Колмогоров: «Задача состоит в том, чтобы уже в школе
убедительно показать, что современная математика позволяет строить
математические модели реальных ситуаций и процессов, изучаемых в применениях,
не только не хуже, но логически последовательнее и проще, чем традиционная» [3; 305].
Вместе с тем обучение
математике в начальных классах, особенно в I
классе, должно быть направлено на одновременное формирование
у детей первоначальных умений и навыков учиться. Поэтому наша
экспериментальная программа для I класса
включала такие понятия, как «отношение», «множество», «система счисления» и
т.д. Наряду с этим в ней предусматривалось и формирование у первоклассников
некоторых учебных действий, очень важных для умения ребенка учиться (например,
действий преобразования исходной задачной ситуации, графической моделировки
выделенных в ситуации общих отношений, конкретизации этих отношений и т.п.).
Обучение по I варианту экспериментальных программ
проводилось в двух первых классах с детьми 6
лет в сельской школе Хонг-Зыонг в 1977/78 учебном году (учительница То Уен). После усвоения материала
дочислового периода1
в течение трех месяцев I полугодия дети
затем в три этапа проходили тему «Системы счисления». Вначале они усваивали
предметное содержание общего понятия «счисление», затем учились записывать это
содержание и наконец переходили к выполнению общим
способом серии конкретных учебных работ2.
Приступая к уроку, учитель
давал каждому ученику 16 предметов-игрушек
(5 коробок, 1 пакет) и просил выполнить следующую учебную работу (в игровой
форме): эти игрушки, сделанные рабочими
фабрики, в удобной форме нужно перевезти в «магазин». Как это выполнить?
Ученики под руководством учителя обсуждали возможный способ выполнения
названной работы и производили необходимое предметное действие, соответствующее
этому способу. Так, дети группировали игрушки по троичной системе (в каждую
коробку клали по 3 предмета). В
результате выполнения такого действия у каждого ученика получились 1 пакет, 2
коробки и 1 отдельная игрушка.
После этого дети переходили
к графическому моделированию своей работы. Они записывали столько крестиков,
сколько у них было игрушек. Затем дети группировали по 3 игрушки (XXX) в коробке (□), а по 3
коробки (□□□) — в пакете
(Δ). В результате у каждого ученика была записана графическая
схема-модель (рис. 1), обозначающая в
развернутом виде процесс группировки. Затем дети учились фиксировать результат
этого процесса с помощью знаков (рис. 2) и наконец с помощью одних лишь цифр (1 2 1).
В данном случае дети знали,
что цифры 1 2 1 обозначают определенное
содержание: «1» справа является
знаком-заместителем одной отдельной игрушки, «2» посередине — 2 коробки, в каждой из которых имеются по 3 игрушки, а «1»
слева — одного пакета, в котором
имеются 3 коробки (по 3 игрушки в каждой коробке). Таким путем дети овладевали общим способом пересчитывания
предметов.
53
На следующем этапе обучения
они выполняли действие конкретизации. То же количество предметов (игрушек)
группировали по пятеричной системе и нескольким другим системам и записывали
полученный результат разными цифрами. При этом у них формировалось понимание
существенной особенности получаемой записи: одно
и то же количество элементов можно обозначить посредством разного набора цифр.
После трех месяцев обучения по указанной теме дети выполняли следующие
контрольные задания.
1. Дан 21 объект (игрушка):
а) каждый объект составляет
одну единицу I разряда — необходимо записать число этих объектов в
троичной системе, в двенадцатиричной системе;
б) 3 объекта составляют одну единицу I
разряда — необходимо записать число
объектов в двоичной системе, в семиричной системе.
2. Перевести запись числа по
одной системе счисления в запись по другим системам — 32 (5)=? (6)==? (10)=? (если в пятиричной
системе запись данного числа «32», то каковы записи этого же числа в шестиричной и десятичной системе?).
3. Дана запись чисел: 11 (2), 11 (3), 11 (4) — нужно сравнить эти
числа.
4. Дано (рис. 3). Найти: а)
11 (?), б) ? (4) (запись числа,
обозначенного на рисунке,— «11»; нужно
найти соответствующую систему счисления; какова запись этого числа в
четверичной системе?).
Проверка усвоения детьми
рассматриваемой темы проводилась нами индивидуально. Результаты проверки показали,
что 64 % детей 6—7 лет правильно выполняли все указанные задания (схема
правильного их выполнения представлена на рис. 4)3.
Эти дети достаточно свободно ориентировались в разных системах счисления. Так,
например, решая задачу 4, Ту Ань
рассуждал:
— Число 11 есть одна единица I разряда и одна единица II разряда (Ученик разделял одну единицу I разряда и считал элементы, составляющие единицу II разряда.)
Здесь есть 1, 2, 3, 4, 5, 6. Я имею одиннадцать по шестиричной системе счисления. Такое число записано в
четверичной системе счисления, значит, 4
единицы I разряда составляют одну
54
единицу II разряда. Здесь (ученик указал на рис. 3) остаются 3
единицы I разряда. По четверичной системе
есть 13. (Из протокола урока 20.IV 1978 г.)
В настоящее время научно-исследовательский
коллектив во главе с Хо Нгок
Даем проводит экспериментальное обучение по всем предметам в экспериментальной
школе Занг-Во (Ханой)4.
Программа по математике I класса
предназначена для детей 6—7 лет и
начинается с темы «Отношения» (учительницы Тхан Винь и Зиеу Ли).
Процесс формирования у
первоклассников понятия «отношение» имеет следующие основные этапы. Прежде всего дети знакомятся с отношениями между объектами. У
учителя и у учеников имеется пособие, сделанное из цветной пластмассы. Оно состоит
из 18 предметов—квадратиков, кружочков и треугольников (каждая форма имеет три
цвета — красный, зеленый, желтый и два
размера — большой и маленький).
Первоначально учитель знакомит детей с предметами, с их различиями и сходством
(различия только по форме, только по цвету, только по размеру; по форме и
цвету; по форме, цвету и размеру). Затем дети производят сопоставление двух
объектов по определенному критерию (признаку). Например, они сопоставляют
красный маленький квадратик и желтый маленький квадратик и выявляют их
отношения по форме, цвету и размеру. При этом в обучение сразу же вводилось
понятие «пара» (бинарное отношение — любая
упорядоченная пара объектов, имеющая отношение по определенному признаку), и
дети записывали это отношение с помощью формулы, представленной на рис. 5.
В
последующем дети переходили к выполнению таких учебных работ: 1) изобразить словами и моделью отношение
между двумя фигурами по цвету (рис. 6а); 2)
найти признак (критерий) отношения между двумя фигурами, изображенными в двух
видах (рис. 6б); 3) найти элементы,
соответствующие заданной модели (рис. 6в); 4)
определить элементы исходной модели (рис. 6г).
После трех месяцев обучения по теме «Отношение» детям в индивидуальном порядке
предлагалось выполнить ряд следующих контрольных заданий5.
Дано бинарное отношение
между двумя элементами (желтым маленьким треугольником и желтым маленьким
кружочком):
1) нужно узнать, по каким
критериям (признакам) можно выявить отношение между этими элементами;
2) изобразить это отношение с помощью
графической модели;
3) записать это отношение с
помощью знаков;
55
4) изобразить обратное
отношение между этими двумя элементами с помощью моделей и записать знаками;
5) записать знаками отношение
между этими двумя элементами по форме и цвету.
Эти задания выполнялись
следующим образом: дети выявляли отношения элементов по цвету, форме и размеру
(элементы — желтый маленький кружок или
желтый маленький треугольник) ; если в
дальнейшем исходным элементом являлся желтый маленький кружок, то выполнение
последующих заданий происходило так, как это представлено на рис. 7.
Первоклассники выполняли и
другой тип заданий, например: три человека были на прогулке — это Хоа, Ан и Бин; Бин — сын Хоа, Ан — не сын Хоа. Найти и записать
родственные отношения между этими людьми: 1)
какие отношения между парами этих людей (записать знаками эти отношения); 2) изобразить эти отношения с помощью
графических моделей; 3) найти обратное
отношение для каждого предыдущего отношения и все записать знаками.
Первоклассники выполняли эти
задания следующим образом:
Большинство наших
первоклассников-шестилеток (от 66 до 81 %) правильно выполняли указанные задания,
что свидетельствовало об усвоении ими понятия «отношение». Дети достаточно
свободно ориентировались в особенностях исходного элемента, на основе которых
затем рассматривались отношения между двумя элементами.
Приведенные материалы
позволяют сделать следующие выводы.
Первоклассники-шестилетки,
обучающиеся в экспериментальных условиях во вьетнамской школе, могут полноценно
усвоить некоторые математические понятия по такой программе, в основу которой
положены фундаментальные понятия современной математики.
Усвоение понятий по этой
программе внутренне связано с адекватной организацией специфической учебной
деятельности младших школьников, при выполнении которой они производят
содержательное обобщение [2], а затем
усваивают знания путем перехода от общего к частному.
При работе по этой программе
дети обнаруживали и в графической форме изображали отношение произвольно взятых
объектов (или группировок произвольно взятых объектов); изучая особенности этих отношений с помощью графических схем, они
устанавливали смысл обратного отношения, а также основные свойства абстрактных
операций.
В процессе формирования
отвлеченных математических понятий у первоклассников существенное
психологическое значение имеют три перехода. Во-первых, переход от предметных
действий к изображению выявляемых ими отношений в виде графических схем.
Во-вторых, переход от этих схем к знаковой символике и к словесным суждениям.
В-третьих, переход от усвоенного абстрактного понятия к выполнению
конкретно-частных учебных работ.
Наше экспериментальное
обучение показывает, что уже в настоящее время можно и целесообразно
перестроить программу начального обучения математике в школах СРВ, усилив в ней
роль теоретических знаний; эта программа может успешно применяться в начальной
школе при обучении детей с шести лет.
56
1.
Постановление Политбюро ЦК КПВ о реформе образования. Ханой, 1979.
2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.
М., 1972.— 423 с.
3. Колмогоров А. Н. Современная математика
и математика в современной школе // Проблемы социалистической педагогики.
Материалы I научной конференции
ученых-педагогов социалистических стран. М.,
1973. C. 301—305.
4. Совершенствование
обучения младших школьников. М., 1984.— 128
с.
5. Хо Нгок Дай. Психологические вопросы построения курса
математики в начальной школе // Вопр. психол. 1976. № 6. C. 69—81.
Поступила в редакцию 26. IV 1985 г.
1 В этом периоде дети познакомились с примерами отношений порядка — отношений между двумя элементами (х, у), которые чаще всего мы выражаем словами «х меньше (или больше) или равно у» и которые мы будем обозначать в общем случае формулой х r у.
2 Наш термин «учебная работа» соответствует термину «учебная задача» в теории учебной деятельности В. В. Давыдова.
3 С 1978/79 учебного года и по настоящее время тема «Система счисления» изучается детьми во II классе (число детей, правильно выполнивших все указанные задания, колебалось от 64 до 81 %).
4 Эта школа входит в состав экспериментального центра по всеобщему школьному образованию при Министерстве просвещения СРВ, Программа математики в начальных классах включает темы «Знак и отношение», «Множество», «Система счисления», «Арифметические действия» и т.д.
5 В 1978/79 учебном году по данной программе обучались 138 детей, в последующих — по 100 детей.