Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

 

И. Г. БЕЛАВИНА

Москва

 

С 25 по 27 сентября 1985 г. в МГУ проходила Всесоюзная научная конференция «Психологические проблемы создания и использования ЭВМ». Это была первая Всесоюзная конференция, в докладах и обсуждениях которой затрагивались различные аспекты компьютеризации, относящиеся к обеспечению эффективности использования ЭВМ. На конференции были продемонстрированы современные подходы к решению целого ряда соответствующих вопросов.

В пленарных докладах и вечерних лекциях ряда ведущих специалистов в области психологии, педагогики и компьютеризации была представлена панорамная картина основных вопросов конференции. Пленарный доклад В.М. Монахова (Москва) открывал обсуждение наиболее важных вопросов компьютеризации обучения в средних и средне-технических заведениях. Докладчик отметил, что начавшееся сейчас повсеместное обучение учащейся молодежи информатике требует в самое ближайшее время решения ряда первоочередных вопросов, таких, как изменение методики и содержания обучения Необходимость усвоения новых понятий (информации, алгоритма, компьютера) требует изменения методики преподавания большинства учебных предметов. Н.Ф. Талызина (Москва), продолжая идеи, высказанные В.М. Монаховым, добавила, что успешность использования ЭВМ в образовании зависит не от ЭВМ, а от качества обучающих программ и научно обоснованных моделей учебного процесса, в которых адекватно должна быть отражена природа учебного процесса. На проблеме взаимосвязи психофизиологии и искусственного интеллекта остановился Е.Н. Соколов (Москва). По его мнению, эффективный путь в построении искусственного интеллекта проходит через познание принципов преобразования информации в реальных нейронных сетях головного мозга, которые могут служить банком новых идей в создании вычислительных систем. В пленарном докладе О.К. Тихомирова (Москва) были раскрыты различные стороны взаимоотношения между психологией и информатикой. Сейчас можно выделить два уровня прикладных и фундаментальных взаимосвязей между этими областями. Для психологов разработка, создание и использование информационной технологии могут явиться новой областью прикладных исследований, значимость которых для автоматизации общественной практики будет возрастать. Объективная реальность развития и существования информатики обусловливает необходимость переосмысливания самых общих и фундаментальных принципов психологической науки. Сложность и масштабность задач, возникающих во взаимоотношениях психологии и информатики, по мнению О.К. Тихомирова, требует развития новой отрасли психологической науки — психологии компьютеризации, в рамках которой можно синтезировать уровень прикладных, методологических и фундаментальных разработок.

На двух вечерних лекциях, прочитанных Б.Ф. Ломовым (Москва) и А.Г. Ивахненко (Киев), были представлены социально-психологические последствия научно-технической революции, порождаемые ЭВМ, которая является орудием труда и умственного развития человека, а также показаны особенности индуктивного подхода к созданию искусственного интеллекта, базирующегося на принципах непротиворечивости и самоорганизации. Эти особенности влекут за собой иные психологические проблемы, чем те, которые возникают в системах, созданных на основе дедуктивных принципов.

Обсуждение основной проблематики конференции проходило на четырех секциях и «круглом столе», посвященном дискуссионным проблемам компьютеризации.

На секции «Психология, информатика и искусственный интеллект» были представлены доклады, в которых на первый план выдвигались вопросы методологического характера.

 

181

 

В докладе М.Г. Ярошевского и В.А. Маркусовой (Москва) подчеркивалась значимость психологических проблем мотивации, ценностных ориентации и принятия решений, связанных с восприятием и переработкой научно-технической информации в условиях взаимодействия с ЭВМ. Е.И. Машбиц (Киев) сформулировал требования к психологическим теориям обучения и психологически обоснованной технологии управления учебной деятельностью. В докладе И.М. Яглома (Москва) была показана историческая тенденция и этапы развития научного знания в области математики и влияние математизации на психологию современника. В.Я. Ляудис (Москва) в качестве главной и современной теоретической проблемы выделила анализ и осмысление новой психологической реальности — «компьютеризованных форм психической деятельности». Большой интерес вызвал доклад Г.Б. Кочеткова (Москва), в котором была проанализирована роль электронных игр в становлении компьютерной культуры общества и в преодолении «компьютерной неграмотности». Б.М. Величковский (Москва) рассказал о влиянии исследований в области когнитивной психологии на разработку систем искусственного интеллекта и предложил выделить новую научную область — «когнитивную эргономику», занимающуюся проблемами психологии компьютеризации. А.Е. Войскунский (Москва) в своем выступлении показал специфику преобразования общения, опосредствованного ЭВМ. Секция «Методы и принципы психологического исследования и обеспечения деятельности программистов и пользователей ЭВМ» была посвящена проблемам научно-прикладного характера. Ряд авторов (И.Г. Белавина, Н.Б. Березанская, А.И. Тоом, Москва) в совместном докладе предложили психологическую модель пользователя ЭВМ, которая должна наполняться конкретными психологическими параметрами индивидуального стиля деятельности, оценочного отношения к различным элементам процесса взаимодействия, определения уровней квалификации пользователя ЭВМ в зависимости от специфики реальной диалоговой системы. Сходную мысль об оптимальном согласовании условий взаимодействия со спецификой психологических требований пользователей к средствам труда высказал в докладе А.Я. Смирнов (Москва). В.М. Бондаровская (Киев) рассказала об имеющемся опыте проектирования деятельности пользователя ряда автоматизированных систем, об определении нормативной стратегии решения задач пользователем ЭВМ, о требованиях к программному и техническому обеспечению. М.А. Котик (Тарту) подчеркнул необходимость учета эмоций при моделировании психики человека в системах искусственного интеллекта. Ряд авторов (И.Н. Семенов и др., Москва) в совместном докладе коснулись вопросов оперативной диагностики организации мышления учащихся в системах компьютерного обучения. В.В. Кобелев и А.А. Кириллова (Москва) выделили проблему социально-психологических последствий компьютеризации в зависимости от режимов загрузки ЭВМ, психологического климата и производительности труда пользователей ЭВМ. Секция «Психологические и психолингвистические принципы организации диалога между человеком и ЭВМ» была посвящена изложению теоретических моделей диалогического взаимодействия между человеком и ЭВМ. На ней обсуждались также результаты экспериментальных исследований работы реально действующих вычислительных систем в области обучения, ставились дискуссионные вопросы, связанные с развитием категориального аппарата психологической науки. В докладе Б.Ю. Городецкого (Москва) были раскрыты психолингвистические категории вербализации, понимания текста, коммуникативные неудачи и др., была проанализирована структура коммуникативного акта и выделены те его компоненты, от которых существенно зависит эффективность диалога человека с ЭВМ. М.Г. Мальковский (Москва) представил для обсуждения разработанную им диалоговую систему с ограниченным естественным языком (русским) взаимодействия, а также результаты исследования этой системы, которые касались психологической инициативы в диалоге, сочетания естественного и искусственных языков и др. Выступления психолингвистов затрагивали, в частности, вопросы организации тезаурусов в человеко-машинном общении и их согласованности (И.Ю. Доброхотова, Москва), демонстрации конкретных примеров разделения процедурных и декларативных знаний, различные виды компетенции, выявляемые при описании информационного диалога (А.Е. Кибрик, Москва). Н.А. Омельченко (Воронеж) в своем докладе представила результаты исследований в области компьютеризации обучения, которые позволили автору сформулировать ряд дидактических положений, целесообразных при использовании автоматизированных обучающих систем (АОС). Доклад Г.М. Зараковского, П.С. Турзина и С.Л. Рысаковой (Москва) был

 

182

 

посвящен изложению оригинального метода исследования процессов восприятия и запоминания операторами ЭВМ текстов, составленных на различных формализованных языках, и обсуждению эффективности этого метода. Выступление А.И. Нафтульева (Ленинград) было остро дискуссионным, направленным на выделение тех новых тенденций в развитии психологической науки, которые вызваны компьютеризацией производственной среды и обучения. Основное внимание, по мнению автора, психологи должны уделять интеллектуальной стороне диалога человека с ЭВМ.

Четвертая секция была посвящена психологическим проблемам практического использования систем различного назначения. В докладе С.И. Кузнецова (Москва) были обозначены точки соприкосновения специалистов по вычислительной технике и психологов при разработке АОС. Совместный доклад Л.П. Гурьевой и Л.Н. Бабанина (Москва) посвящался психологическим основам создания экспертных систем и разработке психологических критериев и методов подбора экспертов, оценке полученного индивидуального знания и перевода его в знание общественное. Г.В. Телятников и А.В. Молоченко (г. Калинин) выделили социально-психологические критерии эффективности использования ЭВМ в организации. В докладе С.А. Панасенко и Н.А. Строгановой (Москва) обсуждалась зависимость потребностей пользователей в применении диалоговых систем управления от таких факторов, как должностной уровень и управленческие функции, стиль работы руководителя, его индивидуальные особенности. Н.Н. Нечаев (Москва) остановился на специфике проектного творчества и психологических проблемах внедрения системы автоматизированного проектирования (САПР)

Темой «круглого стола» была «Модели психики в системах искусственного интеллекта: творчество и алгоритмы». В.П. Зинченко (Москва) показал многозначность понятия «интеллект», раскрыл эволюционные изменения представлений о видах и уровнях развития интеллекта. В.А. Звегинцев (Москва) сделал акцент на понятии «знание», которое является основой системы искусственного интеллекта. А.В. Брушлинский (Москва) остановился на проблеме взаимоотношения психологии и информатики, информации и знания; он указал, что психология и информатика исследуют разные стороны действительности — недизъюнктивную и дизъюнктивную. А.Г. Ивахненко и З.Л. Рабинович (Киев) как представители информатики поставили перед психологами вопрос о возможности моделирования таких понятий, как потребность, интуиция, отдельных составляющих творческих процессов. Г.М. Колесников (Москва) выделил вопрос о необходимости рассматривать системы искусственного интеллекта как особое орудие интеллекта.

Позитивными результатами работы конференции следует считать, во-первых, утверждение новой области исследования — психологии компьютеризации, во-вторых, определение ее ближних и дальних задач. Первоочередной задачей является укрепление союза психологии и информатики, организация совместных разработок. Конференция показала актуальность как прикладных работ в области психологии компьютеризации, так и теоретико-методологических исследований, результаты которых необходимы для усовершенствования концептуальных моделей искусственного интеллекта.