180
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
И. Г. БЕЛАВИНА
Москва
С 25 по 27 сентября 1985 г. в МГУ проходила
Всесоюзная научная конференция «Психологические проблемы создания и
использования ЭВМ». Это была первая Всесоюзная конференция, в докладах и
обсуждениях которой затрагивались различные аспекты компьютеризации,
относящиеся к обеспечению эффективности использования ЭВМ. На конференции были
продемонстрированы современные подходы к решению целого ряда соответствующих
вопросов.
В пленарных докладах и
вечерних лекциях ряда ведущих специалистов в области психологии, педагогики и
компьютеризации была представлена панорамная картина основных вопросов
конференции. Пленарный доклад В.М. Монахова
(Москва) открывал обсуждение наиболее важных вопросов компьютеризации обучения
в средних и средне-технических заведениях. Докладчик
отметил, что начавшееся сейчас повсеместное обучение учащейся молодежи
информатике требует в самое ближайшее время решения ряда первоочередных
вопросов, таких, как изменение методики и содержания обучения Необходимость
усвоения новых понятий (информации, алгоритма, компьютера) требует изменения
методики преподавания большинства учебных предметов. Н.Ф. Талызина
(Москва), продолжая идеи, высказанные В.М. Монаховым,
добавила, что успешность использования ЭВМ в образовании зависит не от ЭВМ, а
от качества обучающих программ и научно обоснованных моделей учебного процесса,
в которых адекватно должна быть отражена природа учебного процесса. На проблеме
взаимосвязи психофизиологии и искусственного интеллекта остановился Е.Н.
Соколов (Москва). По его мнению, эффективный путь в построении
искусственного интеллекта проходит через познание принципов преобразования
информации в реальных нейронных сетях головного мозга, которые могут служить
банком новых идей в создании вычислительных систем. В пленарном докладе О.К.
Тихомирова (Москва) были раскрыты различные стороны взаимоотношения между
психологией и информатикой. Сейчас можно выделить два уровня прикладных и
фундаментальных взаимосвязей между этими областями. Для психологов разработка,
создание и использование информационной технологии могут явиться новой областью
прикладных исследований, значимость которых для автоматизации общественной
практики будет возрастать. Объективная реальность развития и существования
информатики обусловливает необходимость переосмысливания самых общих и
фундаментальных принципов психологической науки. Сложность и масштабность
задач, возникающих во взаимоотношениях психологии и информатики, по мнению О.К.
Тихомирова, требует развития новой отрасли психологической науки — психологии
компьютеризации, в рамках которой можно синтезировать уровень прикладных,
методологических и фундаментальных разработок.
На двух вечерних лекциях,
прочитанных Б.Ф. Ломовым (Москва) и А.Г. Ивахненко
(Киев), были представлены социально-психологические последствия
научно-технической революции, порождаемые ЭВМ, которая является орудием труда и
умственного развития человека, а также показаны особенности индуктивного
подхода к созданию искусственного интеллекта, базирующегося на принципах
непротиворечивости и самоорганизации. Эти особенности влекут за собой иные
психологические проблемы, чем те, которые возникают в системах, созданных на
основе дедуктивных принципов.
Обсуждение основной проблематики
конференции проходило на четырех секциях и «круглом столе», посвященном
дискуссионным проблемам компьютеризации.
На секции «Психология,
информатика и искусственный интеллект» были представлены доклады, в которых на
первый план выдвигались вопросы методологического характера.
181
В докладе М.Г. Ярошевского
и В.А. Маркусовой (Москва) подчеркивалась
значимость психологических проблем мотивации, ценностных ориентации и принятия
решений, связанных с восприятием и переработкой научно-технической информации в
условиях взаимодействия с ЭВМ. Е.И. Машбиц
(Киев) сформулировал требования к психологическим теориям обучения и
психологически обоснованной технологии управления учебной деятельностью. В
докладе И.М. Яглома (Москва) была показана
историческая тенденция и этапы развития научного знания в области математики и
влияние математизации на психологию современника. В.Я. Ляудис
(Москва) в качестве главной и современной теоретической проблемы выделила
анализ и осмысление новой психологической реальности — «компьютеризованных форм
психической деятельности». Большой интерес вызвал доклад Г.Б. Кочеткова
(Москва), в котором была проанализирована роль электронных игр
в становлении компьютерной культуры общества и в преодолении
«компьютерной неграмотности». Б.М. Величковский
(Москва) рассказал о влиянии исследований в области когнитивной психологии на
разработку систем искусственного интеллекта и предложил выделить новую научную
область — «когнитивную эргономику», занимающуюся проблемами психологии
компьютеризации. А.Е. Войскунский (Москва) в
своем выступлении показал специфику преобразования общения, опосредствованного
ЭВМ. Секция «Методы и принципы психологического исследования и обеспечения
деятельности программистов и пользователей ЭВМ» была посвящена проблемам научно-прикладного
характера. Ряд авторов (И.Г. Белавина, Н.Б. Березанская, А.И. Тоом, Москва) в совместном докладе предложили
психологическую модель пользователя ЭВМ, которая должна наполняться конкретными
психологическими параметрами индивидуального стиля деятельности, оценочного
отношения к различным элементам процесса взаимодействия, определения уровней
квалификации пользователя ЭВМ в зависимости от специфики реальной диалоговой
системы. Сходную мысль об оптимальном согласовании условий взаимодействия со спецификой
психологических требований пользователей к средствам труда высказал в докладе А.Я.
Смирнов (Москва). В.М. Бондаровская (Киев)
рассказала об имеющемся опыте проектирования деятельности пользователя ряда
автоматизированных систем, об определении нормативной стратегии решения задач
пользователем ЭВМ, о требованиях к программному и техническому обеспечению. М.А.
Котик (Тарту) подчеркнул необходимость учета эмоций при моделировании
психики человека в системах искусственного интеллекта. Ряд авторов (И.Н.
Семенов и др., Москва) в совместном докладе коснулись вопросов оперативной
диагностики организации мышления учащихся в системах компьютерного обучения. В.В.
Кобелев и А.А. Кириллова (Москва) выделили проблему
социально-психологических последствий компьютеризации в зависимости от режимов
загрузки ЭВМ, психологического климата и производительности труда пользователей
ЭВМ. Секция «Психологические и психолингвистические принципы организации
диалога между человеком и ЭВМ» была посвящена изложению теоретических моделей
диалогического взаимодействия между человеком и ЭВМ. На ней обсуждались также
результаты экспериментальных исследований работы реально действующих
вычислительных систем в области обучения, ставились дискуссионные вопросы,
связанные с развитием категориального аппарата психологической науки. В докладе
Б.Ю. Городецкого (Москва) были раскрыты психолингвистические категории
вербализации, понимания текста, коммуникативные неудачи и др., была
проанализирована структура коммуникативного акта и выделены те его компоненты,
от которых существенно зависит эффективность диалога человека с ЭВМ. М.Г. Мальковский (Москва)
представил для обсуждения разработанную им диалоговую систему с ограниченным
естественным языком (русским) взаимодействия, а также результаты исследования
этой системы, которые касались психологической инициативы в диалоге, сочетания
естественного и искусственных языков и др. Выступления психолингвистов
затрагивали, в частности, вопросы организации тезаурусов в человеко-машинном
общении и их согласованности (И.Ю. Доброхотова,
Москва), демонстрации конкретных примеров разделения процедурных и
декларативных знаний, различные виды компетенции, выявляемые при описании
информационного диалога (А.Е. Кибрик, Москва).
Н.А. Омельченко (Воронеж) в своем докладе представила результаты
исследований в области компьютеризации обучения, которые позволили автору
сформулировать ряд дидактических положений, целесообразных при использовании
автоматизированных обучающих систем (АОС). Доклад Г.М. Зараковского,
П.С. Турзина и С.Л. Рысаковой
(Москва) был
182
посвящен изложению оригинального
метода исследования процессов восприятия и запоминания операторами ЭВМ текстов,
составленных на различных формализованных языках, и обсуждению эффективности
этого метода. Выступление А.И. Нафтульева (Ленинград) было остро
дискуссионным, направленным на выделение тех новых тенденций в развитии
психологической науки, которые вызваны компьютеризацией производственной среды
и обучения. Основное внимание, по мнению автора, психологи должны уделять
интеллектуальной стороне диалога человека с ЭВМ.
Четвертая секция была
посвящена психологическим проблемам практического использования систем
различного назначения. В докладе С.И. Кузнецова (Москва) были обозначены
точки соприкосновения специалистов по вычислительной технике и психологов при
разработке АОС. Совместный доклад Л.П. Гурьевой
и Л.Н. Бабанина (Москва) посвящался психологическим основам создания
экспертных систем и разработке психологических критериев и методов подбора
экспертов, оценке полученного индивидуального знания и перевода его в знание
общественное. Г.В. Телятников и А.В. Молоченко
(г. Калинин) выделили социально-психологические критерии эффективности
использования ЭВМ в организации. В докладе С.А. Панасенко
и Н.А. Строгановой (Москва) обсуждалась зависимость потребностей
пользователей в применении диалоговых систем управления от таких факторов, как
должностной уровень и управленческие функции, стиль работы руководителя, его
индивидуальные особенности. Н.Н. Нечаев (Москва) остановился на
специфике проектного творчества и психологических проблемах внедрения системы
автоматизированного проектирования (САПР)
Темой «круглого стола» была
«Модели психики в системах искусственного интеллекта: творчество и алгоритмы». В.П.
Зинченко (Москва) показал многозначность понятия «интеллект», раскрыл
эволюционные изменения представлений о видах и уровнях развития интеллекта. В.А.
Звегинцев (Москва) сделал акцент на понятии «знание», которое является
основой системы искусственного интеллекта. А.В. Брушлинский
(Москва) остановился на проблеме взаимоотношения психологии и информатики,
информации и знания; он указал, что психология и информатика исследуют разные
стороны действительности — недизъюнктивную и дизъюнктивную. А.Г. Ивахненко
и З.Л. Рабинович (Киев) как представители информатики поставили перед
психологами вопрос о возможности моделирования таких понятий, как потребность,
интуиция, отдельных составляющих творческих процессов. Г.М. Колесников
(Москва) выделил вопрос о необходимости рассматривать системы искусственного
интеллекта как особое орудие интеллекта.
Позитивными результатами
работы конференции следует считать, во-первых, утверждение новой области
исследования — психологии компьютеризации, во-вторых, определение ее ближних и
дальних задач. Первоочередной задачей является укрепление союза психологии и
информатики, организация совместных разработок. Конференция показала
актуальность как прикладных работ в области психологии компьютеризации, так и
теоретико-методологических исследований, результаты которых необходимы для
усовершенствования концептуальных моделей искусственного интеллекта.