Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВА

 

А. В. ПЕТРОВСКИЙ

Москва

 

Донцов А.И. Психология коллектива: (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.— 208 с.

 

Рецензируемая книга посвящена одной из центральных проблем марксистской социальной психологии — проблеме коллектива. Ее теоретическая значимость и практическая актуальность несомненны. Всестороннее исследование психологических явлений коллектива, с одной стороны, открывает логику становления марксистской традиции в социальной психологии, с другой — способствует решению важнейших социально-политических задач, поставленных практикой социалистического строительства перед советской психологической наукой. Различные аспекты социально-психологической проблематики коллектива нашли отражение в многочисленных публикациях. Однако в подавляющем большинстве эти публикации посвящены частным специальным вопросам и не дают целостного представления об основных направлениях и результатах изучения психологических явлений коллектива. Работа А.И. Донцова в значительной степени восполняет данный пробел.

Широко и адекватно используя произведения классиков марксизма-ленинизма, автор убедительно показал, что проблематика коллектива представляет собой своеобразное отражение в системе научного знания социальной реальности социалистических общественных отношений, а ее разработка выступает одной из основных форм реализации марксистско-ленинской методологии научного поиска в области социальной психологии. Проведенный в книге анализ свидетельствует, что основополагающие принципы марксистской диалектики, будучи воплощены в ткань теоретического и экспериментального изучения коллектива, позволяют, во-первых, определить действительную природу феноменов, возникающих в социальной общности, во-вторых, критически пересмотреть традиционные представления западных исследователей о сущности и механизмах формирования человеческих групп.

Автор оправданно избирает преимущественно гносеологический план рассмотрения психологических феноменов коллектива, сосредоточенный на анализе принципов познания психологической природы социальной общности и акцентирующий методологические проблемы ее эмпирического изучения и теоретической реконструкции. Такой подход отвечает современному уровню разработки этой проблематики, требующему четко определить исходные философские основания анализа психологических явлений группы, установить взаимосвязь конкретного эмпирического материала с методами его получения и способами интерпретации, вычленить критерии истинности и достоверности научных данных. Безусловным достоинством книги является то, что автору удалось сконцентрировать изложение на основных, фундаментальных проблемах анализа психологии коллектива и при этом рассмотреть их именно как проблемы, вскрыв главные противоречия и самого предмета исследования, и способов его научного осмысления.

Композиционно работа построена логично и последовательно. Она состоит из введения, шести глав, объединенных в две части, и заключения.

Во введении автор раскрывает истоки и предмет психологического исследования малых групп и коллективов, убедительно показывает, что теоретическим стержнем изучения социально-психологических феноменов группы является поиск целостных характеристик, определяющих качественное своеобразие и специфичность социальной общности. Истории и результатам этого поиска и посвящена в конечном счете рецензируемая книга. Состоящая из двух глав первая часть книги представляет собой глубокий критический анализ методологических проблем исследования малой

 

176

 

группы в западной социальной психологии. В первой главе детально рассмотрены идейно-философские основы понятия группы, господствующего в буржуазной науке, вскрыты его противоречия и ограниченность, которые четко продемонстрированы на примере решения проблемы сплоченности, изложенной во второй главе. Анализ исследований малых групп в западной социальной психологии позволил автору выявить специфику социально-психологических закономерностей, характеризующих функционирование организованной социальной общности в условиях капиталистических общественных отношений, и тем самым оттенить принципиальное отличие и своеобразие психологического облика коллектива как высшего уровня развития всякой человеческой группы.

Во второй, основной по объему, части книги, включающей четыре главы, содержится емкий и информативный анализ главных направлений и методологических принципов изучения коллектива в советской психологии. Детально рассмотрены общетеоретические позиции, обусловившие интерпретацию психологической природы внутриколлективных процессов, показана их детерминированность объективными общественно-историческими закономерностями формирования социальной системы. Проанализирована история исследований малых групп и коллективов в советской психологии и педагогике. Дана широкая панорама современных исследований коллектива, четко выявлены их теоретические и экспериментальные результаты.

Открывающая вторую часть рецензируемой работы третья глава посвящена анализу сущностных характеристик коллектива как социальной общности нового, социалистического типа. Основываясь на произведениях К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, а также современных советских философов и обществоведов, автор особое внимание справедливо уделяет трем общетеоретическим проблемам коллектива, наиболее значимым в контексте его социально-психологического анализа. Это, во-первых, вопрос об объективных общественно-исторических условиях возникновения коллектива, во-вторых, об основе формирования и воспроизводства данного социального образования, в-третьих, о функциях и предназначении социалистического коллектива. Детально анализируется марксистская концепция мнимой и действительной коллективности, вскрываются предпосылки устранения отчуждения личности при социализме, создающем условия для становления социальной общности принципиально нового типа.

В четвертой главе рассматривается центральная психологическая проблема коллектива — проблема целостности. Автор разделяет и развивает положение о том, что конституирование реальной социальной группы происходит на основе совместной общественно заданной деятельности, выступающей главным звеном опосредствования всей системы межличностных отношений. С этих позиций сама группа правомерно трактуется как совокупный субъект деятельности, развитие которой обусловливает формирование социально-психологической целостности коллектива. Заслугой автора является то, что, развивая представления о деятельностно опосредствованной природе внутригрупповых процессов, он широко привлекает исторический материал, который проанализирован в свете современных представлений. В работе также рассмотрены позитивные аспекты ряда малоизвестных сегодня концепций коллектива. Завершает главу изложение выделенных автором принципов анализа социально обусловленной совместной предметной деятельности.

В пятой главе обсуждаются основные теоретические и экспериментальные результаты исследований проблемы интеграции коллектива, в шестой — проблемы развития коллектива. Обстоятельность, компетентность, четкая продуманность частных и общих выводов — отличительные особенности названных глав книги. Самостоятельную научную ценность представляет развиваемая автором концепция интеграции первичного трудового коллектива. Действительно, поскольку социальная психология возникла и существует в значительной степени как наука о закономерностях формирования социальных групп, вопрос о детерминантах их психологического единства по праву может считаться одним из важнейших. Интересны мысли автора о роли противоречий в динамике формирования и развития коллектива. Важно, что большинство отстаиваемых теоретических положений А.И. Донцов обосновывает конкретными фактическими данными, полученными как им самим, так и другими советскими исследователями. Интерес вызывает формулировка перспектив исследования рассматриваемых феноменов, завершающая пятую и шестую главы.

Стилевая особенность рецензируемой книги — диалогичность изложения даже наиболее сложных моментов теоретического осмысления и эмпирического изучения психологии коллектива. Избранная автором манера открытого диалога с читателем, с одной стороны, способствует более полному освоению представленного материала студентами-психологами,

 

177

 

которым адресована книга, с другой — делает ее доступной широкому кругу читателей, интересующихся социально-психологической проблематикой коллектива.

Как всякий серьезный труд, работа А.И. Донцова не лишена, разумеется, ряда дискуссионных моментов. Автор, несомненно, прав, назвав проблемы целостности, интеграции и развития магистральными в социально-психологическом познании коллектива. Но исчерпывающ ли этот перечень? Думается, нет. Сама логика рецензируемого исследования требует отнести к числу ведущих проблем психологического анализа коллектива еще по крайней мере две: проблему дифференциации системы внутригрупповой активности и проблему взаимосвязи коллектива и личности. Обе они неоднократно затрагиваются по ходу изложения, однако предметом специального анализа не выступают.

Определяя место книги А.И. Донцова среди аналогичных изданий, необходимо особо подчеркнуть, что она фактически подводит итог теоретических достижений советской психологии в познании психологических закономерностей жизнедеятельности коллектива, одновременно намечая пути их дальнейшего изучения. И все же данная работа — не столько послесловие, сколько методологическое введение в проблематику, разработка которой в сущности лишь начинает развертываться. Хочется думать, что в качестве следующего шага это введение автор сумеет продолжить и обогатить развернутым анализом данных по феноменологии коллектива.