173
НОВЫЙ ВЕНГЕРСКИЙ УЧЕБНИК ПО
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Csepeli G. Bevezetés a szociálpszihológiába.
Автор вузовского учебника по социальной психологии Дьердь Чепели постарался сделать
свою книгу доступной широкому читателю. Этой цели служат преимущественно эссеистский стиль изложения, а также использование
множества примеров из повседневной жизни и художественной литературы. В книге
проанализированы результаты не только венгерских, но и международных
исследований. Каждая глава завершается тщательно составленным, полным
библиографическим списком литературы, которая может служить опорой дальнейшему
самообразованию студентов.
Учебник состоит из
историко-методологического введения, четырех больших разделов, посвященных основополагающим
проблемам социальной психологии, и заключения.
Во введении определяется
место социальной психологии в марксистском обществоведении. Предмет
марксистской социальной психологии автор усматривает в самой пластичной сфере
системы общественных отношений, а именно отношений внутри коллектива.
Раскрываются предпосылки и формы постепенного отхода социальной психологии от
этических, литературных и исторических форм сознания, что привело к созданию
эмпирической социальной психологии. Показано, что уже в 20-е гг. этого столетия
появились ростки марксистской социальной психологии, окончательно укрепившейся
с начала 60-х гг. в СССР и других европейских социалистических странах.
Следующий раздел книги
посвящен проблематике интерперсональных отношений.
Специально рассматривается взаимодействие как такая разновидность интерперсональных отношений, в которой участники совместно
формируют определенные значения, ценности, договоренности и демонстрируют
способность к гибкому приспособлению к общественным запросам. Возникающую между
людьми связь автор трактует отчасти как формальное отношение между ролями,
отчасти же как неформальную межперсональную
связь, характер которой определяется личностью участвующих. Функционирование
рождающегося и сохраняющегося в человеческих связях «я» освещается в свете
учения Л.С. Выготского об интериоризации
высших психических функций, теории презентации Е. Гоффмана,
а также ряда положений концепции символического интеракционизма.
Третий раздел вобрал в себя
знания по групповой психологии. Здесь дан аргументированный критический анализ
западных теорий группы, показано принципиальное отличие марксистского подхода к
изучению психологических характеристик социальной общности, проиллюстрированное
на примере теорий и эмпирических исследований советской психологии коллектива.
Подробно рассмотрены условия возникновения внутригрупповых
социально-психологических феноменов; соотношение и взаимосвязь группы и
личности; групповые
174
процессы, включая проблематику группового влияния, а
также проблема развития группы. Важно, что анализируя
различные аспекты групповой психологии, Д.Чепели
освещает не только устоявшиеся и решенные, но и дискуссионные проблемы и факты.
Автор показывает, что эффективность жизнедеятельности группы и хорошее
самочувствие ее членов временами могут находиться в противоречии, так что
секрет успешного руководства группой во многом обусловлен
умением оптимально сочетать оба эти фактора.
Четвертый раздел посвящен
межгрупповым отношениям. Рассматривая психологические механизмы, ведущие к
формированию стереотипов и предубеждений, автор детально анализирует
оригинальные работы видного английского психолога А.Тэшфела.
Раздел завершается главой, посвященной вопросам социальной идентификации
В пятом разделе излагаются
социально-психологические аспекты проблемы личности. Преимущественное внимание
здесь уделено тем психологическим процессам, в результате которых личность
обретает способность воспринимать и оценивать явления социальной действительности.
Наряду с характеристикой диспозиционно-установочных
концепций в книге содержится богатый обзор так называемых теорий когнитивного
равновесия, в частности, критически осмыслены теории Ф. Хайдера,
Л. Фестингера, Ч. Осгуда,
Е. Аронсона и др. Социально-психологические теории решения, знакомство с
атрибутивными процессами, а также освещение закономерностей возникновения
вероятностных суждений завершают этот весьма информативный раздел, образующий
своеобразный центр тяжести всей книги.
В заключении автор дает обзор возможным определениям предмета социальной психологии,
указывая на то, что на каком бы уровне (антропологическом, историческом,
социологическом, психологическом, идеологическом и т.д.) ни была дана его
дефиниция, содержащиеся в ней абстракции обретут конкретный смысл лишь в том
случае, если будут адекватны конкретному анализу реальных общественных явлений.
Несомненным достоинством книги является то, что в
конечном счете автору удалось показать социальную психологию как практическую
науку, служащую делу дальнейшего развития социалистических общественных
отношений.
А.И. Донцов
Москва