Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

НОВЫЙ ВЕНГЕРСКИЙ УЧЕБНИК ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Csepeli G. Bevezetés a szociálpszihológiába. Budapest: Tankönyvkiadó, 1984. 350 p.

 

Автор вузовского учебника по социальной психологии Дьердь Чепели постарался сделать свою книгу доступной широкому читателю. Этой цели служат преимущественно эссеистский стиль изложения, а также использование множества примеров из повседневной жизни и художественной литературы. В книге проанализированы результаты не только венгерских, но и международных исследований. Каждая глава завершается тщательно составленным, полным библиографическим списком литературы, которая может служить опорой дальнейшему самообразованию студентов.

Учебник состоит из историко-методологического введения, четырех больших разделов, посвященных основополагающим проблемам социальной психологии, и заключения.

Во введении определяется место социальной психологии в марксистском обществоведении. Предмет марксистской социальной психологии автор усматривает в самой пластичной сфере системы общественных отношений, а именно отношений внутри коллектива. Раскрываются предпосылки и формы постепенного отхода социальной психологии от этических, литературных и исторических форм сознания, что привело к созданию эмпирической социальной психологии. Показано, что уже в 20-е гг. этого столетия появились ростки марксистской социальной психологии, окончательно укрепившейся с начала 60-х гг. в СССР и других европейских социалистических странах.

Следующий раздел книги посвящен проблематике интерперсональных отношений. Специально рассматривается взаимодействие как такая разновидность интерперсональных отношений, в которой участники совместно формируют определенные значения, ценности, договоренности и демонстрируют способность к гибкому приспособлению к общественным запросам. Возникающую между людьми связь автор трактует отчасти как формальное отношение между ролями, отчасти же как неформальную межперсональную связь, характер которой определяется личностью участвующих. Функционирование рождающегося и сохраняющегося в человеческих связях «я» освещается в свете учения Л.С. Выготского об интериоризации высших психических функций, теории презентации Е. Гоффмана, а также ряда положений концепции символического интеракционизма.

Третий раздел вобрал в себя знания по групповой психологии. Здесь дан аргументированный критический анализ западных теорий группы, показано принципиальное отличие марксистского подхода к изучению психологических характеристик социальной общности, проиллюстрированное на примере теорий и эмпирических исследований советской психологии коллектива. Подробно рассмотрены условия возникновения внутригрупповых социально-психологических феноменов; соотношение и взаимосвязь группы и личности; групповые

 

174

 

процессы, включая проблематику группового влияния, а также проблема развития группы. Важно, что анализируя различные аспекты групповой психологии, Д.Чепели освещает не только устоявшиеся и решенные, но и дискуссионные проблемы и факты. Автор показывает, что эффективность жизнедеятельности группы и хорошее самочувствие ее членов временами могут находиться в противоречии, так что секрет успешного руководства группой во многом обусловлен умением оптимально сочетать оба эти фактора.

Четвертый раздел посвящен межгрупповым отношениям. Рассматривая психологические механизмы, ведущие к формированию стереотипов и предубеждений, автор детально анализирует оригинальные работы видного английского психолога А.Тэшфела. Раздел завершается главой, посвященной вопросам социальной идентификации

В пятом разделе излагаются социально-психологические аспекты проблемы личности. Преимущественное внимание здесь уделено тем психологическим процессам, в результате которых личность обретает способность воспринимать и оценивать явления социальной действительности. Наряду с характеристикой диспозиционно-установочных концепций в книге содержится богатый обзор так называемых теорий когнитивного равновесия, в частности, критически осмыслены теории Ф. Хайдера, Л. Фестингера, Ч. Осгуда, Е. Аронсона и др. Социально-психологические теории решения, знакомство с атрибутивными процессами, а также освещение закономерностей возникновения вероятностных суждений завершают этот весьма информативный раздел, образующий своеобразный центр тяжести всей книги.

В заключении автор дает обзор возможным определениям предмета социальной психологии, указывая на то, что на каком бы уровне (антропологическом, историческом, социологическом, психологическом, идеологическом и т.д.) ни была дана его дефиниция, содержащиеся в ней абстракции обретут конкретный смысл лишь в том случае, если будут адекватны конкретному анализу реальных общественных явлений. Несомненным достоинством книги является то, что в конечном счете автору удалось показать социальную психологию как практическую науку, служащую делу дальнейшего развития социалистических общественных отношений.

 

А.И. Донцов

Москва