171
КОРОТКО О КНИГАХ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И
СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Sattler J. M. Assessment of children’s
intelligence and special abilities. 2-nd ed.
Среди обширного и разнородного потока литературы по
психологическому тестированию в США книга Дж. Сэттлера
выделяется тем, что это объемное руководстве
(существенно расширенное, дополненное и переработанное по сравнению с первым
изданием, вышедшим в 1976 г.) исключительно полно отражает современное
состояние клинической психодиагностики в области умственного развития детей.
Как известно, общая неудовлетворенность американских психологов состоянием
тестирования, заметно обострившаяся в 60—70-х гг., в настоящее время привела,
во-первых, к явному усилению ориентации психометрии на другие области
психологии — когнитивную психологию, пато- и детскую психологию; во-вторых, к попыткам использовать
психометрические методики не только в целях собственно «измерения» способностей
и дифференциации детей, но и приспособить их для целей построения программ
индивидуальной психолого-педагогической помощи. Наконец, в-третьих, можно
отметить отказ от нередкой ранее абсолютизации значения отдельных
психометрических оценок и постепенное утверждение в качестве обязательного
комплексного («батарейного») подхода, основанного на применении различных по
своей направленности психодиагностических методик. Все три названные тенденции
достаточно отчетливо прослеживаются в изложении Дж. Сэттлером
проблем оценки общих и специальных аспектов интеллектуального развития детей. И
хотя отмеченные веяния не затрагивают основных принципов психологического
тестирования и потому не устраняют его главных недостатков, направлены они на
более корректное и гибкое использование имеющихся средств психодиагностики.
В данном учебном
руководстве, содержащем 25 глав и четыре приложения, можно условно выделить три
раздела (сам автор подразделений в книге не делает). В первом разделе (гл. 1—5)
Дж. Сэттлер рассматривает общие вопросы
психологического тестирования: главные вехи в истории разработки теории и
методов тестирования интеллекта, необходимый статистический аппарат, проблему
врожденного и приобретенного в детерминации интеллектуальных способностей и пр.
Специальное внимание в этом разделе уделено разбору встречающихся ошибочных
истолкований
172
тестологических понятий и примеров
некорректного применения стандартизированных методик. В этой связи, например,
Дж. Сэттлер подробно останавливается на современных
данных о нефиксированном характере IQ и его изменениях,
подчеркивает сугубо вероятностную природу психометрических оценок, показывает
границы возможностей стандартизированных тестов. Особенно
подробно рассматриваются такие важные для процедуры диагностического
обследования вопросы, как роль и способы установления контакта с ребенком,
особенности тестирования детей с различными сенсорными и эмоциональными
нарушениями, органическими поражениями мозга и некоторыми другими аномалиями.
Применительно к каждой категории обследуемых детей Сэттлер
указывает на ключевые особенности их состояния, требующие учета при построении
адекватной стратегии обследования.
Второй раздел книги (гл.
6—13) посвящен развернутому описанию конструкции и анализу содержания ряда
конкретных методов, получивших наибольшее распространение в клиническом
тестировании общих и специальных умственных способностей детей и подростков.
Автор дает подробную характеристику 71 методике, отводя при этом главное место
таким тестовым шкалам, как шкала Стенфорд—Бине, новая (1974 г.) ревизия
шкалы интеллекта для детей Векслера (WISC-R), шкала интеллектуального
развития дошкольников и младших школьников (WPPSI). В отличие от многих
других руководств такого рода, делающих акцент на статистической стороне
обработки и интерпретации результатов, в данной книге существенно большее
внимание уделяется психологическому анализу содержания методик, и с этой целью
привлекается новый экспериментальный материал. В отношении каждой методики
обсуждаются все возможные способы интерпретации результатов. Среди них выделяются
способы, основанные на качественном анализе ответов, действий и особенностей
поведения ребенка, факторный анализ и контент-анализ
данных, профильное соотнесение сильных и слабых сторон деятельности ребенка,
наконец, сравнение количественных показателей.
Следует отметить в связи с
этим, что, хотя в клинической психодиагностике предпочтение в целом всегда
отдавалось качественной, а не статистической интерпретации полученных данных,
такой подход, как правило, не выходил за рамки собственно патопсихологического
обследования. В настоящее время сфера его применения заметно расширяется.
Характерно, что, сосредоточивая внимание на клинических аспектах тестирования,
Дж. Сэттлер адресует свое руководство не только клиническим психологам, но и
весьма широкому кругу специалистов: школьным психологам, работникам
консультаций, а также учителям, логопедам и др. За этим, как пишет автор, стоит
убеждение в том, что, несмотря на полезность нормативных оценок
интеллектуального развития, сам по себе IQ и аналогичные количественные показатели не удовлетворяют
основных потребностей практики — дифференциальной оценки трудностей детей в
обучении, выявления отклонений в поведении требуется существенное их
дополнение для выявления причин трудностей и составления соответствующих рекомендаций,
программ помощи.
В третьей
части книги рассматривается широкий круг вопросов, связанных с методами оценки
так называемых специальных способностей (лингвистических, перцептивных,
двигательных и т.д.), академических достижений детей (чтение, счет и т.д.),
социальной зрелости и др. Здесь также обобщается большой материал, накопленный
в западной психологии за последнее десятилетие при исследовании психического
развития детей в младенческом и раннем возрасте, детей со специфическими
трудностями
в обучении, задержками психического развития и умственной отсталостью, органическими
поражениями мозга и т.д. В 18-й главе анализируются способы интерпретации и
сопоставления всех полученных о ребенке данных для установления конкретных
причин трудностей и определения рекомендаций.
Руководство завершается
двумя главами, посвященными вопросам написания психологического заключения (гл.
24) и анализу проблем практики консультирования учителей, родителей и т.д. (гл.
25).
Книга содержит большую
библиографию — около 1800 источников, более трети
которой приходится на публикации последнего десятилетия. Она снабжена словарем
терминов из области детской психологии, патопсихологии и психометрии; в ней
содержатся многочисленные примеры из практики клинического обследования детей с
различными нарушениями и особенностями развития, а также специальные упражнения
(задачи) по технике оценки и интерпретации результатов, написанию заключений.
Ориентации читателей в большом и разнообразном материале руководства
существенно способствуют перечни основных положений и выводов, которыми
завершаются все главы книги.
173
Книга может быть
рекомендована специалистам по детской психологии и патопсихологии,
интересующимся методами диагностики психического развития ребенка.
Оценивая данное руководство
в целом как весьма содержательное и полезное, необходимо в то же время
подчеркнуть, что широкая представленность в нем результатов самых современных
исследований лишь сильнее обнаруживает отсутствие в американской психометрии существенно новых путей разработки методов диагностики
умственного развития ребенка Стратегия «эмпирической коррекции» тестовых
методик, реализованная в руководстве Дж. Сэттлера, не
устраняет, конечно, всех следствий исходной теоретической слабости
психометрического подхода и принципиальных расхождений с основными положениями
советской психодиагностики. Эти различия в указанной книге в полной мере
проявляются, например, в истолковании детерминации развития интеллектуальных
способностей, в недооценке возрастных особенностей познавательного развития
ребенка, в выдвигаемых требованиях к содержательной интерпретации методик, в
понимании возможностей вариационно-статистического анализа и др. Упрощенно
представлено Дж. Сэттлером и соотношение между
психометрическим подходом и диагностикой умственного развития ребенка на основе
теории Ж. Пиаже. В связи с этим обширный материал книги требует от советского
читателя критического восприятия, учитывающего анализ основ западной
психометрии, содержащийся в работах Л.А. Венгера,
К.М. Гуревича, Н.Ф. Талызиной и других.
Г.В. Бурменская
Москва