Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

71

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ

 

Л. П. ГУРЬЕВА, С. Ю. КАПРАЛЬЧЕНКО, М. Н. КИОСА, О. К. ТИХОМИРОВ

 

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В январе 1985 г. Политбюро ЦК КПСС одобрило общегосударственную программу создания, развития производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем на период до 2000 г.1. Это решение ставит перед психологической наукой новые сложные и ответственные задачи. К их числу относится задача разработки психологических основ повышения эффективности использования вычислительной техники, в том числе используемой в обучении. Эта задача рассматривается нами применительно к одному из параметров, характеризующих работу вычислительных систем, а именно к временным характеристикам вычислительной системы.

Одной из форм использования вычислительной техники является создание крупных вычислительных систем коллективного пользования, под которыми понимается комплекс аппаратно-программных средств и персонал, осуществляющий связь ЭВМ с конечными пользователями [4]. Характерной особенностью вычислительных систем коллективного пользования (ВС КП) вузов является обучение студентов через включение их в научную работу, поэтому применение ЭВМ для решения учебных и научных задач в условиях вуза, как правило, выступает в единстве.

Работникам ВС КП приходится заниматься решением проблемы совершенствования услуг ВС КП пользователям ЭВМ, в частности их временных характеристик. Задача, с которой обращаются к психологам, состоит в том, чтобы помочь работникам ВС КП выявить для диалоговой системы коллективного пользования те виды услуг, временные характеристики которых нуждаются в совершенствовании в первую очередь. Под услугами ВС КП понимается часть работы, которая производится этими системами при осуществлении пользователем конкретного этапа решения определенной задачи во взаимодействии с ВС КП [4]. Во временных характеристиках этих услуг выделяется фактическое (минимальное и максимальное) время ответа ЭВМ, а также так называемое критичное время, т.е. время, после которого пользователь прекращает ждать ответ ВС КП на данный запрос. Критичное время есть, по существу, интегральная субъективная оценка пользователем фактического времени ВС КП как приемлемого или не приемлемого для него. В практике работы ВС КП имеет место феномен жалоб на ВС КП, на то, что «она медленно работает» и тем самым «не дает возможности быстро решать задачи». Фактически это есть жалобы на превышение критичного времени. Поэтому совершенствование вычислительных услуг должно быть направлено на то, чтобы выявить конкретные показатели критичного для пользователей времени и уменьшить в пределах технических возможностей время ответа ВС КП на те запросы, которое превышает критичное время.

В условиях разделения труда, совместной деятельности время, в течение которого удовлетворяется та или иная

 

72

 

потребность, становится предметом особой потребности, а координация во времени — одной из важнейших характеристик совместной деятельности. В процессе приобретения опыта индивидуальной или совместной деятельности временной интервал между актуализацией потребности и ее удовлетворением выделяется в специальный предмет потребности, новый мотив, который приобретает относительную устойчивость при многократном повторении в течение длительного времени решения одного и того же типа задач в объективно изменяющихся условиях. Субъективное представление о допустимом временном интервале выступает как норма, эталон, участвующие в саморегуляции деятельности. Одним из проявлений этих эталонов и является критичное время ожидания ответов ВС КП.

Временная регламентация является одной из важнейших характеристик любой деятельности. Объективные ограничения, накладываемые на продолжительность решения задач, как известно, могут быть разными. В условиях взаимодействия с ВС КП в целом ряде случаев той или другой деятельности придается оперативный, жестко регламентированный характер. Точная временная регламентация решения задач в ВС КП (например, время, отводимое пользователю на один запуск программы на отладку в некоторых подразделениях ВС КП, составляет 5 мин), необходимость регулярного сравнения получаемых результатов с регламентированным временем работы ВС КП, постановка человеком перед собой специальной задачи планировать свою деятельность в соответствии с работой ВС КП приводит к тому, что время, затрачиваемое на решение задач у специалистов, работающих в ВС КП, осознается лучше, чем у тех специалистов, которые не работают в ВС КП.

 Субъективные нормативные эталоны предметного содержания потребностей в реальной деятельности могут быть разной степени осознанности, и в этом состоит трудность их вербализации. Вместе с тем в том случае, когда деятельность однозначно регламентируется извне посредством некоторого формального нормативного эталона, субъективный норматив осознается по отношению к заданному, что дает возможность его сравнительного измерения. Если субъективный нормативный эталон предметного содержания потребности адекватно и хорошо осознается, то установлению его истинного значения могут способствовать прямые вопросы в том случае, когда человек старается дать правильный ответ. Если же человек хочет исказить данные или его нормативный эталон осознан недостаточно или неадекватно, то определению его истинного значения помогают косвенные вопросы, выявляющие относительное соотношение нормативной характеристики эталона с завышенными или уменьшенными его значениями или другими его характеристиками.

Важным условием совершенствования работы ВС КП является организация этой работы таким образом, чтобы она в большей степени соответствовала потребностям пользователей. Все это делает актуальной задачу психологического изучения потребностей пользователей, результаты которого могут быть научной основой рационализации работы ВС КП. Теоретическое значение разработки этой проблемы заключается в анализе потребностно-мотивационной регуляции человеческой деятельности.

При проведении психологического анализа потребностей пользователей в рационализации временных характеристик услуг ВС КП в данном исследовании были поставлены следующие задачи: разработать методику исследования потребностей пользователей в рационализации временных характеристик услуг ВС КП; провести экспериментально-психологическое исследование потребностей пользователей, работающих в режиме диалога, в рационализации временных характеристик услуг ВС КП; выявить те виды услуг, потребности в рационализации которых являются наиболее актуальными и значимыми для пользователей изучаемой диалоговой системы; определить критичное время, в течение которого может выполняться услуга ВС КП; сформулировать

 

73

 

рекомендации по рационализации временных характеристик услуг ВС КП.

 

2. МЕТОДИКА

 

При разработке методики проведения исследования потребностей пользователей в рационализации временных характеристик услуг ВС КП были приняты за основу классические для экспериментального исследования потребностно-мотивационной сферы личности методы выбора и ранжирования, а также метод опроса по прямым и косвенным вопросам [2], [8], [13]. Указанные методы были содержательно адаптированы к изучению потребностей пользователей в рационализации временных характеристик услуг ВС КП. Содержание прямых и косвенных вопросов о характеристиках услуг ВС КП, выбранных для исследования, отрабатывалось совместно с работниками НИВЦ МГУ. При построении методики к прямым вопросам мы относили вопрос о величине критичного времени ответа ВС КП при выполнении услуги, а также вопрос об очередности услуги на уменьшение времени. Остальные вопросы были косвенными, ответы на них давали дополнительный материал о сравнительной значимости услуг, частоте их использования, частоте превышения критичного времени, сравнительной значимости услуг для работы в диалоге по сравнению с пакетом. Для того чтобы актуализировать представления пользователей о времени ответов ВС КП, мы ввели косвенные вопросы о минимальном и максимальном времени ответа ВС КП. По нашему предположению, при таком порядке вопросов пользователь должен был соизмерять свои представления о критичном времени с теми значениями времен, которые он назвал, тем самым более реалистично определяя критичное время ответа ВС КП. Именно из-за того, что эти вопросы были введены для психологической настройки пользователей на реалистичные ответы, мы считали такие вопросы предпочтительными в методике, нежели объективные замеры этих величин. Введенные при построении методики приемы классификации и ранжирования были предназначены как для получения прямого ответа на вопрос, так и для уточнения данных, которые пользователь должен более глубоко осмысливать при проведении сопоставительного анализа характеристик услуг и введения собственных ограничений. При разработке принципов построения методики в ней предусматривалось проведение беседы с пользователем, которая должна была выполнять функцию уточнения правдивости ответов пользователей. С этой целью задавались дополнительные вопросы, которых не было в карточках: на что влияет превышение критичного времени ответа ВС КП? Какие действия предпринимает пользователь, если время ответа ВС КП превышает критичное? Какое психологическое состояние возникает у пользователя, если время ответа ВС КП превышает критичное?

Окончательный вариант разработанной Л.П. Гурьевой совместно с С.Ю. Капральченко методики включал предъявление испытуемому карточек, с которыми он должен был проводить некоторую работу. На отдельной карточке было записано название этапа решения задачи, которое пользователь осуществлял во взаимодействии с ВС КП. Всего было выделено 14 этапов и соответственно оформлено 14 карточек. На каждой карточке были указаны действия пользователя по отношению к ВС КП: запрос и получение ответа на запрос. От пользователя требовалось указать временные интервалы минимального, максимального и критичного времени между запросом и ответом. Эти интервалы и давали нам представление об интересующих нас величинах временных характеристик услуг ВС КП.

А. Процедура предъявления карточек. Пользователи ВС КП, работающие в режиме диалога, приглашались в отдельную комнату, где с ними психолог проводил экспериментальное исследование. Вначале пользователю давалась инструкция, в которой объяснялось, что проводится исследование с целью выявления некоторых психологических

 

74

 

характеристик взаимодействия человека и ВС KП. Затем ему показывались карточки и объяснялось значение используемых в них понятий. После этого предлагалось выполнить последовательно следующие виды процедур:

1. Расклассифицировать услуги (карточки) на две группы: используемые и неиспользуемые услуги. Карточки с описанием используемых услуг оставлялись у испытуемого для дальнейшей работы, а карточки с описанием неиспользуемых услуг изымались — откладывались в сторону и далее в процедурах 2—8 не участвовали.

2. Расклассифицировать услуги (карточки) на две группы: главные и второстепенные по содержанию.

3. Расклассифицировать услуги (карточки) на две группы: часто используемые и используемые редко.

4. Проранжировать услуги (карточки) по показателю того минимального времени, которое фактически затрачивает пользователь на получение услуги от запроса до получения ответа на запрос. Назвать средние временные характеристики для каждой услуги.

5. Проранжировать услуги (карточки) по показателю того максимального времени, которое затрачивает пользователь на получение услуги от запроса до получения ответа на запрос. Назвать средние временные характеристики для каждой услуги.

6. Проранжировать услуги (карточки) по тому предельно допустимому, т.е. критичному, времени, дольше которого пользователь обычно не ждет выполнения услуги и начинает предпринимать ряд действий, связанных либо с выяснением причин задержек и с повторением запроса, либо с переходом на другую машину. Назвать средние временные характеристики критичного времени для каждой услуги.

7. Расклассифицировать услуги (карточки) на три группы: те, превышение критичного времени которых бывает часто; те, превышение критичного времени которых бывает редко; те, которые никогда не превышают критичное время.

8. Расклассифицировать услуги (карточки) на три группы: те, время которых надо уменьшить в первую очередь; те, время которых надо уменьшить во вторую очередь; те, время которых можно не уменьшать.

9. Расклассифицировать услуги (все 14 карточек) на две группы: те, которые необходимо оставить в диалоге, и те, которые можно перенести в пакет.

Б. Описание предъявляемых карточек. Приводим содержание каждой карточки:

1-й этап. Заказ ресурсов пользователем. Услуга ВС КП: от одного запроса на выделение ресурса до получения ответа «ресурс выделен».

2-й этап. Заведение файла на носителе информации. Услуга ВС КП: от одного запроса на заведение файла до получения ответа «файл заведен».

3-й этап. Первичное занесение данных на носитель информации. Услуга ВС КП: от одного запроса на занесение данных до получения ответа «данные занесены».

4-й этап. Повторное занесение данных на носитель информации. Услуга ВС КП: от одного запроса на повторное занесение данных до получения ответа «данные занесены».

5-й этап. Поиск и редактирование данных, хранящихся на носителе информации. Услуга ВС КП: от одного запроса на поиск и редактирование данных до получения ответа об окончании редактирования на этот запрос.

6-й этап. Синтаксический контроль программы. Услуга ВС КП: от одного запуска текста программы на синтаксический контроль до получения листинга этого запуска.

7-й этап. Тестирование программы (проверка на правильность). Услуга ВС КП: от одного запуска тестов до получения тестовых данных.

8-й этап. Стендовое испытание программы (просчет пробных вариантов). Услуга ВС КП: от одного запуска пробного варианта до получения его результатов на терминале.

9-й этап. Счет по отлаженной программе. Услуга ВС КП: от одного запроса на счет по отлаженной программе до получения результата счета на этот запрос.

 

75

 

10-й этап. Получение промежуточных итогов во время счета задачи. Услуга ВС КП: от одного запроса на получение промежуточных итогов до получения запрошенных промежуточных итогов.

11-й этап. Получение информации о счете своей задачи. Услуга ВС КП: от одного запроса информации о счете своей задачи до получения ответа о счете своей задачи.

12-й этап. Получение информации о состоянии системы. Услуга ВС КП: от одного запроса информации о состоянии системы до получения ответа о состоянии системы.

13-й этап. Остановка в выполнении услуги. Услуга ВС КП: от одного запроса на остановку выполнения услуги до остановки услуги.

14-й этап. Изготовление итоговых документов. Услуга ВС КП: от одного запроса на изготовление итоговых документов до получения итоговых документов.

В. Обработка полученных эмпирических данных. Для обработки эмпирических данных были разработаны принципы анализа характеристик каждой из 14 услуг. Показатели шести характеристик, таких, как: 1) используемость, 2) значимость, 3) частота использования, 4) частота превышения критичного времени, 5) очередность на уменьшение времени, 6) предпочтительность оставления в диалоге,— выводились непосредственно из ответов пользователей, полученных при проведении классификации услуг (карточек). Так как формированию потребностей в рационализации услуг ВС КП способствует превышение того времени, которое является для пользователей критичным, то при обработке была зафиксирована разница между величинами минимального, максимального и критичного времени, что нашло отражение в определении следующих характеристик услуг: 7) минимальное время превышает критичное, 8) максимальное время превышает критичное. Так, например, если для пользователя в диалоге критично ожидание в течение 5 мин, а система работает в интервале 10 мин min — 15 мин max, то превышение минимальным и максимальным критичного времени приводит к появлению у пользователя потребности сократить сроки ответа ВС КП. Для полученных эмпирических данных по каждому фактору просчитывались средние проценты показателей для группы, включающей 20 пользователей, а также среднее квадратичное отклонение, показывающее разброс в анализируемых данных. Подведение совокупных итогов, полученных при помощи математической обработки данных по перечисленным восьми характеристикам каждой услуги, должно было явиться основанием для выделения наиболее актуальных и значимых для пользователей услуг, рационализацию которых в пределах интервалов критичного времени целесообразно проводить в первую очередь.

Г. Характеристика испытуемых. При подборе испытуемых за основу были приняты следующие принципы: 1) испытуемые должны работать в тех подразделениях ВС КП, где использование ЭВМ происходило наиболее интенсивно и откуда поступало наибольшее число «жалоб» на время ответа ВС КП, 2) испытуемые должны были иметь опыт постоянной работы в диалоге с ЭВМ в ВС КП по крайней мере не менее 1,5 лет. В соответствии с этим перед началом эксперимента проводилось ознакомление с анкетными данными пользователей, такими, как: факультет, образование, должность, общий стаж работы в ВС КП, стаж работы в диалоге, стаж работы в пакете. Все эти сведения, хотя и не включались непосредственно в обработку эмпирических данных, учитывались при проведении беседы с пользователями и участвовали в выработке у исследователя «субъективного доверия» к данным, получаемым от испытуемых. Для исследования была сделана выборка пользователей, составляющая 20 человек, которые обращались к услугам ВС КП при выполнении учебно-научной работы. Из них 5 кандидатов наук и 15 человек с высшим образованием. Предполагалось, что если будут получены весьма существенные различия в экспериментальных данных, то выборка будет значительно увеличена.

 

76

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

 

В результате проведенного исследования был собран материал, после обработки и систематизации которого получены показатели каждой из услуг (табл. 1). При подсчете усредненных данных было установлено, что в сводной группе пользователей в среднем в режиме диалога используется 92 % услуг и не используется 8 %, при этом разброс составляет σ = 2,2. Главными считаются 60 % услуг и 40 % — второстепенными, разброс составляет σ = 1,8. Используются часто 55 % услуг и редко 45%, разброс составляет σ =1,4. Минимальное время не превышает критичное в 99,3 % и превышает критичное в 0,7 %, разброс составляет σ =0,13. Максимальное время превышает критичное в 25 % и не превышает в 75 %, разброс составляет σ =1. Превышение критичного времени бывает часто в 52 % и редко в 48 %, разброс составляет σ =0,07. Предполагается уменьшить время в первую очередь для 50 % услуг и в 50 % уменьшить его во вторую очередь, разброс составляет σ =0,07. Оставить в диалоге предлагается 92 % услуг и перенести в пакет 8 %, разброс составляет σ =3,4.

Подсчет процентных показателей наряду с их ранжированием по отношению друг к другу дал возможность выявить те виды услуг, потребности в рационализации временных характеристик которых являются актуальными и значимыми для пользователей данной конкретной диалоговой системы. К ним относятся услуги (в порядке убывания значимости): номера 7, 8, 6, 1, 9, 5, 11, 14, 4, 12, 10, 13, 2, 3.

Изучение величин критичного времени показало, что для каждой услуги оно различно для разных пользователей. На основании полученных сводных данных для 20 пользователей были выведены итоговые интервалы критичного времени для каждой услуги, отличающейся от предполагаемых величин критичного времени, предварительно сформулированных работниками ВЦ, причем для услуг № 7 и № 8 (тестирование и стендовое испытание программы) значения критичных времен совпадают, для услуги № 13 (остановка в выполнении услуги) работниками ВЦ предполагалось большее время, чем по сводной группе 20 пользователей, а для услуг № 1—5, 9—12, 14 работниками ВЦ предполагалось меньшее время, чем по сводной группе 20 пользователей (табл. 2).

 

Таблица 1

 

Диалог

Сводные процентные показатели, характеризующие услуги ВС КП (для 20 пользователей)

 

Харак-

терис-

тика услуги, № услуги

Исполь-

зуемая

Главная

Исполь-зуемая часто

Мини-маль-ное время превы-шает критич-ное

Макси-маль-ное время превы-шает критич-ное

Превы-шение критич-ного време-ни часто

Умень-шить время в 1-ю очередь

Оста-вить в диалоге

Сред-нее значе-ние

Оче-редь услуги на рацио-нали-зацию

1

95

84

64

0

37

54

53

94

60

4

2

100

55

15

0

17

33

20

95

41

13

3

95

47

11

0

21

40

31

74

39

14

4

95

58

53

0

26

43

37

89

50

9

5

95

68

74

0

32

54

50

90

57

6

6

100

85

60

0

20

56

83

100

63

3

7

90

78

72

0

30

73

78

100

65

1

8

100

75

75

0

30

75

70

94

64

2

9

95

78

68

0

16

64

67

78

58

5

10

75

33

60

5

27

36

45

94

46

11

11

100

45

80

0

30

42

50

100

55

7

12

90

50

72

0

17

40

25

100

49

10

13

75

27

20

0

27

60

33

100

42

12

14

95

68

47

5

21

64

60

84

55

8

 

Таким образом, анализ полученных данных показывает различия в оценке услуг ВС КП отдельными пользователями. Это, с одной стороны, выявляет индивидуальное строение потребностно-

 

77

 

мотивационной сферы пользователей, а с другой — согласованность целого ряда оценок у многих пользователей позволяет говорить о наличии типовой иерархии потребностно-мотивационной сферы, характерной для пользователей изучаемой диалоговой системы. В связи с тем что для проведения данного исследования в обследуемой выборке пользователей были получены результаты, не обладающие весьма значимыми различиями, можно было принять их за основу при разработке выводов и рекомендаций, не увеличивая выборку.

 

Таблица 2

 

Диалог

Сравнительные характеристики критичного времени, приведенные работниками ВЦ и полученные в исследовании

 

№ услуги

Критичное время

Гипотеза работников ВЦ

Данные для пользователей

1

нет

20 сек — 1,5 мес

2

1 ч

30 сек — 2 — » —

3

3—4 ч

1 сек — 2 нед

4

3—4 ч

1 сек — 2 —»—

5

2 ч

10 сек — 1 сут

6

4 ч

5 мин — 1 нед

7

1 нед

5 мин — 1 нед

8

1 нед

3 мин — 1 —»—

9

нет

1 мин — 1 —»—

10

4 ч

1 мин — 1 сут

11

1 мин

1 сек — 1 —»—

12

1 мин — 30 мин

1 сек — 2 ч

13

4 ч

1 сек — 0,5 ч

14

1 нед

5 мин — 2 мес

 

 

4. ВЫВОДЫ

 

Разработанная методика оказалась адекватной для выявления потребностей пользователей в рационализации временных характеристик услуг ВС КП. С помощью этой методики были:

1. Получены данные об используемости и значимости услуг; частоте их использования и частоте превышения критичного времени; об очередности на уменьшение времени и предпочтительности их оставления в диалоге; о превышении критичного времени минимальным и максимальным временем выполнения услуги.

2. Выявлены те виды услуг, потребности в рационализации временных характеристик которых являются наиболее актуальными и значимыми для пользователей изучаемой диалоговой системы. К ним относятся в первую очередь отладочные услуги: тестирование, стендовое испытание и синтаксическая коррекция программы. Отладочные услуги являются наиболее узким местом в работе пользователей по сравнению с другими видами услуг: организационными, счетными, сервисными и файловыми услугами.

3. Определены итоговые интервалы предельно допустимого, т. е. критичного для пользователей, времени выполнения каждой услуги, в пределах которых целесообразно проводить рационализацию временных характеристик каждой услуги.

 

5. РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

В данной конкретной диалоговой системе провести рационализацию услуг ВС КП в том порядке очередности, который установлен в данном исследовании и соответствует потребностям пользователей: № 7, 8, 6, 1, 9, 5, 11, 14, 4, 12, 10, 13, 2, 3.

Изменение временных характеристик услуг ВС КП целесообразно приближать к минимальному значению предельно допустимого, т. е. критичного для пользователей, времени выполнения каждой услуги.

Реализация этих рекомендаций, основанная не только на субъективных оценках пользователей, но и на учете объективных условий и особенностей данной вычислительной системы, дала возможность работникам НИВЦ МГУ, по прямому заказу которых было проведено данное исследование, осуществить следующие мероприятия:

1. Были выбраны режимы работ вычислительной системы, которые автоматически устанавливаются в зависимости от времени суток, позволяющие сократить время ответа в полученных в результате исследования пределах: вместо двухсменного режима работы ВС КП был установлен более оптимальный трехсменный режим прохождения задач. С учетом полученных в исследовании данных о критичности времени

 

78

 

выполнения различных услуг для пользователей с 7 до 18 ч был установлен преимущественно отладочный режим, выполнение услуг в этот период, когда большинство пользователей находится на работе и у них возникает потребность в быстром получении результатов от ВС КП, характеризуется наименьшим временным интервалом; с 18 до 23 ч в рабочие дни устанавливается переходный режим распределения команд счета по классам задач: кроме отладочных задач включается небольшой процент счетных задач, требующих большого времени счета; с 23 до 7 ч устанавливается преимущественно счетный режим для задач, требующих большого времени счета.

2. Были приняты организационные меры по сокращению времени ответа ВС КП на некоторых этапах решения задач пользователями, которое отмечалось как неудовлетворительное. Так, например, была разработана новая процедура заказа ресурсов ЭВМ, введен более четкий порядок выделения этих ресурсов, изменен график работы операторских смен и график проведения профилактических работ на ЭВМ.

3. Полученные данные существенно повлияли на разработку нового подхода к коллективному использованию ресурсов вычислительной системы управления прохождением задач на двух машинных комплексах ЭВМ БЭСМ-6 в МГУ. Были выработаны технические рекомендации для разработки следующих версий: бюджетной системы, системы управления задачами управления архивно-файловой системой. В соответствии с этим были разработаны и внедрены новые, более эффективные программные средства, позволяющие решать те же задачи с оптимизацией, т.е. уменьшением времени выполнения тех услуг ВС КП, которые отмечены как неудовлетворительные.

Опрос пользователей показал их высокую удовлетворенность изменившимися характеристиками временных услуг на тех участках работы ВС КП, на которых произошло внедрение перечисленных рекомендаций по результатам данного проведенного исследования.

Таким образом, психологический анализ потребностей пользователей во временных характеристиках выполнения услуг ВС КП послужил основой для существенной рационализации одного из параметров, характеризующих работу системы коллективного пользования ЭВМ в вузе. Опыт данного исследования и разработанные в нем методические приемы могут быть использованы при решении задач автоматизированного обучения в средних школах и средних специальных учебных заведениях, предусмотренного реформой общеобразовательной и профессиональной школы2.

 

1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Серия «Философские науки». Вып. 16. № 265. Л., 1959. C. 41—60.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.— 156 с.

3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров О. К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопр. психол. № 2. С. 25—34.

4. Гурьева Л. П., Капральченко С. Ю., Киоса М. Н. Психологические аспекты исследования вычислительных услуг // Программные и технические средства СКП ЭВМ МГУ, 1984. С. 100—103.

5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.— 38 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

7. Ляудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопр. психол. 1983. № 6. С. 16—27.

8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.— 95 с.

9. Мотивация познавательной деятельности / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. Л., 1972.— 117 с.

10. Мясищев В. Н. О потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. Серия «Философские науки». Вып. 16. № 265. Л., 1959. С. 32—40.

11. Тихомиров О. К., Войскунский А. Е. Временные характеристики решения задач в условиях диалога человека с ЭВМ // Вопр. психол. 1980. № 6. С. 155—160.

12. Шаповаленко С. Г. Об изучении и применении в средних школах электронно-вычислительной, микропроцессорной техники и программирования // Вопр. психол. 1983. № 4. С. 11 — 15.

13. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.— 316 с.

 

Поступила в редакцию 20.VI 1984 г.



1 Партийная жизнь. 1985. № 2. С. 4—6.

2 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.— М.: Политиздат, 1984.