185
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ. «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ» ЗА 1985 Г.
В Отделении психологии и возрастной физиологии АПН СССР
Некоторые итоги и основные направления работы журнала «Вопросы психологии».— № 6. С. 5—13.
К 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Барабанщиков А. В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны.— № 2. С. 12—22.
Вклад советских психологов в оборону Родины.— № 2. С. 5—11.
Дьяченко М. И. Советская психологическая наука на службе обороны Родины.— № 3. С. 5—13.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гостев А. А., Рубахин В. Ф. Классификация обратных явлений в свете системного подхода. № 1. С. 33—42.
Додонов Б. И. О системе «Личность».— № 5. С. 36—45.
Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования.— № 4. С. 9— 16.
Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов.— № 3. С. 23—30.
Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника.— № 1. С. 9—18.
Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся.— № 3. С. 14—22.
Петровский А. В. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений,— № 2. С. 32—38.
Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности.— № 4. С. 17—30.
Подольский А. И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения.— № 5. С. 29—36.
Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека.— № 1. С. 19—32.
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования.— № 3. С. 31—40.
Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи.— № 2. С. 39—51.
Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе.— № 6. С. 20—37.
Шехтер М. С. Целостность восприятия и обучение познавательным навыкам.— № 5. С. 17—29.
Якиманская И. С. Основные направления исследований образного мышления.— № 5. С. 5—16.
Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии.— № 6. С. 14—26.
В Высшей Аттестационной Комиссии при Совете Министров СССР
Бодалев А. А., Мельников В. М. Анализ тематики докторских диссертаций по психологии, защищенных в 1981—1984 гг.— № 1. С. 5—8. Анализ тематики кандидатских диссертаций по психологии, защищенных в 1981 — 1984 гг.— № 2. С. 23—31.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Абрамова Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков.— № 6. С. 38—45.
Андриевская В. В., Балл Г. А., Кисарчук З. Г., Мусатов С. А. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников.— № 4. С. 38—45.
Бедный Г. З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа деятельности.— № 1. С. 74—80.
Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста.— № 5. С. 46—53.
Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе.— № 3. С. 41—49.
Гнедова Н. М., Блинова С. М. Произвольная память детей 4 и 6 лет в условиях общения.— № 3. С. 67—71.
Дмитриев Д. Б. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими школьниками.— № 2. С. 60—67.
Зак А. З. Связь обучения и умственного развития школьников.— № 3. С. 49—55.
186
Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи.— № 4. С. 31—37.
Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей.— № 2. С. 52—59.
Косырев В. Н., Сластенин В. А., Старов М. И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе.— № 3. С. 61—67.
Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов.— № 5. С. 54—61.
Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников.— № 1. С. 43—49.
Рётер Д. Способность к обучению у взрослых.— № 1. С. 57—66.
Сапожникова Л. С. Воспитание нравственного поведения подростков.— № 1. С. 50—56.
Семенова М. А. Критерии сформированности понятия величины у младших школьников.— № 1. С. 67—73.
Смирнова Е. О. Условие перехода от внешних действий к внутренним при решении задач дошкольниками.— № 6. С. 45—54.
Снегирева Т. В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками.— № 5. С. 61—71.
Фурман А. В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся.— № 2. С. 68—72.
Щеглова Т. М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов,— № 2. С. 73—75.
Якобсон С. Г., Морева F. И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников.— № 3. С. 55—61.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Бодалев А. А., Ковалев Г. А. За системную организацию школьной психологической службы.— № 2. С. 84—90.
Дубровина И. В., Прихожан А. М. Положение о школьной психологической службе.— № 2. С. 76—83.
Егоров А. С., Гаврилов В. Е. Совершенствование профориентации и профподбора молодежи на рабочие профессии.— № 1. С. 81—85.
Иванов С. П. Особенности отношения подростков к изобразительной деятельности.— № 3. С. 72—76.
Кудрявцев Т. В., Сухарев А, В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения.— № 1. С. 86—93.
Обзор материалов «круглого стола» по психолого-педагогическим проблемам трудового воспитания, обучения и профориентации учащихся.— № 6. С. 80—84.
Психолого-педагогические проблемы трудового воспитания, обучения и профориентации школьников (Круглый стол).— № 4. С. 46—73; № 5. С. 71 —104; № 6. С. 55—80.
Регуш Л. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута.— № 1. С. 94—102.
Сенько Ю. В. Формирование приемов усвоения на уроках.— № 5. С. 104—109.
Трофаила Л. Н. Формирование способов овладения орфографией русского языка у молдавских школьников.— № 3. С. 77—84.
Цветков С. А. Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению.— № 2. С. 91—95.
Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.— № 3. С. 84—90.
Из опыта организации психологической службы в школе и в вузе
Алферов А. Д., Луговой Е. А. Учитель в системе психологической службы в школе.— № 4. С. 74—75.
Морозов С. К., Мягков И. Ф. Психологическая служба в педагогическом институте.— № 4. С. 78—82.
Шуман С. Г., Шуман В. П. Психолого-педагогическая служба при городском Совете народных депутатов.— № 4. С. 76—78.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Волкова А. Я., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений.— № 5. С. 110—116.
Емельянов Ю. М. Групповые методы социально-психологической подготовки специалистов.— № 6. С. 88—95.
Мкртчян Г. М., Чирикова А. Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников.— № 3. С. 91—97.
Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье.— № 4. С. 83—92.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Будилова Е. А., Кольцова В. А. 100-летие первой русской экспериментальной психологической лаборатории.— № 6. С. 96—102.
Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию.— № 4. С. 121 — 125.
Драпкина С. Е., Полякова М. Я. К истории организации В. М. Бехтеревым психо-физиологической
187
лаборатории при Казанском университете (октябрь 1888 г.).— № 5. С. 123—126.
Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца.— № 5. С. 117—123.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
Аносова Л. Р. Эталоны речевого мышления.— № 2. С. 96—99.
Ерицян М. С., Погосян Р. А. Методика изучения психологии дедуктивно-умозаключающего мышления.— № 3. С. 108—112.
Козловский С. М. Роль эталонов в психофизических измерениях.— № 4. С. 102— 109.
Логинова Л. Н. О содержании понятия музыкальной высоты.— № 5. С. 127—132.
Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии.— № 1. С. 103— 109.
Немов Р. С. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности.— № 4. С. 93—101.
Радзиховский Л. А. Проблема диалогизма сознания у М.М. Бахтина.— № 6. С. 103— 116.
Роговин М. С., Карпова Е. В. Содержание, динамика и уровневая организация понятий в психологическом анализе субъективного времени — № 3. С. 98—108.
Федоров Е. Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности.— № 2. С. 100—104.
Цехновичер В. М. Психологическая служба торговли: проблемы и перспективы.— № 4. С. 109—113.
ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ
Иванников В. А. Формирование побуждения к действию.— № 3. С. 113—123.
Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации.— № 1. С. 110—120.
Кукаркин А. З. Эволюционно-генетические закономерности и проблема детерминант психического развития человека.— № 3. С. 123—134.
Магун В. С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст.— № 2. С. 118—126.
Поддъяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников.— № 2. С. 105—117.
Сарджвеладзе Н. И. Бессознательное и понятие установки в концепции Д.Н. Узнадзе.— № 4. С. 114—120.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Никольская А. А. Значение П.П. Блонского в истории психологии (К 100-летию со дня рождения).— № 1. С. 121 —125.
Проколиенко Л. И. Проблема активности развивающейся личности в исследованиях Г.С. Костюка (К 85-летию со дня рождения).— № 1. С. 126—132.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.— № 3. С. 135—140.
Акимова М. К., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив.— № 5. С. 145— 151.
Антонова И. П. Особенности развития памяти у детей 6—7 лет в процессе обучения.— № 5. С. 151 — 157.
Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. Опыт психогенетического исследования интеллектуальной активности.— № 3. С. 154—158.
Васильев И. А., Куль Ю. Влияние индивидуальных психологических различий на процесс решения проблем.— № 1. С. 140— 148.
Галкина Т. В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов.— № 6. С. 131 —138.
Горбачева Е. И. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста.— № 5. С. 133—139.
Кечхуашвили Г. Н., Най Ким Кионг, Каукич М. Установка как метод исследования утомления.— № 6. С. 117—123.
Козлов В. И. Зрительные иллюзии и полифункциональность восприятия.— № 2. С. 136—144.
Корсунский Е. А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей.— № 3. С. 144—149.
Кузнецов О. Н., Алехин А. Н., Самохина Т. В., Моисеева Н. И. Методические подходы к исследованию чувства времени у человека.— № 4. С. 140—144.
Локалова Н. П. Анализ зрительных раздражителей и их непроизвольное запечатление.— № 1. С. 155—161.
Мильруд Р. П. Психологическая структура высказывания учителя в обучающей деятельности.— № 5. С. 139—144.
Миракян А. И., Панов В. И. Восприятие
188
скорости движения в процессе отражения формы объекта.— № 1. С. 148—154.
Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии.— № 2. С. 127—133.
Пацявичус И. В. Эмоциональность и самооценка организации деятельности.— № 4. С. 134—139.
Ратанова Т. А. Эмоциональная оценка звуковых стимулов разной интенсивности у лиц с сильной и слабой нервной системой.— № 6. С.
Рубцов В. В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности.— № 2. С. 155—1.59.
Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А., Завгородняя В. Л. Многомерное шкалирование знаковых конфигураций.— № 1. С. 133—140.
Федотчев А. И. Роль кратковременной памяти в ретроспективном анализе непроизвольно воспринятой информации.— № 2. С. 151 — 154.
Хавин А. Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания.— № 2. С. 133—135.
Хомская Е. Д., Скакун К. Особенности вербальных семантических связей при поражении лобных долей мозга.— № 2. С. 144— 151.
Цуканов Б. И. Анализ ошибки восприятия длительности.— № 3. С. 149—154.
Школьник Л. С. Экспериментальное изучение эффективности плакатов для детей.— № 3. С. 140—144.
Шмелев А. Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы.— № 4. С. 126—134.
Шоломий К. М. О роли организации в системе долговременной памяти.— № 6. С. 123—130.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА
Гребняк В. П., Жученко И. П., Бебых В. П. Приборы для исследования устойчивости психофизиологических функций операторов.— № 5. С. 158—161.
Досмаева Г. Н., Лидере А. Г. Об одном способе адаптации теста «Способностей к обучению в школе».— № 1. С. 162—166.
Кроль В.М., Бондарь Е. И. Методика смены обратного, паттернового маскирования как фактор процесса восприятия.— № 3. С. 162—164.
Назаров А. И. Аппаратурный комплекс для психофизических исследований зрительного восприятия.— № 3. С. 159—162.
Синягин Ю. В. Способ выявления оценочных суждений членов группы.— № 6. С. 139—145.
Соколова Е. Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения.— № 4. С. 145—150.
Стрелков Ю. К., Сизов К. В. К психологическому описанию штурманского труда.— № 4. С. 151 — 154.
Ширшова Л. А., Шангин А. Ф., Баскаков В. Ю. Автоматизированная методика для исследования внимания (в практике ВТЭ).— № 2. С. 160—162.
ЗА РУБРЖОМ
Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом.— № 1. С. 167— 174.
Бурменская Г. В. Экологическая ориентация в современной американской психологии развития.— № 4. С. 155—162.
Данч И. Изменение профессиональной установки молодых рабочих.— № 4. С. 162—164.
Елфимова Н. В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ.— № 5. С. 162—168.
Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии).— № 6. С. 146—152.
Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников.— № 3. С. 165—171.
Коротко о книгах.— № 1. С. 175—178; № 2. С. 169—174; № 3. С. 172—177; № 4. С. 165—169; № 5. С. 168—171; № 6. С. 152— 155.
Короткова Н. А. Современные исследования детской игры.— № 2. С. 163—168.
Кулич В. Познавательная регуляция в процессе учения.— № 3. С. 171 —172.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Аврукин В. М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества.— № 3. С. 178—179.
Бурлачук Л. Ф., Роменец В. А. Имена в психологии.— № 3. С. 181 —182.
Вилюнас В. К. Психология потребностей: шаги к реальности.— № 2. С. 177—179.
Гальперин Л. Я. Психологическое исследование раннего алкоголизма.— № 5. С. 172—173.
Донцов А. И. Психология руководства научным коллективом.—7 № 1. С. 181 —182.
Душков Б. А., Гришина Г. А., Купов Д. И. Психолого-педагогические проблемы подготовки и воспитания высококвалифицированных рабочих кадров.— № 6. С. 156—157.
Карпов А. В. Системные описания в психологии,— № 3, с, 180—181.
189
Левшина А. Н. Указатель литературы по психологии, опубликованной в 1984 г.— № 6. С. 158—176.
Ляудис В. Я. Учебное пособие по психологии мышления.— № 1. С. 179—181.
Матюшкин А. М., Радзиховский Л. А. Система категорий психологической теории.— № 2. С. 175—177.
Петровский А. В., Юрьевич В. С. Методы психологической диагностики.— № 4. С. 171 — 174.
Поддьяков Н. Н. Творчество как проблема личности.— № 4. С. 170—171.
Поддьяков Н. Н. Новое справочное издание по психологии.— № 5. С. 174—175.
Путляева Л. В. Вопросы совершенствования учебного процесса.— № 1. С. 183—184.
Шмелев А. Г. Проблемы психологии переживания.— № 2. С. 180—181.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Абраменкова В. В., Воробьев А.В. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе.— № 5. С. 178—180.
Абульханова-Славская К. А., Касюлис Ю. С. Психологические проблемы образа жизни советской и финской молодежи.— № 4. С. 184—187.
Балл Г. А., Тищенко С. П., Жизневский Б. П., Яновский Н. В. Психолого-педагогические проблемы личности.— № 6. С. 179—181.
Бодалев А. А., Баскина Ю. В. Проблема общения и межличностного восприятия на XXIII Международном психологическом конгрессе.— № 4. С. 179—181.
Болтянский В. Г., Рубцов В. В. Вопросы компьютеризации школьного обучения.— № 6. С. 177—178.
Волков Л. И. Зональная конференция психологов.— № 3. С. 183—184.
Гозман Л. Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи.— № 2. С. 186—187.
Задорожнюк И. Е. Вопросы общей и педагогической психологии на XXIII Международном психологическом конгрессе.— № 4. С. 175—179.
Иванников В. А. Важные задачи университетов страны.— № 2. С. 182—183.
Ильин Г. Л. Психологические методы работы с кадрами.— № 3. С. 184—185.
Кирпичник А. Г. Актуальные вопросы развития педагогического коллектива.— № 6. С. 181 — 183.
К 30-летию нашего журнала.— № 1. С. 185—186.
Куликов Л. В. Обсуждение книги Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии».— № 5. С. 177—178.
Максакова В. И. Заседание совета по психолого-педагогическим проблемам коллектива и личности.— № 1. С. 187.
Об итогах VIII и дальнейшем проведении Всесоюзного конкурса молодых ученых и специалистов по общественным наукам.— № 5. С. 187—189.
Петрова Э. М., Хохлов С. И. Вопросы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителей.— № 6. С. 183— 184.
Чудновский В. Э. Международный семинар по проблеме способностей.— № 2. С. 183—186.
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
Учитель и психологический климат в классе.— № 6. С. 85—87.
«Этика и психология семейной жизни» в школе.— № 5. С. 183—184.
Примерная перспективная тематика диссертационных исследований по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.— № 4. С. 187; № 5. С. 161; № 6. С. 116.
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
К 70-летию со дня рождения М.В. Гамезо.— № 5. С. 182—183.
К 85-летию со дня рождения Б.В. Зейгарник.— № 5. С. 181 — 182.
К 60-летию со дня рождения Л.М. Зюбина.— № 1. С. 188.
К 80-летию со дня рождения И.В. Страхова.— № 4. С. 182.
К 70-летию со дня рождения М.Г. Ярошевского.— № 4. С. 183—184.
Результаты конкурса на лучшие статьи, опубликованные в журнале «Вопросы психологии» в 1984 г.— № 4. С. 174.
НЕКРОЛОГИ
Алемаскин М. А.— № 3. С. 187.
Додонов Б. И.— № 5. С. 185.
Дымерский В. Я.— № 5. С. 186—187.
Ересь Е. П.— № 4. С. 188.
Коган В. М.— № 3. С. 186.
Муканов М. М.— № 5. С. 186.
Пуни А. Ц.— № 5. С. 184—185.
Эльконин Д. Б.— № 3. С. 185.
Резюме на английском языке.— № 1. С. 189—191; № 2. С. 188—191; № 3. С. 88— 191; № 4. С. 189—191; № 5. С. 189—191; № 6. С. 190—191.
Указатель статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» за 1985 г.— № 6. С. 185—189.
К сведению авторов.— № 3. С. 134; № 6. С. 138.