Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ

 

Э.М. ПЕТРОВА, С.И. ХОХЛОВ

 

24—27 апреля 1985 г. в Полтаве проходила Всесоюзная научно-практическая конференция «Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В ее работе приняли участие около 300 человек.

Выступавшие отмечали необходимость перестройки и улучшения психолого-педагогической подготовки учителей. Построение учебного плана по психолого-педагогическим дисциплинам, содержание учебных программ, пособий и педагогической практики должны определяться системой реальных учебно-воспитательных задач профессиональной деятельности учителя. Предстоит совершенствовать и профессиограмму учителя. Профессиональная подготовка студентов педвузов с самого начала станет целенаправленной, а следовательно, и более эффективной при наличии конкретной модели специалиста. В ней можно выделить три составные части: система профессионально ценных личностных качеств; система знаний, раскрывающих картину целостного процесса формирования личности школьника; система умений и навыков, необходимых для организации этого процесса.

Важной задачей подготовки специалиста в педвузе является обеспечение высокого уровня познавательной активности, самостоятельности мышления и творческого поиска у каждого студента, а также закрепление этих качеств как особенностей его личности. Пути управления познавательной активностью студентов следующие: формирование познавательного интереса с помощью активных методов анализа содержания наук, преподаваемых в вузе; выделение основополагающих понятий каждого учебного курса; построение алгоритмов определения признаков и свойств используемых понятий или правил; применение различных методов, направленных на углубление уже усвоенных знаний и овладение новыми. Развитие познавательной активности, самостоятельности мышления и творческого поиска студентов тесно связано с формированием у них положительного отношения и социально-психологической готовности к будущей педагогической деятельности. Рассматривая социальную активность личности как деятельность и как ее качество, важно учитывать следующие критерии этой активности: 1) уровень осознанности, сформированности нравственных понятий и представлений, 2) степень овладения знаниями и навыками, 3) уровень мотивации социальной активности, 4) уровень развития самостоятельности, инициативности, активной позиции в системе внутриколлективных отношений, непримиримости к антиобщественным поступкам любого рода.

Социально-психологическая готовность к будущей педагогической деятельности формируется у студентов в ходе усвоения ими курсов возрастной и педагогической психологии, изучения социальнопсихологических аспектов учебно-воспитательной работы и способов общения с классом. Все это требует коренного улучшения психологической подготовки студентов. Однако оно должно осуществляться не за счет увеличения числа наименований психологических дисциплин, а путем составления единых, более унифицированных, совершенных и полных курсов этих дисциплин. Необходимо создать единый и цельный курс психологии, органически включающий в себя общую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, а также приблизить содержание лекционных курсов, семинарских и практических занятий к жизни школы, практическим задачам, которые приходится решать учителю. На конференции высказывались

 

184

 

мнения, что для этого нужно увеличить число часов на изучение возрастной и педагогической психологии, может быть, даже за счет общей, если нет других возможностей, как это было сделано, например, в Ленинградском пединституте им. А.И. Герцена. В связи с переходом к обучению детей с шестилетнего возраста в содержании программы по возрастной педагогической психологии необходимо отразить особенности работы с детьми этого возраста.

Совершенствования требует и преподавание истории педагогики. На конференции прозвучало предложение при построении этого курса брать за основу генезис важнейших педагогических проблем.

Курс «Введение в специальность» необходимо максимально направить на адаптацию первокурсников к новым для них условиям в вузе, вооружение их основами профессионального самовоспитания, подготовку к педагогической практике. Такой курс в настоящее время разрабатывается в НИИ общей педагогики АПН СССР совместно с Калужским пединститутом.

Целесообразно перестроить программы факультета общественных профессий таким образом, чтобы все первокурсники к середине учебного года подготовились к овладению способами организации внеурочной деятельности учащихся.

Каждый изучаемый в педвузе курс органически связан с общей задачей формирования и воспитания профессионально направленной личности. Поэтому особое значение в этом плане приобретает успешное осуществление межпредметных связей учебных курсов, особенно педагогики и психологии.

Совершенствование психолого-педагогической подготовки тесно связано с решением проблем профотбора будущих педагогов. В его основе должно лежать общее положение о том, что профессиональные способности учителя не имеют своих прямых аналогов в психологической структуре личности до того, как человек не овладеет этой профессией. Поэтому необходимо выявлять общие свойства и способности, которые при соответствующей профессиональной деятельности входят в структуру педагогических способностей и обеспечивают их функциональное развитие. Именно на этой основе строится методика профориентационной работы, проводимой Полтавским пединститутом. Основными организационными формами довузовской профориентации, заслуживающими внимания в плане обобщения накопленного опыта, являются профконсультации, факультативы «Юный педагог» и педагогические классы. Большой опыт по привлечению и подготовке в вуз молодежи, склонной к учительской деятельности, имеют МГПИ им. Ленина, Минский, Полтавский, Стерлитамакский и другие педвузы.

Особое внимание в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы следует обратить на специфику профотбора абитуриентов для специальностей учителя общетехнических дисциплин и труда, требующую серьезной работы по профориентации и выявлению у молодежи способностей к техническому творчеству, так как качество подготовки будущих учителей часто обусловлено особенностями развития у них сенсомоторики, пространственных представлений, оперативной памяти, а также другими профессионально значимыми качествами. Профориентационная работа в вузе нейтрализует в какой-то мере просчеты довузовской профориентации и профотбора, осуществляемые приемными комиссиями

Существенную роль в подготовке будущего педагога играет формирование у студента основ педагогической техники, т.е. умения профессионально общаться с учениками и их родителями, культуры и техники речи, способности к саморегуляции, владения элементами актерского и режиссерского искусства и т.д. Этими умениями студенты могут овладеть с помощью таких форм обучения, как моделирование, микропреподавание, педагогические игры, а также упражнений театральной педагогики. Проведенный в марте 1985 г. на базе Калужского пединститута семинар-практикум преподавателей психологии и педагогики показал целесообразность организации в системе ИПК специальной подготовки преподавателей педагогических вузов по методике преподавания основ педагогической техники.

Специфика деятельности учителя требует систематической работы над собой. Именно в процессе самовоспитания формируется учитель-мастер, оттачиваются отдельные элементы его профессиональной деятельности. Поэтому основы самовоспитания педагога должны быть заложены еще в вузе. Однако в настоящее время, по данным исследований С.Б. Елканова, Ж.А. Тихончук, С.И. Хохлова, лишь менее 10 % студентов систематически занимаются самовоспитанием. Успешному осуществлению профессионального самовоспитания студентов в вузе способствует включение студентов в непрерывную педагогическую практику начиная с первого курса.