Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ

 

Г.А. БАЛЛ, С.П. ТИЩЕНКО,

Б.П. ЖИЗНЕВСКИЙ, М.З. ЯНОВСКИЙ

Киев

Минск

 

29—30 мая 1985 г. в Киеве состоялась конференция-семинар «Методы изучения и формирования личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы», организованная Министерством просвещения УССР, Украинским и Белорусским отделениями Общества психологов СССР и НИИ психологии УССР.

Конференция открылась докладом Л.Н. Проколиенко (Киев), проанализировавшей на основе работы классиков марксизма-ленинизма содержание понятия «гармоническое и всестороннее развитие личности». Было подчеркнуто, что гармоническое развитие индивида не исчерпывается достижением соответствия между разными сторонами развития: умственным, физическим, нравственным и т.д.,— а предполагает становление личности как системы, обладающей внутренней согласованностью разных сфер психики, их взаимозависимостью в процессе развития. Была обоснована необходимость формировать у детей начиная с раннего возраста умение оценивать свое поведение в соответствии с принятым в нашем обществе нормами, ориентироваться на социально значимые ценности. Докладчик раскрыла пути реализации воспитательной функции обучения, подчеркнув необходимость учета индивидуальных особенностей личности в процессе управления ее развитием

Я.Л. Коломинский (Минск) остановился на актуальных проблемах той научной области, которую он обозначает как педагогическую социальную психологию, в частности на проблемах формирования социально-психологической готовности субъекта к новым видам деятельности и общения, а также «стыковки» сложившегося коллектива и его нового члена. Обращено внимание на необходимость учитывать в воспитательной работе полиролевую структуру и полигрупповую принадлежность каждой личности, а также отсутствие прямого соответствия между межличностными отношениями и их поведенческими проявлениями.

Ф.И Иващенко (Минск) охарактеризовал пути исследования, во-первых, изменений в осознании старшеклассником себя как субъекта достижений в трудовом обучении и производительном труде; во-вторых, тех противоречий, которые по мере роста этих достижений возникают в положении школьника в коллективе; наконец, ожиданий школьника, связанных с признанием учителями и мастерами производственного обучения его трудовых успехов. Исследование показало, что названные изменения, противоречия и ожидания являются показателями процесса становления школьника как субъекта трудовой деятельности.

В.П. Недашковский (Киев) остановился на проблеме предметных оснований личностного развития. В.Ф. Рыбаченко (Киев) проанализировал пути достижения личностью уровня жизнетворчества, в отличие от жизневоспроизведения. Г.А. Балл (Киев) рассмотрел, как творчество соотносится в ходе развития личности с репродуктивными процессами — адаптацией и реализацией норм. Е.Д. Маргулис (Киев) представил основные положения разрабатываемого им кооперативно-динамического подхода к анализу процесса групповой деятельности, показал целесообразность специального обучения школьников такой деятельности, наметил пути разработки содержания и методов такого обучения, раскрыл его значение для развития личности учащегося.

Условия формирования у дошкольников коммуникативных компонентов социально-психологической готовности к совместной деятельности осветил Б.П. Жизневский (Минск). Полученные автором данные показывают, что эти компоненты наиболее успешно формируются в игре, а затем, при благоприятных условиях (например, специальным образом построенной обучающей игре), актуализируются в других видах деятельности. Процесс овладения правилами поведения в старшем дошкольном возрасте проанализировала Л.А. Шибицкая (г. Чернигов). В ее докладе было показано, что превращению правил из внешних стимулов во внутренние регуляторы поведения способствует четкое выделение взрослым конкретных требований к ребенку, применение внешних средств фиксации необходимой для выполнения правила последовательности действий, формирование у детей соответствующих мотивов поведения Н.А. Бастун (Киев) охарактеризовала роль индивидуального подхода в формировании личности учащихся-шестилеток. Автором разработаны диагностические критерии, позволяющие учителю

 

180

 

целенаправленно интерпретировать данные своих наблюдений за ребенком, проводить анализ продуктов его деятельности и т.п. Это облегчает подбор методов педагогической коррекции, отвечающих индивидуальным особенностям учащегося.

Несколько докладов было прочитано по материалам исследований, посвященных младшему школьному возрасту.

Так, А.М. Счастная (Минск) изучила с помощью системы методов психологические характеристики семейного воспитания младших школьников. М.З. Яновский (Минск) рассмотрел особенности работоспособности детей младшего школьного возраста при решении ими мнемических задач. Изучена динамика кратковременной и долговременной памяти в условиях продолжительного восприятия информации по различным сенсорным каналам (зрительному и слуховому), а также при запоминании различного по характеру материала (наглядного и словесного). Требования к организации учебного процесса, обеспечивающего переход младших школьников от управляемых извне к саморегулируемым формам учебной деятельности, осветила Л.А. Шатырко (Киев). Н.Н. Ляшова (г. Славянск) рассказала о разработанной ею и апробированной в учебном процессе начальных классов методике формирования логических умений и развития творческого мышления школьников. В докладе Я.Л. Коломинского и Е.А. Коновальчик (Минск) были охарактеризованы методы социально-психологического изучения «индивидуальности» классного коллектива, описано их применение в 32 начальных классах школ Минска и г. Светлогорска.

Н.Ю. Максимова (Киев) описала феномен рассогласованности отношений в доминирующих сферах личности трудного подростка, рассказала о разработанных ею приемах диагностики трудновоспитуемости и некоторых путях ее профилактики. Результаты экспериментального исследования целеполагания у подростков осветила В.Т. Дорохина (Ворошиловград).

Проанализировав по ряду параметров внешние проявления речевой и двигательной активности детей, их эмоциональные реакции, В.А. Силлер (г. Чернигов) раскрыл пути повышения диагностической функции некоторых методов изучения учащихся педагогами. В.И. Абраменко (Киев) представил методику комплексного лонгитюдного изучения характера школьников, предложил рекомендации по управлению развитием характера, раскрыл некоторые особенности влияния характера на судьбу личности. С.А. Король (г. Нежин) обосновал необходимость комплексного изучения педагогами интеллектуальных свойств личности учащегося, рассказал о созданном им для этой цели «многоцелевом опроснике качеств мышления». Об использовании музыки для формирования у старшеклассников коммунистического мировоззрения доложила Е.Е. Лупан (Одесса).

Большое внимание участники конференции уделили психологическим проблемам трудового обучения и воспитания.

М.Л. Смульсон (Киев) осветила систему методов исследования психологической готовности к труду у подростков, выделила факторы, способствующие развитию мотивационно-нравственного и мыслительного компонентов такой готовности. Л.Н. Ивахненко (Киев) описала некоторые особенности формирования творческой активности подростков в процессе трудового обучения. Н.И. Литвинова (Киев) представила апробированную в ее исследовании систему методов выявления и развития у школьников интереса к труду в сфере материального производства. М.В. Савчин (Киев) показал, что адекватная самооценка старшеклассников в трудовой деятельности, как правило, свидетельствует о достаточно высокой степени сформированности их социально значимых качеств (трудолюбия, ответственности, инициативности, самостоятельности, организованности и др.). Экспериментально установлено, что для повышения эффективности воспитательного воздействия на личность школьника в процессе трудового обучения необходимо создавать такие условия, при которых присвоение социальных эталонов ответственного отношения к труду становится потребностью личности. Е.П. Верещак (Киев) посвятил свой доклад исследованию личности учащегося школы и ПТУ, ее проявлению в трудовой деятельности. Были намечены критерии дифференциации учащихся в зависимости от уровня развития у них технических способностей и знаний, сформированности общетрудовых умений и навыков, характера профессиональных намерений. Р.А. Пономарева (Киев) раскрыла основные этапы и приемы формирования профессиональной зрелости у старшеклассников в процессе обучения в учебно-производственных комбинатах. Психологический анализ пятилетнего опыта педагогической деятельности по формированию личности рабочего в коллективе ПТУ дал И.Г. Гозман (г. Славянск).

И.А. Мелихова (Одесса) выявила

 

181

 

особенности мотивации поведения студенческой и рабочей молодежи, а также факторы, влияющие на развитие мотивационной сферы в юношеском возрасте. Было показано, что иерархия мотивов складывается под влиянием характера ведущей деятельности и межличностных отношений в рабочих коллективах и студенческих группах.

А.В. Жажков (г. Николаев) на обширном эмпирическом материале обосновал необходимость стремиться к максимальному использованию психологических резервов оптимизации трудовой деятельности. Он рассказал о разработке «психологической технологии» проектирования деятельности.

Конференция рассмотрела также ряд психологических проблем педагогического образования.

К.В. Вербова и Г.В. Парамей (г. Гродно) рассмотрели методы изучения личности старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Разработанный авторами комплекс методик позволяет выявлять систему мотивов, определяющих выбор этой профессии, а также рефлексивные и эмпатийные свойства обследуемых. А.П. Колиснык (г. Луцк) охарактеризовал цели, средства и методы формирования в студенческом коллективе личности будущего воспитателя, способного к неформальному (личностному) воздействию на воспитанников. С.В. Васьковская (Киев) рассмотрела методы исследования и пути формирования профессионального самопознания будущего учителя, а А.П. Коняева (Киев) — психологические особенности формирования у него адекватного восприятия личности учащегося. Содержание и функции нравственных идеалов студентов педагогического института охарактеризовал П.Я. Ярмоленко (г. Херсон), Е.В. Винославская (Киев) осветила пути достижения соответствия между уровнем личностной значимости различных мотивов педагогической деятельности молодых преподавателей вуза и значимостью этих мотивов для психологической готовности к воспитательной работе в качестве куратора академической группы.

Конференция, на которой состоялся полезный обмен опытом исследовательской работы, способствовала укреплению творческих связей украинских и белорусских психологов.