Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ВОПРОСЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В.Г. БОЛТЯНСКИЙ, В.В. РУБЦОВ

Москва

 

6—9 мая 1985 г. в Варне (НРБ) проходила международная конференция «Дети в век информации», организованная Государственным Комитетом по науке и техническому прогрессу НРБ при участии Международного института прикладного системного анализа (Австрия), ЮНЕСКО, Международного фонда Людмилы Живковой (НРБ) и Всемирной организации здравоохранения с целью обмена опытом по актуальным проблемам компьютеризации обучения, компьютерной грамотности, школьной информатике. В конференции приняли участие около 200 ученых из 45 стран мира. Результаты исследований по методологическим, психолого-педагогическим, физиологическим, техническим аспектам проблемы компьютеризации обучения обсуждались на пленарных и секционных заседаниях конференции. Кроме того, на специальной выставке можно было ознакомиться с современными компьютерными обучающими устройствами, обучающей микропроцессорной техникой, диалоговыми обучающими системами, логическими и алгоритмическими играми, программами и т.д.

Остановимся на характеристике основных докладов, прозвучавших на конференции.

Е. П. Велихов (СССР) остановился на программе развития в Советском Союзе школьной информатики в связи с внедрением вычислительной техники в школе. Основная цель этой программы — подготовить новое поколение к жизни и работе в условиях компьютеризации общества. Докладчик выделил три этапа компьютеризации обучения: 1) введение языка типа LOGO и первое ознакомление детей с компьютером (IIV классы); 2) освоение школьниками навыков создания модели задачи, алгоритма ее решения и затем программы (на языке типов Бэйсик, Паскаль и др.), а также обработка текстовой и графической информации, представление трехмерных объектов с помощью банка данных (VVIII классы); 3) профессиональное овладение основами вычислительной техники (XXI классы).

Ш. Шиба (Япония) рассмотрел проблемы информатики в плане как научных, так и социальных проблем обучения. По данным Японской комиссии по образованию, введение компьютеров таит в себе определенные опасности, связанные прежде всего с дифференциацией семей и снижением влияния родителей на жизнь ребенка. Компьютеризация обучения охватывает сейчас в старших классах примерно 56 % детей. 2 % школ имеют по 20 и более компьютеров, в других школах количество вычислительной техники меньше. Примерно 17 % семей имеют персональные компьютеры дома. Докладчик подчеркнул, что введение компьютеров — это дело не отдельных школ, а задача всего общества.

Социальным проблемам компьютеризации учебной и производственной деятельности был посвящен совместный доклад X. Хебеншрайта (Франция) и М.-А. Уайт (США). Они отметили, что компьютеру нельзя передавать все функции обучения, это лишь помощник учителя; компьютер может помочь ребенку выучить какой-либо материал и наилучшим средством для этого являются обучающие игры. Очень важно при этом руководствоваться принципом, что компьютер создан для всех детей, а не только для одаренных.

Доклад Т. Вашко (Австрия) был посвящен влиянию научно-технической революции в средствах ЭВ-техники на процессы производства и образования. Докладчик остановился на процессе компьютеризации обучения в различных странах. В частности, в ФРГ (как и в Великобритании) имеется правительственная программа компьютеризации обучения. В Болгарии действует правительственная программа координации соответствующих исследований.

Данные о программе компьютеризации обучения, проведенной в Великобритании, сообщил М. Эмундсон (Франция). Программа проводилась правительством страны по единому плану. С 1982 г. были осуществлены интенсивная программа подготовки учителей, обеспечение школ компьютерами, составление программ по различным учебным

 

178

 

предметам. Для решения проблемы компьютерной квалификации учителей были проведены краткосрочные курсы, которые постепенно прошли 120 тыс. учителей. Докладчик остановился на вопросах развития и применения идей программированной обучения (Б. Скиннер, А. Краудер и др.) Сейчас благодаря компьютерам приемы работы существенно обогатились, однако основным направлением остается совершенствование и развитие идей и традиций программированного обучения.

Доклад С. Ларсена (Дания) был посвящен проблемам работы в детском саду и использованию компьютерных игрушек. Опираясь на результаты психологических исследований, докладчик пришел к выводу о том, что отсутствие в индивидуальной работе с компьютером активных действий самого ребенка является существенным ограничением в умственном развитии детей. Он остановился также на различиях естественных и компьютерных языков, на отличии временной памяти (отражающей информацию, полученную в разное время в разных эпизодах) от постоянной. Он особо подчеркнул свое отношение к компьютеру как к вспомогательному, а не фундаментальному средству образования, поскольку, по его мнению, знание — это нечто большее, чем структурированная информация.

Ряд дополнительных вопросов, связанных с проблемами компьютеризации обучения, был поставлен в секционных докладах.

Н. Рэшби (Великобритания) поставил ряд вопросов полемического характера, связанных с введением компьютеров: каковы основные предположения, на которых основывается проведение компьютеризации обучения? не будет ли оно травмировать психику детей? не довлеют ли индустриальные проблемы (связанные с производством компьютеров) над обучением? хотят ли учителя осуществить введение информационной технологии обучения? каковы закономерности и условия эффективного использования компьютерной техники в учебном процессе? и пр. Докладчик выразил мнение, что компьютеры не очень хороши для обучения музыке, живописи, национальной культуре. Возникает также вопрос о соединении работы на компьютере с применением аудиовизуальных средств.

М. Астон, другой докладчик из Великобритании, остановился на проблеме введения новой технологии учебного процесса, связанной с компьютеризацией обучения. Он отметил важную роль методических центров для учителей по вопросам компьютеризации, созданных в ряде крупных городов страны. Следует отрабатывать основные типы умений, связанные с информацией: понимание, интерпретация, анализ, оперирование, синтез, воспроизведение, представление, применение и т.д. Получение информации и умение работать с ней очень важны для выработки у школьников умений принимать решения.

Некоторая дополнительная информация по этой проблеме была приведена в докладе С. Чарп (США). Персональные компьютеры используются для обучения, хранения информации (адреса и другие справочные данные, домашние рецепты и т.п.), для работы электронной почты (типа получения энциклопедических и текущих данных) и т.п. С. Чарп отметила, что программное обеспечение (по сравнению с самими компьютерами) становится все дороже. По мнению докладчика, США находится в самом начале решения проблемы компьютеризации обучения. В докладе В.Г. Болтянского (СССР) подчеркивалась необходимость создания продуманной методики использования микрокалькуляторов в начальной школе, иначе возникнет опасность утраты учащимися культуры счета и «чувства числа». Как показал эксперимент, проведенный в ряде школ г. Еревана, при соответствующей методике учащиеся начальной школы лучше овладевают навыками устного счета и глубже осознают логические приемы решения текстовых задач (коэффициент улучшения навыков 1,4), т.е. приобретают более прочные навыки математического мышления. При правильной организации учебной работы использование микрокалькуляторов позволяет высвободить не менее одного года учебного времени, что дает возможность устранить перегрузки, связанные с уменьшением числа учебных часов за счет введения курса школьной информатики. Применение микрокалькуляторов в начальной школе можно считать первым этапом компьютеризации, оно способствует выработке навыков алгоритмического и программистского мышления.

Подводя итог работы конференции Б. Сендов (НРБ) отметил, что проблема компьютеризации обучения ставит целый ряд экономических, организационных, психолого-педагогических, этических вопросов. Их решение в значительной степени зависит от системы и характера развития страны, но обмен мнениями в международном плане очень важен и полезен.