Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

117

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

УСТАНОВКА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УТОМЛЕНИЯ

 

Г.Н. КЕЧХУАШВИЛИ, НАЙ КИМ КЫОНГ, М. КАУКИЧ

 

Проблема утомления ввиду своего огромного практического и теоретического значения вот уже более столетия привлекает внимание представителей различных дисциплин: экономистов, педагогов, психологов, физиологов и др. Особенно остро эта проблема встала в эпоху НТР. Важным условием выявления закономерностей динамики работоспособности человека является изучение теоретических обоснований о сущности трудового или учебного утомления как особого, динамического по своей природе сдвига адаптационной структуры целостной активно действующей личности, формирующегося, перефразируя слова А.Б. Леоновой и В.И. Медведева, при выключении человека из процесса деятельности [5; 57—58]. В нашем исследовании проблема утомления рассматривается в свете общепсихологической теории установки Д.Н. Узнадзе [8].

Основные психологические теории утомления: эмоциональные, конфликтные и дезинтеграционные,— помимо специфических для каждой недостатков (отождествление симптомов и синдромов утомления с его сущностью, сведение утомления к усталости, игнорирование отдельных форм утомления, биологизация побудительных сил личности и квалификация социальных факторов поведения «враждебными» личности и др.) в равной мере характеризуются недоучетом целостного адаптационного механизма, реально осуществляющего, регулирующего и направляющего взаимодействие личности со средой. Исходя из общественно-исторической сущности процесса труда как специфической формы поведения человека, при исследовании его динамики и, в частности, динамики трудового утомления, надо исходить из реального процесса труда и понятия субъекта деятельности, целостной личности, всегда находящейся в определенной связи с окружающим миром, где реализуются его потребности, мотивы, цели и т.д. К примеру, дезинтеграционная теория утомления хотя в общем правильно указывает на нарушения регуляционных процессов, все же не раскрывает их источника, поскольку расстройства регуляции при утомлении, на которые справедливо указывают представители этой теории [10], [12], являются лишь следствием, а не сущностью утомления. Дезинтеграция, вызванная утомлением, действительно вызывает «хаос» в восприятии, изменение некоторых свойств внимания и других психических функций, в связи с чем появляются неадекватные реакции и т.п. Однако все это результаты или следствие утомления. Эта теория не указывает, почему, например, происходит рассогласование различных сенсомоторных и других структур. Она так же, как и эмоциональная теория утомления [13], пытается ответить на вопрос «как», но не «почему». Фактически одна лишь конфликтная теория фрейдистского толка пыталась ответить на вопрос «почему». Но, как выясняется, ее ответ на этот вопрос не убедителен, поскольку определенный психологический фактор здесь односторонне биологизирован и неправомерно признан основной детерминантой всей психической жизни личности [3].

Д.Н. Узнадзе исходил из положения о приспособляемости как отличительной черте всего живого, осуществляющейся в целесообразности поведения. Поведение, по Д.Н. Узнадзе, возникающее на основе потребности или нужды, заставляет живое существо вступать в контакт со средой, содержащей средства ее удовлетворения. Внешняя среда, как ситуация удовлетворения потребности, действует на целостного индивида, как субъекта потребности. Следовательно, субъект под воздействием потребности и внешней среды, как ситуации ее удовлетворения, изменяется соответственно этой ситуации. Это состояние, предшествующее поведению и антиципирующее его, Д.Н. Узнадзе называет установкой [8]. Установочное отражение — это специфическая форма отражения действительности, которая хотя не сводится к каким-то явлениям сознания, но, по существу, определяет их особенности. Установка как

 

118

 

модус активности личности целостного субъекта в каждый дискретный момент его деятельности содержит в себе основные предпосылки конкретизированных проявлений психической активности [7].

Таким образом, поскольку установка, по Д.Н. Узнадзе, является регулятором взаимодействия субъекта со средой, ясно, что в случае длительной или интенсивной деятельности вполне определенные сдвиги должны наблюдаться прежде всего в ней самой. Личностная (установочная) теория утомления исходит из предположения о специфическом изменении целостно-личностного психологического механизма,— установки, направляющей, согласно теории Д.Н. Узнадзе, взаимодействие (контакт) личности со средой. У личности, согласно нашей гипотезе [4], по мере осуществления профессиональной, учебной и любой иной деятельности в конце концов должна постепенно иссякать потребность находиться в активной связи с окружающим миром, на этой основе должна ослабеть способность активации установки осуществляемой деятельности. Основной целью исследования является попытка экспериментального обоснования гипотезы о существенной зависимости утомления от ослабления способности активации установки.

С целью верификации этой гипотезы нами проведен ряд экспериментов по методике фиксированной установки в сочетании с опытами Шарпантье, САН [2] и однофакторным шкалированием утомления типа А. Поффенбергера [7; 83]. Опыты проводились в 1982—1983 гг. на Тбилисской фабрике гнутой мебели, в типографии Издательства ЦК КП Грузии и в Тбилисском госуниверситете утром (8.30— 11.00) и вечером (17.00—22.00). Испытуемыми были станочники, шлифовальщики, лакировщицы, наборщицы и студенты различных факультетов ТГУ. Проведены 3 серии экспериментов. В I и II сериях сила фиксированной установки [8; 180—182] изучалась в связи с трудовым и учебным утомлением путем измерения величины иллюзии установки, а в III — в связи с длительностью ее затухания, измеряемого количеством критических экспозиций, необходимых для ликвидации установки [8; 219—220].

Первый эксперимент состоял в фиксации и измерении силы иллюзии установки, выработанной в процессе зрительно-мануальной деятельности у трех групп испытуемых: 1) у неутомленных или очень слабо утомленных, 2) у средне утомленных и 3) у сильно, очень сильно и крайне утомленных. Наш вариант опыта фиксированной установки состоял из трех этапов: контрольного, фиксационного и критического. В контрольных и критических опытах испытуемый получал листы (соответственно № 1 и № 3), на которых в каждой из 10 строчек, расположенных друг под другом, на расстоянии 45 мм стояли (несимметрично) по две точки. От испытуемого требовалось ставить справа от имеющихся двух третью, по возможности на таком же (45 мм) расстоянии. При этом испытуемый должен был последовательно прикрывать сверху чистым листом бумаги те строчки, на которых он уже поставил свои точки, чтобы ранее поставленные не влияли на его дальнейшую работу.

Лист № 1 предназначался для контрольного опыта, выясняющего, как испытуемый воспроизводит на глаз ограниченный двумя точками 45-миллиметровый эталонный отрезок. В верхней его части находилась 7-балльная шкала. Она представляла собой 6-сантиметровую прямую с пронумерованными слева направо равными делениями. Испытуемый должен был кружочком обвести то деление шкалы, которое соответствовало степени его утомления в данный момент. Правая крайняя точка шкалы, обозначенная 0, соответствовала состоянию «отдохнувший», «неутомленный»; следующая, 1 — «чуть-чуть уставший»; деление, обозначенное цифрой 3,— «средне утомленный»; точка, крайняя слева, обозначенная цифрой 6,— «крайне, предельно утомленный».

Установочные опыты выполнялись на листе № 2 в двух вариантах. В одном варианте в левой части листа в 15 строчках несимметрично стоят по две точки на расстоянии 30 мм друг от друга. Испытуемый должен ставить справа по точке на удвоенном, по сравнению с имеющимся, расстоянии, последовательно прикрывая чистым листом заполненные строчки. Таким образом, в каждой строчке получается по два отрезка — маленький и большой,— ограниченных тремя точками. Эти эксперименты фиксированной установки можно назвать опытами на соотношение «Маленький—Большой» (МБ). В другом варианте в левой части листа № 2 в 15 строчках несимметрично стоят по две точки на расстоянии 60 мм друг от друга. Испытуемый должен ставить свои точки справа на вдвое меньшем расстоянии, также последовательно прикрывая чистым листом заполненные строчки. Таким образом, в каждой строчке получается по два отрезка, большой и маленький, ограниченные тремя точками. Это эксперименты фиксированной установки на соотношение

 

119

 

«Большой—Маленький» (БМ). Пятнадцатикратное повторение этих процедур должно фиксировать установку в одном случае на МБ, в другом — на БМ.

Критические опыты, как было сказано, в обоих вариантах проводятся одинаково: на листе № 3 в строчках друг под другом стоят на расстоянии 45 мм по две точки. Испытуемый должен ставить третью справа на таком же расстоянии.

 

 

Рис. Отмеривание 45-миллиметрового эталонного отрезка: а) неутомленными или чуть утомленными, б) средне утомленными и в) сильно, крайне утомленными испытуемыми до (прерывистые прямые) и после фиксации установки на соотношение величин «Маленький — Большой» (МБ, кривые 1, 3 и 5) и «Большой — Маленький» (БМ), кривые 2, 4 и 6). Сплошные прямые изображают 45-миллиметровый эталон

 

Опыты проведены на более чем 300 испытуемых — студентах различных факультетов ТГУ в утренние и вечерние часы. Из всего количества протоколов было отобрано три вида: 1) с самооценкой утомления 0—1 — 115 протоколов; 2) с самооценкой утомления 3 — 64 протокола и 3) с самооценкой утомления 4—6 — 72 протокола (56 мужчин и 195 женщин в возрасте 17—34 лет).

Обработке подверглись результаты только контрольных и критических опытов: воспроизведение 45-миллиметрового эталона до и после фиксации установки. Из 10 воспроизведений эталона в контрольных опытах не приняты во внимание три первые оценки, так как учитывалось, что испытуемый должен привыкнуть к заданию. Как возможные нехарактерные случаи, оценки принимались по одной — самая большая и самая маленькая. Таким образом, из каждого протокола контрольного опыта взято по пять оценок. Из воспроизведений эталона в критических опытах, выявляющих действие фиксированной установки, мы не учитывали в каждом протоколе только две оценки — самую маленькую и самую большую, как возможные нехарактерные случайности.

Усредненные данные 10 критических экспозиций представлены на рисунке шестью кривыми. Кривые 1, 3 и 5 получены в опытах фиксации установки на соотношение МБ, т.е. когда испытуемые ставили свои точки на удвоенном расстоянии. Кривые 2, 4 и 6 получены в опытах после фиксации установки на соотношение БМ, т.е. когда они ставили свои точки на вдвое меньшем расстоянии.

Верхняя сплошная линия символизирует объективное расстояние между точками, данными испытуемому в качестве эталона (45 мм). Нижней прерывистой линией изображено это же расстояние в интерпретации наших испытуемых до фиксации у них установки. Как видим, в обоих вариантах опытов расстояние в 45 мм, ограниченное двумя точками, воспроизводится с преуменьшением на 2 мм (43 мм). Налицо явная тенденция недооценки данного 45-миллиметрового отрезка. Сравнивая кривые 1, 3 и 5 с прерывистой прямой контрольных опытов, мы видим, что при фиксации установки на МБ статистически значимый ассимилятивный эффект установки в виде переоценки наблюдается во всех трех случаях (Т1=4,91; р<0,0005;

 

120

 

Величина иллюзии фиксированной установки в процентах

 

Условия опытов

Степень утомления

0—1

3

4—6

γ

Достоверность

МБ

4,66

№=55

3,97

№=33

1,42

№=40

0,29

p<0,001

БМ

1,40

№=60

0,51

№=31

0,14

№=32

0,16

р<0,002

 

Т3=3,0; р<0,005; Т5=4,64; р<0,0005). При фиксации установки на БМ (кривые 2, 4 и 6) значимый ассимилятивный эффект установки в виде недооценки наблюдается только у слабо и средне утомленных (Т2=2,77; р<0,005; Т4=2,0; р<0,025) и не наблюдается у сильно и крайне утомленных (Т6=1,38; р<0,1). Сомнительность фиксации в последнем случае указывает на большие трудности ее выработки (фиксации) у сильно, очень сильно и крайне утомленных людей (табл.).

На таблице представлены показатели величины иллюзии фиксированной установки в процентах. Статистический анализ надежности этих показателей, проведенный по формуле γ = SD/S+D, показал достоверность полученных различий. Следовательно, мы вправе заключить, что: 1) сила фиксированной установки, определенная величиной иллюзии, с ростом утомления закономерно снижается. Это же означает, что чем больше человек утомлен, тем слабее его способность к активации установки; 2) при соотношении БМ установка фиксируется значительно трудней. Это вызвано совпадением ее ассимилятивного действия с естественной тенденцией (фиксированной в прошлом установкой) недооценки маленьких отрезков.

Второй эксперимент состоял из четырех серий: 1) измерения величины гаптической иллюзии, 2) измерения иллюзии Шарпантье, 3) теста дифференцированной оценки утомления (САН) [2] и 4) теста одно-факторного шкалирования самооценки утомления. Величина установочной иллюзии измерялась вариантом метода «уравнивания» Ж. Пиаже и М. Ламберсье [11], разработанным Г.А. Горошидзе [1] Для опытов использованы деревянные шары диаметром 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90 мм. Установочные (фиксационные) опыты проводили с шарами 60—90 мм. Парами шаров 65—90, 70—90, 80—90, 85—90 мм определялась величина иллюзии следующим образом: когда после фиксации установки в критических опытах испытуемому давалась одна из пяти пар (пробная экспозиция) и он воспринимал их равными, то, естественно, величиной иллюзии в данном случае могла быть разница диаметров этих пар. Если в этой пробной экспозиции объективно меньший шар испытуемому казался больше другого, то при вторичной пробе между шарами была еще большая разница, что помогало уточнить величину иллюзии. Если же и в этой пробной экспозиции объективно меньший шар казался субъекту меньше другого шара этой же пары, то для последующего уточнения величины иллюзии мы производили следующую пробу с шарами, у которых была еще большая разница в диаметрах, и т.д. Величина иллюзии могла быть равной разнице экспонируемых шаров либо разнице двух соседних шаров. Таким образом, мы имели 10 возможных градаций величины иллюзии: 2,5; 5; 7,5, 10; 12,5; 15; 17,5; 20; 22,5; 25 мм. Для ликвидации отрицательного влияния пробных экспозиций после каждой из них испытуемому давалась одна установочная экспозиция. С целью нивелирования влияния фактора предыдущих опытов на последующие с половиной испытуемых опыты проводились по схеме «перед работой — после работы», с другой половиной — по схеме «после работы — перед работой». Оказалось, что средняя величина иллюзии установки в начале работы равна 14,7 мм, а после работы — 10,1. Анализ значимости различия этих средних с помощью Т-критерия показал: Т=7,6; р<0,0005, т.е. снижение величины установочной иллюзии в конце смены статистически вполне достоверно. С этими же испытуемыми в те же часы проведены такие же опыты измерения иллюзии Шарпантье. Исследователями из Югославии Буясом и Петцом [12; 30] было установлено даже полное исчезновение иллюзии Шарпантье в состоянии рабочего утомления. Поскольку, по Д.Н. Узнадзе, иллюзия Шарпантье той же природы, что и его установочные иллюзии [8; 145], мы были вправе ожидать если не полного ее исчезновения, то хотя бы вполне явного ослабления у утомленного работой человека. Измерения проводили с помощью двух цилиндров — большого и маленького. Размеры большого цилиндра: диаметр основания 74 мм, высота 120 мм; маленький цилиндр: диаметр основания тот же, высота

 

121

 

вдвое меньше, т.е. 60 мм. Оба цилиндра окрашены в черный цвет; вес каждого около 998 г. Измерение проводили путем прибавления к весу большого цилиндра дополнительных грузов (всего у нас имелось 5 железных пластинок, каждая весом около 22 г)1. Оказалось, что средняя величина иллюзии Шарпантье в начале смены — 67,25 г., а после нее — 33,86 г. Разница в средних статистически также высокозначима (Т=7,8; р<0,0005). Следовательно, снижение иллюзии Шарпантье к концу рабочей смены по сравнению с ее началом статистически вполне достоверно.

Так как тест САН хорошо известен, мы не будем останавливаться на подробностях его использования. Отметим, что, по имеющимся данным [2], он дает возможность охарактеризовать функциональное состояние человека не только по абсолютным оценкам «Самочувствие», «Активность» и «Настроение», которые снижаются по мере развития утомления, но и по показателям их соотношения. У отдохнувшего человека все категории признаков оцениваются близкими цифрами. По мере нарастания утомления растет их дивергенция за счет большего снижения показателей самочувствия и активности по сравнению с субъективной оценкой настроения. Анализ полученных результатов показывает, что различия в средних значениях перед и после работы во всех трех группах признаков статистической шкалы показателя значимы; в третьей группе (настроение) с чуть меньшей степенью достоверности, чем в остальных: Тс=4,85; р<0,001; ТА=4,66; р<0,001; Тн=2,8; р<0,008.

Так как «Самочувствие» и «Активность» (С и А) более адекватно характеризуют состояние утомления, то мы объединили их усредненные показатели в величину М= С+А. Оказалось: различие между средней величиной М в начале и конце работы высоко статистически значимо (Т=5,3; р<0,0005). Был также рассчитан коэффициент корреляции между субъективной оценкой степени утомления по 7-балльной шкале и величиной М. Он равен 0,62. Следовательно, чем выше испытуемые оценивают степень утомления, тем ниже величина М.

Статистический анализ результатов второго эксперимента показал, что коэффициент корреляции между величинами иллюзии Д.Н. Узнадзе и иллюзии Шарпантье равен 0,36. Следовательно, хотя обе величины с утомлением человека уменьшаются, их взаимосвязь не так уж велика. Значительно выше корреляция между величиной иллюзии Д.Н. Узнадзе и величиной М (Уз., М) =0,593. Наконец, был рассчитан коэффициент корреляции между изменением величины установочной иллюзии Д.Н. Узнадзе и изменением степени утомления по показателям самооценок в начале и конце смены. Оказалось, что он равен 0,50. Аналогичный коэффициент для иллюзии Шарпантье — 0,45. Таким образом, ясно, что чем сильнее человек чувствует себя утомленным, тем слабее у него иллюзии Узнадзе и Шарпантье.

В третьем эксперименте изучалась связь фиксируемости установки по классической гаптической методике Д.Н. Узнадзе с утомлением. После контрольных опытов в установочных экспериментах испытуемому 15 раз подряд экспонировались для сравнения по объему шары диаметром 60— 90 мм. В критических опытах ему давались с тем же заданием шары равных диаметров (55—55 мм) до достижения 3— 4 раз подряд адекватного восприятия их объема. Опыты проводились в начале и конце смены (№=25). Средняя фиксируемость утром составила 18,2, а вечером 6,7. Различие между этими величинами статистически высокозначимо: Т=7,8; р<0,0005. Вечером фиксируемость установки оказалась ниже почти вдвое. Одновременно с опытами фиксации установки измерялась сила иллюзии Шарпантье. Коэффициент корреляции между фиксируемостью установки и иллюзией Шарпантье равен 0,77. Как видим, этот показатель намного выше показателя, полученного при сравнении величин иллюзии Узнадзе и Шарпантье в предыдущем эксперименте. С теми же испытуемыми проведен тест САН. Коэффициент корреляции между величинами М= и субъективной оценкой утомления равен -0,72. Коэффициент корреляции между скоростью затухания установки и величиной М равен 0,88. Ясно, что фиксируемость установки высоко коррелирует с результатами теста САН.

Как видим, связь трудового и учебного утомления с величиной установочной иллюзии и ее фиксируемостью не вызывает сомнений: у утомленного учебой или работой человека ощутимо снижены как величина иллюзий установки, так и ее фиксируемость, выражающаяся в уменьшении количества критических экспозиций, необходимых для ликвидации фиксированной установки. Возникает вопрос: как соотносятся эти экспериментальные данные с некоторыми закономерностями действия фиксированной установки, обнаруженными ранее другими исследователями? Этот вопрос рассмотрен нами в связи с возрастными, патопсихологическими и другими данными об установке.

 

122

 

1. В опытах Ж. Пиаже и М. Ламберсье. [6], а затем Б. И. Хачапуридзе [9] было показано, что величина установочной иллюзии ребенка ощутимо уступает величине иллюзии взрослого. Согласно Пиаже и Ламберсье, «у детей этот эффект («эффект Узнадзе». — Г.К., Н.К., М.К.) выражен слабее и медленнее угасает, тогда как у взрослых он выражен гораздо сильнее, однако и торможение эффекта происходит быстро» [6; 45]. В то же время хорошо известна значительно более легкая и быстрая по сравнению со взрослым (но не человеком пожилого возраста) утомляемость ребенка. Возможно, что сравнительная слабость установочной иллюзии детей находится в связи с их относительно легкой утомляемостью. По-видимому, исследование утомления детей, а возможно, и пожилых людей по методике Д.Н. Узнадзе, в особенности по методике измерения величины установочной иллюзии, даст интересные результаты.

2. Зависимость величины установочной иллюзии от функционального состояния центральной нервной системы, которую исследовали в условиях приема испытуемыми некоторой дозы кофеина, была недавно экспериментально доказана Г.А. Горошидзе [1], который показал, что прием одного грамма кофеина, как известно, интенсифицирующего возбудительный процесс в коре головного мозга и повышающего активность человека, увеличил показатель установочной иллюзии определенного контингента испытуемых на 3 мм в «реальных условиях» и с нуля до 2,5 мм — в «воображаемых условиях» фиксации установки [1; 92].

3. При характеристике утомления иногда указывают на повышение у утомленного человека состояния тревожности [12], [13]. Как показал Г.А. Горошидзе [1] на основе использования опросника Айзенка, направленного для измерения уровня тревожности личности, и метода измерения иллюзии Узнадзе, величина тревожности находится в статистически достоверной корреляции с величиной иллюзии: чем выше тревожность личности, тем меньше величина иллюзии установки.

4. Г.А. Горошидзе с помощью опросника Айзенка и Тейлор показал статистически достоверную связь между величиной установочной иллюзии и показателем невротизма личности. Оказалось, что величина установочной иллюзии находится в высокой отрицательной корреляции с невротизмом личности.

5. Лица, страдающие нервными и психическими болезнями, в частности неврозом и шизофренией, как известно, характеризуются серьезными отклонениями в функционировании приспособительной активности. Измерение величины установочной иллюзии у этих больных показало, что средняя величина иллюзии установки шизофреника и невротика соответственно меньше на 9,5 и 5,2 мм, чем у здорового человека [1].

Итак, сравнительный анализ некоторых данных о величине установочной иллюзии детей при тревожности, невротизме, неврозах, шизофрении и искусственном повышении активности человека также говорит в пользу развиваемой нами теории трудового и учебного утомления, согласно которой психологический механизм утомления заключается в особых сдвигах именно в модусе активности личности; при утомлении нарушается адаптационный установочный механизм, следствием чего являются разнообразные функциональные изменения и нарушения.

 

1. Горошидзе Г. А. Установочная модификация в приспособительной активности человека. — Известия АН ГССР. 1981. № 1. С. 87—97.

2. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния человека. — Вопр. психол. 1973. № 6. С. 141—145.

3. Кечхуашвили Г. Н. Психология труда и инженерная психология. — Тбилиси, 1982. — 394 с. (На груз. яз.).

4. Кечхуашвили Г. Н. Об установочной теории утомления. — Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. — Ереван, 1980. С. 202—204.

5. Леонова А. В., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. — М., 1981. — 112 с.

6. Пиаже Ж. Генезис восприятия. — В кн.: Экспериментальная психология. М., 1978. Вып. VI. С. 13—87.

7. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой. — В кн.: Психологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. С. 10—26.

8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966. — 451 с.

9. Хачапуридзе Б. И. Некоторые особенности фиксированной установки детей и вопросы количественного определения эффекта установки. — В кн.: Вопросы дошкольного воспитания. Тбилиси, 1957. С. 186—243.

10. Bartlett F. С. Psychological criteria of fatigue. — In: Floyd W. F., Welford A. T. (eds). Simposium on Fatigue. — L., 1953. P. 114— 136.

11. Piaget J., Lambercier M. Recherches le developpment des perceptions. V. Essai sur un effet d'"Einstellung" survenant au cours des

 

123

 

perceptions visuelles successives (effet Usnadze). — Arch. Psychol. Geneve, 1944—1945. 30. P. 139—196.

12. Sedlak J. Pracovné únava. — Praha, 1981. — 241 s.

13. Veil C., Veil-Barat C., Roy-Girault M., Sablier M. Fatigue et monotonie. Traite de psychologie appliquée. — Paris, 1972. P. 171—222.

 

Поступила в редакцию 06.VII 1983 г.



1 Разностный порог тяжести средней интенсивности, как известно, равен около 1/3 основного веса.