Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

В ОТДЕЛЕНИИ ПСИХОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ АПН СССР

 

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЖУРНАЛА «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»

 

16 сентября 1985 г. в Отделении психологии и возрастной физиологии АПН СССР состоялось обсуждение работы журнала «Вопросы психологии» за последнее пятилетие. С отчетом об основных итогах и направлениях работы журнала за истекший период выступил главный редактор А.М. Матюшкин. Приведем краткое изложение отчета1.

Курс КПСС на ускорение научно-технического прогресса ставит перед наукой, в том числе психологической и такими ее областями, как возрастная и педагогическая психология, ряд неотложных задач, направленных на реализацию субъективного человеческого фактора во всех сферах жизни общества — в повышении производительности труда, в достижении более высоких уровней научно-технического прогресса, в обучении и воспитании подрастающих поколений. Дальнейшее развитие психологической науки, применение изученных в психологии закономерностей к решению неотложных проблем ускорения социально-экономического прогресса, к решению вопросов, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы, в том числе вопросов психологического обеспечения овладения учащимися вычислительной техникой, приобретают чрезвычайную актуальность.

М.С. Горбачев на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС сказал: «Мы начали школьную реформу, значение которой для будущего страны трудно переоценить. И сейчас требуется не формально, а содержательно подойти к поставленным задачам и кардинально улучшить качество обучения и воспитания подрастающих поколений, их подготовку к общественно полезному труду» (Коммунист, 1985, № 7, доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г., с. 11).

Журнал «Вопросы психологии» в прошедшее пятилетие в определенной степени способствовал решению поставленных задач. Учитывая наличие второго общепсихологического журнала, а также свою ведомственную подчиненность Академии педагогических наук СССР, редколлегия журнала «Вопросы психологии» определила его профиль: это публикации, содержащие разработку методологии и теории всей психологической науки и в особенности в области возрастной и педагогической психологии. В связи с этим первые два раздела — передовые статьи и статьи в разделе «Теоретические исследования» — включают материалы, относящиеся ко всем наиболее значимым проблемам психологической науки. Основную часть центральных, впервые введенных в журнал («Педагогическая и возрастная психология», «Психология и педагогическая практика», «Психологическая консультация») и других (традиционных) разделов («Экспериментальные исследования», «Критика и библиография», «За рубежом» и др.) составляют публикации, в которых рассматриваются все аспекты возрастной и педагогической психологии, включая социально-психологический,

 

6

 

психолого-педагогический и частично психофизиологический.

Главная задача журнала, основываясь на марксистско-ленинской философии, руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, Пленумов ЦК КПСС и активно включаясь в подготовку к предстоящему XXVII съезду КПСС, содействовать дальнейшему развитию психологической науки в нашей стране, отражать вклад психологов в ускорение научно-технического прогресса. Общие установки журнала редколлегия выражает прежде всего в передовых статьях. В них журнал вновь обращается к трудам классиков марксизма-ленинизма для решения актуальных задач, поставленных перед психологической наукой практикой ускорения научно-технического прогресса, который будет способствовать решению в двенадцатой пятилетке новых больших проблем.

Эти общие принципиальные положения были представлены в статьях «XXVI съезд КПСС о задачах народного образования и психолого-педагогической науки», «Карл Маркс и психологическая наука в СССР», посвященной 165-летию со дня его рождения и 100-летию со дня смерти, «Методологические проблемы психологии в труде В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Формулированию новых больших задач, поставленных перед психологической наукой решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, посвящена передовая статья «Актуальные вопросы идеологической, воспитательной работы и психологическая наука», Фундаментальным проблемам теории и практики психологии посвящены статьи «Неотложные задачи возрастной и педагогической психологии», «Современное состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии», «Психологическая наука — реформе школы», «Актуальные проблемы внедрения результатов научных исследований в педагогическую практику», а также другие передовые статьи и материалы, посвященные актуальным проблемам психологической науки и практики.

В год сорокалетия победы над фашистской Германией в журнале были опубликованы статьи, посвященные этой знаменательной дате. Главная цель этих статей — воспитание Историей, которая, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, является важным инструментом в формировании у советского человека таких качеств, как гражданственность и советский патриотизм. В них раскрыто конкретное участие нашей науки в решении самых ответственных задач обороны Родины.

В теоретическом разделе журнала представлены наиболее значимые направления современной психологической науки, отражающие как основные подходы к решению актуальных проблем психологии, так и ее основные области. Определяя их, редакционная коллегия журнала соотносит эти направления с реальными планами научно-исследовательских психологических учреждений. Среди проблем, к которым журнал обращался в последнее пятилетие, можно выделить: принципиальные проблемы теории деятельности, психологический анализ личности и ее развития, пути и факторы оптимизации обучения, проблемы развития психодиагностики, исследования проблемы бессознательного, теорию эмоций, природные основы индивидуальных различий, проблема способностей, природа темперамента и многие другие.

Вместе с тем нас не вполне удовлетворяет уровень фундаментальных исследований, публикуемых в журнале. Необходимы новые теоретические обобщения, обеспечивающие постановку новых проблем и использование накопленного потенциала советской психологии для решения неотложных задач, поставленных жизнью. Только на основе таких теоретических обобщений возможны обоснованные и психологически компетентные рекомендации для активизации личности в обучении, в труде, в творчестве. Фундаментальные исследования должны составлять передний край современной психологической науки, открывать ее новые горизонты. На июньском (1985 г.) совещании в ЦК КПСС по вопросам

 

7

 

ускорения научно-технического прогресса М.С. Горбачев сказал: «Приоритетное значение нужно придать развитию фундаментальной науки. Именно она выступает в качестве генератора идей, открывает прорывы в новые области, дает выход на новый уровень эффективности. Фундаментальные исследования — дело слишком ответственное, чтобы мириться со слабостями, допускать медлительность и нерасторопность в их развертывании» (Коммунист, 1985, № 9, с. 24). Фундаментальные исследования определяют стратегические направления в развитии советской психологии. Основываясь на достигнутом, они должны открывать новые перспективы в исследовании психологии нашего современника, способствовать формированию и творческому участию каждого человека во всех областях нашей жизни. В постановке и решении фундаментальных проблем нашей науки мы многого ждем от академической и вузовской психологии.

В публикациях журнала за последние годы нашли отражение такие новые области психологической науки, как психосемантика, возрастная социальная психология, психология общения. Растет ориентированность теоретических исследований на решение практических задач (обучение компьютерной грамотности, трудовое воспитание, обучение и профориентация, психологическая служба семьи и школы); выполняются совместные работы педагогов и психологов

Представление об объеме теоретических публикаций журнала не будет полным без учета разделов «Дискуссии и обсуждения» и «Тематические сообщения и публикации». Постановка и обсуждение дискуссионных проблем способствуют сопоставлению различных теоретических подходов, стимулируют творческую активность ученых, позволяют по-новому решить некоторые из, казалось бы, уже решенных проблем. В журнале велись дискуссии по таким проблемам, как психологические проблемы теории деятельности; психологические проблемы теории личности; психологические проблемы бессознательного и проблемы установки; психологические проблемы мотивации, потребностей и побуждений; проблемы психологии общения и другие.

Журнал придает большое значение освещению истории нашей науки, вкладу выдающихся советских ученых в дело создания марксистской психологии. В эти годы были опубликованы статьи, посвященные Б.Г. Ананьеву, М.Я. Басову, В.М. Бехтереву, П.П. Блонскому, Л.С. Выготскому, А.В. Запорожцу, П.И. Зинченко, Г.С. Костюку, С.В. Кравкову, А.Н. Леонтьеву, В.Н. Мясищеву, А.А. Смирнову, Б.М. Теплову, П.А. Шевареву. Публикация таких материалов должна способствовать созданию полной истории советской психологии. Лишь на основе достигнутого мы можем успешно ставить и решать новые проблемы.

Особое значение журнал придает внедрению результатов психологических исследований в практику. В каждом из его номеров под специальными рубриками «Психология и педагогическая практика», «Психологическая консультация» публикуются статьи, адресованные учителям, родителям, воспитателям, обсуждаются вопросы организации психологической службы семьи и школы как единого звена психологической службы в нашей стране. Однако редакция испытывает трудности в подготовке материалов для этих разделов, так как темы, интересующие практиков, как правило, не планируются научно-исследовательскими и учебными институтами. Поэтому наиболее квалифицированные специалисты редко участвуют в подготовке таких публикаций. Некоторые из статей этих разделов представляют собой лишь изложение более или менее близких к практике результатов экспериментальных и теоретических исследований, а иногда основаны на здравом смысле.

Значительное место редколлегия журнала отводит публикации материалов ежегодно проводимых «круглых столов». В отчетный период они были посвящены наиболее актуальным проблемам, поставленным реформой школы: психологическим аспектам создания

 

8

 

и использования учебников и учебных пособий; организации психологической службы в школе; психолого-педагогическим проблемам обучения и воспитания детей шестилетнего возраста; психологическим проблемам трудового воспитания, обучения и профориентации. На 1986 г. запланировано проведение «круглого стола» по психолого-педагогическим проблемам компьютеризации обучения. Материалы «круглых столов» позволяют представителям различных регионов страны и смежных профессий не только выразить свои позиции и рассказать о своих достижениях, но и свести в некоторую систему полученные данные по наиболее актуальным проблемам, требующим принятия достаточно быстрых решений.

Вместе с тем редколлегия журнала не может ограничиваться только уже освоенными формами работы. Психология накопила достаточно данных для того, чтобы предлагать не только исследовательские, но и фундаментальные прикладные проекты и целевые программы формирования творческой личности развитого социалистического общества. Одним из важнейших интегральных аспектов человеческого фактора ускорения научно-технического прогресса является творческая деятельность человека, творческое развитие личности на всех этапах ее жизни и деятельности.

Традиционной частью публикаций журнала являются статьи, помещаемые в разделе «Экспериментальные исследования». В своем большинстве они отражают результаты плановых исследований научных учреждений. Следует отметить, что некоторые из экспериментальных статей не связаны с решением новых теоретически значимых проблем, а представленные в них данные повторяют уже известные факты. Этот недостаток особенно присущ экспериментам по психологии обучения, в которых экспериментальные группы всегда лучше контрольных. Результаты таких экспериментов не могут использоваться в практике школы. Необходимо повысить требовательность к экспериментальным исследованиям, включить их в контекст решения наиболее значимых теоретических проблем, использовать экспериментальные данные для решения практических задач.

Журнал способствует подготовке научных кадров психологов, в том числе кадров высшей квалификации. На основе фундаментальных исследований, материалы которых публиковались в журнале «Вопросы психологии», защищены или подготовлены к защите докторские и кандидатские диссертации.

Журнал активно поддерживает публикацию материалов, включающих формулирование оригинальных подходов и концепций, предлагаемых молодыми психологами. Некоторые из них получили высокую оценку по итогам ежегодного конкурса на лучшие работы.

В последние годы значительно расширилась география авторского состава и подписчиков нашего журнала. Если раньше авторский актив журнала включал главным образом москвичей, ленинградцев и отчасти киевлян, то за последние годы, при оставшейся стабильности численности авторов из указанных городов, значительно увеличилось число публикаций из других научных центров нашей страны.

Журнал регулярно отчитывается о своей работе перед психологической и педагогической общественностью, в том числе на VI Съезде Общества психологов СССР, на заседании Московского отделения Общества психологов, на Пленуме ВАК СССР по подготовке научных кадров, перед слушателями Института повышения квалификации при Президиуме АПН СССР, на факультете повышения квалификации психологических кадров университетов. Встречи редакции с читателями помогают привлекать новых авторов, а также учитывать замечания по улучшению работы журнала. Редакция регулярно получает письма от читателей, в которых высказываются пожелания в адрес журнала и психологической науки. В большинстве из них содержатся просьбы о помощи в изучении психологии, а также в

 

9

 

использовании психологических знаний для решения практических задач.

В обсуждении работы журнала приняли активное участие психологи Академии педагогических наук СССР и других научных учреждений Москвы. Н.Ф. Талызина отметила, что журнал многое сделал для развития психологической науки в нашей стране. Задачи, поставленные перед журналом 30 лет тому назад (см. «Вопросы психологии», № 1, 1955 г.) — в момент его организации — должны быть в центре внимания в настоящее время: 1) организация коллективной разработки важнейших теоретических проблем; 2) отпор рецидивам идеализма и вульгарного материализма; 3) творческое обсуждение проблем психологии, так как без борьбы мнений, критики развитие науки невозможно. Однако работу журнала нельзя рассматривать изолированно от других психологических журналов, появившихся позднее. В связи с этим необходимо более дифференцированно определить задачи «Вопросов психологии». Одна из них состоит в координации выполняемых исследований. Следует больше публиковать статей обобщающего характера, в которых бы обсуждались назревшие проблемы психологии, такие, как проблемы психологии личности, различные проблемы педагогической психологии, психодиагностики и др. Для этого, по-видимому, необходимо больше планировать заказных статей. Редколлегии журнала нужно выработать стратегию отбора и таких статей, которые послужат основой для дискуссии по ряду теоретико-методологических проблем: проблемы деятельности в психологии, методы исследования, концепция учебной деятельности, проблемы психического развития и др.

Возрастная и педагогическая психология — большой раздел нашей науки, являющийся ведомством именно данного журнала. Публикации по этому разделу вызывают беспокойство в трех отношениях: 1) недостаточной их новизны, 2) отсутствия четкой дифференциации от частных методик и от дидактики, 3) трудно прослеживаемого различия между педагогической психологией как фундаментальной отраслью психологической науки и как прикладной, решающей актуальные педагогические задачи. Видимо, назрела необходимость в обсуждении всех этих проблем, а также проблем соотношения «учения», «усвоения», «учебной деятельности», «обучаемости» и др.

На страницах журнала еще недостаточно отражается новое в зарубежной психологии. Журналу следует расширить публикацию обзорных статей по зарубежной психологии. Полезно было бы проводить дискуссии и по ряду проблем, обсуждаемых в опубликованных монографиях.

Журнал должен не только отражать положение дел в науке, но также, стимулировать исследователей к изучению ключевых психологических проблем, помогать массовому читателю выработать точку зрения на достижения и возможности психологической науки.

Высказанные пожелания и замечания направлены на дальнейшее развитие журнала. В настоящее время журнал успешно отражает современное состояние психологической науки, сохраняет хорошие традиции в работе; много внимания уделяет проблемам связи психологии с практикой. Работа журнала в целом должна быть оценена положительно. Журнал пользуется большим авторитетом у нас в стране и за рубежом. Высказанные замечания должны помочь сделать его еще более интересным.

В.П. Зинченко выразил согласие с мнением Н.Ф. Талызиной о том, что теоретико-методологические работы должны оставаться наиболее существенным разделом журнала. Однако вопрос состоит в том, что называть теорией. Далеко не все статьи в разделе «Теоретические исследования» содержат новую теорию. Журнал «Вопросы психологии» относится к научным изданиям, поэтому в нем не следует помещать публицистические работы, им место на страницах популярных журналов.

Полезно было бы представлять на страницах журнала хотя бы краткую информацию о выходящих за рубежом

 

10

 

изданиях, освещающих достижения советской психологической науки.

Давая оценку публикациям журнала по проблеме психологической службы, В.П. Зинченко отметил, что следует не ограничиваться обсуждением этой темы, а давать конкретный материал по организации этой службы и ее методическому оснащению.

Журнал не должен бояться обсуждения дискуссионных проблем. Ему следует активнее высказать свое отношение к проблеме обучения детей в школе, начиная с шестилетнего возраста, а также к проблеме введения компьютеров в школу.

Положительно оценивая публикацию статьи С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова и др., В.П. Зинченко отметил, что журнал мог бы предоставлять место и другим ранее публиковавшимся значимым психологическим работам, ставшим в настоящее время практически недоступными.

Л.И. Анцыферова остановилась на содержании и оформлении журнала, а также на работе редакторов с авторами. Она отметила, что наиболее интересными являются разделы, освещающие теоретические проблемы общей и педагогической психологии. Весомый вклад журнала в проблемы обучения и воспитания позволяет ставить вопросы об организации дискуссий по фундаментальным категориям педагогической психологии — обучению и воспитанию, по содержанию современного понятийного аппарата теории обучения и воспитания, тех изменений, которые произошли в науке за последние десятилетия.

В журнале публикуются фундаментальные теоретические статьи, однако наблюдается некоторый разрыв между этими статьями, отличающимися высоким уровнем теоретического анализа, и более слабыми экспериментальными работами. А ведь именно экспериментальные работы и должны составлять основу теоретических обобщений. Нужно, чтобы экспериментальные исследования были более интересными и вытекали из фундаментальных теоретических гипотез.

Журнал является действительно «психологическим»: в большинстве помещаемых в нем статей проводится тонкий психологический анализ обсуждаемых проблем.

Л.И. Анцыферова поддержала раздел «Коротко о книгах», позволяющий читателям ориентироваться в огромном потоке зарубежных научных публикаций по психологии; она отметила желательность увеличения объема этого раздела. Весьма ценным, по ее мнению, является раздел «Дискуссии и обсуждения».

В разделе «За рубежом» сейчас представлены в основном информационные материалы, реже дается критический анализ зарубежных работ. Есть несколько концепций, которые следовало бы проанализировать в критическом плане, среди них теория социального научения.

Следует уделять большее внимание истории мировой и в особенности отечественной психологической науки, введению новых фактов в обиход современного психологического анализа.

Л.И. Анцыферова отметила хорошую литературную обработку материала, публикуемого в журнале.

Основываясь на опыте организации журналом «круглых столов», Н.П. Попова подчеркнула их большое значение для решения наиболее актуальных задач возрастной и педагогической психологии в ходе реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Опыт показывает, что «круглые столы» могут ставить не только дискуссионные вопросы науки, но и на основе совместной работы представителей смежных наук (в том числе и преподавателей вузов), а также учителей, методистов предлагать наиболее оптимальные варианты решения неотложных задач. Достоинство «круглых столов» как формы подачи материала в научном журнале еще и в том, что они обеспечивают возможность равного и максимально демократичного участия каждого в работе журнала. Для повышения эффективности материалов «круглых столов» необходимы более четкое определение и ограничение набора обсуждаемых вопросов, а также ориентированность

 

11

 

участников на подготовку совместных практических решений.

Т.В. Кудрявцев поддержал основную направленность журнала на обсуждение фундаментальных вопросов возрастной и педагогической психологии. Однако, подчеркнул он, говоря о фундаментальных исследованиях, нельзя забывать о центральных проблемах психического развития человека, которые должны охватывать все возрастные периоды и все области педагогической психологии. Эти проблемы нельзя исследовать во всем объеме, если ориентироваться главным образом на изучение младшего школьного и подросткового возраста. Необходимо больше уделить внимание дошкольному возрасту, а также обратиться к старшему школьному возрасту и к периоду взрослости. Нельзя создать целостную теорию развития, если ограничиваться только определенным этапом этого развития.

Остановившись на проблемах организации «круглых столов», Т.В. Кудрявцев высказался за необходимость совершенствовать эту удачную форму работы, предполагающую, в частности, предварительное обозначение круга основных дискуссионных проблем, подлежащих обсуждению.

Следует более тщательно производить отбор статей для рубрики «Экспериментальные исследования». Некоторые из них (например, работы по психофизиологии) представляют лишь специальный интерес и, видимо, нецелесообразно публиковать их именно в данном журнале. Вместе с тем надо увеличить число публикуемых экспериментальных работ в области педагогической и возрастной психологии; больше внимания уделять публикациям по вопросам профессионального обучения, развития личности в условиях профессиональной школы.

В.Я. Ляудис, присоединившись к высказанным положительным оценкам работы журнала, обозначила некоторые пути ее дальнейшего улучшения. Первый из них — создание стратегии отбора статей, поступающих по инициативе авторов и заказанных редколлегией. Редакция журнала может существенно стимулировать развитие психологической науки, используя резервы ученых, работающих в вузах, адресуясь к ним и к широкой массе психологов с заказами на публикации по актуальным проблемам науки. Чтобы направленно формировать аудиторию читателей и авторов, можно в каждом номере журнала помещать упреждающую информацию о тех материалах, которые будут опубликованы в последующих номерах. Улучшению работы журнала могут способствовать и расширенные заседания редколлегии с привлечением ведущих и молодых ученых, а также активных читателей журнала. В разделе «За рубежом» можно было бы периодически публиковать материалы, посвященные системам воспитания и формирования личности в отдельных странах. Раздел «Критика и библиография» полезно пополнить рецензиями на книги ученых — работников вузов. В целом журнал должен активнее представлять широкий социальный культурный контекст психологии, показывать ее роль в современной жизни.

За последние пять лет, отметила Т.Н. Ушакова, уровень журнала заметно вырос. Возникшая новая четкая рубрикация представленных в нем публикаций свидетельствует о всестороннем отражении исследований, ведущихся советскими психологами. Большого одобрения заслуживают сохранение в журнале основной теоретико-методологической части (несмотря на появление другого общепсихологического журнала), а также активная работа журнала с молодыми авторами.

Э.А. Голубева остановилась на публикациях по психофизиологии, выразив несогласие с Т.В. Кудрявцевым в том, что такие публикации в «Вопросах психологии» надо сокращать. О значении психофизиологических исследований для педагогики свидетельствуют публикации по ряду проблем психофизиологии, в том числе обсуждение этих проблем на Отделении психологии и возрастной физиологии АПН СССР (см.: Вопросы психологии, 1983, № 5). Прямое отношение к возрастной и педагогической психологии

 

12

 

имеют психофизиологические исследования по проблемам ощущения и восприятия, научения и памяти, эмоций и стресса, латерализации психических функций и т.д. Для того чтобы активизировать человеческий фактор во всех сферах общественной жизни, необходимо использовать достижения отечественной и мировой науки в области психофизиологии человека, и в частности психофизиологии индивидуальных различий. В каждом из психологических журналов психофизиологические исследования могут быть представлены по-разному. Работы, в большей мере относящиеся к проблеме способностей и склонностей, их становлению, соотношению темперамента и характера в возрастном плане, имеющие непосредственное отношение к педагогической психологии, и впредь должны быть обязательно представлены в «Вопросах психологии». Таким образом, для того чтобы журнал отражал полно все существующие отрасли психологической науки, оказывал реальную помощь делу обучения и воспитания, необходимо расширение, а не сужение числа психофизиологических публикаций с их ориентацией на решение практических задач.

Р.Л. Кричевский рассмотрел публикации по социально-психологической проблематике. Он отметил целесообразность проведения на страницах журнала «круглого стола», посвященного социально-психологическим проблемам современной общеобразовательной и профессиональной школы. В журнале публикуются статьи по проблемам психологии общения, семейных отношений, управления, но недостаточно число публикаций по проблемам психологии коллектива — ученического, учительского и др. Не представлены работы по психологическим проблемам управления первичными ученическими коллективами, по социальной экологии коллектива. Необходимо публиковать обзорные критические работы по состоянию разработки той или иной социально-психологической проблематики за рубежом. Исследования по социальной психологии очень важны для воспитания подрастающего поколения, поэтому следует обратить на них большее внимание.

По мнению А.Г. Шмелева, журнал выполнит свою роль организатора научных исследований и пропагандиста достижений психологической науки, если публикуемые в нем сообщения по языку и нормам подачи информации будут специализированы по крайней мере для трех категорий читателей: 1) специалистов-исследователей (методологические и дискуссионные статьи), 2) психологов-практиков (инструктивные, систематизирующие материалы, а также описания методик, без раскрытия методических секретов — ключей и норм), 3) широкого круга читателей (материалы, пропагандирующие психологические знания). Каждый публикуемый материал должен быть адресован определенной категории читателей. Особого внимания требует подбор материалов для психологов-практиков и массового читателя.

А.М. Матюшкин ответил на ряд вопросов и замечаний, высказанных в выступлениях, поблагодарил выступавших за конструктивные предложения по улучшению работы журнала, попросил всех участников дискуссии активно включиться в жизнь журнала, в своих статьях предлагать конкретные решения фундаментальных и прикладных проблем.

Итоги обсуждения подвел академик-секретарь Отделения А.А. Бодалев. Он высказал общую положительную оценку работы журнала за последнее пятилетие, отметив, что высказанные пожелания помогут улучшить эту работу.

В настоящее время перед психологами стоит важнейшая задача активизировать человеческий фактор при решении грандиозных задач социалистического строительства, которые стоят перед страной. Теоретические и экспериментальные работы, публикуемые в журнале, должны быть больше ориентированы на решение актуальных задач практики. Необходимо активизировать работу с теми авторами, которые могут предложить журналу конкретный инструментарий, методики,

 

13

 

что позволило бы усилить отдачу психологической науки по линии профориентации, профессионального обучения, адаптации молодых рабочих на производстве, воспитания в целом, повышения эффективности работы средств массовой информации и др. Больше внимания следует уделять и работам, в которых затрагиваются вопросы коренного совершенствования подготовки психологов в вузах.

В постановлении Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР по отчету журнала «Вопросы психологии» было отмечено, что журнал достаточно полно отражает результаты основных психологических исследований, выполняемых в нашей стране и разрабатывающих теоретические, экспериментальные и прикладные проблемы психологии, обеспечивающие решение актуальных задач, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы, необходимостью дальнейшего ускорения научно-технического прогресса.

Внимание редколлегии журнала было обращено на необходимость увеличения числа публикаций по фундаментальным проблемам психологии, проблемных и обобщающих работ, определяющих перспективные направления исследований современной психологии, а также работ, ориентированных на решение актуальных практических проблем, поставленных реформой школы и необходимостью ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса, расширения количества комплексных публикаций, подготовленных по результатам совместных исследований психологами и педагогами, методистами и учителями, и предназначенных для непосредственного внедрения в практику.

Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР считает необходимым активное творческое участие ведущих ученых, представляющих институты АПН СССР, кафедры психологии пединститутов и психологические факультеты университетов, в работе журнала «Вопросы психологии».



1 Материалы всех выступлений публикуются с сокращениями.