Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В ШКОЛЕ

 

«Этика и психология семейной жизни» встречена школьниками с большим интересом. Я веду этот предмет в СШ № 2 г. Ворошиловграда. В процессе учебных занятий на конкретных примерах передовиков производства станкостроительного  завода им. В. И. Ленина, шефствующего предприятия школы, показываю, что подавляющее их большинство имеет хорошие семьи и много времени уделяет воспитанию детей. На уроках перед учащимися выступают представители рабочих династий, семьи, чей «стаж» превышает 25—30 лет, и совсем молодые супруги, прожившие в браке 2—3 года. Учащиеся осмысливают эти выступления, обсуждают их. Нередко, когда они не решаются высказаться вслух, мы практикуем письменные изложения без подписи. Эти записки анализируются и затем обсуждаются на уроках.

Часть уроков проводится раздельно для мальчиков и девочек. В этих случаях достигается больший эффект, так как учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее.

Нередко отдельные вопросы школьники стремятся задать педагогу наедине. Поэтому я практикую индивидуальные беседы с ними до начала и после окончания уроков.

Если встречи с родителями всех классов как школьный психолог я провожу два раза в месяц, то для родителей, чьи дети изучают предмет, организую такие беседы и консультации дополнительно по своей инициативе или по желанию родителей.

В школе реализуется план соответствующих внеклассных мероприятий (вечера, встречи, диспуты и др.). В перспективе я планирую встречи школьников с работниками ЗАГСа, юристом, сотрудниками Дворца бракосочетания. Готовлю ролевые игры по отдельным темам.

Ставлю своей задачей поддерживать связи с выпускниками и после школы. Нужно знать, как сложится жизнь у них в будущем,

 

184

 

что необходимо учесть мне, педагогу, для дальнейшей работы.

Как преподавателя психологии пединститута, приступившего в сентябре этого года к чтению курса для студентов, меня беспокоит подготовка будущего учителя по этому предмету. 20 лекционных часов, которые отводятся на этот спецкурс, явно недостаточно. Необходимо хотя бы 4—5 практический занятий (в пределах 10 часов) для обсуждения со студентами наиболее сложных проблем предмета и методики их изложения школьникам.

На мой взгляд, преподавателям и сотрудникам кафедр психологии пединститутов в качестве школьных учителей было бы полезно вести уроки в школе с целью изучения и обобщения опыта преподавания нового предмета, разработки необходимых методических рекомендаций.

Пособие для учителя (под ред. И.В. Гребенникова. — М.: Просвещение, 1984) достаточно содержательно раскрывает основные вопросы программы. К сожалению, тираж его недостаточен. Необходимо, чтобы выпускники педвузов, подавляющее большинство которых будет работать в сельских школах, имели бы это пособие на руках.

Через некоторое время, когда будет накоплен первый опыт изучения «Этики и психологии семейной жизни», хотелось бы увидеть на страницах журнала «Вопросы психологии» обсуждение проблем преподавания этого сложного предмета. В этом нуждается учитель.

 

Равикович С.И.,

старший преподаватель кафедры психологии

Пединститута им. Т.Г. Шевченко,

учитель СШ №2 Ворошиловграда