Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

123

 

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В.М. БЕХТЕРЕВЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПРИ КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

(ОКТЯБРЬ 1885 г.)

 

С.Е. ДРАПКИНА, М.Я. ПОЛЯКОВА

 

В 1885 г. В.М. Бехтереву Министерством просвещения и Казанским университетом было предложено руководство кафедрой психиатрии. Бехтерев, прежде чем принять это предложение, поставил ряд условий и среди них — организацию психофизиологической лаборатории. Все они были приняты, и осенью 1885 г. психофизиологическая лаборатория была организована при Казанском университете. Об организации и развитии психофизиологической лаборатории В.М. Бехтеревым была опубликована статья на французском языке в трудах Международного конгресса по антропологии и зоологии, состоявшегося в Москве в 1892 г. [3]1.

По приезде в Казань В.М. Бехтерев, сложившийся ученый с широким образованием и четким планом научно-исследовательской работы, с присущей ему энергией развернул активную деятельность по многим направлениям. Особенно примечательным явилось то, что он сразу стал искать совершенно новые пути как в организации научных исследований, так и в содержании поставленных им проблем. Эти искания В.М. Бехтерева шли в единстве и одновременно с применением им новых методов в подготовке будущих врачей, не только практиков, но и самостоятельных исследователей. Бехтерев отказался от бытующего

 

124

 

только лекционного метода преподавания в аудиториях, а сразу ввел в преподавание неврологии и психиатрии наглядные методы и эксперименты, как физиологические, так и психологические. Студенты старших курсов и многие врачи, потянувшиеся к талантливому ученому и желающие повысить свою квалификацию, обучались в соответствующих учебных заведениях и проводили практические занятия и экспериментальные исследования в психофизиологической лаборатории и ее отделах.

Здесь велись работы по анатомии, гистологии, физиологии нервной системы, особенно центральной, в норме и патологии. Помимо практических занятий проводились экспериментально-психологические исследования, преимущественно по психометрии. За короткий срок психофизиологическую лабораторию хорошо оборудовали. Часть приборов для изучения различных видов чувствительности была сконструирована самим В.М. Бехтеревым, другие же были им усовершенствованы. В процессе работы В.М. Бехтерева, его учеников и сотрудников была собрана обширная коллекция препаратов по эмбриологии, анатомии центральной нервной системы (нормальной и патологической).

Экспериментальные исследования, проводившиеся в лаборатории, дали большой материал, характеризующий особенности различных видов чувствительности (зрительной, слуховой, мышечной, костной, температурной, болевой, волосковой и др.), их функционирования в норме и патологии. Изучались также пороги ощущений, роль мышечного чувства в формировании пространственных представлений. В этот же период В.М. Бехтерев начал специально заниматься выяснением влияния центров коры мозга на иннервацию внутренних органов (сердца, сосудов, желудка и др.). В своих исследованиях В.М. Бехтерев не только показал роль коры головного мозга в деятельности внутренних органов, но и установил многоэтапный характер рефлекторной деятельности. Бехтерев вместе с тем подчеркивал и существование процесса обратных рефлекторных влияний на головной мозг, исходящих из внутренних органов. В этих исследованиях нашли свое отражение идеи И.М. Сеченова и С.П. Боткина, заложивших основы учения о нервизме. Идею о ведущей роли нервной системы в жизнедеятельности организма В.М. Бехтерев проводил во всех своих исследованиях, начиная с диссертации на степень доктора медицины, выполненной им в 1881 г.

В лаборатории В.М. Бехтерева работало около 20 сотрудников и учеников (Н.Н. Реформатский, М.К. Валицкая, Б.И. Воротынский, С.Д. Колотинский, П.А. Останков, А.А. Диомидов, М.С. Добротворский, А.М. Токарский и др.). В Казанской лаборатории впервые стал зарождаться один из тех научных коллективов с особым, направлением и традициями в характере исследований, который вошел в историю отечественной науки как бехтеревская школа.

Благодаря созданной В.М. Бехтеревым

 

125

 

школе исследователей появилась возможность учредить в 1892 г. Казанское общество невропатологов и психиатров и организовать журнал «Неврологический вестник».

На основе своих шестилетних исканий и результатов работы в клинике и лаборатории В.М. Бехтерев объединяет врачей разных специальностей, исходя из установки на комплексное исследование неврологических процессов. Он проводит идею о целостном изучении жизнедеятельности организма, а также и личности больного в целом, во всех его опосредованиях.

Результатом огромного ряда исследований В.М. Бехтерева, его учеников и сотрудников в психофизиологической лаборатории и в клинике явился его классический труд «Проводящие пути спинного и головного мозга», опубликованный первым изданием в 1892 г.2. Созданием этого труда В.М. Бехтерев определил новое направление в неврологии и психиатрии. Он ввел оригинальные методы в изучение нервной системы. К ним относятся патолого-анатомический и экспериментальный, которым он придавал большое значение. Этот капитальный труд В.М. Бехтерева явился дальнейшим развитием и практическим воплощением идеи И.М. Сеченова, выступавшего против анатомического принципа в физиологии.

Вторым капитальным трудом В.М. Бехтерева явились «Основы учения о функциях мозга», вышедшие в 7 частях. Этот труд явился дополнением и продолжением «Проводящих путей». Он был результатом многочисленных исследований В.М. Бехтерева и его учеников, начатых в Казанской психофизиологической лаборатории.

В.М. Бехтерев резко выступал против существующего в психологии и психиатрии метода самонаблюдения, считая его непригодным для научного изучения процессов психической деятельности в норме и патологии.

В 1888 г. в своем выступлении на годичном акте в Казанском университете на тему «Сознание и его границы» [1] В.М. Бехтерев подверг критике всякого рода умозрительные, абстрактные теории, трактующие процесс сознания и методы его изучения. В решении этого вопроса Бехтерев исходил из объективных наблюдений реальной жизни, клинических факторов и экспериментально-психологических данных, добытых в Казанской психофизиологической лаборатории.

В статье «Сознание и его границы» В.М. Бехтерев, в противовес существовавшему интеллектуалистическому направлению в психологии, на основе своих исследований показал роль эмоционального фактора в психической деятельности. Примечательным является также то, что В.М. Бехтерев вскрыл в своих исследованиях психический феномен, или «особое состояние», названное им «ожиданием» [1; 28]. Обнаруженный им феномен явился как бы предтечей или прообразом «установки», обнаруженной впоследствии работами Д.Н. Узнадзе на отчасти сходном экспериментальном материале. Необходимо также отметить, что, продолжая и развивая идеи И.М. Сеченова о генетической психологии, В.М. Бехтерев при трактовке процессов сознательных и бессознательных раскрывает их стадийность с младенческого возраста [1; 29]. В.М. Бехтерев впервые в мировой науке поставил вопрос о необходимости накопления научных данных для правильного подхода к воспитанию детей с младенческого возраста.

В.М. Бехтерев утверждал, что изучение патологических явлений должно основываться на изучении психологии как науки о нормальной психической деятельности личности. Экспериментально-психологические исследования, проводимые им и его учениками, становились основой для клиники в изучении больного, основой правильного лечения и понимания роли самой личности в преодолении своей болезни.

Исходя из своего понимания отношений между психической деятельностью в норме и ее расстройствами,

 

126

 

В.М. Бехтерев утверждал, что изучение психических нарушений должно идти от нормы к патологии с целью восстановления психического здоровья, а не наоборот. Изложенные научные принципы В.М. Бехтерева нашли свое отражение в экспериментальных работах его учеников (М.К. Валицкой, Б.И. Воротынского, П.А. Останкова, М.М. Грана и др.).

Еще в доказанский период своей научной деятельности, начиная с 1882 г., В.М. Бехтерев начал исследовать особенности двигательных реакций у животных и человека в норме и при различного рода расстройствах, связанных с рефлекторной деятельностью как периферических органов, так и головного мозга. Уже в этот период В.М. Бехтерев сделал ряд открытий при изучении деятельности органов равновесия и их роли в формировании представлений о пространстве.

Эти исследования были продолжены в основанной им лаборатории. В 1886 г. В.М. Бехтерев публикует статью «Физиология двигательной области мозговой коры» в журнале «Архив психиатрии, нейрологии». В 1887 г. она вышла отдельным изданием. В результате многочисленных исследований В.М. Бехтерев открыл, что заученные путем дрессировки движения у собаки исчезают после разрушения двигательной области мозговой коры [2].

В противовес исследователям, которые утверждали, что заученные движения локализуются в подкорковых областях, В.М. Бехтеревым было впервые доказано, что не подкорковые узлы являются центром заученных в течение жизни движений, а именно кора головного мозга. Это открытие дало возможность В.М. Бехтереву разработать впоследствии специальный метод для изучения динамики деятельности различных форм поведения, которые образуются в течение жизни, и их центральных взаимосвязей, сочетаний в коре головного мозга. Этот метод, названный им методом сочетательно-двигательных рефлексов, явился аналогом в своем центральном звене метода условных рефлексов И.П. Павлова.

Научные результаты, полученные В.М. Бехтеревым и его школой в Казанской экспериментальной психофизиологической лаборатории, а также возникшие в дальнейшем новые идеи и проблемы привели его к мысли о необходимости создания в России специальных институтов и лабораторий для более глубокого и всестороннего изучения поставленных им новых проблем по психиатрии, психологии, воспитанию и развитию личности в самом широком понимании.

Указанные нами труды и многочисленные выступления В.М. Бехтерева, составившие эпоху в отечественной и мировой естественнонаучной мысли, имели большое педагогическое и мировоззренческое значение. Они давали научно-теоретическую подготовку в материалистическом направлении не только врачам, психологам, но и разным категориям научно образованных людей.

Закончить нашу статью о В.М. Бехтереве следует замечательными словами И.М. Сеченова: «В деятельности великих людей, начинающих собой новые эпохи в области научной мысли, есть всегда две стороны, одинаково драгоценные для потомков: итоги их реформаторской деятельности и тот путь, которым шла их мысль. Для преемников реформатора итоги его служат новым исходным пунктом поступательного движения вперед, а путь, которым он шел, намечает направление нового движения» [4; 37].

 

1. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. — Казань, 1888.

2. Бехтерев В.М. Физиология двигательной области мозговой коры. — Харьков, 1887.

3. Бехтерев Влад. Психофизиологическая лаборатория Казанского Императорского Университета. (На фр. яз.). — В кн.: Congres Internationale de Zoologie. Т. III. M., 1892. С. 36—44.

4. Сеченов И. М. Заслуги Лавуазье в биологической области. — В кн.: В память Лавуазье. Речи... — М., 1894.

 

Поступила в редакцию 5. IV 1985 г.



1 В статье В.М. Бехтерева рассказано о том, с какой целью была создана лаборатория: «Непосредственная цель лаборатории состоит в исследовании нервной системы, прежде всего центральной нервной системы, с точки зрения эмбриологии, анатомии, гистологии, патологической анатомии, физиологии и микрохимии; лаборатория предназначена также для исследований в области экспериментальной психологии и для психофизических исследований»; на какие средства она существует; какое помещение занимает; чем обладает (значительной коллекцией препаратов головного мозга людей, животных, коллекцией микроскопических материалов центральной нервной системы и периферической, различными приборами). Далее В.М. Бехтерев подробно описывает модели (с рисунками) и предназначение 7 приборов, созданных преимущественно им самим в лаборатории: 1) большая схематическая модель проводящих путей головного и спинного мозга, 2) пневмограф, 3) рефлексограф, 4) пружинный молоток для регулирования силы удара, наносимого на сухожилия с целью получения рефлекса, 5) рефлексометр, 6) электрод, применяемый для катафореза или введения медикаментов в тело с помощью электричества, 7) аппарат, применяемый для измерения размеров головного мозга.

Далее в статье перечисляются результаты выполненных работ (с именами исполнителей) по следующим разделам (кроме специальных медицинских работ): 1) анатомия нервной системы; 2) физиология нервной системы; 3) экспериментальная психология. В последнем разделе указание на работы: Проф. В. Бехтерев. Сознание и его границы. Казань, 1888; Д-р Валицкая. Психометрические исследования, проведенные на лицами, страдающими прогрессивным параличом помешанных.— Вестник, 1889; Е. Генике и В. Воротынский Психометрические исследования над лицами, приведенными в состояние гипноза. — Врач, 1891; Д-ра Останков и Гран. Об изменении скорости психических процессов в различное время дня. (Работа удостоена золотой медали со стороны мед. фак. Казан. ун-та). Печатается в «Неврологическом вестнике».

2 Вторым дополненным изданием этот труд был опубликован в 2 частях в 1896 г.