Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

ЛЕКЦИИ ПО ЯЗЫКОВОМУ ПОВЕДЕНИЮ

 

Osgood С.Е. Lectures on language performance. (Springer Series in Language and Communication. V. 7).— N.Y., Heidelberg, Berlin: Springer-Verlag, 1980. — 276 p.

 

Данная книга представляет собой седьмой том девятитомной серии публикаций «Язык и коммуникация» под редакцией В. Левелта. В нее включены восемь лекций, прочитанных Ч. Осгудом в 1978 г. в Иллинойском университете. Эти лекции являются введением к большому труду Ч. Осгуда под названием «Абстрактная грамматика поведения», над которым автор работает в последние годы. Книга предназначена для широкого круга читателей — специалистов в области психологии, лингвистики, философии и других областей знания.

Первая лекция называется «Что такое язык?»1. В ней автор дает критерии оценки языка, указывает ряд параметров, характеризующих человеческий язык, выделяет универсалии, характерные для человеческого языка вообще, а также неспецифические (например, статистические) универсалии, отражающие интеллектуальные, культурные и прочие особенности поведения носителей определенного языка. В этой лекции Ч. Осгуд также рассматривает ряд теорий происхождения человеческого языка и выдвигает свою теорию «естественности» происхождения языков, которая основывается на общих принципах репрезентативного необихевиоризма, в рамках которого работает автор. Рабочий принцип, лежащий в основе общей теории познания и речения (sentencing) Ч. Осгуда, следующий: как в эволюции вида, так и в развитии отдельного человека когнитивные структуры, которые «интерпретируют» воспринятые предложения и порождают новые, основаны на долингвистическом опыте, приобретенном в процессе адаптации поведения к различным явлениям окружающей действительности2.

Вторая лекция «Вещи и слова» содержит подробный разбор истории развития психологии бихевиоризма, а также репрезентативного необихевиоризма, в рамках которого создана сложная, многоуровневая семантико-компонентная модель Ч. Осгуда, устанавливающая тесную связь между познанием через перцептивные и лингвистические каналы обработки информации. Ч. Осгуд отмечает, что классический бихевиоризм с его формулой SR не был способен решать сложные проблемы перцептивной организации, отчетливо поставленные гештальтпсихологией. Классическая формула SR приобретает у Ч. Осгуда более сложный вид: это трехуровневая модель обработки информации (с обратной связью), где первый уровень — проективный (первичного восприятия информации), второй — интегративный (первичной обработки информации), третий — репрезентативный. Третий (основной) уровень обработки информации характеризуется сложным механизмом, состоящим из следующих блоков: лексикон, оператор, буфер и память.

Результаты исследований подтверждают предположение автора о том, что «глубинная» когнитивная система семантична по природе, она является общей для нелингвистического (перцептивного) и для лингвистического

 

168

 

каналов обработки информации. Эта идея близка к тому, что в отечественной психологии (вслед за А.Н. Леонтьевым) принято называть семантическим полем сознания, системой значений, формируемой при участии всех каналов восприятия, а также мышления и речи. Книга Ч. Осгуда вызывает большой интерес особенно потому, что в ней представлена попытка объединения в единую теорию лингвистических и нелингвистических способов познания окружающей действительности. Абстрактная грамматика поведения Ч. Осгуда (APGabstract performance grammer) по сути представляет собой лингвистическую теорию поведения, о чем свидетельствует материал, представленный в данных лекциях. Работа Ч. Осгуда проводится в рамках лингвистической философии, господствующей на западе в последние два десятилетия.

Подробный обзор отношений, сложившихся между лингвистикой и когнитивной психологией3, представлен в третьей лекции. Автор ставит и рассматривает ряд важных вопросов, таких, как роль языковой компетенции в языковом поведении, природа лингвистической компетенции, влияние лингвистических идей Н. Хомского на развитие современной психолингвистики и когнитивной психологии и т.п.

Четвертая лекция посвящена проблеме структурных и функциональных принципов APG. Здесь выделяются основные механизмы когнитивной обработки информации, а также выводятся основные функциональные понятия, управляющие овладением и присвоением значений (глобальная парадигма овладения символом, бинарная парадигма усвоения характеристик, принцип «частотность — интенсивность — новизна»). Работа указанных механизмов демонстрируется на большом экспериментальном материале.

Принцип «естественности» как ведущий принцип языкового поведения человека подробно разбирается в пятой лекции. Этот принцип управляет порядком элементов в речении и познании, а также лежит в основе организации механизма памяти.

Шестая лекция посвящена описанию новых сторон абстрактной грамматики поведения, здесь автор пытается связать APG со спецификой человеческого мышления, рассматривая бинарный принцип строения когнитивной системы, а также аффективную природу человеческого мышления и речения, следующую принципу «от положительного к отрицательному». Автором выделены три типа отрицания, проявляющегося в языке: четко выраженная негативность, аффективная негативность, когнитивная неконгруэнтность4.

В двух последних лекциях на большом языковом материале показана специфика работы основных механизмов APG.

Поскольку данная книга является лишь введением, то возникающие у читателя вопросы, возможно, будут разрешены в последующем большом труде, который Ч. Осгуд намеревается опубликовать в ближайшем будущем. Изданные лекции позволяют, однако, сделать вывод о том, что стержнем будущей абстрактной грамматики поведения Ч. Осгуда будет лингвистическая теория поведения, основные положения которой были сформулированы автором в данной книге, а также в ряде публикаций последних лет.

 

Л.Р. Аносова

Москва



1 В 1979 г. опубликована статья Ч. Осгуда с аналогичным названием где он поднимает рассматриваемые вопросы (Osgood С. Е. What is a Language? — In: Aaronson D., Rieber R. (eds). Psycholinguistic research: Past, present and future. N.Y.: Erlbaum, Hillsdale, 1979).

2 Целый ряд современных исследователей указывает на необходимость учета фактора концептуальной системы как постоянно присутствующего контекста понимания и употребления языковых выражений. См., например: Павилёнис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. — М.: Мысль, 1983, где формулируется понимание смысла, направленное против абсолютизации функций языка в познании и общении и ориентированное на выявление роли языковых и неязыковых факторов в концептуальном освоении мира.

3 Эта проблема подробно освещена в публикации Ч. Осгуда: Meaning cannot be an Rm? — J. Verb. Learn. & Verb. Behav. 1966. № 5. P. 402—407.

4 Cм. работу сотрудника Ч. Осгуда: Hoosain R. The processing of Negation. — J. Verb. Learn. & Behav. 1973. V. 12. P. 618—626.