Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

78

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

 

С.К. МОРОЗОВ, И.Ф. МЯГКОВ

 

Актуальность развития психологической службы в педвузе (ПС) вытекает из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» [1]. Необходимо дальнейшее изучение потенциальных возможностей психики человека и создание на этой основе наиболее оптимальной программы подготовки советского учителя с высокими идейно-политическими, профессиональными и индивидуально-личностными качествами.

Задачи ПС в педагогическом институте г. Воронежа, как и в других пединститутах страны, в основном определяются целями, которые будут реализовываться в школе и ПТУ в ходе реформы по коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышению уровня практической и морально-психологической готовности их к самостоятельной жизни, а в системе профессионально-технического образования — связи с выпуском квалифицированных рабочих кадров.

Как известно, главную роль в осуществлении идей реформы играет учитель, поэтому речь прежде всего идет о задаче профотбора абитуриентов на педагогическую профессию.

Учащимся IX классов, решившим стать учителями, педагогические советы школ г. Воронежа дают направления в специально организуемую пединститутом в период летних каникул «Школу будущего педагога». Чтобы эти рекомендации носили обоснованный характер, были более квалифицированными, психологи пединститута читают учителям лекции о профориентации, о требованиях к личности учителя, об изучении интересов и склонностей школьников к педагогической профессии и условиях их развития.

Помимо этого кафедрой психологии специально разработаны для школ памятки, методические рекомендации, схема психолого-педагогической характеристики. Руководствуясь ими, учителя глубже изучают тех школьников, которые изъявили желание поступить в педвуз. Они привлекают их к работе с октябрятами, пионерами, прикрепляют

 

79

 

к отстающим товарищам для оказания им помощи в учебе и тем самым точнее выявляют у будущих абитуриентов качества личности, склонности, глубину и устойчивость интереса, на основе которых определяется выбор факультета.

Особо обращается внимание на развитие речи, на умение и стремление передавать знания другим учащимся, помогать отстающим, находить способы для побуждения недисциплинированных школьников к улучшению поведения, ленивых — к труду.

Из прибывших в «Школу будущего педагога» в соответствии с их намерениями поступить на определенный факультет создаются группы математиков, филологов, историков, которые почти в течение месяца ведут работу в младших отрядах (школьники IV классов) подшефного пионерского лагеря: организуют и проводят дидактические игры, используя при этом свои знания по предмету (что важно для преподавателей специальных кафедр), инсценирование сказок, спортивные соревнования, викторины, туристические походы, экскурсии. Таким образом создаются естественные ситуации, в которых проявляются различные стороны педагогической деятельности учащихся (отношение к детям, степень удовлетворенности от педагогического общения с ними, умение определять эмоциональное состояние ученика, находчивость в выборе целесообразных аргументов для воздействия на детей с отклонениями в поведении).

Специальные анкеты, опросники, наблюдения помогают психологу выявить у будущих абитуриентов педвуза коммуникативные, дидактические, организаторские, перцептивные, речевые способности. В частности, для выявления уровня профессионального самосознания, оценки девятиклассниками своих возможностей стать хорошим учителем использована модифицированная методика «самооценки личности» [10], подобран перечень качеств, характеризующих личность учителя и его педагогическую деятельность. После такого обследования будущие абитуриенты твердо уясняют, что быть хорошим учителем — это значит не только иметь глубокие знания по предмету, но и обладать высоко развитыми качествами личности. Лучшим из них в летней школе даются рекомендации для поступления в педвуз.

В период работы приемной комиссии института психолог проводит ознакомительную беседу с абитуриентами, используя несложные опросники, анкеты и оценочные шкалы для определения мотивов выбора профессии, понимания ее сложности, ответственности учительского труда [4]. При зачислении в вуз предпочтение (при равных экзаменационных оценках) отдается тем, кто имеет лучшие психологические данные, отвечающие педагогической профессии. Следует отметить, что результаты профотбора используются и в дальнейшем, например, кураторами групп для совершенствования учебно-воспитательной работы.

При комплектовании учебных групп деятельность ПС направлена на выявление студентов наиболее активных, общительных, обладающих организаторскими способностями и выраженной направленностью на педагогическую профессию [6]. Из их числа рекомендуется выбирать комсорга, старосту, профорга. Важно также знать личностные особенности и других студентов, их интересы, склонности. С этой целью в институте организуются различные работы для поступивших. В процессе трудового взаимодействия проявляются их индивидуальные качества, которые учитываются при распределении студентов по группам. Психологи, другие преподаватели и в этом случае используют наблюдения, беседы, социометрические методы — выбор партнера по критериям «учеба», «руководящий актив», «быт», «досуг» [5].

Уже на этом этапе ознакомления с новым пополнением определяются неформальные группы по 3—6 человек, которые стремятся повлиять на остальных студентов, склоняя их снизить трудовую активность, не выполнить задания. Естественно, что членов таких объединений распределяют по разным учебным группам и ведут с ними индивидуальную воспитательную работу.

 

80

 

В ряде случаев следует учитывать социальный и физический статус студентов, чтобы избежать психологический дискомфорт в межличностных отношениях. Так, например, в студенческую группу факультета иностранных языков, состоящую из горожан, была включена девушка из сельской местности. В произношении слов иностранного языка проявлялся ее местный диалект, что постоянно вызывало открытую иронию со стороны других студентов. Все это привело к неуверенности этой девушки в своих возможностях, стеснительности и страху на занятиях по языку. Только после психологического воздействия в форме бесед и внушения наступило изменение ее отношения к насмешкам коллег и ослабление психической напряженности. Такие же глубокие личностные переживания возникли у рослой, физически хорошо развитой студентки, которая оказалась в группе низкорослых девушек. Только перевод в другую группу, где ее физические данные мало чем отличались от окружающих, вызвал удовлетворенность и хорошую микросоциальную адаптацию.

Немаловажную роль играет ПС в облегчении периода адаптации студентов к условиям педвуза. Самое сложное для первокурсников — перестройка стиля учебной деятельности. Им предстоит овладеть новыми приемами учебной работы, выработать более совершенные навыки самостоятельного пополнения знаний, переработки получаемой информации.

Задача психолога состоит в изучении индивидуальных стилей самостоятельной учебной работы первокурсников, выявлении способов чтения, приемов запоминания, формы записей, мыслительных операций и учебных действий, которыми они пользуются. Важно также определить, насколько они умеют переходить от абстрактного к конкретному, к обобщенным понятиям и находить наглядные опоры. После этого студентам разъясняют, какие познавательные действия являются более рациональными. Каждый из них получает рекомендации (в форме бесед, лекций, методических разработок, памяток и т.д.), как правильно слушать и записывать лекцию, работать над книгой, составлять планы, конспекты, выражать мысли сжато или развернуто. В лекциях по психологии при изучении таких тем, как «Внимание», «Память», «Мышление», «Воображение», об этом же речь идет подробней, приводятся научные обоснования приемов учебной работы, а на лабораторно-практических занятиях анализируются студенческие конспекты отдельных параграфов из хрестоматии и учебника психологии.

Новые способы учебной деятельности первокурсники осваивают коллективно, группами, всем курсом. ПС оказывает им помощь в выработке навыков культурного общения, в развитии чувства дружбы, товарищества, доверия, взаимопонимания. С этой целью выявляются индивидуально-личностные особенности студентов, возможное проявление отрицательных качеств (вспыльчивость, неуравновешенность, зазнайство, упрямство, скупость и др.), мешающих установлению контактов, межличностных связей, созданию благоприятного психологического климата в группе. По мере необходимости психолог совместно с куратором проводит коррекцию взаимоотношений.

В процессе подготовки специалиста большое значение имеет характер общения преподавателей со студентами. Для преподавателя важно уметь поддерживать деловой, доброжелательный тон общения, дающий максимальный образовательный и воспитательный эффект. Психологи выявляют индивидуально-психологические особенности каждого преподавателя, стиль его общения со студентами как способ педагогического воздействия и соответственно предлагают рекомендации по самосовершенствованию. Широко пропагандируется личностный подход к студентам, умение видеть в них не только функциональные качества (учебные успехи, подготовленность к семинарам, выполнение общественных поручений), но и другие индивидуальные особенности; умение выражать справедливые требования в наиболее приемлемых формах, сочетая их с уважением личности

 

81

 

соблюдением педагогического такта.

Как известно, многие преподаватели — кураторы студенческих групп, поэтому к их личности предъявляются повышенные требования, работе и взаимоотношениям со студентами уделяется особое внимание. С этой целью изучаются характерологические особенности кураторов, манера общения, умение строить педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами своей группы, оказывать на нее воспитательное влияние. Это дает возможность более точно и определенно сформулировать рекомендации и пожелания кураторам относительно способов и приемов оптимального общения с группой, создания нормального психологического климата в ней. На основе результатов такого изучения вырабатываются рекомендации для ректора и деканатов по рациональному распределению кураторов по группам, по составлению плана учебно-воспитательной работы, по устранению объективных трудностей, препятствующих быстрой адаптации первокурсников.

С помощью психологов кураторы овладевают методами изучения личности студентов и групп в целом ([3], [8], [9]), необходимым минимумом психологических знаний, которые помогают им понимать характер отношений внутри студенческого коллектива, своеобразие каждой личности, различия в эмоциональных состояниях, устанавливать контакты, управлять процессом общения и формированием коллектива.

Во взаимодействии куратора (а также и любого преподавателя) со студентами могут возникать конфликты, состояние напряженности, порожденное импульсивностью, вспыльчивостью, резкостью, бестактностью. Задача ПС — помочь ослабить или снять такие состояния и восстановить нормальные связи и отношения. Иногда конфликт затягивается, приобретает устойчивый характер. Психолог выясняет его природу, помогает устранить.

Совместно с педагогами и методистами психологи разрабатывают специальные методики научной организации и проведения экзаменов и зачетов на основе психологических требований. В них предусматривается создание общей структуры (модели) ответа с последующей корректировкой его применительно к конкретному учебному предмету, по которому проводится экзамен или зачет. Студентам даются рекомендации, как готовиться к экзамену в период сессии и как правильно построить свой ответ; экзаменаторам — как слушать отвечающего, какие реакции должны (не должны) проявляться на правильные и неправильные ответы, как оценивать ответы студентов, соблюдая педагогический такт. В сущности, экзаменатору надо уметь вести опрос так, чтобы студент внутренне принял объективность любой оценки своего ответа. Реализация всех этих мер способствует созданию деловой, доброжелательной обстановки во время сессии, предупреждает тревогу и страх у экзаменуемых.

Активное участие студентов в общественной жизни, как известно, способствует развитию навыков общения, формированию организаторских умений, необходимых будущему учителю. Помощь психолога при этом заключается в том, чтобы равномерно распределить поручения в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями студентов [2].

Как известно, многие обучающиеся в вузе живут в общежитии. Это связано для них с существенной перестройкой ряда навыков и умений, структуры питания, приобретением новых привычек. В целях ускорения адаптации студентов педвуза использовались общеинститутские занятия. С помощью ПС активизировалась печать и работа кураторов. С отдельными студентами психолог проводил индивидуальную беседу.

Обучение психологически грамотно планировать свободное время от аудиторных занятий и рационально использовать его, регулировать свои психические процессы и состояния, осознанно строить отношения с другими людьми, перестраивать свою деятельность (поведение) в соответствии с объективными требованиями со стороны деканата

 

82

 

общественных организаций, преподавателей; преодолевать слабые стороны своего характера (лень, безволие, неорганизованность, халатность, небрежность, безответственность) — все эти меры ПС помогали в преодолении субъективных трудностей в начале учебы.

Большую помощь ПС оказывает в организации и проведении педагогической практики. Рекомендации психологов способствуют выработке у студентов психологической готовности к работе в школе (создание положительного эмоционального настроя; развитие интереса к детям, чувства уверенности, ответственности, стремления выразить себя, мобилизовать свои возможности); установлению контактов с учащимися, учителями, родителями и осуществлению педагогически целесообразного общения с ними; умению определять психические состояния учащихся на уроке и некоторые индивидуальные особенности детей, правильно владеть экспрессией, чтобы она соответствовала намерениям и целям учителя, способствовала общению и служила средством педагогического воздействия на учащихся, а также своей речью, манерами поведения; преодолевать страх, тревожность, неуверенность в момент выступления перед учащимися и родителями.

Особое внимание уделяется организации профессионального самовоспитания студентов. В связи с этим студентов знакомят с задачами и сущностью самовоспитания, методами самопознания, помогают им объективно оценивать свои личностные свойства, увидеть положительные и отрицательные качества, отнестись к себе самокритично, составить программу самовоспитания и выбрать наиболее целесообразные приемы и методы работы над собой. Преподаватели и особенно кураторы широко пропагандируют идеи самовоспитания среди студентов. В настоящее время приобретается специальная литература, запланировано создание кабинета психологической помощи, организация консультаций по самовоспитанию.

Указанная работа будет более целенаправленной, если ее ориентировать на психологически обоснованную модель учителя [11], которая может служить образцом и исходным моментом составления программы по самосовершенствованию студентов. Знание этой модели важно и для преподавателей, чтобы четко представлять, какими следует быть выпускникам педвуза и какой вклад преподаватели вуза могут внести в формирование личности будущего учителя прежде всего своим личным примером. Ориентация на модель поможет определить и знания, умения и навыки, необходимые будущему специалисту в его профессиональной деятельности, позволит более обоснованно проводить профотбор абитуриентов на данную профессию.

При создании благоприятных условий ПС в дальнейшем будет накапливать опыт и ее положительные результаты найдут большее признание, ибо она выполняет важный социальный заказ нашего общества.

 

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. — М., 1984. — 112 с.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. — Минск, 1981. — 383 с.

3. Журнал куратора студенческой группы / Под ред. М.С. Степанова, А.С. Чернышева. — Курск, 1980. — 24 с.

4. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М., 1983. — 128 с

5. Куриленко Т. М. Научные основы работы куратора академической группы. — М., 1982. —113 с.

6. Моралова Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. канд. дис. — М., 1984. — 16 с.

7. Пирожков В. Ф. Использование психологических знаний в работе с несовершеннолетними правонарушителями. — Психол. журн. 1984. Т. 5. С. 131—135.

8. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейсахова. — Казань, 1979. — 270 с.

9. Психологическая служба в вузе / Под ред. Н.М. Пейсахова. — Казань, 1981. — 239 с.

10. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1972. — С. 35—37.

11. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — 159 с.

 

Поступила в редакцию 13.VII 1984 г.