Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

76

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРИ ГОРОДСКОМ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

С.Г. ШУМАН, В.П. ШУМАН

 

В ходе реформы предстоит преодолеть ряд негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в деятельности школы, прежде всего — формализм в методах учебно-воспитательной работы, порожденный использованием малоэффективных или антипедагогических средств. Одна из причин формализма — слабая психологическая подготовка учителей, недостаточная практическая направленность профессиональной подготовки. Для будущих учителей очень важны такие курсы, как «Работа с педагогически запущенными детьми», «Психолого-педагогические основы семейного воспитания», «Методика работы с детьми, имеющими временную задержку в психическом развитии и с начавшимся психическим заболеванием», однако в программах их пока нет. Не содержат программы и ответа на вопрос, чем отличается воспитание мальчиков от воспитания девочек, не сообщают они и об определенных трудностях школы, связанных с феминизацией процесса воспитания.

При описании методов работы учителя в педагогической литературе не указываются область и границы их применения, условия, при которых эти методы дадут оптимальный эффект. Молодые учителя, встречаясь с определенными психолого-педагогическими ситуациями, из-за недостаточного опыта не могут справиться с работой; не умеют вскрыть истинные причины нежелательного поведения школьников, не в состоянии выбрать средства, направленные на устранение этих причин.

Весьма опасный источник формализма — недостаточно или плохо подготовленные к воспитанию своих детей родители, психотравмирующая домашняя микросреда, в которой живут и развиваются некоторые дети.

Определенные помехи в воспитание вносят родственники, взаимодействующие с данным ребенком, члены неформальных групп, в которые он входит. В итоге возникают и сохраняются условия, порождающие педагогически запущенных детей, учащихся с недостаточно высоким уровнем психического и нравственного развития, вызывающих серьезную озабоченность.

Таким образом, деятельность по реализации требований реформы школы тесно связана с работой по коррекции деятельности прежде всего учителей и родителей, иначе говоря — с профилактикой негативного поведения детей и качественным совершенствованием отношений между детьми и взрослыми.

Эти функции выполнит психолого-педагогическая служба, которую целесообразно организовать в каждой школе, СГПТУ и средних специальных учебных заведениях. Для того чтобы произошло изменение поведения и деятельности ребенка, подростка, юноши, т.е. начался процесс его нравственного совершенствования, необходимо: 1) выяснить все причины, породившие его нежелательное поведение (осуществить психодиагностику); 2) разработать рекомендации по устранению этих причин в настоящее время и в будущем (для взрослых по изменению отношения с данным ребенком и устранению педагогических ошибок, которые были допущены; и для самого ребенка); 3) добиться того, чтобы эти рекомендации были приняты всеми людьми, окружающими данного ребенка (они должны с ними согласиться и захотеть их выполнять); 4) научить взаимодействующих людей, включая ребенка, выполнять разработанные рекомендации, т.е. научить их новым отношениям, иному характеру поведения, сообщив необходимые для этого психолого-педагогические знания; 5) осуществлять наблюдение за выполнением рекомендаций, за взаимодействием и, в случае необходимости, внести соответствующую коррекцию в этот процесс; 6) продолжать данную работу до тех пор, пока

 

77

 

не будут достигнуты положительные изменения в поведении, деятельности и взаимоотношениях всех взаимодействующих в данном случае лиц.

Эти задачи могут быть решены только при совместной работе психологов и педагогов. Поэтому и служба может быть только психолого-педагогической. Нельзя добиться серьезных результатов в изменении поведения ребенка (подростка, юноши), если не работать со всеми компонентами системы, детерминирующей его поведение,— самим ребенком, семьей, школой, если не менять условия микросреды, в которой он постоянно живет и развивается. Односторонний подход с неизбежностью будет порождать неверные выводы и рекомендации, которые приведут к новым педагогическим ошибкам, усугубляющим процесс нравственного разложения индивида.

Во многих случаях нежелательное поведение ребенка вызвано начавшимся психическим заболеванием. Поэтому психолого-педагогическая служба должна во всех сложных случаях обращаться за помощью врачей-психиатров.

Школьным психологом может стать специалист-психолог, получивший необходимую и основательную педагогическую подготовку, либо опытный педагог после соответствующей психологической подготовки. Для этого необходимо открыть специальные отделения при университетах и пединститутах.

Центры психолого-педагогической службы могут быть созданы при районных и городских отделах народного образования и при педагогических вузах. Руководить деятельностью школьных психологов, оказывать им своевременную теоретическую и методическую помощь, консультировать в сложных психолого-педагогических ситуациях, осуществлять связь с врачами-психиатрами и наркологами — таков неполный перечень задач центров.

Несомненные преимущества дает создание центров такой службы при районных и городских Советах народных депутатов.

В течение семи лет мы участвовали в работе психолого-педагогической службы в г. Комсомольске-на-Амуре, созданной Центральным райкомом КПСС и райисполкомом. С ноября 1984 г. мы участвуем в аналогичной работе в Брестском городском Совете народных депутатов. В состав службы вошли ученые-педагоги и психологи (преподаватели Брестского пединститута), работник инспекции по делам несовершеннолетних, секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних, главврачи городской психиатрической больницы и областного наркологического диспансера. Член-куратор службы — заместитель председателя горисполкома Л.П. Пироговская. В составе службы — педагогический отряд студентов разных факультетов пединститута (около 50 человек).

Вместе с работниками инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних мы занимаемся наиболее трудными психолого-педагогическими ситуациями. За помощью к нам обращаются руководители школ, классные руководители, отдельные учителя и родители в случае, если они не в состоянии самостоятельно найти пути исправления того или иного ребенка.

Наша психолого-педагогическая служба включает службу семьи, главная функция которой — оказание помощи в укреплении внутрисемейных отношений, устранение причин, порождающих семейные конфликты, выявление и исправление педагогических ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей и порождающих их педагогическую запущенность. Исследование, организованное по инициативе горисполкома, в котором мы приняли участие, показало, что абсолютное большинство причин (около 70%), вызывающих серьезные семейные конфликты и разводы, связано с психолого-педагогической неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак, к семейной жизни, к воспитанию детей.

На основе разработанных нами рекомендаций горисполком принял постановление, предусматривающее комплекс мероприятий, направленных на укрепление семьи, снижение числа расторгнутых браков, улучшение условий жизни и воспитания детей.

 

78

 

В настоящее время мы начали эксперимент по созданию психолого-педагогической службы в школах. Привлекаем к этой деятельности учителей по этике и психологии семейной жизни. Они должны стать представителями городской психолого-педагогической службы в школах. Мы наметили программу их психологической и педагогической подготовки к этой деятельности.

Решение горисполкома обязывает введение нового предмета «Этика и психология семейной жизни» во всех СГПТУ и техникумах города. В связи с этим мы предполагаем организовать психолого-педагогическую службу и в этих учебных заведениях.

Первый опыт взаимодействия нашей службы с отдельными учителями, ведущими предмет «Этика и психология семейной жизни», дал обнадеживающие результаты. При этом открылись возможности создания в школах педагогических отрядов из старшеклассников для работы с «трудными» учениками младших и средних классов.

 

Поступила в редакцию 18.III 1985 г.