Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ АПН СССР

 

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ И ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ1

 

Е.А. КЛИМОВ

 

Вопрос о подготовке молодежи к жизни — это есть в конечном счете вопрос о воспроизводстве и дальнейшем развитии культуры общества, понимаемой в широком — подлинном — значении слова, т.е. как совокупности достижений во всех областях — материальном и духовном производстве, социальном устройстве. В соответствии с местом и ролью труда в жизни людей главные задачи воспитания молодежи относятся к ее трудовой и профессиональной подготовке. И эти задачи со всей необходимой ясностью, полнотой и обоснованностью изложены в документах партии и правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Почему, в частности, необходимо именно психологическое обеспечение реформы школы? Прежде всего потому, что конечный продукт всех усилий реформируемой школы представляет собой психическую реальность — это не само по себе множество ее выпускников, но некоторый минимум их психологических качеств: гражданских свойств личности (коммунистическая убежденность, патриотичность, коллективистская направленность); положительного отношения к труду и трудящимся, к определенному профессиональному жизненному пути; общих способностей (положительные качества ума, активности, саморегуляции); специальных способностей; базовых трудовых умений, навыков, привычек, знаний. Разумеется, это лишь схематическое указание на тот продукт, который ожидается от школы в современных условиях, и здесь нужна детализация, а возможно и иная расстановка акцентов. Но суть дела все же состоит в том, что это продукт именно психологический. И если это обстоятельство мы не сумеем достаточно хорошо учесть, неизбежно создадутся условия для несоответствия форм, методов работы по трудовому воспитанию и профориентации молодежи, с одной стороны, и предмета этой работы — с другой.

В течение последних трех десятилетий в документах партии и правительства систематически акцентировалось внимание на вопросах подготовки молодежи к труду и выбору профессии. В соответствии с этим наблюдалась возрастающая активность работников науки и практики в данной области. В настоящее время существует уже трудно обозримый массив публикаций — центральных, региональных, местных, ведомственных — по соответствующим вопросам. Рождаются разного рода методические рекомендации, руководства, опросники, «тетради выбора профессии», «приборы для определения способностей» и другие технические средства, включая и средства на базе электронной вычислительной техники. К настоящему времени подготовлены и защищены уже сотни диссертаций по вопросам трудового обучения, воспитания, профориентации, профконсультации, наблюдается приток в данные области энтузиастов-практиков, желающих принять активное участие в реализации реформы школы, помочь

 

6

 

девушкам и юношам правильно решить вопрос о будущем профессиональном пути.

В складывающейся ситуации крайне важно, чтобы работа в обсуждаемой области строилась сообразно некоторому обозримому набору специальных принципов, которые, с одной стороны, соответствуют общим положениям педагогики, а с другой — достаточно непосредственно «накладываются» на область работы по трудовому воспитанию и профориентации молодежи, адаптированию ее к профессиональному труду. Указанный комплекс специальных принципов может быть, по нашему мнению, сведен к следующим положениям.

Культивирование полной психологической структуры труда. Как известно, сами по себе внешние условия штатного рабочего места, например на производстве, еще не гарантируют того, что автоматически возникнет должная структура активности субъекта деятельности. Например, в школе воспроизведен сборочный участок шефствующего предприятия — школьный конвейер. Но будут ли ребята, уныло позевывая, отбывать отведенное для работы здесь время, или они будут с интересом присматриваться к приемам работы друг друга и активно искать пути повышения производительности труда, а после обмениваться впечатлениями, т.е. иначе говоря, будет ли труд органичным и важным компонентом их жизни, это зависит от некоторой психолого-педагогической постановки дела, от того, какие «человеческие смыслы» приданы активности ребят. В общем случае полная психологическая структура труда означает достаточную выраженность следующих его признаков: эмоционально положительное предвосхищение социально ценного результата; окрашенное стеническими чувствами сознание обязательности достижения, получения результата; ориентировка в системе средств труда, обеспечивающая их сознательный выбор, а также уверенное владение этими средствами; ориентировка в системе «живых» и овеществленных межлюдских отношений в системе производства. Это психологическое наполнение труда должно строиться педагогическими приемами как условие, без которого воспитание не может быть признано трудовым, какими бы современными производственными аксессуарами оно не было обставлено.

Принцип культивирования полной психологической структуры труда существен и для работы в области профориентации, профконсультации, необходимым компонентом которой является, в частности, так называемое профессиональное просвещение (информирование о профессиях). При этом важно раскрывать, показывать труд представителя каждой и любой профессии именно с точки зрения указанной выше психологической его структуры. Сведения о внутреннем, психологическом содержании труда отнюдь не лежат на поверхности, и чтобы их получить, нужны специально ориентированные исследования. Вместе с тем в психологии есть и соответствующий обнадеживающий опыт (например, работа Т.Б. Климиной о насыщении труда сборщиц интеллектуальным содержанием. — Вопр. психол. 1984. № 1). В соответствии с обсуждаемым принципом строятся, например, описания профессий, представленные в серии сборников «Человек и профессия», выпускаемой Лениздатом начиная с 1975 г. В этих описаниях реализуется также принцип, формулируемый ниже.

Воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным. Вето в отношении тенденций превозносить одни профессии (как творческие, интересные, интеллектуальные и т.п.) за счет обесценивания других. Разумеется, разные трудовые посты предоставляют неравные возможности для творческого, например, подхода к деятельности. В одних профессиях зона неопределенности относится прежде всего к результатам деятельности, в других — к способам ее (в то время как результат жестко задан производственным планом), к условиям достижения целей. С чисто технической точки зрения, разумеется, можно найти измерители различий в сложности, тяжести, напряженности,

 

7

 

«квалифицированности» труда и т.д. Но с точки зрения социальных этических норм нашего общества и целей воспитания крайне важно поддерживать идею именно равноценности для общества каждого и всякого профессионального труда. Без сознания твердой идеологической защищенности — «я работаю, значит, я так же нужен обществу, как любой другой работающий» — многие задачи трудового воспитания и профориентации не разрешимы. В самом деле, если профессии различаются по социальному достоинству (одни — «скромные», «незаметные», «нетворческие», а другие — «лучше»), то это ставит в тупик и выбирающего профессию, и руководящего этим выбором: «Почему именно я должен выбрать то, что хуже?» и «Как я могу советовать выбрать то, что заведомо хуже?»

Интерпретация знаний о мире профессий и соответствующих отношений подрастающего человека к этим явлениям общественной жизни (профессиям) как органичного звена коммунистического мировоззрения (миропонимания и мироотношения). Как известно, школа предлагает детям огромный массив сведений для усвоения. Это систематизированные и очень детализированные сведения о природе, обществе. Из учебника ботаники можно, например, узнать, какие деревья раньше теряют листву осенью, а какие — позднее. Из учебника всеобщей истории можно узнать о многих американских президентах, включая даты их пребывания у власти и т.д. Общепризнано, что научно упорядоченные знания о природе разных областей земного шара, об истории и современном состоянии стран и народов есть совершенно необходимое условие формирования марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического воспитания личности подрастающего человека. Однако если ученик хорошо различает мать-мачеху, лютик, подорожник, знает о ехидне, утконосе, помнит о некоторых государствах и цивилизациях, но при этом не ориентируется в том, какие профессии представлены на соседних предприятиях, в родном городе, в своей республике, то следует признать, что он не знает очень важного о нашем обществе. Неориентированность в мире профессий есть неориентированность в важнейших явлениях общественной жизни и, следовательно, есть дефект мировоззрения. В связи с этим работа по профориентации и профконсультации, по подготовке учащихся к труду должна рассматриваться как органичное звено коммунистического воспитания. Из этого, в частности, следует, что эффект такой работы должен оцениваться по комплексу позитивных «приращений» к личности каждого подрастающего человека, а не просто по тому, сколько учащихся удалось «уговорить» пойти в массовые профессии, «на этот завод» и т.п. Личностные эффекты профориентационной работы будут обнаруживать себя в течение всего периода профессионального развития человека, и в этом состоит ее главное оправдание. Общая ориентировка в мире профессий, положительное отношение к труду и трудящимся, умение самостоятельно разбираться во вновь возникающих профессиях, в своих личных качествах и принимать разумные решения по выбору путей профессионально-трудового развития и путей адаптации к новым требованиям трудового поста — вот важнейшие и длительно действующие психологические обретения, которые должна дать подрастающему человеку работа по профориентации и профконсультации. Она не должна, в соответствии с обсуждаемым принципом, пониматься как оперативное управление потоками молодежи, вступающей в жизнь. Профориентатор — это не утонченный администратор-оперативник, а воспитатель, советчик и учитель. В связи с этим, в частности, важно, чтобы эффективность работы не измерялась только лишь ближайшими (во временной перспективе) экономическими показателями.

Опора на формирующий, воспитательный подход к делу руководства выбором профессии в противовес усилиям по простому «отсеиванию» непригодных здесь и сейчас. Пригодность к профессии может быть сформирована

 

8

 

только в деятельности, а профессиональная деятельность для выбирающего профессию — это деятельность будущая. Нет фактора в природе или обществе, который обусловливал бы появление полностью пригодных к той или иной профессии людей до того, как они включились в освоение соответствующей деятельности. Идея отбора людей часто в практике навевается стереотипами технического мышления: взять подходящий материал и не брать неподходящий. Но технические материалы, между прочим, целенаправленно создаются, придумываются для нужд производства. Что же касается людей — претендентов на трудовые посты — здесь требуется тоже, разумеется, конструктивный, созидательный подход, но пути и средства его лежат в специфической области психологии и педагогики — обучения, воспитания, построения внутренних средств деятельности, формирования идеалов, отношений, знаний, умений. Отбор должен пониматься как крайняя мера, когда средства формирующего подхода исчерпаны. Идея отбора должна рассматриваться не как само собой разумеющаяся предпосылка оптимизации человеческого фактора труда, а как одно из средств ее, требующее в каждом случае специального, в том числе и морального, оправдания, обоснования.

Понимание педагогического руководства подготовкой к труду, выбору профессии не как компенсации беспомощности подрастающего человека в сложной ситуации, но как искусства активизации его жизненной позиции, процесса его самоопределения. В личности, в психике человека в целом, как и в любой системе не могут произвольно сочетаться любые свойства и качества. Например, творческое отношение к делу несовместимо со склонностью к послушанию, с привычкой «оглядываться» на авторитеты. Новаторство, творчество предполагает критическое отношение к существующему порядку вещей, способность посягнуть на авторитеты, отвергнуть общепринятое. Творческое отношение необходимо и к делу построения своего собственного профессионального пути, и оно не может сформироваться в условиях излишней «заорганизованности» процесса подготовки к труду, в условиях авторитарной позиции, например, профконсультанта и т.д. Мастерство психолога-практика, педагога в деле руководства подготовкой подрастающего человека к труду, выбору профессии должно сводиться к тому, чтобы стимулировать самостоятельность в принятии решений учащимся, способность доводить их до исполнения даже вопреки противодействию других лиц, а отнюдь не к «дожиманию» до непременного принятия совета, скажем, профконсультанта.

Последовательная реализация права и возможностей подрастающего человека на сознательный и свободный выбор профессии в связи с реалистической оценкой им себя и конкретной жизненной ситуации.

Сочетание массовых форм работы по трудовому воспитанию и профориентации с групповыми и индивидуальными; последовательная реализация требования «доходить до каждого» в этой работе.

Таковы, на наш взгляд, основные психологические требования к создаваемой или существенно обновляемой в настоящее время системе подготовки молодежи к жизни.

 

Поступила в редакцию 27.V 1985 г.



1 Статья подготовлена автором по материалам его выступлений на Общем собрании АПН СССР 23 мая 1985 г и заседании «круглого стола», организованного журналом «Вопросы психологии» (см. с. 46 данного номера).