Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

 

А.В. КАРПОВ

Ярославль

 

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 175 с.

 

Современный этап развития психологии, как и многих других наук, характеризуется все более широким привлечением идей и принципов системного подхода к разработке самых различных ее проблем. Обращение к системной методологии вытекает из объективной логики развития научного познания, из необходимости интеграции результатов, полученных при аналитическом исследовании психологических объектов. Однако при согласовании общеметодологического и конкретно-научного уровней системного психологического исследования имеют место существенные трудности, порожденные прежде всего известным противоречием между конкретностью методов психологического исследования (в частности, эксперимента) и системным характером общеметодологических установок; сложен и практически не разработан и вопрос о формах и способах представления, описания результатов исследований, проводимых с системных позиций. Исследованию последней проблемы посвящена монография В.А. Ганзена.

Прослеживая развитие форм описания результатов психологического исследования и показывая их преемственность, автор демонстрирует, что системные описания являются новыми и в целом более адекватными средствами представления результатов психологических исследований, но в то же время опирающимися на разработанные ранее способы описания. По мнению автора, основной отличительной особенностью системных описаний является то, что они сами в значительной степени должны иметь системное строение. Другими словами, им должны быть присущи определенные системные характеристики — характеристики «гармоничного целого»: 1) повторяемость целого в его частях; 2) соподчиненность частей в целом; 3) соразмерность частей в целом; 4) уравновешенность частей в целом; 5) единство целого. Кроме того, системные описания должны удовлетворять и общегносеологическим требованиям: адекватности объекту, соответствия возможностям пользователя, соответствия наличному уровню научных знаний, непротиворечивости существующим представлениям, открытости для новых результатов.

Формулируя эти требования, автор исходит из того, что «в большинстве случаев системные описания адресуются зрительной системе человека» (с. 13). В силу этого они должны строиться с обязательным учетом основных характеристик перцептивного процесса, особенно процесса зрительного восприятия. Но в том-то и заключается одна из основных идей книги, что хорошо сконструированное системное описание с необходимостью должно удовлетворять основным параметрам и ограничениям перцепции, поскольку сам процесс восприятия характеризуется системностью строении. Средства и формы представления результатов психологических исследований, рассматриваемые в книге (системные описания), должны разрабатываться, а в готовом виде удовлетворять реальной системности перцептивного процесса. В этом случае описания будут наиболее адекватными, конструктивными и информативными, нести в себе уже не только описательный и объяснительный, но также и эвристический потенциал.

Наряду с формулировкой этих основных положений автор предлагает и конкретные пути их реализации, а также — и это существенно обогащает монографию — излагает многочисленные результаты применения своих идей к достаточно острым и дискуссионным вопросам психологической теории.

В качестве основного средства конструирования системных описаний предлагается и обосновывается метод базисов. Как известно, базис — это множество знаковых объектов, которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и достаточностью для раскрытия основных особенностей изучаемых объектов. В качестве базисов могут выступать, например, множества понятий и графических объектов. Привлечение метода базисов как средства описания позволяет: 1) убедиться в полноте системного описания; 2) упорядочить его компоненты; 3) получить устойчивую «опору» описания; 4) обнаружить общность объектов различной природы. На основе анализа различных типов базисов автор останавливает свой выбор на так называемом пентабазисе СПВЭИ, т. е. структуре исходных объяснительных понятий: субстрат, пространство, время, энергия, информация. Исходя из этого базиса конструируются другие, производные базисы для исследования конкретных областей психологии. Наиболее общим, собственно психологическим базисом, по мнению автора, является структура следующих понятий: сознание, воля, аффект, мышление, перцепция. Они рассматриваются как наиболее фундаментальные, ключевые психологические понятия, из которых могут быть выведены многие другие и вокруг которых группируется вся система психологических понятий. Указанный психологический базис описания при его соответствующем расширении и дополнении позволяет, по мысли автора (и это показано в книге), дать конструктивное описание результатов исследований во многих областях психологии. Так, на этой основе в книге конструируются и обосновываются системные описания функциональной структуры психики, структуры парциального хранилища памяти, структуры основных свойств нервной системы, этапов онтогенетического развития; предпринимается попытка системного описания человека как личности и индивидуальности.

Естественно, что столь широкий спектр рассматриваемых в книге сложных проблем психологии не мог не повлечь за собой определенную

 

181

 

дискуссионность некоторых выводов автора. Было бы, однако, более конструктивным видеть в предпринимаемых автором попытках и, в конечном счете, в самом методе базисов не столько отдельные недочеты, сколько их позитивное содержание. Главными в этом отношении, на наш взгляд, являются, во-первых, возможность систематизации с помощью этого метода разрозненных психологических данных и, во-вторых, эвристичность метода базисов, его стимулирующая роль в плане формулировки нетривиальных положений и гипотез.

В рецензируемой книге есть ряд дискуссионных положений. Так, на наш взгляд, неправомерно рассматривать комплексный и структурный подходы в качестве разновидностей системного подхода (с. 7). Недостаточно полно обоснована гипотеза о существовании еще одного свойства нервной системы, обозначенного автором как «непрерывность». Наконец, очень большой круг проблем, поднятых автором на страницах книги, в сочетании с небольшим ее объемом обусловливает иногда чрезмерную лаконичность, конспективность изложения ряда важных вопросов.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что рецензируемая монография направлена на исследование важного и весьма слабо разработанного аспекта реализации системного подхода в психологии. Она тем самым вносит существенный вклад в развитие теории психологии, а в своих выводах может способствовать решению прикладных психологических проблем. Новая книга В.А. Ганзена обобщает результаты большого этапа исследований, проведенных автором совместно с его сотрудниками, а также открывает широкую перспективу для развертывания новых теоретических исследований.