Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

 

Spiel W. (Hrg.). Die Psychologie des XX Jahrhunderts. Band XI. Konsequenzen für die Pädagogik: Entwicklungsmöglichkeiten und critherische Modelle. Stuttgart: Kindler Verlag, 1980. — 593 S.

 

На Московской международной книжной выставке-ярмарке 1983 г. было представлено значительное количество психологической литературы. Особое внимание привлекли справочные издания по психологии на разных языках, в том числе отдельные тома энциклопедических изданий на немецком языке «Энциклопедия по психологии» и «Психология XX века».

Психологическая энциклопедия, выпускаемая в Геттингене под общим руководством К. Хогрефе, состоит из 88 томов в 22 сериях: «История психологии» (3 тома), «Место психологии в системе наук» (3 тома), «Словарь понятий психологии» (3 тома), «Методы исследований в психологии» (5 томов), «Психологическая диагностика» (4 тома), «Методы психологических исследований» (4 тома), «Исследования эволюционных процессов» (2 тома), «Физиологическая психология» (6 томов), «Процессы познания» (6 томов), «Речь» (6 томов), «Мотивация и эмоции» (4 тома), «Развитие» (7 томов), «Социальная психология» (7 томов), «Кросскультурная психология» (2 тома), «Дифференциальная психология и исследования личности» (4 тома), «Экологическая психология» (2 тома), «Педагогическая психология» (4 тома), «Клиническая психология» (5 томов), «Психология хозяйства, психология управления и психология труда» (5 томов), «Правовая психология» (2 тома), «Психология спорта» (2 тома), «Психология общения» (2 тома).

К 1982 г. закончился выпуск серии «Психологическая диагностика», включающий тома: «Основания психологической диагностики», «Диагностика интеллектуального развития и мотива к достижению», «Диагностика личностного развития», «Диагностика поведения». Столь фундаментальное издание, излагающее основные достижения и перспективы развития психологической науки на Западе, предпринимается впервые. Судя по томам, представленным на выставке, оно осуществляется на высоком научном уровне.

 

175

 

Другое издание энциклопедического характера, представленное издательством Киндлера, — пятнадцатитомная «Психология XX века». Оно выпускается с середины 70-х гг. Уже вышли том «Европейская традиция: тенденции, школы, линии развития», тома, посвященные З. Фрейду, И.П. Павлову, А. Бине, К. Лоренцу, Ж. Пиаже, К. Левину и их последователям, тома по психосоматике и психиатрии, два тома по педагогике, «Психология труда, психология хозяйствования, транспортная психология», «Отклоняющееся поведение и общество», «Трансцендентное воображение и творчество: религия, парапсихология, литература и искусство».

В одном из представленных на выставке томов (XI) рассматриваются последствия применения новейших психологических методов в педагогике. Редактор В. Шпиль, психолог из Вены, специалист по детской и юношеской психиатрии, собрал здесь работы более чем двух десятков авторов по основам детского развития, методологии педагогических исследований и различным типам педагогики (психоаналитической, авторитетной и т.д.), особенностям поведения детей дома и в детских учреждениях, характеристикам когнитивного развития и развития способностей ребенка. Особое место занимают работы, посвященные отношениям ученика и учителя, методам преподавания и педагогической диагностике.

Вызывает интерес психологическое обоснование необходимости введения социологии (sozialkunde) как особого учебного предмета в школах: «Перед социологией как школьной дисциплиной в первую очередь стоит задача объяснения политической реальности, выяснения и ослабления социальных предубеждений и пристрастных утверждений» (с. 854), — отмечается в статье. Естественно, здесь имеется в виду усвоение учениками ценностей буржуазного образа жизни. Эти задачи откладывают свой отпечаток и на педагогические приемы, применяемые учителями стран Запада.

Именно поэтому в данном томе, посвященном соотношению психологии и педагогики, почти не нашлось места для анализа достижений русской и советской психологической науки. А ведь беспристрастная оценка этих достижений, их включение в практику работы с учениками во многом бы обогатили западных педагогов. В томе упоминаются имена П.К. Анохина, П.П. Блонского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, положительно отмечается деятельность А.С. Макаренко и Н.К. Крупской (с. 577, 809). Однако не упоминаются работы А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина — психологов, много сделавших для развития педагогической науки.

В целом данный том, равно как и все издание, отличается фундаментальностью и богатством заложенных в нем идей. 15-томная «Психология XX века», а вместе с ней и 88-томная «Энциклопедия психологии», несомненно привлекут внимание всех интересующихся состоянием психологической науки за рубежом и перспективами ее развития.

 

И.Е. Задорожнюк

Москва