Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

84

 

ОБРАЗЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ

 

Т.И. ЮФЕРЕВА

 

В решении задачи формирования личности социалистического типа партия и правительство придают большое значение мерам, направленным на укрепление семьи. В связи с этим в школе организована специальная учебно-воспитательная работа с молодежью по подготовке ее к семейной жизни. В старших классах введен новый учебный предмет — «Этика и психология семейной жизни», основная цель которого, как сказано в пособии для учителей по данному курсу (1984), сформировать у юношей и девушек потребность в создании семьи, готовность к вступлению в брак, умение правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей. Важно также воспитывать у молодежи непримиримое отношение к буржуазным концепциям семьи. Актуальность введения подобного предмета обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для современной семьи: омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неумением супругов строить свои взаимоотношения, с неверными представлениями молодых людей о роли мужчины и женщины в семье. Поэтому на уроках по этике и психологии семейной жизни речь, в частности, идет о характере взаимоотношений супругов, о мужественности и женственности, о нормах нравственных отношений в семье.

До настоящего времени представления учащихся о психологических особенностях мужчин и женщин формировались стихийно. Новый учебный предмет нацеливает учителя на воспитание юных граждан с учетом закономерностей личностного развития, связанных с их половой принадлежностью.

По данным ряда исследований, половые различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах становятся наиболее явно выраженными начиная с 11—12 лет. В этом возрасте пробуждается половое влечение, обостренный интерес подростков к взаимоотношениям между мужчинами и женщинами. Л.С. Выготский писал, что с наступлением полового созревания происходит всестороннее и глубокое изменение организма. Ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования, появляется

 

85

 

новый, прежде находившийся в латентном, или скрытом, виде фактор— пол (1929). Поэтому перед воспитателями встают новые проблемы, имеющие непосредственное отношение к формированию психологического пола.

Один из существенных показателей решения данных проблем — осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.

Экспериментальное изучение проблемы формирования психологического пола мы начали с выяснения таких представлений у подростков и юношей. Для этого использовался метод свободных описаний. В качестве испытуемых были учащиеся VIIX классов нескольких московских школ, всего 265 человек (134 девочки и 131 мальчик). Им предлагалось написать сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин». В инструкции специально обращалось внимание на то, что описывать следует обыкновенных, знакомых детям людей.

Для всех возрастных групп подростков тема сочинения была неожиданной и в достаточной степени трудной. У многих учащихся (независимо от их пола и возраста) оказался бедным словарный запас, они не умели проанализировать понятия, указанные в теме сочинения, описывали лишь ситуации, формы поведения. Это осложняло выявление их представлений. Часть сочинений содержала описание только одного из образов — мужчины или женщины, другая часть отличалась тем, что понятия «современный мужчина» и «современная женщина» подменялись понятием «современный человек». Поэтому все описания легко распределялись на три группы: 1) полные, отражающие представления подростков об особенностях личности мужчин и женщин, 2) неопределенные, в которых описывался некий бесполый человек, или не выявляющие представлений учащихся и 3) неполные, содержащие описание только одного из образов.

Анализ суждений детей об образах мужчин и женщин позволил установить следующие 8 тем, в которых в той или иной степени проявились значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности или формы поведения мужчин и женщин: 1) особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность); 2) черты характера, отражающие отношение к людям (чуткость, внимательность, отзывчивость); 3) особенности отношения к женщине или мужчине (рыцарство, галантность, нежность); 4) деловые качества, связанные с трудовой деятельностью; 5) интеллектуальные особенности, интересы; 6) традиционное понимание мужественности или женственности (сила, смелость, воля; нежность, мягкость, уступчивость); 7) качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и женщин; 8) любовно-сексуальная сторона взаимоотношений между полами.

Степень представленности той или иной темы в описаниях подростков определялась как числом учащихся (в % к общему числу подростков данной половозрастной группы), использовавших ее, так и тем рангом, который она получала в ряду других тем. Представленность той или иной темы, по нашему мнению, отражает, во-первых, сферы жизнедеятельности человека и качества его личности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко проявляются психологические особенности мужчин и женщин, а во-вторых, те критерии, с помощью которых они пытаются оценить мужественность и женственность современных им людей. Поэтому анализ экспериментального материала шел в отношении как содержания того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других критериев.

Рассмотрим сначала представленность всех тем в целом. В табл. 1 приведены значимые различия между мальчиками и девочками каждого класса, использовавших данную тему в соответствующем описании (статистическая достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента).

 

86

 

Таблица 1

 

Половые различия в представлениях подростков (в % к общему числу испытуемых)

 

Тема

 

Образ женщины

Образ мужчины

VI кл.

VII кл.

VIII кл.

IX кл.

VI кл.

VII кл.

VIII кл.

IX кл.

д   м

д   м

д   м

д   м

д   м

д   м

д  м

д   м

1

 

0,01

0,01

0,05

 

 

 

0,05

2

0,05

 

0,001

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

0,01

4

 

0,001

0,05

 

 

 

 

 

5

 

 

0,01

 

 

 

 

 

6

 

0,05

0,05

0,05

 

0,001

 

 

7

 

0,05

 

 

 

 

 

 

8

 

 

0,01

 

 

 

0,01

 

 

Как видно из табл. 1, наибольшее число значимых различий между мальчиками и девочками относится к описанию образа женщины, причем особенно ярко эти различия проявляются у восьмиклассников: из 8 тем только в 2 темах данный образ характеризовали и мальчики и девочки. В понимании образа мужчин подобных половых различий было значительно меньше.

Возрастная динамика изменения представлений школьников обоего пола представлена в табл. 2. Данные этой таблицы показывают, что с возрастом меняется число учащихся, как мальчиков, так и девочек, использовавших тот или иной критерий при описании ими образов мужчин и женщин. Особенно отчетливо эта динамика наблюдается у девочек разных возрастов при описании современных мужчин: от VI класса к VII и от VII класса к VIII происходят, по-видимому, значительные изменения в их представлениях о мужественности, о наиболее значимых, по их мнению, сферах жизнедеятельности мужчин. У мальчиков эти возрастные изменения проявились в меньшей степени.

 

Таблица 2

 

Возрастные изменения в представлениях подростков от VI к IX классу

 

 

Образ женщины

Образ мужчины

девочки

мальчики

девочки

мальчики

VI—VII

VII—VIII

VIII—IX

VI—VII

VII—VIII

VIIIIX

VI—VII

VII—VIII

VIIIIX

VI—VII

VII—VIII

VIII—IX

1

 

 

0,05

 

0,05

0,05

 

 

0,05

 

 

 

2

 

0,001

0,05

 

 

 

0,05

0,001

 

 

0,05

 

3

 

 

 

 

 

 

0,001

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

0,05

0,01

 

 

 

 

0,05

0,001

 

 

0,001

 

6

0,001

 

 

0,001

 

 

 

0,001

 

0,001

 

 

7

 

 

 

0,001

0,01

 

0,01

0,001

 

0,001

0,001

 

8

 

0,01

 

 

 

0,05

 

0,01

 

 

 

 

 

Проанализируем содержание нашего экспериментального материала. Все названные выше 8 тем можно объединить в 3 группы, соответствующие 3 типам общих критериев в описании людей, традиционно используемых подростками вне зависимости от их пола и возраста: общие (темы 2, 4, 5), отражающие качества, связанные с общением, трудом, а также интеллектуальными особенностями; специфические, характеризующие человека именно с точки зрения его половой принадлежности (темы 3, 7, 8, в которых представлены качества мужчины как мужа, отца, женщины как жены, матери, а также их качества, проявляющиеся во взаимном общении), амбивалентные (качества и формы поведения, которые используются подростками преимущественно при описании своих сверстников с учетом

 

 

87

 

и без учета пола человека (темы 1,6).

Из выделенных нами общих критериев тема 2 во всех классах получает высокие ранги. Исключение составляет только одна половозрастная группа девочек-семиклассниц, для которых этот критерий является менее значимым. Содержание качеств, представленных в теме 2, существенно не меняется ни с возрастом испытуемых, ни с категорией описываемого образа и не зависит от их пола: («добрый, честный, отзывчивый, порядочный», т. е. характеристика образов мужчин и женщин по этому критерию отражает общую возрастную закономерность, известную в психологии подростка). Представленность в описаниях испытуемых критерия «особенности интеллекта, широта и разнообразие интересов» (тема 5) примерно одинакова для всех групп испытуемых, с возрастом увеличивается лишь число учащихся, употребивших его. Содержание этой темы также отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельных умений, интересов (спорт, искусство, шитье) до обобщенной характеристики (умный, образованная). Особое место среди этих общих критериев занимает тема 4. По сравнению с предыдущими темами она оказалась наименее представленной в сочинениях подростков, причем с возрастом существенно уменьшилось как число учащихся, использовавших ее, так и сравнительная значимость этой темы в ряду других тем. Исключение составляет описание только образа женщины девочками шести- и семиклассницами. По их мнению, современная женщина должна быть не просто трудолюбивой, но и энергичным, активным членом общества, занимающим руководящие должности. Для мальчиков же всех возрастов эти качества не представляются особенно ценными и желательными. Характеризуя современную женщину, они пишут: «не должна уделять много времени работе», «не должна все время думать о работе».

Можно было бы предположить, поскольку трудовая деятельность еще мало известна школьникам и они не имеют здесь собственного жизненного опыта, то именно поэтому данный критерий для них незначим. Однако содержание «неопределенных» сочинений, в которых описывался просто человек, не позволяет полностью согласиться с этим предположением. В этих сочинениях учащиеся, даже младшие, достаточно убедительно излагали свое понимание места и роли человека в сфере профессиональной и общественно полезной деятельности: «мне кажется, должно быть у каждого человека чувство долга. Он должен хорошо работать, чтобы делать хорошее не только для себя, но и для всех людей, и никогда не забывать, для чего он живет» (д., VII кл.); «у нас в стране свободный выбор специальностей. Любой человек может после школы пойти в любой вуз или техникум, выбрать занятие по душе. А если выбрал, будь добр — работай с полной отдачей, используя все свои знания, которые государство дало тебе бесплатно» (м., VIII кл.).

Характер употребления и содержание общих критериев не выявили существенных различий между мальчиками и девочками при описании ими образа мужчины. Он выступает для них, в основном, как субъект и объект общения. В представлениях же об образе женщины в этом отношении наблюдаются определенные различия только у семиклассников: девочки положительно оценивают роль женщины как субъекта труда, мальчики относятся к этому отрицательно. Для старшеклассников обоего пола понимание образов мужчин и женщин связано преимущественно со сферой общения.

Рассмотрим теперь, как используется вторая группа тем и прежде всего темы, охватывающие супружеско-родительские роли мужчин и женщин (тема 7). Обращает на себя внимание полное совпадение представлений мальчиков и девочек об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия «семьянин» мальчиками при описании как мужчин, так и женщин.

Какое же конкретное содержание вкладывают они в свои представления о роли мужчин и женщин в семье?

 

88

 

Шестиклассники (мальчики и девочки) используют для характеристики данных образов преимущественно формы поведения: «ухаживать за мужем», «любить детей», «следить за порядком в доме»,— причем эти формы поведения в равной мере применимы, по их мнению, и к мужчинам, и к женщинам. Другая отличительная особенность описания подростками VI класса образов мужчин и женщин — в опоре на примеры близких им людей: мать, отца, других родственников, значимых взрослых: учителей, врачей. К VII классу картина резко меняется. Именно в семейно-бытовой сфере, по мнению семиклассников, с наибольшей полнотой раскрываются особенности личности мужчин и женщин.

Девочки, характеризуя мужчину как мужа, отца, выделяют, в основном, его роль как «помощника жены по хозяйству» даже в тех случаях, когда признают обязанность мужчины быть главой семьи: «мужчина должен быть главой семьи во всем — приятно видеть мужчину, стоящего в очереди за фруктами и овощами, относящего вещи в прачечную». В то же время именно к сфере семейных отношений относится и наибольшее число негативных характеристик мужчин: «мужчины очень изменились. Сейчас для них существуют только телевизор, тахта, тапочки»; «мужчину нельзя сравнить с женщиной. Он не готовит обедов, редко когда убирается». Описания мальчиками образа мужчин практически идентичны описаниям девочек, но отличаются от них отсутствием соответствующих негативных характеристик.

Женщина как жена, мать, с точки зрения мальчиков, должна уважать и любить своего мужа, воспитывать детей, быть «хорошей домохозяйкой», причем последнее определение встречается практически у всех мальчиков, употребивших этот критерий: «сейчас нельзя обойтись без женщин. Они нас кормят и одевают. Женщина играет большую роль в жизни мужчины, без нее, мне кажется, он не мог бы существовать»; «мне хотелось бы видеть такую женщину, которая смогла бы создать в семье радостную, непринужденную обстановку, была бы настоящим другом и помощником своего мужа. По-моему, мужчина должен отвечать троекратной взаимностью, если у него будет такая жена».

Описания девочками образа женщины более детальны, разносторонни. Все они признают большую роль женщины в семье, перечисляют ее обязанности как хозяйки, жены, матери («как она себя поведет, такой и семья будет»). Однако собственное отношение девочек к этой роли неоднозначно: наряду с положительным у значительной части семиклассниц имеется и отрицательное («вечная домашняя хозяйка», «белка в колесе»).

Восьмиклассники описывают мужчин и женщин более обобщенными понятиями: «хороший семьянин», «любящая жена и мать». Практически отсутствуют негативные определения. Их описания мужчин и женщин по критерию «семьянин» не только более однообразны, неконкретны, но и менее эмоционально насыщены, чем у семиклассников Испытуемые VIII класса, скорее, просто констатировали обязанности мужчин и женщин в семье, чем выражали свое отношение к этому. Примерно такая же картина наблюдалась при анализе описаний девятиклассников: критерий «семьянин» по содержанию и эмоциональной насыщенности у них существенно не отличался от этого критерия у восьмиклассников.

Таким образом, критерий оценки особенностей личности мужчин и женщин в сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения в описаниях учащихся VIIX классов как по значимости его в ряду других критериев, так и по содержанию, а главное, по отношению к этому содержанию.

Другой критерий из группы специфических критериев отражен в теме 3. Речь идет о тех качествах, которые характеризуют отношение мужчины к женщине и наоборот. Прежде всего следует отметить, что он не является достаточно значимым для всех групп испытуемых, за исключением девочек IX класса. Только в этом случае, и лишь при описании отношения мужчин

 

89

 

к женщинам, данный критерий получает наиболее высокий ранг. Мужчины, по мнению девятиклассниц и восьмиклассниц, должны «ухаживать за девушкой и защищать ее», «уважать женский пол», «быть снисходительными, внимательными, благородными по отношению к женщине», «ценить ее слабость». В полном согласии с этими представлениями находятся и традиционные представления девочек о мужественности: мужчина должен быть «сильный, смелый, настойчивый, гордый, рыцарь». Именно к характеру отношения мужчин к женщинам относится и наибольшее число отрицательных суждений девочек этого возраста: «забыли свой долг перед нами, женщинами», «не хватает джентельменства», «мало рыцарей».

Каким же, по мнению девочек, должно быть отношение женщины к мужчине? В VI и VII классах качества человека, определяющие это отношение, не назвала ни одна из обследуемых школьниц. В старшем возрасте только немногие испытуемые обозначили их: «понимать мужчину», «быть верной женой» или «не унижаться перед мужчиной». Однако женственность в традиционном понимании, т. е. такие качества, как «ласковая, нежная, мягкая», высоко оценили большинство девочек. Анализ высказываний школьниц выявляет у них своеобразную центрацию: они достаточно точно представляют отношение к себе, эти представления соответствуют их идеалу мужественности, однако обратной закономерности не наблюдается. Идеал женственности девочек не трансформируется у них, хотя бы и в вербальном плане, в то поведение, которое должно соответствовать ему.

Мальчики всех возрастов практически не отметили особых качеств, выражающих отношение женщины к мужчине и, наоборот, мужчины к женщине. По-видимому, эти качества сопряжены в их представлении с такими понятиями, как мужественность, женственность, отношение к людям независимо от их пола, к семье.

Последний из специфических критериев оценки качеств личности и формы поведения мужчин и женщин — любовно-сексуальная сторона их взаимоотношений — оказался наименее представленным во всех описаниях. Впервые суждения по этой теме появляются только у восьмиклассниц. Женщина, девушка, в их понимании, должна «уметь любить», «быть чистой». Мужчина должен быть «способен на сильное чувство». Эти данные несколько противоречат тому, что наблюдается в реальных, жизненных взаимоотношениях старшеклассников, для которых названные отношения весьма значимы.

Вообще анализ содержания и динамика использования вышеназванных специфических «половых» критериев для характеристики подростками образов мужчин и женщин выявил несколько парадоксальную картину: они оказались значимыми только для семиклассников, старшеклассники же упоминали их в значительно меньшей степени. Причина этого пока нам не ясна.

Третья группа критериев, которую мы обозначили как амбивалентная, включает суждения школьников, связанные с описанием ими внешнего облика людей (тема 1), а также традиционным пониманием мужественности — женственности (тема 6). Использование девочками темы 1 для описания образов обоих полов отражает известную возрастную тенденцию: высокий ранг этой темы в VI и VII классах снижается к старшему школьному возрасту, причем у девятиклассниц в образе мужчин данная тема получает наименьший ранг. У мальчиков эта тенденция сохраняется только в отношении внешнего облика мужчин, в описаниях же образа женщин критерий «внешность» имеет высокую значимость практически во всех возрастных группах. По-видимому, в данном случае у мальчиков мы имеем дело не с возрастной тенденцией восприятия других людей, а с сугубо специфической, «половой».

Качества, связанные с традиционным пониманием мужественности, в представлениях школьников обоего пола всех исследуемых возрастов занимают высокий ранг (исключение составляют только девочки VIII класса). В других

 

90

 

психологических исследованиях показано, что ценность этих качеств более характерна для младших подростков (10—11 лет), поэтому нельзя, по-видимому, и в данном случае объяснить повышенную значимость этого критерия возрастными особенностями понимания нравственных свойств личности. Критерий «женственность» (тема 6) в описаниях школьников с возрастом также используется все чаще. Если семиклассники просто перечисляли качества, которые мы интерпретировали подобным образом, то старшие школьники обозначали понятие «женственность». В их описаниях образ женщины занимал центральное место, превращаясь в обобщенный критерий оценки женственности.

Подведем некоторые итоги. Проблема изучения психологического пола предполагает прежде всего выделение предмета исследования. Таким предметом являются образы мужчин и женщин, эталоны мужественности и женственности. Знание содержания и структуры «половых» образцов не только помогает выявить те сферы жизнедеятельности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко выступают особенности личности мужчин и женщин, но и судить о степени сформированности (в этом отношении) у них психологического пола. Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Эти представления в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в VIII классе — семейно-бытовые взаимоотношения, в VIII и особенно в IX классе — более близкие им отношения между юношами и девушками, причем прежние представления не углубляются с возрастом, а заменяются другими. Такая смена сфер общения имеет принципиальное значение для формирования психологического пола.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности — это, по-видимому, просто усвоенные соответствующие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако, как показывают данные многих исследований, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков как мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

У старших школьников основа для формирования идеальных представлений о мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя как человека определенного пола (в сфере межполовых взаимоотношений), идеальные образы мужчин и женщин как субъектов и объектов общения. Эти представления о себе и о других проверяются на практике, в непосредственной деятельности общения. Однако система определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, т.е. все, что относится к понятию «психологический пол», формируется в этом возрасте только в названной сфере. Поэтому относительно старшего школьного возраста можно сказать, что это лишь один из этапов формирования психологического пола, но никак не окончание этого процесса.

Особенности представлений старшеклассников о мужественности и женственности следует учитывать при изучении курса «Этика и психология семейной жизни». Этот курс сможет выполнить поставленные перед ним задачи только в том случае, если в нем будет обобщена вся предшествующая работа школы по половому воспитанию учащихся.

 

Поступила в редакцию 24.VII 1984 г.