Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

72

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

С.П. ИВАНОВ

 

На современном этапе развития социалистического общества возрастает роль эстетического воспитания, художественного образования в формировании духовного мира школьников, культуры их труда, чувств и поведения [1]. В связи с этим художественная деятельность подростков как стержень их эстетического воспитания приобретает особое значение.

Изучению этой деятельности, выявлению ее специфики посвящены многие исследования советских философов, социологов, психологов и педагогов [2], [3], [4], [5]. Следует отметить, что в этих исследованиях понятие художественной деятельности трактуется по-разному. Наиболее адекватным представляется определение художественной деятельности, ее роли в развитии личности как «общественно выработанного способа индивидуального «жизнеприятия», постижения мира посредством переживания и самочувствия, которые выражают духовное присутствие личности в воссозданных культурных формах этого мира» [4; 214].

Особенности отношения подростков к художественной деятельности и, в частности, к такой ее составной части, как изобразительная деятельность, функционирующей в качестве проводника миропонимания, инструмента осмысления всего многообразия жизненных явлений [там же, 237], и явились предметом нашего исследования.

Опираясь на положения Д.И. Фельдштейна ([7], [8]), рассматривающего в своих работах подростковый возраст как «особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости, с присущими ей особенностями психического развития и сензитивным этому возрасту типом ведущей деятельности — общественно полезной, наиболее полно обеспечивающей усвоение норм человеческих взаимоотношений и нравственных представлений» [8; 3—9], мы предположили, что влияние художественной деятельности на развитие психических процессов личности в подростковом возрасте необходимо рассматривать как влияние одного из видов многоплановой общественно полезной деятельности подростков.

В данной работе представлен материал, полученный в результате изучения отношения подростков — учащихся IVVIII классов общеобразовательных школ Смоленска (1724 человека в возрасте 10—15 лет) к художественной, прежде всего к изобразительной деятельности. Нами выявлялись художественные интересы подростков, характер и уровень их участия в различных видах художественной деятельности, мотивы этой деятельности.

Данные, полученные при помощи включенного наблюдения, опросов, бесед и других методов, свидетельствуют о том, что для детей этого возраста изобразительное искусство, изобразительная деятельность не являются наиболее привлекательными среди других видов художественной деятельности. Так, наибольшее число подростков (24 %) из семи предложенных видов искусств (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, театр, литература, кино) на первое место по привлекательности поставили искусство кино. Что касается наиболее интересных для них занятий, то 48,9 %

 

73

 

опрошенных назвали просмотр кинофильмов.

На наш взгляд, значительные расхождения в ответах подростков о привлекательности кино как вида искусства и как вида занятия свидетельствуют о том, что, отвечая на первый вопрос, дети в определенной степени осознавали, что процесс создания кинокартин они знают слабо.

На втором месте по привлекательности для подростков (20,3 % опрошенных) оказалась музыка. Причем 62 % из тех, кто предпочитает музыку, отмечали, что их интересует в основном эстрадная музыка. Лишь 2,1 % подростков назвали любимым занятием прослушивание серьезной музыки.

Литература как искусство занимает среди художественных интересов подростков третье место, а как любимое занятие — второе место. Здесь прослеживается определенная динамика: интерес к литературе и занятию чтением литературных произведений значительно возрастает от IV к VIII классу. Если в V классе 22,2 % подростков называют литературу и чтение художественной литературы своим любимым занятием, то в VI классе соответственно 27%, в VII классе — 27,3%, в VIII классе — 34 % подростков.

Гораздо меньший интерес (8,7 % опрошенных) представляет для подростков изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, архитектура). При этом лишь 6,4 % подростков отнесли рисование к наиболее значимому для них виду занятия, а посещение художественных выставок и музеев — 2,1,%.

В ходе исследования была выявлена определенная зависимость между самооценкой способностей к изобразительной деятельности и характером отношения подростков к ней, что выражается в желании заниматься реальной изобразительной деятельностью и в стремлении «полюбоваться нарисованным». Так, 59,3% 10—11-летних учащихся (IVV классы) оценили свои способности к рисованию достаточно высоко, ответив на вопрос: «как вы оцениваете свои способности к рисованию?» — «рисую хорошо», что характеризует их завышенную самооценку. Как следствие того, что самооценка учащихся IVV классов завышена, достаточно большой оказалась группа 10—11-летних подростков (74,1%), которых привлекает «возможность нарисовать», т. е. продуктивная изобразительная деятельность. «Возможность полюбоваться нарисованным» назвали лишь 18,5 % подростков этого возраста. Иные ответы дали 14—15-летние учащиеся. Только 28,5 % из этих детей высоко оценили свои способности к рисованию. На возможность продуктивной реализации этих способностей в изобразительной деятельности указали 51 % опрошенных подростков, учащихся восьмых классов; 40,4 % — избрали «возможность полюбоваться нарисованным» (см. табл.).

Однако данные таблицы скорее свидетельствуют о потенциальных интересах подростков к изобразительной деятельности. На практике же рисованию, чтению книг о художниках, посещению выставок, картинных галерей, рассматриванию репродукций, прослушиванию лекций по искусству они уделяют мало времени. Так, лишь 8,5 % опрошенных нами подростков ежедневно занимаются художественной деятельностью около 1—2 ч, 19 % — менее получаса. В связи с этим нам особенно важно было выявить направленность изобразительной деятельности учащихся IVVIII классов, ее содержательную сторону, факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние на характер участия в ней.

 

Зависимость самооценки способностей к изобразительной деятельности и отношения к ней (в % общему числу опрошенных подростков)

 

Возраст, лет

Стремление к реальной изобразительной деятельности

Желание полюбоваться нарисованным

10

74,4

18,1

11

74,1

18,5

12

60,6

30,3

13

47,3

47,3

14

49,6

40,1

15

51,1

40,4

Примечание. Так как некоторые подростки не ответили на предложенный вопрос, приведенные данные в сумме не дают 100%.

 

74

 

Как показали результаты исследования, подростки в процессе художественной деятельности удовлетворяют свою возрастную потребность в приобщении к активной жизни взрослых, «в построении новых взаимоотношений со взрослыми, в реализации самостоятельности», в самовыражении [7; 86].

Характерно, что на вопрос: «когда вы смотрите на работы или репродукции работ художников, что вас больше привлекает?» — 18,3 % учащихся ответили: «нравится, как художник рассказывает о людях, событиях, окружающем мире», 24,9 % — «нравится проникнуть в замысел художника», а 28,6 % — «нравится красота картины». Но, как показывают проведенные среди учащихся IVVIII классов беседы и интервью, давая ответ «нравится красота картины», подростки имеют в виду не только композицию, цветовой строй, но и сюжет, содержание произведения. Всего 16,6 % подростков сказали, что им «нравится рассматривать цветовые сочетания в картине». При этом 11,6% опрошенных ответили: «не задумывался», «не могу сказать».

В изобразительном искусстве менее всего подростков привлекают такие жанры, как бытовой натюрморт, индустриальный пейзаж (изображение заводов, строек). Привлекательны же для них портреты великих людей, героев гражданской и Великой Отечественной войн. Наиболее интересны для подростков работы художников, передающие пафос революционных событий, боевых действий (батальный жанр), картины на исторические темы.

Анализ полученного материала показывает, что подростки не случайно избирают эту тематику. Она адекватна их миропониманию. В процессе восприятия названных произведений подростки ощущают сопричастность к изображаемым событиям, сопереживают их. При этом они соотносят свое мироощущение, свое «я» с общественным и историческим опытом человечества, воплощенным в этих художественных произведениях. Приведем высказывания подростков: «когда я смотрю картины художников о войне, например эту, то иногда кажется, что я сам там участвую» (Саша Н., 12 лет, о работе А. Дейнеки «Оборона Севастополя»); «мне нравятся картины художников про Великую Отечественную войну. Они захватывают. Иногда думаю: смог бы я быть на месте героев?» (Сережа К., 13 лет); «люблю смотреть картины художника Айвазовского, например его «Чесменский бой». Я даже дома повесил на стене вырезку из журнала с этой картиной»; «мне нравится рассматривать рисунки художников об истории. Нравится «Петр I», «Утро стрелецкой казни» — суровые краски, настроение есть. Довольно интересно» (Миша И., 15 лет); «вообще-то я сам рисовать не люблю, точнее, не умею, а смотреть картины даже интересно. Особенно о старине. Костюмы нравятся, лица выразительные. В общем, что-то новое узнаешь! Нравятся работы Сурикова, Верещагина. У него особенно серьезные вещи, «Апофеоз войны», например» (Женя С., 14 лет); «когда ездили летом с родителями в Москву, смотрели панораму «Бородинское сражение». Я не помню, кто нарисовал, но очень понравилось. Нарисовано, как в жизни. Совсем по-другому все как-то после этого воспринимается» (Люда К., 14 лет).

Вместе с тем многие подростки не смогли назвать наиболее понравившиеся произведения изобразительного искусства и их авторов (62,6%), указать название и автора работы, которую Они смотрели в последний раз (70,2 %), вспомнить наиболее интересную книгу о художнике (39,4 %).

Все это, во-первых, свидетельствует о состоянии работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию подростков, а во-вторых, дает основания утверждать, что у учащихся IVVIII классов, называющих привлекательными для себя различные жанры изобразительного искусства, есть определенное стремление познать их глубже, определенная потребность участвовать в различных видах художественной деятельности.

Этот вывод находит свое подтверждение в ответах подростков на вопросы: «хотелось бы вам пополнить свои знания об изобразительном искусстве?»

 

75

 

и «если вы хотите пополнить свои знания об искусстве, то каким образом?» Так, на первый вопрос утвердительно ответили 44,7 % испытуемых, а из 25,5 %, ответивших «не знаю», более половины сочли необходимым назвать при ответе на второй вопрос некоторые привлекательные для них виды занятий художественной деятельностью. Причем ответы «читать больше книг об изобразительном искусстве, художниках», «чаще бывать на выставках» оказались наиболее предпочтительными как для младших, так и для старших подростков.

В целях выяснения реально действующих мотивов, которыми руководствуются подростки, участвующие в изобразительной деятельности, им было предложено выбрать и оценить по трехбалльной шкале значимость мотива при ответе на вопрос: «что привлекает вас в рисовании?»

В результате проведенного анализа полученных ответов мы выяснили, что мотив общественной значимости — желание и возможность принести пользу людям, обществу, возможность реализации этого мотива в художественной деятельности — занимает незначительное место в структуре мотивационной сферы изученных нами подростков. В качестве основных назывались мотивы удовольствия, социальной идентификации с товарищами, родителями, педагогами, желание узнать новое.

Аналогичное положение занимали мотивы социальной идентификации с коллективом (желание принести радость коллективу), социальной идентификации с родителями, учителями. Им предпочитались мотивы удовольствия от работы красками, радости от приобщения к прекрасному. Наиболее часто испытуемые называли мотив выражения своих мыслей и чувств и мотив отдыха («когда я рисую, я отдыхаю»).

Показательно, что число подростков, ответивших «когда я рисую, я отдыхаю» (16,8%), в 4 раза больше, чем руководствующихся в изобразительной деятельности мотивом общественной значимости — «возможностью принести пользу людям, обществу» (4,3 %).

Направленность деятельности при определенных условиях может перерастать в направленность личности («сдвиг мотива на цель», по А.Н. Леонтьеву). Как показало исследование, художественная деятельность подростков имеет довольно четко выраженную ориентацию на удовлетворение только личных потребностей, как бы замкнута на самом ребенке этого возраста. Эта тенденция нашла свое проявление в ответах подростков на вопрос «Используете ли вы свое умение рисовать?», — где мы предложили испытуемым ряд возможных ответов («только для получения удовольствия от рисования»; «при выпуске стенгазет, оформлении помещений школы, класса»; «при оформлении городских или школьных, классных выставок»; «при оформлении спектаклей, классных, школьных мероприятий»; «при оформлении семейных альбомов»; «при работах по конструированию»; «в других делах».

Оказалось, что чаще всего подростки используют свое умение рисовать («только для получения удовольствия от процесса рисования» — 29,8 % ответов, «при оформлении семейных альбомов» — 10,6%); 38% опрошенных ответили: «не использую». При выпуске стенгазет, оформлении школы, классного помещения используют свое умение рисовать 23,4 % опрошенных подростков, при оформлении выставок (школьных, классных) — 2,1 %, при работах по конструированию — 4,3 %.

Таким образом, примерно лишь 1/5 часть опрошенных нами подростков принимают участие в общественно значимых делах, используя при этом свое умение рисовать. Вместе с тем в ходе бесед выяснилось, что характер участия ребят в оформлении выставок, стенгазет в основном эпизодический, от случая к случаю. Экспериментатору они выражали свою явную неудовлетворенность характером и организацией подобного вида работ. Кроме того, неоднократно звучала мысль о том, что эти виды работ (например, оформление стенных газет) вызывают негативное отношение. В основе подобного отношения, как оказалось, лежат многие причины. Так, подростки указывали на нечетко

 

76

 

сформулированные и поставленные перед ними цели деятельности, задачи работы, на подчас безразличное отношение учителей к инициативе детей. Указывалось и на то, что к подобным работам чаще всего привлекают так называемых способных подростков, остальные же, как правило, выступают в роли пассивных наблюдателей, или, по выражению Саши П., 14 лет, «мальчиков на побегушках». Естественно, что при подобной организации работ положительное отношение подростков к художественной деятельности не только не формируется, но и, наоборот, угасает, если не исчезает вовсе.

Проведенное исследование показало, что мотивационно-потребностная сфера личности подростка, занимающегося художественной деятельностью, и направленность этого вида деятельности нуждаются в переориентации на общественно значимые мотивы, потребности. Художественную деятельность подростков необходимо социально ориентировать, по своей сущности она должна стать одним из видов общественно полезной деятельности, адекватной подростковому возрасту.

В связи с этим представляется важным пересмотреть существующее отношение к художественной деятельности подростков на всех этапах обучения в общеобразовательных и профессиональных школах. Преподавателям изобразительного искусства, педагогическим коллективам в целом целесообразно обратить особое внимание на усиление идейно-политической, мировоззренческой направленности художественной деятельности подростков, в том числе включенной в структуру учебной деятельности, и на совершенствование и развитие многообразных форм творческой самодеятельности.

На наш взгляд, одним из эффективных путей изменения отношения подростков к художественной деятельности является включение в нее не только учащихся, обладающих определенными способностями, но и тех, которых традиционно считают «не способными» к этой деятельности. Вовлечение таких подростков в посильные для них виды и формы художественного творчества, имеющие общественно значимую ценность, например художественный общественно полезный производительный труд (изготовление сувениров, мягкой игрушки, выполнение витражей, мозаичных панно и других элементов оформления интерьера общественных зданий и сооружений, изготовление художественных изделий бытового назначения из природных материалов), позволит, и это доказывается передовым педагогическим опытом, более эффективно решать вопросы перестройки мотивационно-потребностной сферы личности.

 

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. — М., 1984. — 112 с.

2. Благонадежина Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. — Вопр. психол. 1968. № 4. С. 96—104.

3. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М., 1982.

4. Иванов В. П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство. — Киев, 1977.

5. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974.

6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

7. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. — М., 1982.

8. Фельдштейн Д. И. Современный подросток. Психологические исследования условий, механизмов его воспитания. — В сб.: Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. С. 3—20.

 

Поступила в редакцию 17.V 1984 г.