Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

14

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

В.М. МОНАХОВ

 

Вторжение математики в нетрадиционные для нее области интеллектуальной и практической деятельности человека, ставшее возможным благодаря развитию ЭВМ и их математического обеспечения и быстрым успехам информатики,— характерные черты научно-технической революции. Современные приложения математики, не только связанные с использованием ЭВМ, но и обеспечивающие их применение, способствовали проникновению общих методов исследования практически во все отрасли современного общественного производства. Человечество ныне, как никогда, осознало, что знание делается точным только тогда, когда для его описания используется математическая модель. Процесс математизации, как своего рода межнаучное взаимодействие, за последние десятилетия существенно видоизменился: не только резко расширилось поле приложений математических методов, но принципиально изменилось само отношение к роли математики в научном и техническом прогрессе. Математика стала не только орудием количественного расчета и описания, без нее фактически немыслимо само развитие точных наук. Однако математизация не могла бы приобрести своего современного революционизирующего значения, если бы в потоке информации, вливающемся в смежную науку, продолжала бы превалировать информация только о математических методах без сведений о современных вычислительных средствах и их возможностях

А эти возможности ошеломляют своими горизонтами и перспективами. Менее чем за 40 лет сменилось четыре поколения ЭВМ: от ЭНИАК — первой ЭВМ на электронных лампах, которая в «металле» реализовала блестящую идею Чарльза Бэбеджа о создании «аналитической машины», высказанную 150 лет назад, до современного персонального компьютера, или, как его чаще называют, микроЭВМ. Сравнение технических характеристик крупных ЭВМ начала 60-х гг., миниЭВМ 70-х гг. и микроЭВМ 80-х гг. показывает, что компактные устройства, свободно умещающиеся на письменном столе, микроЭВМ и «мастадонты» 60-х гг. по своим мощностям практически одинаковы.

В современном общественном производстве ЭВМ используются, во-первых, как информационные системы и средства коммуникации для хранения информации (это своего рода «сокровищницы человеческих знаний»); во-вторых, для автоматизации управления различными видами деятельности; в-третьих, для математического моделирования объектов и процессов разнообразной природы. Главными факторами решения любой задачи на ЭВМ выступают экономичность и время. Микропроцессоры — техническая база нынешнего поколения ЭВМ — во много раз снизили стоимость продукции, повысили ее надежность и упростили условия эксплуатации. МикроЭВМ стали доступными для самых широких кругов пользователей.

Компьютеры и информационная революция органично вошли в большинство современных профессий; они резко меняют образ мышления специалистов, переводя его на качественно иной уровень.

Подготовка специалиста начинается в школе. Поэтому на повестку дня был

 

15

 

поставлен вопрос о введении в программы IX и X классов школы нового общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Это начало решения одной из основных задач реформы школы — «вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе».

Таким образом, перед педагогами и методистами, психологами и физиологами встала задача обеспечения к 2000 г. всеобщей компьютерной грамотности учащейся молодежи. Это задача огромного государственного, политического и социального масштаба, последующее влияние которой на совершенствование школьного образования будет исключительно велико. Введение в школу нового предмета, неразрывно связанное с внедрением и использованием в учебно-воспитательном процессе микроЭВМ, следует рассматривать как первый этап этой большой многолетней работы.

В Академии педагогических наук СССР разработана комплексная программа «Информатика и электронно-вычислительная техника в школе». Уже создана учебная программа нового курса: авторский коллектив под руководством академика АН СССР А.П. Ершова и члена-корреспондента АПН СССР В.М. Монахова работает над школьным учебником; вырисовываются контуры будущей методической системы эффективного и рационального обучения информатике и вычислительной технике, в которой должна оптимально взаимодействовать не традиционная триада «учитель — учебник — ученик», а современная тетрада: «учитель — учебник — компьютер — ученик». Вместе с тем с каждым днем возникает все больше вопросов, больших и малых, решение которых возможно только в результате комплексных исследований педагогов и психологов, дидактов и методистов, физиологов и гигиенистов. Остановимся на некоторых из этих вопросов

 

*

 

Первый вопрос — это вопрос о методологической и методической готовности педагогической науки и школы к введению нового курса. Здесь речь идет о том, что общеобразовательное ядро среднего образования должно пополниться новым обязательным компонентом, определяющим подготовку молодого человека к вступлению в современное общественное производство.

Необходимо отметить, что в нашей стране уже имеется 25-летний опыт изучения основ программирования и вычислительной техники в средней школе. В 1959/60 учебном году в порядке эксперимента началось изучение программирования и вычислительной математики в одной из школ Москвы. Этот эксперимент послужил началом внедрения курса программирования в школы с углубленным изучением математики. К середине 60-х гг. в стране насчитывалось более 400 таких школ, для них были созданы первые советские учебные пособия по программированию (С.И. Шварцбурд, В.М. Монахов, В.Г. Ашкинузе, А.Л. Брудно, Р.С. Гутер, П.Т. Резниковский и др.).

С 1967 г. в советскую школу вводятся факультативные занятия по основам программирования, ЭВМ и вычислительной математики. На этом этапе внедрения элементов информатики и вычислительной техники в школу отрабатываются важнейшие методические аспекты преподавания нового курса, выделяются его главные общеобразовательные черты, исследуются его взаимосвязи с другими учебными предметами, в частности с математикой. Издательство «Просвещение» издает целую серию интересных учебных пособий по программированию для факультативных занятий (С.А. Абрамов, И.Н. Антипов, Н.Б. Демидович, В.М. Монахов, В.В. Щенников и др.). В условиях широкого педагогического эксперимента проверяются различные методические подходы к обучению школьников программированию, исследуется общеобразовательная значимость основных понятий содержания курса, ищется оптимальное соотношение между общематематическими вопросами курса и вопросами сугубо профессиональными,

 

16

 

наличие которых в курсе было продиктовано техническими особенностями ЭВМ тех поколений.

Факультативными занятиями по программированию были охвачены десятки тысяч школьников. Опыт факультативных занятий послужил основой следующего шага — в 1973 г. в общеобразовательный курс алгебры VIII класса вводится тема «Алгоритмы и элементы программирования», содержание которой давало и дает каждому восьмикласснику первоначальные представления о компьютерах как вычислительном средстве, автоматизирующем вычислительный процесс. Таким образом, уже 12 лет все советские школьники получают первоначальные элементарные представления об ЭВМ.

За 25 лет работы советской школы и методической науки над проблемой введения информатики и вычислительной техники в содержание общего среднего образования было разработано учебно-методическое обеспечение всех применявшихся форм обучения. Выработаны общие методологические и методические подходы к преподаванию этого предмета, созданы учебники, методические пособия для учителей, практикумы для учащихся. Однако в те годы еще не было условий (и в первую очередь технических) для введения всеобщего образования в области программирования и вычислительной техники. Важно отметить, что были глубоко исследованы методологические вопросы, связанные с введением нового учебного курса в школу (оно предусматривало три этапа: создание школ с математической специализацией, организацию факультативных занятий и введение общеобразовательного курса) и с обоснованием роли и места новых знаний и умений в системе общего среднего образования (исследования по определению единого уровня содержания общего среднего образования). Особенно тщательно были изучены общеразвивающие аспекты формирования новых, нетрадиционных для школы знаний и умений, которые образуют современный прикладной математический инструментарий школьников, раскрывающий такие категории, как автоматическая обработка информации, математическое моделирование, оптимизация и решение оптимизационных задач.

В 70-е гг. фактически была разработана достаточно целостная методическая система формирования алгоритмической культуры школьников (В.М. Монахов, Н.Б. Демидович, Л.П. Червочкина, М.П. Лапчик), в которой четко выделялись общеобразовательные аспекты обучения программированию на ЭВМ и показывались широкие границы использования алгоритмических знаний и умений в других предметах. Была поставлена сложнейшая проблема оптимального соотнесения алгоритмического и творческого начал в процессе обучения, в которой целевой функцией выступала задача формирования всесторонне развитой личности школьника.

Однако следует отметить, что большинство указанных исследований проводилось в условиях, когда невозможно было постоянно и систематически использовать ЭВМ в учебном процессе.

 

*

 

Второй вопрос связан с тем обстоятельством, что «Основы информатики и вычислительной техники» создаются как общеобразовательный учебный предмет советской школы, усвоение и изучение которого должно быть возможным и доступным для каждого учащегося. Многие аспекты методики обучения здесь могут быть проработаны только с опорой на результаты глубоких и серьезных психолого-педагогических исследований. Остановимся на некоторых из них.

Каковы основные особенности компьютерного процесса познания? Сейчас в связи с реализацией основных требований реформы школы в преподавании ряда предметов прослеживается стремление отразить достижения современной науки. В этом плане предмет «Основы информатики и вычислительной техники» находится в очень выгодных условиях: его содержание и аппаратно-техническое обеспечение базируется на самых современных достижениях науки и техники. Этот курс

 

17

 

открывает новые дидактические возможности в направлении усиления познавательного потенциала учебного процесса, предоставляя учащимся реальный доступ в «сокровищницу человеческих знаний».

Научиться эффективно и обоснованно использовать в учебном процессе компьютер (естественно, с хорошо развитым математическим обеспечением), представляющий собой концентрат интеллектуальной мощи,— сложная психолого-педагогическая и дидактическая проблема. На первом этапе ее решения следует правильно классифицировать общие и специфические черты компьютерного процесса познания, которые в существенной степени будут определять и методы обучения. В педагогической литературе часто высказывается мнение о том, что компьютер и пассивные формы обучения несовместимы. Естественно, что необходимы психологические исследования особенностей поведения учащегося, изучение всей совокупности факторов взаимодействия учащегося и компьютера.

Успешность компьютерного процесса познания прежде всего предполагает наличие у школьника определенного уровня алгоритмической культуры. В последнее десятилетие в естественно-математических школьных предметах сделаны определенные шаги, направленные на повышение алгоритмической культуры учащихся. Под алгоритмической культурой понимают совокупность специфических алгоритмических представлений, умений и навыков, которые на современном этапе развития общества должны составлять часть общей культуры каждого человека и, таким образом, определять необходимый компонент общего школьного образования. Алгоритмическая культура является той частью математической культуры, которая способствует формированию и развитию у учащихся специфических представлений и умений, связанных с пониманием сущности алгоритма и его свойств, пониманием сущности языка программирования как средства записи алгоритма, пониманием алгоритмического характера методов математики и их приложений, связанных с владением приемами и средствами записи решения задач на алгоритмическом языке, который «понимает» компьютер и команды на котором он может исполнить. Учащиеся должны знать и уметь, когда и как использовать ЭВМ в соответствии со своим общим уровнем алгоритмической и интеллектуальной подготовки.

В связи с введением в школу нового общеобразовательного курса необходима разработка методической системы формирования алгоритмической культуры школьника. Серьезной методической и психолого-педагогической проблемой является реализация единого подхода при формировании у детей разных способностей и интересов алгоритмической культуры определенного уровня, заданного учебной программой. Предстоит также решить не менее сложную проблему оптимального соотношения алгоритмического и творческого подходов в процессе обучения. Алгоритмическая направленность обучения все в большей степени будет выступать как мощный дидактический фактор.

Формирование совокупности умений и навыков, овладение которой обеспечивает компьютерную грамотность школьников, имеет одну существенную особенность. Эти элементы не «заготавливаются» в голове школьника впрок, а сразу применяются в его учебной деятельности. Поэтому необходимо насыщение учебной деятельности учащихся такими заданиями и упражнениями, которые обеспечивают решение задач моделирования различных процессов и имитации. ЭВМ обладает уникальными возможностями моделирования: создаваемые и «проигрываемые» на компьютере математические модели удивительно гибки и динамичны. Педагогически обоснованные сфера и дозировка их применения совершенствуют умственные способности учащихся, улучшают и расширяют дидактические возможности понимания и усвоения учебного материала. В качестве примера укажем на исключительную эффективность изучения уравнений движения с помощью компьютера, когда ЭВМ «начисто разрушает» традиционную статическую методику изучения

 

18

 

этого материала. Главный вопрос здесь — как эти возможности компьютера максимально использовать в учебном процессе.

С появлением компьютеров на уроках меняется наше представление о реализации дидактического принципа наглядности. Прежде всего сам компьютер (его экран дисплея) выступает как наглядное средство, образно и динамично моделирующее на экране любой процесс и явление. Уровень наглядности становится иным, и это надо правильно использовать в обучении.

Бесспорный интерес представляют воспитательные возможности нового учебного предмета. Процесс усвоения алгоритмических и прикладных математических знаний и формирование на их базе умений в значительной степени обусловливают становление нового, более экономного образа мышления, основанного на расширении «математического инструментария» школьника, познании вычислительных и «интеллектуальных» возможностей ЭВМ, применении математического моделирования, алгоритмизации, программирования.

Такие отдельные утилитарные задачи обучения информатике и вычислительной технике, как воспитание алгоритмической культуры, логической грамотности, экономической грамотности и другие, приобретают значение всеобщности, далеко выходя за рамки школьной дисциплины.

Изучение информатики и современных приложений математики, связанных с применением ЭВМ, естественно расширяет и обобщает связи, отношения, сферу деятельности учащихся, что непосредственно должно отразиться на формировании личности школьника, на формировании диалектико-материалистического мышления и вообще на процессе воспитания. Усвоение информатики и изучение электронно-вычислительной техники существенно влияет на формирование мировоззрения. В основном это влияние осуществляется в следующих направлениях:

1. Современные приложения математики, связанные с использованием компьютеров, и информатика, решая научные, технические, общественно-экономические проблемы, выполняют многостороннюю социальную функцию, т.е. имеют явно выраженный мировоззренческий характер.

2. Понимание сущности информатики и возможностей ЭВМ вооружает человека знанием закономерностей явлений природы и путей ее преобразования, что безусловно находит отражение в представлениях человека, в его взглядах на действительность, в его социальном поведении

3. Развитие информатики и дальнейшее совершенствование компьютеров и их математического обеспечения, являясь одним из главных факторов новых ускорений НТР, содействует социальному прогрессу нашего общества.

Очень важно отметить, что новый курс располагает большими возможностями «выноса» своих понятий на уровень мировоззренческих убеждений. В процессе изучения информатики и решения различных задач на компьютере учащиеся не только вооружаются знаниями математических методов, имеющих приложения в различных сферах человеческой деятельности, осваивают технологию применения ЭВМ в своей учебной деятельности, не только приобретают навыки использования этих знаний в науке, технике, экономике, производстве и общественной жизни, не только привыкают оперировать категориями математических моделей действительности, — на этой основе у них вырабатываются важные качества нового человека.

Обучение информатике способствует коммунистическому воспитанию учащихся — идейно-политическому, трудовому, нравственному, умственному, эстетическому. Несомненным вкладом в формирование диалектико-материалистического мышления учащихся является разъяснение им своеобразия отражения реального мира математическими моделями, показ особенностей исследования построенных математических моделей методами и средствами, предоставляемыми современными ЭВМ и их математическим обеспечением. Не менее важно раскрыть учащимся реальные возможности ЭВМ и расширения

 

19

 

возможностей человека в познании мира.

Важным компонентом компьютерной грамотности является умение воспользоваться имеющимися в математическом обеспечении пакетами прикладных программ. Система умственного воспитания и развития школьников должна занять центральное место в обучении информатике и ознакомлении с компьютерами, конкретно подтверждая межпредметный характер знаний и умений, формируемых этой школьной дисциплиной. Изучение информатики закладывает научную базу для формирования представлений о возможности автоматизации различных видов деятельности человека на основе алгоритма.

Школьники учатся формулировать и записывать свои решения задач на алгоритмическом языке, точно, ясно, исчерпывающе, лаконично излагая свои мысли.

Алгоритмизация и навыки программирования, формируемые у учащихся в курсе информатики, создают базу для широких математических обобщений, способствуют развитию математических способностей, творчества, активизируют умственную деятельность школьников. Усиление алгоритмического подхода к решению задач с последующей ориентацией на решение их с помощью компьютера требует повышения уровня строгости рассуждений и точности обоснований; в конечном счете это ведет к повышению научного уровня процесса обучения.

В процессе обучения информатике последовательно и систематически формируются на качественно новом уровне культура умственного труда и такие важнейшие общетрудовые умения, как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

 

*

 

Третий вопрос — систематическое всестороннее изучение и критическое осмысление зарубежного опыта преподавания информатики и использования компьютеров в школе. Первый обзор (Монахов В.М., Кузнецов А.А., Смекалин Д.О. Микропроцессорная техника в зарубежной школе. — Советская педагогика. 1984. № 3) уже сделан. Этой интернациональной проблеме было уделено определенное внимание на V Международном конгрессе по математическому образованию, который проходил в августе 1984 г. в Австралии. Выступившие с докладами представители США, Великобритании, Японии, Франции, Австралии, Финляндии, Бельгии, ФРГ, Папуа и Новой Гвинеи, Таиланда, Гонконга были единодушны в мнении, что микропроцессоры — это веяние времени и что школа без них обойтись не может. Однако, как подчеркивали выступавшие (Осану Такеноги, Япония; Мореш С.А., США; Паул Мартин, Великобритания и др.), проблема применения компьютеров в школе еще далека от решения. Громадные возможности микрокомпьютеров еще очень мало и неэффективно используются, что, впрочем, относится не только к школе, но и ко всему современному миру.

Делегаты конгресса обсудили общие вопросы, связанные с внедрением микропроцессорной техники в школу, и различные методические принципы и направления использования компьютеров для повышения качества обучения, делились накопленным в этой области опытом. Дискуссия, в основном, велась по четырем уже ставшим традиционными направлениям: 1) обучение школьников программированию, 2) применение микропроцессорной техники в качестве средства исследовательской работы школьников, 3) компьютер как средство обучения, 4) использование микропроцессоров для управления процессом обучения и для ведения учителями и другими специалистами исследовательской работы. Остановимся на содержании некоторых выступлений.

Обучение школьников программированию. Здесь было отмечено, что при помощи правильно составленных курсов обучения программированию можно добиться того, чтобы уже к 12-летнему возрасту школьники успешно овладевали основными понятиями программирования.

 

20

 

Рекомендуется начинать обучение с прохождения алгоритмов, учебного метаязыка программирования и абстрактной (условной) ЭВМ, а к реальным языкам и ЭВМ переходить только после того, как дети начнут свободно ориентироваться в основных принципах составления программ и работы компьютера (Е. Кохорс-Фреденберг, ФРГ).

Подчеркнута необходимость разработки и создания специальных курсов обучения учителей программированию; отмечено, что с разрабатываемыми для школьников программами учащиеся часто справляются лучше, чем их преподаватели (С.А. Мореш, США).

Применение микрокомпьютеров в качестве средства исследовательской работы школьников. Предложен подход к преподаванию математики в три этапа: 1) обзор пройденного, 2) изучение нового материала без использования при этом формул, но с помощью передачи математического смысла, 3) обсуждение и дальнейшее изучение материала самими учащимися. При этом подчеркнуто, что компьютер особенно полезен для школьников именно на третьем этапе. Работа с микрокомпьютером повышает интерес учащихся к изучаемому объекту, позволяет им самим спокойно изучить все интересующие их свойства данного объекта (Ясуфуми Нагучи, Япония).

Микрокомпьютер для учащихся — это инструмент активной исследовательской работы. Овладев основами языка программирования, учащиеся сами могут использовать компьютер в качестве средства познания мира, они решают задачи, ищут закономерности. Однако активная работа учащихся на ЭВМ имеет и некоторые негативные черты: в частности, школьники теряют интерес к доказательству теорем и часто не могут обосновать даже интуитивно понятные им факты и рассуждения (К.К. Эхр, США).

Микрокомпьютеры очень полезны для понимания учащимися многих математических понятий. Например, при изучении пределов компьютер позволяет школьникам наглядно убедиться, что

 

 

Этот предел без помощи ЭВМ понятен очень немногим; учащиеся в силу стереотипности мышления всюду ждут или 0, или 1, или ∞. Но уловить закономерность — не значит доказать ее, а для развития умения доказывать, мы пока не научились использовать микрокомпьютер (Л.М. Блум, Австралия).

Неприспособленность микрокомпьютеров к доказательству теорем вызвала беспокойство многих выступавших, некоторые же видели в этом веление времени. Так, М. Берман (Франция) заявил, что внедрение в школу микропроцессорной техники приводит к переоценке ценностей всех получаемых учащимися знаний. По его мнению, «академические» знания в современном мире теряют смысл, а на первое место выходят практические умения. «Важно не доказать свойства объекта, а уметь их вычислить для каждого конкретного случая с помощью ЭВМ»,— утверждал он в своем выступлении. Однако с таким утверждением вряд ли можно согласиться.

Было обращено внимание на необходимость перестройки школьных курсов в связи с широким использованием микрокомпьютеров. Основные изменения предлагалось внести в курс геометрии, где требовалось вообще отказаться от аксиом и сразу переходить к практической и аналитической геометрии. Было предложено дополнить школьный курс прикладным конструированием и даже дизайном (Ш.Ц. Саксен, США).

Особенно широко и успешно компьютеры используются учащимися при построении графиков и при изучении ряда разделов геометрии. Так, сообщено о том, что дети, у которых были трудности при изучении геометрии и которые обладали слабым пространственным воображением, получив доступ к микрокомпьютерам, оснащенным простейшим языком программирования, в течение очень короткого времени освоили учебный материал, связанный с углами и вращением лучше, чем хорошо успевавшие по математике школьники (Л. Аутред, Австралия).

Компьютеры обеспечивают наглядность выполняемых графических построений,

 

21

 

сложных для восприятия учащихся (особенно в многомерном пространстве) и позволяют с помощью специальных программ увидеть (в буквальном смысле этого слова), к чему приводят даже незначительные изменения параметров. Другими словами, микрокомпьютеры дают учащимся возможность наглядно изучать свойства различных геометрических объектов (А. Ягер, ФРГ).

Обсуждение возможностей использования компьютера в качестве средства обучения показало, что компьютер позволяет улучшить качество обучения не только благодаря своим техническим возможностям и математическим свойствам, но, в первую очередь, пока из-за повышенного интереса к нему детей. Ж. Брокман (США) рассказала об использовании в математическом классе в качестве наглядного пособия робота, управляемого микропроцессором. Игрушка вызвала у учащихся большой интерес. Они захотели сами научиться ею управлять. В результате игра позволила им незаметно овладеть многими важными в школьной математике разделами, способствовала развитию у них логического мышления и умений решать задачи и принимать решения. М.Ц. Андерсен предложила обучать школьников основным положениям этики с помощью моделей на ЭВМ, мотивируя это тем, что у современных детей техника пользуется часто значительно большим авторитетом, чем взрослые и, в частности, учитель.

Многие участники конгресса подчеркивали, что микрокомпьютер может и должен стать хорошим помощником учителю. Например, Й. Коупленд (Великобритания) заявил, что микрокомпьютер помогает учителям совершенствовать стиль работы, превращая их для учащихся из «тренеров», «объяснителей» и «задающих задания» в «советчиков», в «источники помощи». В то же время было отмечено, что сами по себе компьютеры в качестве учителей малоэффективны, но их возможности в качестве помощников учителей трудно переоценить. Того же мнения придерживался и Р.Дж. Филлипс (Великобритания). Он подчеркнул, что такие важные компоненты обучения, как ведение дискуссии, поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся, учитель осуществляет много лучше компьютера. Его заключительные слова «учить надо с компьютером, а не одним компьютером» вызвали одобрение. Эта точка зрения, по-видимому, делается в настоящее время преобладающей.

На конгрессе было сделано несколько докладов, полностью посвященных программированному обучению (Д. Клайтон, Австралия; Б. Дюмон, Франция; Ф. Кноп-Грандсард, Бельгия), однако ничего конкретного и нового в них сказано не было. К сожалению, столь модный в последнее время лозунг «компьютеры обеспечивают индивидуализацию обучения» повис в воздухе. В выступлении Порама Саенгчароенрата (Таиланд) было прямо сказано, что опыт применения иностранных обучающих программ в его стране до сих пор положительных результатов не дал. В рамках этого же направления дискуссии (микрокомпьютеры как средство обучения) ряд выступлений был посвящен развитию программного обеспечения используемых в школах ЭВМ. Так, П. Мартин (Великобритания) отметил, что по своим демонстрационным возможностям микрокомпьютеры уже практически догнали телевидение. Дж. Хантер (Великобритания) рассказал об успешном переносе программ, работавших ранее на мини-ЭВМ, на микро-ЭВМ.

Последнее направление — применение микропроцессоров в качестве средства управления учебным процессом — было представлено на конгрессе докладом Оле Бьёрквиста (Финляндия). Наличие в школе микропроцессорной техники облегчает проведение психологических, физиологических и педагогических исследований, так как компьютеры могут фиксировать не только результаты измерений, но и моменты времени получения этих результатов. Таким образом, многие важные опыты могут быть перенесены из лабораторий прямо в классы и охватить значительно большее

 

22

 

количество учащихся. На примерах таких исследований и полученных с помощью микрокомпьютеров результатах и остановился докладчик.

 

*

 

Четвертый вопрос — перспективы использования компьютеров при обучении другим школьным предметам; другими словами, как это было отмечено выше, компьютер как средство обучения. По этой проблеме нет однозначно выявленных перспектив. В предыдущие десятилетия много писалось об алгоритмизации обучения, однако до сих пор не стерлись грустные воспоминания о буме программированного обучения в 60-е гг. Тогдашние попытки препарировать учебный материал общеобразовательных предметов в виде серии «тщательно» подготовленных кадров, т.е. доз информации, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения, в настоящее время трансформируются в обучающие программы. Как показывает анализ качества зарубежных обучающих программ, до сих пор создано удивительно мало хороших программ, использование которых бесспорно повышает качество обучения. Качество обучающих программ с огромным трудом поддается критериальной оценке. В это понятие входят такие составляющие, как программистское качество (техника разработки самой программы); алгоритмическое качество (логика построения подачи учебного материала); дидактическое качество (насколько удачно удалось смоделировать в программе процесс обучения и взаимодействия компьютера и обучающегося); методическое качество (соответствие реальных » результатов обучения планируемым результатам, определяемым методической системой). Не менее важно и отношение самих учащихся к той или иной программе. Мы уже говорили, что ЭВМ удивительно приспособлены к моделированию любого процесса. Моделировать учебно-воспитательный процесс необычайно сложно. И в первую очередь из-за исключительно большого числа факторов и закономерностей, которые необходимо учесть с высокой математической точностью. В то же время процесс обучения имеет целый ряд закономерностей и зависимостей, о которых наши знания весьма скудны; нет даже достоверных эмпирических формул, описывающих их. Естественно, любые попытки построить компьютерные модели процесса обучения с такими пробелами не могут дать желаемого результата. Поэтому появление обучающих программ высокого качества по-прежнему будет своего рода лотереей.

Как правило, хорошо удается моделирование одной стороны учебного процесса — изложения учебного материала учителем.

Неудовлетворительно моделируется процесс усвоения учебной информации учащимися.

 

*

 

Предстоит широкий фронт комплексных исследований. Здесь следует иметь в виду, что без решения фундаментальной проблемы дидактики — построения математической модели учебно-воспитательного процесса в целом — никакие фантастические возможности современных компьютеров и частные успехи в создании отдельных обучающих программ не изменят положения.

 

Поступила в редакцию 4.III 1985 г.