Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМЕ СПОСОБНОСТЕЙ

 

В.Э. ЧУДНОВСКИЙ

Москва

 

16—18 октября 1984 г. в Москве в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР состоялся советско-немецкий семинар на тему «Выявление и развитие талантов и способностей». В работе семинара приняли участие московские психологи, а также группа педагогов и психологов ГДР.

Во вступительном докладе «Психологические проблемы диагностики и развития творческих способностей у учащихся» А.М. Матюшкин

 

184

 

остановился на ключевых вопросах проблемы способностей и их развития. Он отметил, что в современной отечественной психологии есть два крайних подхода к проблеме способностей. Один из них основывается на тезисе о том, что способности потенциально существуют вне человека — в человеческой культуре, достижениях промышленности и науки. Способности человека формируются в процессе присвоения, или интериоризации, достижений человеческого прогресса. В общем социальном плане это адекватный тезис, если не абсолютизировать момент интериоризации до наивного представления о способностях как результате непосредственно-механистического проецирования в психику человека результатов и достижений общественной деятельности. Второй подход делает акцент на необходимости изучения природных предпосылок способностей, утверждая, что дети рождаются с разными потенциальными возможностями и предпосылками к овладению теми или иными видами деятельности. Докладчик подчеркнул, что проблема конфликта между этими двумя подходами является надуманной. Конфликт может возникнуть лишь в результате неправомерной абсолютизации одного из подходов, оба подхода взаимопроникают и дополняют друг друга.

В докладе были охарактеризованы основные уровни исследования проблемы способностей. Первый уровень — психофизиологическое и обще-психологическое изучение познавательной активности как основы развития способностей и выявление ее специфики на разных возрастных этапах. В этой связи докладчик изложил результаты проведенной под его руководством экспериментальной работы по изучению познавательной активности учащихся. Второй уровень — исследование роли операциональных умений в развитии способностей. В данном докладе (а также в выступлениях коллег из ГДР) подчеркивалось значение тренировки как одного из условий становления творческой личности. Третий уровень — исследование способностей на уровне личности. Сердцевиной личностного подхода к проблеме способностей должно быть изучение мотивационных процессов, особенно познавательной мотивации. Необходимо выявить психолого-педагогические условия развития познавательной мотивации на каждом возрастном этапе.

Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на подлинное развитие способностей и склонностей ребенка, а не на их имитацию (т.е. достижение определенных результатов путем натаскивания, репетиторства). Это фактически проблема адаптации человека к собственным возможностям. Нуждается в интенсивном исследовании возрастной аспект воспитания способностей применительно к периодам сензитивности и периодам относительных задержек в развитии.

Актуальной задачей является анализ тех субъект-субъектных отношений, в процессе которых творческие возможности воспитателя становятся детерминантами развития способностей ребенка. В заключение А.М. Матюшкин остановился на задаче улучшения подготовки учителя, который должен быть не ментором, а творческим партнером ученика, строящим учебный процесс по типу диалогических отношений с учащимся. Именно такое построение учебного процесса оптимально формирует мотивационную основу способностей.

О ведущемся с 1981 г. совместном исследовании педагогов и методистов ГДР, которое ставит своей задачей выявление и развитие способных и талантливых учащихся, рассказал Г. Майер. Он отметил, что эта задача была выдвинута на X съезде СЕПГ. В докладе был проанализирован опыт работы специальных школ для одаренных и сформулированы стоящие перед такими школами проблемы: диагностика и отбор в эти школы, создание оптимальных условий для всестороннего развития личности при специальном обучении. Докладчик затронул вопросы содержания и объема обучения, соотношения обязательного и факультативного обучения, учебной и неучебной, школьной и внешкольной деятельности учащихся специальных школ.

Н.С. Лейтес в докладе «Ранние проявления одаренности и проблема прогноза развития способностей» сообщил результаты многолетних наблюдений за детьми с ранними проявлениями общих умственных способностей. Было показано, что ключ к пониманию стремительного темпа умственного развития некоторых детей и их необычных достижений следует искать в детской сензитивности, в своеобразии хода возрастного развития. Отмечалось, что в ряде случаев ранний умственный подъем может быть началом формирования незаурядной одаренности, но что весьма часто необычайные возможности таких детей оказываются лишь чем-то преходящим. Сложность процессов становления индивидуальности состоит в том, что в ярких детских способностях собственно индивидуальное еще недостаточно отличимо от возрастного и это крайне затрудняет прогнозирование способностей. В представленных материалах обосновывалось положение о том, что одной из перспективных линий разработки проблемы прогноза является дальнейшее проникновение во взаимосвязи возрастного и индивидуального.

В докладе В. Штейнхофеля (ГДР) «Развитие математических, естественнонаучных и технических способностей учащихся» были раскрыты факторы, влияющие на процесс выявления и развития способностей учащихся. Результаты исследования показали, что современный учебно-воспитательный процесс недостаточно направлен на распознавание и развитие способностей детей. К способным учащимся предъявляются недостаточные требования, на уроках у них имеются паузы, не заполненные эффективной работой, учителя часто используют этих детей как своих помощников и уделяют мало внимания развитию их специальных способностей. Докладчик ознакомил участников семинара с разработанными рекомендациями по выявлению и развитию способностей, которые были апробированы большой группой экспертов, включавшей около 300 учителей-предметников. Рекомендации включают в себя требования общего повышения качества обучения, развития способностей путем целостного формирования личности школьника, согласования учебной и внеучебной работы,

 

185

 

учета роли личного примера учителя в развитии способностей школьников и ряд других.

О путях развития способностей учащихся, которые разработаны в НИИ художественного воспитания АПН СССР, рассказал Е.В. Квятковский. Эта система эстетического воспитания исходит из тесной связи развития способностей и формирования духовной, творчески активной личности, способной воспринимать эстетические ценности. Приобщение детей к искусству не только обогащает духовно ребенка, оно развивает его потенциальные возможности, его способности. Именно приобщение к искусству противостоит натаскиванию и ведет к всестороннему развитию личности. Докладчик остановился на конкретных формах работы, применяющихся в институте по развитию творческих способностей детей. (Некоторые из этих форм работы стали предметом обсуждения на заседании «круглого стола».)

Роль математических олимпиад в раскрытии способностей учащихся рассмотрел В. Энгель (ГДР). Интересным результатом исследования является тот факт, что хотя победители олимпиад специально поощрялись за успехи по математике и физике, они хорошо проявили себя на олимпиадах по другим дисциплинам, а также в различных спартакиадах и конкурсах.

Н.Ф. Талызина в докладе «Способности и их диагностика при деятельностном подходе» отметила, что последовательная позиция относительно социальной детерминации способностей исключает количественный подход к рассмотрению роли биологического и социального; она присоединилась к тем, кто двум этим факторам отводит принципиально разную роль в процессе развития способностей. В докладе было показано, что современные достижения советской психологии позволяют подойти к конкретному анализу способностей, своеобразие которых, по мнению докладчика, заключено в особенностях ориентировочной основы деятельности, стоящей за способностями. Н.Ф. Талызина осветила и некоторые исследования по диагностике способностей, ведущиеся под ее руководством.

Об опыте профессиональной ориентации и подготовки кадров на комбинате им. Карла Цейса в Йене рассказал Г. Ланге (ГДР). Он проанализировал конкретные формы работы с учащимися, дающие возможность не только выявлять и развивать способности школьников, но и обеспечивать высокий уровень научно-технических достижений на комбинате. На эффективность этой работы влияют специальная направленность учебных программ с акцентом на такие дисциплины, как информационная электротехника, техническая автоматизация; увеличение количества уроков по математике, физике, русскому языку; организация профессиональной практики и внеурочной работы в области техники и электротехники; активная помощь школе со стороны руководителей и специалистов комбината.

Э.А. Голубева в докладе «Психофизиологическое изучение способностей» подчеркнула, что единство природного и социального в человеке предполагает, что научное решение проблемы способностей невозможно без исследования их анатомо-физиологических задатков. Трудность их изучения состоит в необходимости расчленять реальный «сплав» врожденного и приобретенного. В качестве задатков способностей следует рассматривать безусловно-рефлекторые реакции, в том числе те, которые составляют основу информационных процессов и ориентировочно-исследовательской деятельности. Продуктивность такого подхода подтверждена многочисленными работами сотрудников лаборатории дифференциальной психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, показавшими зависимость между успешностью в различных видах деятельности и биоэлектрическими характеристиками типологических свойств нервной системы человека.

Доклад Г. Маттеса (ГДР) был посвящен проблеме диагностики развития способностей. Докладчик показал, что в отличие от традиционной диагностики, которая не ориентируется на деятельность, а изучает изолированные свойства личности, разрабатываемая в НИИ педагогической психологии АПН ГДР концепция психодиагностики направлена на определение оптимальных условий саморегуляции деятельности школьника, на прогноз его последующих достижений с учетом педагогического руководства его деятельностью. Существенную роль в диагностике способностей играет выявление особенностей мотивации деятельности школьника. Психологическая наука, подчеркнул докладчик, должна дать учителю систему индикаторов, которые помогли бы ему квалифицированно диагностировать способности учащихся и вести эффективную работу по их развитию. В докладе были охарактеризованы основные этапы психодиагностического обследования.

Как было отмечено в докладе Л.А. Венгера, познавательные способности соотносимы не с уровнем овладения операционным составом деятельности, а с процессами решения специфических для нее задач; способности представляют собой механизмы, обеспечивающие ориентировку в условиях задачи и выбор способов ее решения. Подобными механизмами, выступающими в качестве общих познавательных способностей, складывающихся в дошкольном возрасте, являются разные формы опосредствования, уровень овладения которыми определяет успешность решения детьми широкого спектра задач.

В докладе «Личностные факторы развития таланта» В.Э. Чудновский обосновал положение о том, что наиболее эффективным путем развития таланта является не локальное, непосредственное воздействие на соответствующие способности, а формирование определенной структуры личности. Докладчик остановился на следующих вопросах: талант и активно-преобразующая деятельность личности; талант и проблема потребностей; роль направленности и нравственных идеалов в развитии таланта; талант и проблема самовоспитания.

В обсуждении докладов приняли участие К.М. Гуревич, Б.Б. Koccoв, Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич, Е.С. Махлах, М.К. Кабардов, Г.Н. Кудина (Москва), В.Ф. Моргун (Полтава), А.Р. Гинзбург (Магнитогорск).

В рамках семинара был проведен «круглый стол» на тему «Психологические основы диагностики

 

186

 

и развития талантов и способностей, педагогическая практика их выявления». В его заседании приняли участие кроме членов делегаций учителя московских школ и методисты. Е.И. Коротеева (СШ № 62) рассказала о ведущейся под руководством заслуженного художника СССР Б.Н. Неменского работе по развитию у учащихся способностей к изобразительной деятельности; М.Ф. Головина (СШ № 734) поделилась опытом развития музыкальных способностей по программе, созданной под руководством народного артиста СССР Д.Б. Кабалевского; Л.И. Звавич (СШ № 67) доложил об опыте работы по развитию математических способностей в классах с углубленным изучением отдельных предметов; М.И. Денисов рассказал о развитии технического творчества на уроках труда в школах № 91 и 591; А.А. Мелик-Пашаев проанализировал результаты работы по развитию творческих способностей школьников, которая ведется в школе № 91 под руководством психологов З.Н. Новлянской и Г.Н. Кудиной.

Подводя итоги семинара, А.М. Матюшкин особо отметил практическую направленность многих докладов.