Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

НОВАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ

 

Apter M.J. The experience of motivation. — N.Y.: Academic Press, 1982. — 378 p.

 

В объемистой книге, написанной профессором Уэльского университета М. Аптером, известном у нас по его книге «Кибернетика и развитие» (М., 1972), излагается разработанная им совместно с детским психиатром К. Смитом «структурно-феноменологическая теория мотивации», а также ее приложения в самых разных областях психологии. На основе этой теории, в центре внимания которой находятся механизмы мотивации, а на втором плане — эмоции и личность, описываются и такие явления, как азартные игры и детский негативизм, юмор и религия, конформность, сексуальные расстройства и, наконец, счастье.

 

174

 

Несмотря на столь пугающе широкий охват, теория сохраняет свою цельность, а ее приложения редко кажутся банальными.

Основная предпосылка теории М. Аптера заключается в следующем. Распространенные в психологии мотивации идеи гомеостазиса, отрицательной обратной связи, согласованности и т.п. молчаливо исходят из того, что в каждой системе есть только одно устойчивое состояние. Это, однако, не так — примером тому являются качели, которые могут опираться о землю то одним, то другим концом, или ящик, устойчиво стоящий на любой из сторон, или куб Неккера, воспринимаемый либо в одной, либо в другой перспективе. Такие системы характеризуются мультистабильностью, они имеют несколько устойчивых состояний. Мотивация является именно такой системой. В ней существуют два устойчивых состояния, в каждом из которых действуют свои внутренние закономерности. Эти состояния называются метамотивационными. Первое из них — телическое — характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели. Второе — парателическое — не имеет такой цели и ориентирует субъекта на определенный аспект его поведения или связанные с ним ощущения сами по себе. Переход из одного состояния в другое — особое событие, которое называется инверсией. Теория описывает характеристики самих состояний, предсказывает их особенности и инверсии в разных психологически значимых ситуациях.

Субъект, находящийся в телическом состоянии, в центр внимания ставит результат, а не процесс; он стремится закончить, а не продолжать деятельность; он планирует действия, а не совершает их спонтанно, стремится снизить уровень активации, а не повысить его; добивается реалистического взгляда на вещи и пытается уйти от иллюзий; избегает противоречий, а не ищет их. В парателическом состоянии субъект, наоборот, ориентирован на сами свои действия и ощущения, которые он предпринимает спонтанно; он стремится повысить уровень активации, предается иллюзиям и закрывает глаза на противоречия. Упрощая, можно сказать, что телическое состояние — это состояние работы, а парателическое — игры.

Суть различий между метамотивационными состояниями можно проиллюстрировать на примере отношений активации и удовольствия (гедонического тона) в каждом из них. В телическом состоянии удовольствие является результатом снижения активации. В парателическом состоянии удовольствие, наоборот, тем больше, чем выше активация. Поэтому в телическом состоянии субъект интерпретирует активацию как тревогу и стремится минимизировать ее, а в парателическом состоянии он интерпретирует активацию как возбуждение и максимирует ее до некоторого порога, за которым наступает инверсия

В течение всего времени бодрствования субъект находится в одном из этих состояний, в двух одновременно находиться невозможно. Инверсия происходит моментально; ее запускает либо насыщение мотива, доминирующего внутри данного состояния, либо его фрустрация, либо внешние по отношению к состоянию факторы типа режима дня и т.д.

Одно из интересных явлений, которое может быть проанализировано в этих терминах,— это мгновенные скачки от одной полярной эмоции к другой; реально встречаясь в разных ситуациях, они практически не поддавались психологическому объяснению. Здесь они рассматриваются как изменения в интерпретации одного и того же уровня активации, являющиеся следствием мета-мотивационной инверсии. Таковы, например, переходы от удовольствия к агрессии в спортивной игре, от сексуального возбуждения к тревоге и т. д. Интересно работают эти понятия в анализе семейных отношений. К примеру, супружеские конфликты трактуются как такие взаимодействия метамотивационных состояний, при которых телическое состояние одного из супругов стимулирует парателическую мотивацию другого, и наоборот. Так, активность жены может возбуждать в муже тревогу, а его спокойствие вызывает у жены скуку. Разная доминантность (телическая или парателическая) и разные пороги инверсий порождают несовместимость на метамотивационном уровне.

К сожалению, следствия теории практически не получили экспериментальной проверки. Многочисленные функциональные зависимости, которые описываются в главах книги, остаются лишь наглядными моделями, никаких средств для измерения их параметров автор не предусматривает (единственным таким инструментом является приведенный в приложении «Опросник телической доминантности», измеряющий индивидуальные различия в соотношении метамотивационных состояний, однако, насколько можно судить, он практически не применялся). В целом разрабатываемая теория характеризуется автором как «интерпретативная», а не экспериментальная; она предлагает систематический способ понимания человеческого поведения, а не его предсказания, подлежащего проверке опытом. Автор справедливо замечает, что та степень, в которой подобная теория может рассматриваться как научная, всегда останется дискуссионной. Независимо от этого полезность таких «интерпретативных» усилий, на наш взгляд, не подлежит сомнению. В случае успеха они входят в число тех моделей, которые принимаются научным сообществом и работают в нем как некие мыслительные автоматизмы; неудачи же в этой области обходятся недорого. Какая судьба ждет «структурную феноменологию» — покажет ближайшее будущее.

 

А.М. Эткинд

Ленинград