Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

МОТИВАЦИЯ, КОНФЛИКТ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ

 

Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle. — Berlin — Heidelberg — New York — Tokyo: Springer-Verlag, 1983. — 354 S.

 

Книга западногерманского психолога Юлиуса Куля — теоретическое исследование, в котором конструируется модель, описывающая и предсказывающая человеческое поведение. Попытки создания такого рода моделей известны: они прослеживаются с большей или меньшей отчетливостью в каждой достаточно крупной теоретической работе по проблеме мотивации. Автор вводит свою монографию в общий контекст психологической литературы, представив в книге подробный критический анализ ряда теорий — К. Левина, Дж. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Н. Аха и некоторых других. Его схема, как он сам отмечает, является в основном развитием модели Дж. Аткинсона.

Ю. Куль рассматривает только целенаправленные действия, поскольку, с его точки зрения, все виды непроизвольного поведения имеют иные механизмы (так, например, рефлекторное поведение осуществляется по законам научения). Действие развертывается во времени и пространстве в зависимости от «квазифактов» — физических, социальных и понятийных. Объекты и процессы в жизненном пространстве имеют определенные валентности, которые на субъективном уровне предстают как ценности. Если ценность достаточно велика, то у индивида возникает желание достичь притягательной для него цели.

Важным звеном в модели Ю. Куля являются процессы когнитивного опосредствования мотивации. Это звено представлено следующим образом. Желаемая цель потенциально достижима или недостижима. Ожидания того или иного исхода либо останавливают действие на данном начальном этапе, либо, если прогнозируется высокая вероятность получения результата, приводят к формированию намерения. За намерением следует принятие решения и окончательный выбор цели.

Все выделенные элементы — ценность, желание, ожидание, намерение, принятие решения, выбор — далее последовательно включаются в мотивационный процесс на уровнях средств действия и действия как такового, т.е. фактического выполнения цикла движений.

Как явствует из приведенного краткого изложения позиции Ю. Куля, она является разновидностью «теории ожидание — ценность» (expectancy-value theory). Помимо модели Дж. Аткинсона (особенно одной из последних ее редакций — модели Аткинсона — Берча) автор использует и один из ее основных источников — положения К. Левина о жизненном пространстве, движении к цели как локомоции и др. Основные положения о зависимости мотивации от когнитивной структуры среды, о ценности цели или ожидаемых последствий действия, сам принцип ожидания как субъективной веры в определенные следствия определенного действия сохранены в традициях К. Левина и Дж. Аткинсона. Используются также элементы «когнитивной теории мотивации» Г. Хекхаузена, в частности постановка вопроса об отказе от желаемой цели.

К сожалению, в книге не дается определения мотивации. Этот основной — вынесенный в заглавие книги — термин отсутствует и в предметном указателе. Однако можно предположить, что мотивация понимается автором, вслед за Дж. Аткинсоном, как состояние личности, тенденция добиваться некоторой цели. Основное внимание уделяется проблемам когнитивного опосредствования

 

172

 

мотивации при постановке целей, динамики процесса (изменения готовности достижения цели) и мотивационных конфликтов.

С помощью модели, построенной в логике высказывания, дается прогноз, на что может решиться личность. При определении результирующей мотивационной тенденции учитывается преодоление различных мотивационных конфликтов (конфликта принятия решения и т.д.). Своей задачей Ю. Куль считает и индивидуализацию, приближение к действиям конкретного субъекта. Для этого вычисляются случаи, в которых модель оказалась верной, экспериментально выявляется, насколько велик круг людей, поведение которых она может описать и предсказать. Безусловно, психологический прогноз поведения человека и особенно результатов его частного узкого действия всегда относителен. Тем не менее представляется важной постановка вопроса об индивидуализации прогноза, построении системы индивидуально-типологических характеристик.

Новым следует считать включение Ю. Кулем «контроля действия» в психологическую теорию мотивации. Процессы мотивации и самоконтроля переплетаются и оказывают взаимное влияние друг на друга, но обычно их анализируют отдельно. В рецензируемой книге сделана попытка их синтеза.

Теоретические положения Ю. Куля сопровождаются данными экспериментов, построенных на базе отдельных аспектов обсуждаемой модели. Предметом экспериментальных исследований служат в основном различные виды мотивации при решении задач. Используются и ссылки на примеры из повседневной жизни.

Таким образом, предложенная теоретическая схема не является оригинальной. Она вызывает интерес как один из вариантов направления, рассматривающего мотивацию в категориях ожидания и ценности. Представляется закономерным, с одной стороны, отказ от жестких алгебраических формул, описывающих поведение, включение в модель новых дополнительных элементов и, с другой стороны, дальнейшее вытеснение содержательного понятия «мотивация». Не случайно и очень узкое, частное построение эксперимента — даже в усложненном виде модель не дает реальных возможностей предсказания человеческого поведения. Причем существенной является не только относительная точность прогнозов, но и невозможность переноса конкретного предсказания, данного на примере определенных действий, на более широкое поведение. Остаются непреодоленными трудности учета разнообразных факторов; в частности, не учитывается социальный фактор, действия человека анализируются вне социального контекста.

Книга Ю. Куля будет полезна для углубленного изучения психологических проблем мотивации.

 

И.Ю. Кулагина, Ю.С. Жуйков

Москва