169
ЧЕЛОВЕК — УЧЕНИЕ — АВТОМАТ
Kulic. Clovek — uceni — automat.— Praha: Statni pedagogicke nakladatelstvi, 1984.— 249 s.
Данная книга может представить интерес для советского читателя в связи с введением в школьное обучение у нас в стране микропроцессорной техники и ЭВМ.
Автор подчеркивает, что одним из путей создания оптимальных условий организации учения и управления им, повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является рационализация технической базы образования, использование современной техники — обучающих машин и автоматов и т. п. и систем обучения, управление которыми осуществляется — в большей или меньшей мере — с помощью вычислительных машин. Использование этих средств поднимает на более высокий уровень обучения, обогащает взаимодействие «учитель — ученик». При использовании технических средств в образовательном процессе возникает система «человек — машина» нового типа, которую следует рассматривать как «социотехническую систему»; сущность ее состоит в организации функционирования человека в соответствии с моделями его деятельности и поведения, разработанными науками о человеке, особенно психологией.
Автор справедливо отмечает, что современная школа нуждается в том, чтобы искать и находить ответы на вопросы, относящиеся к созданию таких условий деятельности учителя, в которых преодолевается преимущественно «ремесленный» до сих пор ее характер, и учитель высвобождается для осуществления «его действительно гуманной и творческой ведущей роли в воспитании и обучении» (с. 12).
В 1, вводной, главе книги рассматриваются некоторые исторические тенденции и современные теоретические вопросы использования обучающих машин.
170
Глава 2 посвящена психолого-педагегическим критериям конструирования и использования обучающих автоматов, в частности критериям анализа деятельности учителя и ученика в ситуациях автоматизированного обучения.
Глава 3 посвящена простым техническим обучающим системам (их возникновение и развитие). Предложена классификация и рассмотрены основные типы индивидуальных и групповых обучающих систем.
В главе 4 анализируются психолого-дидактические функции средств автоматизированного обучения. Автор рассматривает психологические и дидактико-регулятивные характеристики обучающих технических систем, некоторые организационно-экономические условия использования дидактической техники.
В главе 5 («Человек в ситуации автоматизированного обучения») автор рассматривает следующие вопросы: ученик и учитель в ситуации автоматизированного обучения, взаимодействие «учитель — ученик», изменения в профессиограмме их деятельности.
Глава 6 посвящена вопросам «психодидактической эргономики». Здесь рассмотрены условия и характеристики деятельности человека в ситуации автоматизированного обучения, учитель (инструктор) как оператор мониторного управляющего пульта; особое внимание уделено вопросу о том, как человек — в роли учителя или ученика — переживает ситуацию автоматизированного обучения.
В главе 7 автор, опираясь на достижения программированного обучения и кибернетическую теорию управления, формулирует теорию «психологии управляемого обучения», использующую данные общей психологии учения в ситуациях «педагогического» типа, в которых внешнее управление становится действенным фактором учения.
В 8 заключительной главе («Автоматические вычислительные машины и их использование в обучении и самообучении») описываются некоторые современные системы, рассматриваются технико-функциональные и психолого-педагогические условия эффективного управления учением с помощью вычислительных машин. Показано, что применение сложных технических систем целесообразно лишь тогда, когда в реализуемых ими проектах обучения полностью используются главные преимущества этой техники, т.е. прежде всего большая емкость памяти, возможности адаптивного управления и реализации форм диалогического взаимодействия, проведения игр и др. В заключение автор, рассматривая перспективы использования машин в обучении и самообучении, кратко характеризует педагогическую, психологическую и экономическую эффективность этого использования, а также применение микропроцессорной техники (в качестве источников информации, помощников-переводчиков, «карманных учителей» и т.п.). В книге поставлены также некоторые дискуссионные вопросы. Она представляет интерес для специалистов, разрабатывающих вопросы использования ЭВМ в обучении.
Т.В. Мишина
Москва